Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Выявилась следующая  закономерность: сильные и слабые студенты отличались друг от друга  не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной  деятельности. Для сильных студентов  была характерна внутренняя мотивация, им необходимо было освоить профессию на высоком уровне, они ориентировались на получение прочных профессиональных знаний и умений. Мотивы слабых студентов были в основном внешние, ситуативные. Оценка собственных склонностей к педагогической деятельности показала, что у большинства студентов (69,7%) – недостаточное осознание профессиональных склонностей, связанных с неполным представлением о содержании будущей профессии.

Наиболее сформированным компонентом у студентов на всех уровнях готовности оказался действенно-операционный (практический), явившийся наиболее «западающим» до педагогической практики.

 

Рис. 8. Динамика оценки действенно-операционного (практического) компонента готовности.

По результатам формирующего эксперимента выявлено, что по показателю среднего балла действенно-операционного компонента на всех уровнях отмечается положительная динамика, а средние показатели интуитивно-ситуативного уровня приблизились к высоким показателям проектировочно-определяющего уровня.

Таблица 9.

Динамика оценки среднего балла действенно-операционного  компонента готовности студентов

Уровни

До эксперимента

После эксперимента

баллы

 «Интуитивно-ситуативный» (низкий)

9,5

27,9 (допустимый)

«Проектировочно-определяющий»

(допустимый)

18,7

29,9

 «Поисково-формирующий» (средний)

32,1

38,6

«Деятельностно-творческий» 

(высокий)

46

57,9


Практическая готовность будущих специалистов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей  с нарушениями ОДА, формировалась  при условии руководства со стороны преподавателей. Руководство носило личностно ориентированный характер. Студентами были разработаны методические рекомендации для родителей, проведены консультации, предложены упражнения в виде игр, способствующих закреплению основных двигательных навыков детей.

В начале эксперимента планирование своей деятельности успешно осуществляли в ходе практики лишь 36% (40 чел.), что  свидетельствовало о неумении большинства  студентов осуществлять выбор системы  методов, форм работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями ОДА. Этот процент повысился до 56%, что предопределяет наличие способности моделирования процесса физической реабилитации ребенка.

По вопросам решения  разноуровневых педагогических ситуаций на установление логических связей между усвоенными знаниями и их практическим применением на практике были показательны результаты деятельности лишь 22% студентов (24 чел.). Введение спецкурса и специально организованная практика работы способствовала увеличению количества студентов до 55 человек. (50%). В ходе педагогической практики студенты успешно включались в различные виды работы с семьями подобной категории. Выполнение индивидуальных заданий способствовало совершенствованию студентами ранее сформировавшихся умений и навыков. В процессе практики студенты отслеживали динамику развития основных двигательных навыков детей с нарушениями ОДА, проводили диагностику детей с целью подтверждения намеченной реабилитационной работы.

На высоком, деятельностно-творческом уровне у студентов сформированы конструктивные, проектировочные, организаторские, коммуникативные и другие умения, соответствующие сущности предстоящей работы.

Результаты педагогической практики подтверждают наши выводы. Об этом свидетельствуют отзывы методистов, осуществлявших руководство практикой. В характеристиках студентов методистами после окончания педагогической практики на основе непосредственных наблюдений и контроля за ходом практики отмечалось, что студенты целенаправленно работали с детьми с нарушениями ОДА и их семьями. 67% методистов отметили умение студентов руководить процессом физической реабилитации на занятиях с родителями; 84% методистов отличили коммуникативные навыки студентов при обучении родителей работе с детьми по освоению двигательных действий.

Как свидетельствуют данные таблицы 11, у студентов, находившихся на интуитивно-ситуативном уровне, произошел значительный прогресс ценностно-мотивационного компонента готовности (15,9/29/7), показатель прогрессировал уровнем выше. В ходе эксперимента они проявляли большее эмоционально-положительное отношение к выбранной специальности, зафиксирована ориентация на личностное саморазвитие и самосовершенствование. Отмечены положительные сдвиги в динамике данного компонента готовности и у студентов, отнесенных к проектировочно-определяющемуся уровню (22,9/32,7), показатели которого также поднялись на одни уровень. Студенты постепенно переосмысливали сложившиеся ценностные установки, увеличивалась мотивация к достижению успеха. Эмоциональная устойчивость и социальная зрелость стали неотъемлемыми характеристиками личности студентов. Претерпел динамику компонент готовности и на поисково-формирующемся уровне, отмечаясь увеличением средних данных (31,2/41,2). На деятельностно-творческом уровне отмечена незначительная динамика, что обуславливается тем, что студенты, относимые к данному уровню, и так уже должны обладать должным мотивационно-ценностным потенциалом (47,5/49).

Содержательный компонент готовности на интуитивно-ситуативном и проектировочно-определяющемся уровнях отмечается значительными динамическими колебаниями (14,3/29,9 и 29,5/35,6), характеризуясь значительным повышением объема знаний у студентов этих уровней и переход показателей на уровень выше. Поисково-формирующий уровень также отмечен динамикой средних показателей уровнем выше (38,4/47,7), и даже на деятельностно-творческом уровне зафиксирована тенденция к накоплению необходимого объема знаний (49,8/56,8).

Действенно-операционный компонент готовности, характеризовавшийся  как наиболее «западающий» до эксперимента, также претерпел динамику показателей. На интуитивно-ситуативном уровне отмечен значительный прогресс (9,5/27,9), данные претерпели динамику, приблизившись к высоким показателям следующего уровня. Последующие два уровня также характеризуются положительной динамикой (18,7/29,9 и 32,1/38,6). Даже студенты, отнесенные к деятельностно-творческому уровню, показавшие вначале средние результаты, прогрессировали в сторону накопления необходимых навыков практической работы, приблизившись к наивысшему показателю (46/57,9).

 

 

 

Таблица 10.

Сводная таблица  динамики среднего балла компонентов  готовности.

Уровни

Компоненты готовности

Ценностно-мотивационный

Содержательный

Действенно-операционный

до эксп.

после эксп.

до эксп.

после эксп.

до эксп.

после эксп.

«Интуитивно-ситуативный» (низкий)

15,9

29,7(допутимый)

14,3

29,9 (допусти-мый)

9,5

27,9 (допус-тимый)

«Проектировочно-определяющий» (допустимый)

22,9

32,7 (средний)

29,5

35,6 (средний)

18,7

29,9

«Поисково-формирующий» (средний)

31,2

41,2

38,4

47,7 (высокий)

32,1

38,6

«Деятельностно-творческий» (высокий)

47,5

49

49,8

56,8

46

57,9


 

Представим графически данную динамику.

Рис. 9. Динамика компонентов  готовности на разных этапах ее формирования.

 

При обработке и анализе  эксперимента использовались: количественная оценка, средняя оценка готовности студентов-выпускников факультета ФК, которые определялись по процентному соотношению студентов, находящихся на каждом уровне готовности в начале эксперимента и в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на разных этапах.

Выбирая в качестве основного  критерия изменения в продвижении  студента от низкого уровня овладения  знаниями, умениями и навыками к  более высокому, мы выявили показатели этих уровней, механизм перевода качественных показателей в количественные.

Таким образом, достоверность  результатов полученных в процессе моделирования поэтапного формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями  ОДА, обеспечивается положительной динамикой в показателях определяющих уровневую готовность будущих специалистов по физической культуре.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

 

1. Определены критерии сформированности компонентов готовности будущих специалистов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, систематизированные следующим образом:

- психологическая готовность (ценностно-мотивационный компонент) – уровень личностного саморазвития; осознание значимости семьи в реабилитационном процессе;

- теоретическая готовность (содержательный компонент) - уровень усвоения материала; интеллектуальная включенность в учебно-профессиональную деятельность;

- практическая готовность (действенно-операционный компонент) - уровень практических умений, позволяющий решать ситуационные задачи; широта профессиональных умений, способностей; профессионально-значимых качеств.

2. Выделены уровни профессиональной готовности: интуитивно-ситуативный (низкий), проектировочно-определяющий (допустимый), поисково-формирующий (средний), деятельностно-творческий (высокий). Степень выраженности уровней готовности детерминирует результаты профессионально-педагогической деятельности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Характеристика значений поэтапного формирования готовности на всех уровнях в процессе эксперимента показала тенденцию к прогрессивной динамике.

3. Разработанный спецкурс «Взаимодействие специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата», позволил осуществить многофакторную систему обучения будущего специалиста по ФК.

4. Апробирована модель формирования готовности будущего специалиста по ФК к работе с семьей ребенка с нарушениями ОДА, включающая следующие этапы:

- информационно-мотивационный (обеспечение мотивационной поддержки студентов);

- профессионально-моделирующий этап (формирование профессиональной компетенции);

- рефлексивно-обобщающий этап (организация профессионально-ориентированной деятельности в период практики с целью закрепления полученных знаний и умений; вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, связанную с работой с семьей ребенка с нарушениями ОДА).

5. Профессионально-личностные качества в совокупности со знаниями и педагогическими умениями обусловили структуру подготовки будущего специалиста по ФК, работающего с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, и определили его профессиональную готовность к данному виду деятельности.

6. В ходе эксперимента по формированию готовности будущего специалиста по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, обоснована целесообразность расширения содержания профессиональной подготовки будущего специалиста.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Семья это наиболее важная сфера жизнедеятельности ребенка с нарушениями ОДА, в которой происходит формирование самооценки ребенка, определяется его социальная роль и позиция. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями ОДА - это реабилитационная среда, где не только проявляется внутрисемейная забота, оказывается помощь и поддержка, но и организуются различные восстановительные и образовательные программы, обеспечивающие быструю социальную адаптацию ребенка с нарушениями ОДА.

В условиях совершенствования  системы специального образования, особое значение придается обучению и воспитанию детей с отклонениями в состоянии здоровья. Признание уникальности и самоценности человеческой личности, переориентация учебно-воспитательного процесса на самого ребенка, обусловили необходимость разработки новой педагогической стратегии реабилитации детей с нарушениями ОДА, напрямую связанного с созданием комфортных условий другими членами семьи. В свою очередь это, повлекло за собой повышение требований к уровню готовности и квалификации педагогических кадров, работающих непосредственно с семьями.

Готовность будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата, является имманентной частью общей профессиональной готовности и рассматривается как интегративное новообразование личности, включающее следующие компоненты: содержательный, действенно-операционный, ценностно-мотивационный. Степень сформированности этих компонентов определяет быструю адаптацию студента к профессиональной деятельности, успешность его работы с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, потребность и направленность профессионально-личностного роста. Гипотетически выдвинутое предположение о составе компонентов готовности будущих специалистов по физической культуре к данной педагогической деятельности нашло подтверждение в процессе экспериментального исследования.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара