Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Процесс обучения двигательному  действию ребенка специалистом по ФК как целостная педагогическая система, состоящая из трех этапов: этапа начального изучения двигательного действия; этапа углубленного изучения двигательных действий; этапа совершенствования. ЛФК как важнейшая часть общей программы физической реабилитации средствами АФК. Задачи, содержание, методические приемы на занятиях ЛФК. ЛФК как способ развития у ребенка правильного двигательного стереотипа. Упражнения на расслабление (по Фелпсу); пассивные упражнения (по Бобату), активные упражнения (условно-рефлекторные позы по Войту). Методы воздействия при реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: иглорефлексотерапия, массаж, мануальная терапия, микроволновая резонансная терапия и д.р. Массаж при ДЦП.

Соблюдение принципа онтогенетической последовательности. Обучение ребенка жизненно необходимым  двигательным навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. Фиксирование правильности выполнения упражнений.

Положительное влияние  на развитие двигательных функций комплексных  афферентных стимулов: зрительных, тактильных, температурных, проприоцептивных. Создание условий для самостоятельной двигательной активности. Взаимодействие специалиста по ФК со специалистами медицинского профиля (врачами).

Особенности формирования структурно-функциональных двигательных навыков, развитие морфо-функциональных систем и физических возможностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Формирование костно-мышечной и вегетсосудистой систем. Двигательные возможности и морфо-функциональные особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Морфологические особенности телосложения, сердца детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени. Изменение функционального состояния организма и адаптационных реакций организма детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на двигательную деятельность.

Тема 4. Методики оптимального формирования двигательных навыков при работе с ребенком с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

Использование тренажерных  устройств в физической реабилитации детей с различными врожденными и приобретенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Разработка карты оптимальных весовых режимов для детей с различными двигательными возможностями при использовании «Тренажера Гросса». Разработка оценки биомеханических характеристик бега и прыжков у детей с ограничением возможностей опорно-двигательного аппарата при использовании «Тренажера Гросса».

Методика с применением  «Тренажера Гросса», позволяющая детям  заниматься любыми физическими упражнениями в вертикальном положении тела с оптимальной разгрузкой опорно-двигательного аппарата, что обеспечивает максимальную возможность формирования двигательных навыков и тренировку пространственной ориентации. Особенности адаптации организма детей-инвалидов к физическим нагрузкам разной структуры, интенсивности и объема в зависимости от степени поражения ОДА. Обоснование необходимости вертикальной реабилитации для создания гармоничных взаимоотношений в развитии систем и органов, устранения порочных установок, развития двигательных, и физических качеств, функциональных возможностей. Оптимальные режимы физической реабилитации детей с нарушениями ОДА с учетом индивидуальных двигательных и функциональных особенностей. Методические приемы дозирования нагрузки при самостоятельном совершении всех двигательных актов в вертикальном положении тела.

Тема 5. Индивидуальный подход в реабилитации ребенка с  нарушениями ОДА средствами АФК.

Выявление эмоционально-психологических  особенностей детей с нарушениями  ОДА. Учет личностных особенностей по типу психического инфантилизма, дисгармонии развития личности. Организация дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры, постановки и решения реабилитационных задач, сопряженных с процессом личностного развития детей данной категории. Необходимость учета познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Специфический характер деятельности специалиста по ФК, обусловленной характером заболевания детей. Ориентирование специалистов в медицинских аспектах патологии. Использование эффективных способов активизации познавательной деятельности ребенка, методы оценивания и поощрения детей. Проведение занятий на основе индивидуального подхода и дидактических принципов.

Тема 6. Нетрадиционные формы занятий как альтернатива известным методам физической реабилитации.

Занятия в сухом бассейне как активизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, как  способ увеличения подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей. Индивидуальный подбор упражнений в бассейне в зависимости от формы и степени тяжести заболевания. Фитбол-гимнастика как комплекс полезных воздействий на организм ребенка с нарушениями ОДА. Развитие и совершенствование координации движений и равновесия, укрепление мышечного корсета, выработка оптимального двигательного стереотипа. Фитбол-гимнастика как способ активного вовлечения ребенка в реабилитационный процесс средствами адаптивной физической культуры.

Тема 7.  Значение личности специалиста по физической культуре в ходе работы с ребенком с нарушениями ОДА.

Центральное место личности специалиста по физической культуре в осуществлении процесса физической реабилитации средствами АФК. Личностно-ориентированный  подход к детям с нарушениями ОДА – залог успешной работы. Требования к качествам личности: педагогический такт, авторитетность, доброжелательность, толерантность, тактичность, самокритичность, эмпатия, коммуникабельность, отзывчивость, справедливость, компетентность. Индивидуальный стиль деятельности.

Тема 8. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой.

Текущая оценка внешних  признаков утомления ребенка  с нарушениями ОДА, оценка функционального  состояния организма детей, физиометрических показателей. Оценка в динамике состояния мышц – силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие тонических рефлексов.

 

Темы семинарских  занятий.

Семинарское занятие  № 1 (2 часа)

Тема: Средства и методы, используемые для организации физической реабилитации.

1. Классификация средств,  используемых при организации  двигательной активности ребенка  с нарушениями ОДА.

2. Состав методов физических  упражнений, их роль при формировании  двигательных навыков.

3. Оптимизация средств и методов физической реабилитации.

Семинарское занятие  № 2 (4 часа)

Тема: Работа специалиста  по ФК по формированию двигательных навыков  у ребенка с нарушениями ОДА.

1. Этапная система  обучения ребенка с нарушениями  ОДА двигательному действию.

2. ЛФК как способ развития у ребенка правильного двигательного стереотипа. Методы воздействия.

3. Двигательные возможности  и морфо-функциональные особенности  детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

 

Семинарское занятие  № 3 (2 часа)

Тема: Значение личности специалиста по физической культуре в ходе работы с ребенком с нарушениями ОДА.

  1. Требования к качествам личности будущего специалиста по ФК.
  2. Качества профессионально-педагогической направленности: профессионально-педагогическая компетентность, намерения и склонности.
  3. Профессионально значимые способности: педагогические, дидактические, академические, коммуникативные, конструктивные, перцептивные, организаторские.
  4. Индивидуально-психологические особенности: чувство юмора, стрессоустойчивость, волевые качества, интеллигентность, творческое воображение, толерантность, обаяние, находчивость.

Семинарское занятие  № 4-5 (6 часов)

Тема 1: Методики оптимального формирования двигательных навыков при работе с ребенком с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

1. Тренажерные устройства, применяемые при физической реабилитации детей с нарушениями ОДА.

2. Карта оптимальных  весовых режимов с использованием  тренажеров.

3. Оценка биомеханических  характеристик бега и прыжков  у детей с нарушениями ОДА  при использовании тренажеров.

Тема 2:  Нетрадиционные формы занятий как альтернатива известным методам физической реабилитации.

1. Сухой бассейн.

2. Фитбол-гимнастика.

3. Индивидуальный подбор  упражнений.

Вопросы к зачету:

  1. Охарактеризуйте понятия теории и методики адаптивной физической культуры: «физическая рекреация», «двигательная реабилитация».
  2. Какие задачи решаются на занятиях по адаптивному физическому воспитанию?
  3. Опишите механизмы формирования двигательной активности у детей с нарушениями ОДА на занятиях по АФК.
  4. Дайте классификационную характеристику средств и методов, используемых при обучении детей двигательным навыкам. Дайте их систематику.
  5. Раскройте диалектику формы и содержания физического упражнения реабилитационной направленности.
  6. Опишите основные эффекты физических упражнений.
  7. Назовите упражнения, выделяемые по преимущественному проявлению двигательных качеств.
  8. Назовите упражнения, выделяемые по характеру двигательной деятельности.
  9. Назовите упражнения, выделяемые по видовому признаку.
  10. Какими упражнениями целесообразно расслаблять дистальные отделы конечностей при занятиях с детьми с ДЦП?
  11. Как обеспечивается оптимизация используемых при физической реабилитации ребенка система средств и методов? Насколько учитываются при этом индивидуальные морфо-функциональные особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
  12. Какие вы знаете режимы разгрузки опорно-двигательного аппарата в реабилитационных занятиях?
  13. Является ли ЛФК способом развития у ребенка с нарушениями ОДА правильного двигательного стереотипа? Почему?
  14. Какими диагностическими тестами можно оценить эффективность коррекции двигательных нарушений при патологиях опорно-двигательного аппарата?
  15. Назовите известные вам методики оптимального формирования двигательных навыков при работе с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  16. В чем заключается сущность индивидуального подхода специалиста по ФК при выборе средств, методов, форм АФК, решении задач физической реабилитации? Как это сопряжено с процессом личностного развития детей с нарушениями ОДА?
  17. Определите степень необходимости для специалиста по ФК ориентирования в медицинских аспектах патологий опорно-двигательного аппарата?
  18. Какие качества личности будущего специалиста по ФК являются наиболее приоритетными при работе с детьми с нарушениями ОДА?
  19. Перечислите и охарактеризуйте известные вам нетрадиционные формы занятий адаптивной физической культурой с детьми с нарушениями ОДА,
  20. Как производится оценка эффективности занятий АФК? Перечислите известные вам методики.

 

Рекомендуемая литература.

  1. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и ЛФК при ДЦП. – С.-Пб., 1971.
  2. Виноградов Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации. – С.-Пб., 1998. – 51с.
  3. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2000. – 224с.
  4. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. – М.: Сов. спорт, 2000. – 240с.
  5. Ефименко Н.Н., Сергиев Б.В. Содержание и методика физкультуры с детьми, страдающими ДЦП.- М.: Сов. спорт, 1991. – 55с.
  6. Калинин Ю.В. Реабилитация детей с нарушениями: основные аспекты и направления.//Работник социальной службы. – 2000, № 4. – с. 84-97.
  7. Коротков В.А. Профессионально-личностные ориентации педагогов. – М., 1998. – 22с.
  8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА. – М.: Академия, 2001. – 192с.
  9. Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. Под ред. Проф. Евсеева С.П. – М.: Сов. спорт, 2001. – 320с.
  10. Литош Н.А. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. Учебное пособие. – М.: Спорт-Академ Пресс, 2002. – 140с.
  11. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. Результаты и исследования как основа для построения программы развития.//Дефектология. – 1997, № 4. – с. 17.
  12. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304с.
  13. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг. – С.-Пб., 2000.
  14. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП. – М., 1996. – 389с.
  15. Физическое воспитание дошкольников с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата.//Дошкольное воспитание. – 2003, № 9. – с. 28-35.
  16. Частные методики адаптивной физической культуры. Учебное пособие. Под ред. Шапковой Л.В. – М.: Сов. спорт, 2003. – 464с.
  17. Шипицина Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – С.-Пб. 1995. – 234с.
  18. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – С.-Пб.: Дидактика плюс. – 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара