Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Учреждения, оказывающие  помощь семье и ребенку (социальные службы, медицинские и образовательные  учреждения)__________________________

__________________________________________________________________

Наличие индивидуальной программы реабилитации и № учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, давшего реабилитационно-экспертное заключение________________________________________________________

Реабилитационный потенциал: высокий, удовлетворительный, низкий (подчеркнуть).

  1. Организация комплексного сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида.

Перечень учреждений, предоставляющих комплекс реабилитационных услуг ребенку-инвалиду и его  семье_________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка качества предоставляемых  услуг_______________________________

__________________________________________________________________

Перечень необходимых  дополнительных мероприятий в рамках индивидуальной программы реабилитации ____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Приложение 7.

Деятельность  специалиста  по ФК с семьей, воспитывающей  ребенка с нарушениями ОДА

 

 

Участники взаимодействия

Специалист по ФКÛребенок с нарушениями ОДА

Специалист по ФКÛсемья ребенка (родители/лица, их заменяющие)

Специалист по ФКÛребенокÛродители/лица, их заменяющие

1.

Цели

Реабилитация ребенка посредством  обучения двигательным действиям на основании имеющихся возможностей и способностей

повышение педагогической компетентности родителей  в отношении эффективности  физической реабилитации

установление адекватных взаимоотношений  между родителями и ребенком.

2.

Задачи

Совершенствование двигательной активности ребенка, выбор определенного режима движения; удовлетворение биологической  потребности ребенка в движении; развитие систем организма путем оптимальных физических нагрузок.

- осознание родителями необходимости  реабилитационной работы с их  непосредственным участием;

- освоение родителями основных  форм и методов реабилитации  средствами ФК, необходимыми для  проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

- формирование у родителей умения  создавать комфортную для развития  ребенка семейную среду 

трансформация воспитательного и  реабилитационного процесса; созидательная  деятельность родителей,  повышение  личностной самооценки родителей; коррекция неконструктивных форм взаимодействия родителей с ребенком; признание важности роли физических упражнений в реабилитации ребенка; формирование умений, отработка навыков по проведению реабилитационной работы с ребенком с нарушениями ОДА.

3.

Принципы

Диагностирования, индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности пед. воздействий, вариативности, гуманистической  направленности, учета возрастных особенностей, адекватности,  доступности, наглядности, систематичности.

Общие: сознательности и активности, научности, наглядности, систематичности, прочности. сознательности и активности, научности, наглядности, систематичности, прочности.

Специфичные: приоритетной роли микросоциума.

Общие и специфичные для каждой части работы (с ребенком, с родителями, совместно с ребенком и родителями).

4.

Направления

Реабилитационное.

Реабилитационное, образовательное, психотерапевтическое, интеграционное.

Ведущее направление – реабилитационное.

5.

Методы

наглядной демонстрации, обучения двигательным действиям (строго и частично регламентированных упражнений, расчленено-конструктивных упражнений); методы развития физических качеств (равномерный, повторный, игровой); лечебная гимнастика, дозированная ходьба, метод целостного разучивания, метод обучения действиям по частям.

метод наглядной демонстрации; методы обучения ребенка двигательным действиям; метод дискуссии (с помощью системы  обоснованных доводов воздействие  на позиции и установки участников дискуссии – родителей); метод  опроса: беседа, анкетирование, интервью; метод проб и ошибок (способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях); наблюдения.

наглядной демонстрации, словесного метода, практического метода обучения, метода строго и частично регламентированных упражнений, метода расчленено-конструктивного упражнения.

6.

Формы

1. Самостоятельные упражнения физическими  упражнениями (утренняя гигиеническая  гимнастика, прогулки, коррекционные  занятия);

2. Организационные групповые и  секционные занятия (ЛФК).

групповая работа с семьями, в которых имеются дети-инвалиды со сходной патологией; индивидуальная работа с родителями или с одним из них – лекционно-просветительская, беседы, консультации.

лекционно-просветительская,  практическая:

совместные коррекционно-развивающие  занятия физическими упражнениями и играми (родители вместе с детьми) для последующих самостоятельных занятий в домашних условиях

7.

