Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Процесс обучения двигательному действию ребенка специалистом по ФК как целостная педагогическая система, состоящая из трех этапов: этапа начального изучения двигательного действия; этапа углубленного изучения двигательных действий; этапа совершенствования. ЛФК как важнейшая часть общей программы физической реабилитации средствами АФК. Задачи, содержание, методические приемы на занятиях ЛФК. ЛФК как способ развития у ребенка правильного двигательного стереотипа. Упражнения на расслабление (по Фелпсу); пассивные упражнения (по Бобату), активные упражнения (условно-рефлекторные позы по Войту). Методы воздействия при реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: иглорефлексотерапия, массаж, мануальная терапия, микроволновая резонансная терапия и д.р. Массаж при ДЦП.
Соблюдение принципа онтогенетической последовательности. Обучение ребенка жизненно необходимым двигательным навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. Фиксирование правильности выполнения упражнений.
Положительное влияние на развитие двигательных функций комплексных афферентных стимулов: зрительных, тактильных, температурных, проприоцептивных. Создание условий для самостоятельной двигательной активности. Взаимодействие специалиста по ФК со специалистами медицинского профиля (врачами).
Особенности формирования структурно-функциональных двигательных навыков, развитие морфо-функциональных систем и физических возможностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Формирование костно-мышечной и вегетсосудистой систем. Двигательные возможности и морфо-функциональные особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Морфологические особенности телосложения, сердца детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени. Изменение функционального состояния организма и адаптационных реакций организма детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на двигательную деятельность.
Тема 4. Методики
оптимального формирования двигательных
навыков при работе с ребенком
с нарушениями опорно-
Использование тренажерных устройств в физической реабилитации детей с различными врожденными и приобретенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Разработка карты оптимальных весовых режимов для детей с различными двигательными возможностями при использовании «Тренажера Гросса». Разработка оценки биомеханических характеристик бега и прыжков у детей с ограничением возможностей опорно-двигательного аппарата при использовании «Тренажера Гросса».
Методика с применением «Тренажера Гросса», позволяющая детям заниматься любыми физическими упражнениями в вертикальном положении тела с оптимальной разгрузкой опорно-двигательного аппарата, что обеспечивает максимальную возможность формирования двигательных навыков и тренировку пространственной ориентации. Особенности адаптации организма детей-инвалидов к физическим нагрузкам разной структуры, интенсивности и объема в зависимости от степени поражения ОДА. Обоснование необходимости вертикальной реабилитации для создания гармоничных взаимоотношений в развитии систем и органов, устранения порочных установок, развития двигательных, и физических качеств, функциональных возможностей. Оптимальные режимы физической реабилитации детей с нарушениями ОДА с учетом индивидуальных двигательных и функциональных особенностей. Методические приемы дозирования нагрузки при самостоятельном совершении всех двигательных актов в вертикальном положении тела.
Тема 5. Индивидуальный подход в реабилитации ребенка с нарушениями ОДА средствами АФК.
Выявление эмоционально-психологических особенностей детей с нарушениями ОДА. Учет личностных особенностей по типу психического инфантилизма, дисгармонии развития личности. Организация дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры, постановки и решения реабилитационных задач, сопряженных с процессом личностного развития детей данной категории. Необходимость учета познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Специфический характер деятельности специалиста по ФК, обусловленной характером заболевания детей. Ориентирование специалистов в медицинских аспектах патологии. Использование эффективных способов активизации познавательной деятельности ребенка, методы оценивания и поощрения детей. Проведение занятий на основе индивидуального подхода и дидактических принципов.
Тема 6. Нетрадиционные формы занятий как альтернатива известным методам физической реабилитации.
Занятия в сухом бассейне
как активизация сердечно-
Тема 7. Значение личности специалиста по физической культуре в ходе работы с ребенком с нарушениями ОДА.
Центральное место личности специалиста по физической культуре в осуществлении процесса физической реабилитации средствами АФК. Личностно-ориентированный подход к детям с нарушениями ОДА – залог успешной работы. Требования к качествам личности: педагогический такт, авторитетность, доброжелательность, толерантность, тактичность, самокритичность, эмпатия, коммуникабельность, отзывчивость, справедливость, компетентность. Индивидуальный стиль деятельности.
Тема 8. Оценка
эффективности занятий
Текущая оценка внешних признаков утомления ребенка с нарушениями ОДА, оценка функционального состояния организма детей, физиометрических показателей. Оценка в динамике состояния мышц – силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие тонических рефлексов.
Темы семинарских занятий.
Семинарское занятие № 1 (2 часа)
Тема: Средства и методы, используемые для организации физической реабилитации.
1. Классификация средств,
используемых при организации
двигательной активности
2. Состав методов физических упражнений, их роль при формировании двигательных навыков.
3. Оптимизация средств и методов физической реабилитации.
Семинарское занятие № 2 (4 часа)
Тема: Работа специалиста по ФК по формированию двигательных навыков у ребенка с нарушениями ОДА.
1. Этапная система
обучения ребенка с
2. ЛФК как способ развития у ребенка правильного двигательного стереотипа. Методы воздействия.
3. Двигательные возможности
и морфо-функциональные
Семинарское занятие № 3 (2 часа)
Тема: Значение личности специалиста по физической культуре в ходе работы с ребенком с нарушениями ОДА.
Семинарское занятие № 4-5 (6 часов)
Тема 1: Методики
оптимального формирования двигательных
навыков при работе с ребенком
с нарушениями опорно-
1. Тренажерные устройства, применяемые при физической реабилитации детей с нарушениями ОДА.
2. Карта оптимальных
весовых режимов с
3. Оценка биомеханических характеристик бега и прыжков у детей с нарушениями ОДА при использовании тренажеров.
Тема 2: Нетрадиционные формы занятий как альтернатива известным методам физической реабилитации.
1. Сухой бассейн.
2. Фитбол-гимнастика.
3. Индивидуальный подбор упражнений.
Вопросы к зачету:
Рекомендуемая литература.