Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Выявилась следующая закономерность: сильные и слабые студенты отличались друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для сильных студентов была характерна внутренняя мотивация, им необходимо было освоить профессию на высоком уровне, они ориентировались на получение прочных профессиональных знаний и умений. Мотивы слабых студентов были в основном внешние, ситуативные. Оценка собственных склонностей к педагогической деятельности показала, что у большинства студентов (69,7%) – недостаточное осознание профессиональных склонностей, связанных с неполным представлением о содержании будущей профессии.
Наиболее сформированным компонентом у студентов на всех уровнях готовности оказался действенно-операционный (практический), явившийся наиболее «западающим» до педагогической практики.
Рис. 8. Динамика оценки действенно-операционного (практического) компонента готовности.
По результатам формирующего эксперимента выявлено, что по показателю среднего балла действенно-операционного компонента на всех уровнях отмечается положительная динамика, а средние показатели интуитивно-ситуативного уровня приблизились к высоким показателям проектировочно-определяющего уровня.
Таблица 9.
Динамика оценки
среднего балла действенно-
Уровни |
До эксперимента |
После эксперимента |
баллы | ||
«Интуитивно-ситуативный» (низкий) |
9,5 |
27,9 (допустимый) |
«Проектировочно-определяющий» (допустимый) |
18,7 |
29,9 |
«Поисково-формирующий» (средний) |
32,1 |
38,6 |
«Деятельностно-творческий» (высокий) |
46 |
57,9 |
Практическая готовность будущих специалистов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, формировалась при условии руководства со стороны преподавателей. Руководство носило личностно ориентированный характер. Студентами были разработаны методические рекомендации для родителей, проведены консультации, предложены упражнения в виде игр, способствующих закреплению основных двигательных навыков детей.
В начале эксперимента планирование своей деятельности успешно осуществляли в ходе практики лишь 36% (40 чел.), что свидетельствовало о неумении большинства студентов осуществлять выбор системы методов, форм работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями ОДА. Этот процент повысился до 56%, что предопределяет наличие способности моделирования процесса физической реабилитации ребенка.
По вопросам решения разноуровневых педагогических ситуаций на установление логических связей между усвоенными знаниями и их практическим применением на практике были показательны результаты деятельности лишь 22% студентов (24 чел.). Введение спецкурса и специально организованная практика работы способствовала увеличению количества студентов до 55 человек. (50%). В ходе педагогической практики студенты успешно включались в различные виды работы с семьями подобной категории. Выполнение индивидуальных заданий способствовало совершенствованию студентами ранее сформировавшихся умений и навыков. В процессе практики студенты отслеживали динамику развития основных двигательных навыков детей с нарушениями ОДА, проводили диагностику детей с целью подтверждения намеченной реабилитационной работы.
На высоком, деятельностно-творческом уровне у студентов сформированы конструктивные, проектировочные, организаторские, коммуникативные и другие умения, соответствующие сущности предстоящей работы.
Результаты педагогической практики подтверждают наши выводы. Об этом свидетельствуют отзывы методистов, осуществлявших руководство практикой. В характеристиках студентов методистами после окончания педагогической практики на основе непосредственных наблюдений и контроля за ходом практики отмечалось, что студенты целенаправленно работали с детьми с нарушениями ОДА и их семьями. 67% методистов отметили умение студентов руководить процессом физической реабилитации на занятиях с родителями; 84% методистов отличили коммуникативные навыки студентов при обучении родителей работе с детьми по освоению двигательных действий.
Как свидетельствуют данные таблицы 11, у студентов, находившихся на интуитивно-ситуативном уровне, произошел значительный прогресс ценностно-мотивационного компонента готовности (15,9/29/7), показатель прогрессировал уровнем выше. В ходе эксперимента они проявляли большее эмоционально-положительное отношение к выбранной специальности, зафиксирована ориентация на личностное саморазвитие и самосовершенствование. Отмечены положительные сдвиги в динамике данного компонента готовности и у студентов, отнесенных к проектировочно-определяющемуся уровню (22,9/32,7), показатели которого также поднялись на одни уровень. Студенты постепенно переосмысливали сложившиеся ценностные установки, увеличивалась мотивация к достижению успеха. Эмоциональная устойчивость и социальная зрелость стали неотъемлемыми характеристиками личности студентов. Претерпел динамику компонент готовности и на поисково-формирующемся уровне, отмечаясь увеличением средних данных (31,2/41,2). На деятельностно-творческом уровне отмечена незначительная динамика, что обуславливается тем, что студенты, относимые к данному уровню, и так уже должны обладать должным мотивационно-ценностным потенциалом (47,5/49).
Содержательный компонент готовности на интуитивно-ситуативном и проектировочно-определяющемся уровнях отмечается значительными динамическими колебаниями (14,3/29,9 и 29,5/35,6), характеризуясь значительным повышением объема знаний у студентов этих уровней и переход показателей на уровень выше. Поисково-формирующий уровень также отмечен динамикой средних показателей уровнем выше (38,4/47,7), и даже на деятельностно-творческом уровне зафиксирована тенденция к накоплению необходимого объема знаний (49,8/56,8).