Мероприятия

реабилитационная программа, занятия  в спортивных группах.

программа делового сотрудничества, направленного на достижение оптимальных  целей физического воспитания ребенка.

составление индивидуальных программ для домашних занятий, включающих специальные коррекционные упражнения, подвижные и малоподвижные игры с учетом медицинских показаний; совместные занятия.

8.

Методики

методика ЛФК (по программе Бобата и Войты); эрготерапия (по программе Афольтера и Фростинга); эрготерапия (по программе Дж. Адреса); методика обучения детей с нарушениями ОДА двигательным действиям и формирование двигательных навыков

обучение методикам, используемым в работе с ребенком (методика ЛФК, эрготерапия, методика обучения ребенка двигательным действиям).

семейно-групповая методика реабилитации, способствующая интеграции индивидуальных и  семейных воздействий реабилитационной направленности, обеспечивающая конструктивное взаимодействие родителей с детьми.

9.

Организационно-методическая основа (условия)

Субъект-субъектные отношения

между ребенком и специалистом по ФК, подразумевающие их равноправное сотрудничество как участников взаимодействия.

Активная субъектная позиция  родителей, выражаемая в первостепенности роли родителей в реабилитационном процессе; желание родителей быть активными участниками всех этапов реабилитации, конспектирование родителями хода занятий, чтение спец. литературы.

Участие в работе всех членов семьи: демонстрация и обучение родителей  приемам коррекционной работы, выполнение домашних занятий с ребенком, чтение спец. литературы.


 

Приложение 8.

Программа спецкурса  «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей  ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данный спецкурс, концептуальная часть которого включает в себя интегрированные  знания (медико-психолого-педагогические и специальные) о специфике организации  процесса физической реабилитации, выступает одним из важных условий подготовки будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Курс наглядно демонстрирует место адаптивной физической культуры в решении проблем двигательной патологии и приоритетной роли микросоциума семьи в процессе физической реабилитации ребенка.

Цель спецкурса: теоретико-практическая подготовка будущего специалиста по физической культуре к работе с семьями  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

- сформировать у специалистов  научное мировоззрение и представление  о теоретических и практических  основах предстоящей работы;

- сформировать у специалистов  понимание возрастных и индивидуальных  особенностей сенсомоторного и  психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- обеспечить овладение  специалистами методикой физического  воспитания ребенка; основами  обучения ребенка и его родителей  двигательным действиям; знанием  закономерностей формирования двигательных умений и навыков; методиками физической реабилитации; основами формирования осознанного выполнения движений; умением организовывать и руководить формами двигательной деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата совместно с родителями ребенка;

- сформировать у специалистов  умение осуществлять методическое  руководство процессом физической  реабилитации в семье ребенка  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата;

- подготовка студентов  к профессиональной деятельности  в качестве специалистов по физической культуре;

- сформировать у студентов  умение анализировать разнообразные  педагогические ситуации, творчески  использовать новейшие исследования  в предстоящей работе.

     Дисциплина  ориентирует на организационно-управленческую, научно-методическую, учебно-воспитательную, психолого-педагогическую, культурно-просветительскую профессиональную деятельность. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области  организационно-управленческой деятельности:

- руководство работой  семьи ребенка с нарушениями  опорно-двигательного аппарата по  физическому развитию детей; осуществление  планирования, организация, координация  и контроль педагогического процесса; организация просветительской работы  по физическому воспитанию и развитию ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата для родителей;

- формирование у родителей  ребенка с нарушениями опорно-двигательного  аппарата потребности в компетентных  услугах специалиста по физической  культуре;

- организация контроля за результатами физического воспитания детей и деятельностью родителей;

- консультирование родителей  ребенка с нарушениями опорно-двигательного  аппарата по вопросам физического  воспитания и развития детей;

в области  научно-методической деятельности:

- обеспечение методического  оснащения процесса физической  реабилитации ребенка;

- организация и координирование  методической работы по физическому  воспитанию и развитию ребенка  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата совместно с его семьей;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области  учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения родителей и детей с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата методикам физической реабилитации в соответствии с программой;

- использование современных  научно обоснованных приемов,  методов и средств обучения  детей движениям;

- использование технических  средств обучения;

- использование индивидуального  подхода в работе с детьми  и их родителями;

в области  психолого-педагогической деятельности:

- оказание психологической  и педагогической помощи родителям  и детям с нарушениями опорно-двигательного  аппарата; устранение коммуникативных  барьеров; разрешение психотравмирующей  ситуации; оказание помощи социализации  детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

в области  культурно-просветительской деятельности:

- формирование физической  культуры как неотъемлемой части  культуры детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата.

Программа спецкурса  «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьями ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата» включает три блока:

  1. «Нарушения опорно-двигательного аппарата в структуре аномального развития ребенка».
  2. «Физическая реабилитация ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами адаптивной физической культуры».
  3. «Организация взаимодействия родителей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специалиста по физической культуре в ходе физической реабилитации ребенка».

Апробация будет реализовываться  на экспериментальной группе на II (3 семестр), III курсе (5-6 семестр) и IV-V курсе (7-9 семестр) отделения физической культуры АГУ в рамках курсов по выбору дисциплин предметной подготовки. Основной целью лекционного курса будет обеспечение содержательной, а практических занятий – процессуальной подготовки будущих специалистов по ФК к работе с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА. Построение индивидуальной образовательной траектории будет учитывать индивидуальные потребности студентов, и проектироваться с учетом уровня их профессиональной готовности. Будут организовываться специальные дискуссии, творческие практические задания с будущими специалистами по ФК.

Распределение часов  по видам занятий предусматривало  распределение всего курса на составные части: теоретико-образовательную (88 часов), практическую (68 часов), а также имеет набор примерных контрольных требований, позволяющих оценить качество знаний, умений и навыков, характеризующих готовность специалиста по ФК к организации работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Объем и содержание спецкурса  было определено, исходя из анализа  методической литературы, конкретных условий организации учебно-воспитательного  процесса вуза. Основной целью лекционного  занятия было обеспечение содержательной, а практических занятий – процессуальной подготовки будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, имеющими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Построение индивидуальной образовательной траектории учитывало индивидуальные потребности студентов, и проектировалось с учетом уровня их профессиональной готовности к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Начиная с первого курса (второй семестр) и заканчивая пятым (9 семестр) студенты овладевали методами и приемами организации процесса физической реабилитации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата; проектирования работы с семьей по обучению родителей основам физической реабилитации ребенка.

Образовательная тематика спецкурса содержала тот необходимый уровень теоретической подготовки, который позволит будущему специалисту по ФК составить целостное представление об организации предстоящей работы, усвоить основные принципы и методы адаптивной физической культуры, ее естественнонаучных и прикладных основы. Теоретический материал излагается в виде сопроводительных пояснений или сообщений, бесед, лекций.

Программой спецкурса  определено содержание лекционного  курса и предусмотрены различные  виды и формы занятий. В его структуру включены лекции, семинарские и практические занятия, значительное место отводится самостоятельной работе будущих специалистов. Учет успеваемости будущих специалистов по физической культуре проводился в виде текущего контроля и зачета как формы итогового контроля.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

В результате изучения специального курса студенты должны:

ЗНАТЬ:

- фундаментальные научные  исследования, основные теоретические  положения семейной педагогики, возрастной психологии, адаптивной физической культуре, анатомии, физиологии в области физического воспитания ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата; основные понятия предмета, специальную терминологию;

- возрастные особенности  детей; понимать взаимосвязь физического и психического состояния ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- научные основы построения  форм, методов и средств, принципов  и направлений реабилитационной  работы с ребенком; условия эффективности  реабилитационных программ;

-особенности содержания, методики подбора и использования физических упражнений в процессе физической реабилитации ребенка;

- формы, методы, принципы  работы с семьей ребенка с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата; условия, обеспечивающие  эффективность взаимодействия; - методические особенности проведения занятий с семьями; приемы создания благоприятного психоэмоционального климата и формирование положительных установок в сознании родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- требования к личности  специалиста по физической культуре в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

УМЕТЬ:

- развивать кондиционные  способности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: ориентирования в пространстве, быстроту реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара