Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Учреждения, оказывающие
помощь семье и ребенку (социальные
службы, медицинские и образовательные
учреждения)___________________
______________________________
Наличие индивидуальной
программы реабилитации и № учреждения
государственной службы медико-социальной
экспертизы, давшего реабилитационно-
Реабилитационный потенциал: высокий, удовлетворительный, низкий (подчеркнуть).
Перечень учреждений,
предоставляющих комплекс реабилитационных
услуг ребенку-инвалиду и его
семье_________________________
______________________________
Оценка качества предоставляемых
услуг_________________________
______________________________
Перечень необходимых дополнительных мероприятий в рамках индивидуальной программы реабилитации ____________________________
______________________________
Приложение 7.
Деятельность специалиста по ФК с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА
№ |
Участники взаимодействия | |||
Специалист по ФКÛребенок с нарушениями ОДА |
Специалист по ФКÛсемья ребенка (родители/лица, их заменяющие) |
Специалист по ФКÛребенокÛродители/лица, их заменяющие | ||
1. |
Цели |
Реабилитация ребенка |
повышение педагогической компетентности родителей в отношении эффективности физической реабилитации |
установление адекватных взаимоотношений между родителями и ребенком. |
2. |
Задачи |
Совершенствование двигательной активности
ребенка, выбор определенного режима
движения; удовлетворение биологической
потребности ребенка в |
- осознание родителями - освоение родителями основных форм и методов реабилитации средствами ФК, необходимыми для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; - формирование у родителей |
трансформация воспитательного и реабилитационного процесса; созидательная деятельность родителей, повышение личностной самооценки родителей; коррекция неконструктивных форм взаимодействия родителей с ребенком; признание важности роли физических упражнений в реабилитации ребенка; формирование умений, отработка навыков по проведению реабилитационной работы с ребенком с нарушениями ОДА. |
3. |
Принципы |
Диагностирования, индивидуализации,
коррекционно-развивающей |
Общие: сознательности и активности, научности, наглядности, систематичности, прочности. сознательности и активности, научности, наглядности, систематичности, прочности. Специфичные: приоритетной роли микросоциума. |
Общие и специфичные для каждой части работы (с ребенком, с родителями, совместно с ребенком и родителями). |
4. |
Направления |
Реабилитационное. |
Реабилитационное, образовательное, психотерапевтическое, интеграционное. |
Ведущее направление – |
5. |
Методы |
наглядной демонстрации, обучения двигательным действиям (строго и частично регламентированных упражнений, расчленено-конструктивных упражнений); методы развития физических качеств (равномерный, повторный, игровой); лечебная гимнастика, дозированная ходьба, метод целостного разучивания, метод обучения действиям по частям. |
метод наглядной демонстрации; методы обучения ребенка двигательным действиям; метод дискуссии (с помощью системы обоснованных доводов воздействие на позиции и установки участников дискуссии – родителей); метод опроса: беседа, анкетирование, интервью; метод проб и ошибок (способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях); наблюдения. |
наглядной демонстрации, словесного метода, практического метода обучения, метода строго и частично регламентированных упражнений, метода расчленено-конструктивного упражнения. |
6. |
Формы |
1. Самостоятельные упражнения 2. Организационные групповые и секционные занятия (ЛФК). |
групповая работа с семьями, в которых имеются дети-инвалиды со сходной патологией; индивидуальная работа с родителями или с одним из них – лекционно-просветительская, беседы, консультации. |
лекционно-просветительская, практическая: совместные коррекционно- |
7. |
Мероприятия |
реабилитационная программа, занятия в спортивных группах. |
программа делового сотрудничества, направленного на достижение оптимальных целей физического воспитания ребенка. |
составление индивидуальных программ для домашних занятий, включающих специальные коррекционные упражнения, подвижные и малоподвижные игры с учетом медицинских показаний; совместные занятия. |
8. |
Методики |
методика ЛФК (по программе Бобата и Войты); эрготерапия (по программе Афольтера и Фростинга); эрготерапия (по программе Дж. Адреса); методика обучения детей с нарушениями ОДА двигательным действиям и формирование двигательных навыков |
обучение методикам, используемым в работе с ребенком (методика ЛФК, эрготерапия, методика обучения ребенка двигательным действиям). |
семейно-групповая методика реабилитации, способствующая интеграции индивидуальных и семейных воздействий реабилитационной направленности, обеспечивающая конструктивное взаимодействие родителей с детьми. |
9. |
Организационно-методическая основа (условия) |
Субъект-субъектные отношения между ребенком и специалистом по ФК, подразумевающие их равноправное сотрудничество как участников взаимодействия. |
Активная субъектная позиция родителей, выражаемая в первостепенности роли родителей в реабилитационном процессе; желание родителей быть активными участниками всех этапов реабилитации, конспектирование родителями хода занятий, чтение спец. литературы. |
Участие в работе всех членов семьи: демонстрация и обучение родителей приемам коррекционной работы, выполнение домашних занятий с ребенком, чтение спец. литературы. |
Приложение 8.
Программа спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данный спецкурс, концептуальная
часть которого включает в себя интегрированные
знания (медико-психолого-
Цель спецкурса: теоретико-практическая
подготовка будущего специалиста по
физической культуре к работе с семьями
детей с нарушениями опорно-
Задачи:
- сформировать у специалистов
научное мировоззрение и
- сформировать у специалистов
понимание возрастных и
- обеспечить овладение
специалистами методикой
- сформировать у специалистов
умение осуществлять
- подготовка студентов
к профессиональной
- сформировать у студентов
умение анализировать
Дисциплина
ориентирует на организационно-
в области организационно-управленческой деятельности:
- руководство работой
семьи ребенка с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
- формирование у родителей
ребенка с нарушениями опорно-
- организация контроля за результатами физического воспитания детей и деятельностью родителей;
- консультирование родителей
ребенка с нарушениями опорно-
в области научно-методической деятельности:
- обеспечение методического оснащения процесса физической реабилитации ребенка;
- организация и координирование
методической работы по
- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;
в области учебно-воспитательной деятельности:
осуществление процесса
обучения родителей и детей с
нарушениями опорно-
- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения детей движениям;
- использование технических средств обучения;
- использование индивидуального подхода в работе с детьми и их родителями;
в области психолого-педагогической деятельности:
- оказание психологической
и педагогической помощи
в области культурно-просветительской деятельности:
- формирование физической
культуры как неотъемлемой
Программа спецкурса «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьями ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата» включает три блока:
Апробация будет реализовываться на экспериментальной группе на II (3 семестр), III курсе (5-6 семестр) и IV-V курсе (7-9 семестр) отделения физической культуры АГУ в рамках курсов по выбору дисциплин предметной подготовки. Основной целью лекционного курса будет обеспечение содержательной, а практических занятий – процессуальной подготовки будущих специалистов по ФК к работе с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА. Построение индивидуальной образовательной траектории будет учитывать индивидуальные потребности студентов, и проектироваться с учетом уровня их профессиональной готовности. Будут организовываться специальные дискуссии, творческие практические задания с будущими специалистами по ФК.
Распределение часов по видам занятий предусматривало распределение всего курса на составные части: теоретико-образовательную (88 часов), практическую (68 часов), а также имеет набор примерных контрольных требований, позволяющих оценить качество знаний, умений и навыков, характеризующих готовность специалиста по ФК к организации работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объем и содержание спецкурса
было определено, исходя из анализа
методической литературы, конкретных
условий организации учебно-
Образовательная тематика спецкурса содержала тот необходимый уровень теоретической подготовки, который позволит будущему специалисту по ФК составить целостное представление об организации предстоящей работы, усвоить основные принципы и методы адаптивной физической культуры, ее естественнонаучных и прикладных основы. Теоретический материал излагается в виде сопроводительных пояснений или сообщений, бесед, лекций.
Программой спецкурса
определено содержание лекционного
курса и предусмотрены
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
В результате изучения специального курса студенты должны:
ЗНАТЬ:
- фундаментальные научные исследования, основные теоретические положения семейной педагогики, возрастной психологии, адаптивной физической культуре, анатомии, физиологии в области физического воспитания ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата; основные понятия предмета, специальную терминологию;
- возрастные особенности
детей; понимать взаимосвязь
- научные основы построения
форм, методов и средств, принципов
и направлений
-особенности содержания, методики подбора и использования физических упражнений в процессе физической реабилитации ребенка;
- формы, методы, принципы
работы с семьей ребенка с
нарушениями опорно-
- требования к личности специалиста по физической культуре в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
УМЕТЬ:
- развивать кондиционные
способности детей с