Действенно-операционный компонент готовности, характеризовавшийся как наиболее «западающий» до эксперимента, также претерпел динамику показателей. На интуитивно-ситуативном уровне отмечен значительный прогресс (9,5/27,9), данные претерпели динамику, приблизившись к высоким показателям следующего уровня. Последующие два уровня также характеризуются положительной динамикой (18,7/29,9 и 32,1/38,6). Даже студенты, отнесенные к деятельностно-творческому уровню, показавшие вначале средние результаты, прогрессировали в сторону накопления необходимых навыков практической работы, приблизившись к наивысшему показателю (46/57,9).
Таблица 10.
Сводная таблица динамики среднего балла компонентов готовности.
Уровни |
Компоненты готовности | |||||
Ценностно-мотивационный |
Содержательный |
Действенно-операционный | ||||
до эксп. |
после эксп. |
до эксп. |
после эксп. |
до эксп. |
после эксп. | |
«Интуитивно-ситуативный» (низкий) |
15,9 |
29,7(допутимый) |
14,3 |
29,9 (допусти-мый) |
9,5 |
27,9 (допус-тимый) |
«Проектировочно-определяющий» (допустимый) |
22,9 |
32,7 (средний) |
29,5 |
35,6 (средний) |
18,7 |
29,9 |
«Поисково-формирующий» (средний) |
31,2 |
41,2 |
38,4 |
47,7 (высокий) |
32,1 |
38,6 |
«Деятельностно-творческий» (высокий) |
47,5 |
49 |
49,8 |
56,8 |
46 |
57,9 |
Представим графически данную динамику.
Рис. 9. Динамика компонентов готовности на разных этапах ее формирования.
При обработке и анализе эксперимента использовались: количественная оценка, средняя оценка готовности студентов-выпускников факультета ФК, которые определялись по процентному соотношению студентов, находящихся на каждом уровне готовности в начале эксперимента и в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на разных этапах.
Выбирая в качестве основного критерия изменения в продвижении студента от низкого уровня овладения знаниями, умениями и навыками к более высокому, мы выявили показатели этих уровней, механизм перевода качественных показателей в количественные.
Таким образом, достоверность результатов полученных в процессе моделирования поэтапного формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, обеспечивается положительной динамикой в показателях определяющих уровневую готовность будущих специалистов по физической культуре.
1. Определены критерии сформированности компонентов готовности будущих специалистов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, систематизированные следующим образом:
- психологическая готовность (ценностно-мотивационный компонент) – уровень личностного саморазвития; осознание значимости семьи в реабилитационном процессе;
- теоретическая готовность (содержательный компонент) - уровень усвоения материала; интеллектуальная включенность в учебно-профессиональную деятельность;
- практическая готовность (действенно-операционный компонент) - уровень практических умений, позволяющий решать ситуационные задачи; широта профессиональных умений, способностей; профессионально-значимых качеств.
2. Выделены уровни профессиональной готовности: интуитивно-ситуативный (низкий), проектировочно-определяющий (допустимый), поисково-формирующий (средний), деятельностно-творческий (высокий). Степень выраженности уровней готовности детерминирует результаты профессионально-педагогической деятельности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Характеристика значений поэтапного формирования готовности на всех уровнях в процессе эксперимента показала тенденцию к прогрессивной динамике.
3. Разработанный спецкурс «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата», позволил осуществить многофакторную систему обучения будущего специалиста по ФК.
4. Апробирована модель формирования готовности будущего специалиста по ФК к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА, включающая следующие этапы:
- информационно-мотивационный (обеспечение мотивационной поддержки студентов);
- профессионально-моделирующий этап (формирование профессиональной компетенции);
- рефлексивно-обобщающий этап (организация
профессионально-
5. Профессионально-личностные качества в совокупности со знаниями и педагогическими умениями обусловили структуру подготовки будущего специалиста по ФК, работающего с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, и определили его профессиональную готовность к данному виду деятельности.
6. В ходе эксперимента по формированию готовности будущего специалиста по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, обоснована целесообразность расширения содержания профессиональной подготовки будущего специалиста.
Семья это наиболее важная сфера жизнедеятельности ребенка с нарушениями ОДА, в которой происходит формирование самооценки ребенка, определяется его социальная роль и позиция. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями ОДА - это реабилитационная среда, где не только проявляется внутрисемейная забота, оказывается помощь и поддержка, но и организуются различные восстановительные и образовательные программы, обеспечивающие быструю социальную адаптацию ребенка с нарушениями ОДА.
В условиях совершенствования системы специального образования, особое значение придается обучению и воспитанию детей с отклонениями в состоянии здоровья. Признание уникальности и самоценности человеческой личности, переориентация учебно-воспитательного процесса на самого ребенка, обусловили необходимость разработки новой педагогической стратегии реабилитации детей с нарушениями ОДА, напрямую связанного с созданием комфортных условий другими членами семьи. В свою очередь это, повлекло за собой повышение требований к уровню готовности и квалификации педагогических кадров, работающих непосредственно с семьями.
Готовность будущего
специалиста по физической культуре
к работе с семьей ребенка с
нарушениями опорно-