Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Студенты, отнесенные к среднему (поисково-формирующему) уровню, демонстрировали воспроизведение основного программного материала (объема), показали хорошую в нем ориентировку (65,5%). Практически все студенты этого уровня справились с дополнительными вопросами (89%), однако были допущены отдельные неточности в формировании сущности понятий (17,7%). При оценке осознанности знаний студенты этого уровня осознанно излагали и ориентировались в программном материале (80%). Большинство связывали теорию с практикой без особых проблем, решали педагогические задачи, высказывали и обосновывали свои суждения (79,9%). Интерес к теории обосновывался чтением литературы по теме занятия, участием в научной студенческой работе по рекомендации педагога (49%).
Студенты, находившиеся
на третьем – допустимом (проектировочно-
Студенты низкого (интуитивно-ситуативного) уровня по показателю объема знаний обнаруживали незнание основного содержания курса, воспроизводили лишь часть программного материала (68%). Знания носили разрозненный бессистемный характер (79%). Нередко студенты отказывались вообще отвечать на вопросы (10%). По степени осознанности студенты этого уровня демонстрировали неумение выделять главное и второстепенное (15,9%), допускали ошибки в определении понятий (48%), искажали их смысл (27%), нередко неуверенно излагали материал (17%). Некоторые студенты так и не смогли применить знания для решения педагогических задач (6,5%). Интерес к теории фиксировался выполнением лишь учебных заданий (70%), без анализа полученных результатов (59%). Лишь периодически студенты знакомились с педагогической литературой (25%). Приходится констатировать, что уровень компетентности будущих специалистов по ФК, недостаточен.
При ответе на вопрос о конструктивности в подходе к обучению детей с нарушениями ОДА двигательным навыкам, были ответы следующего содержания: «квалифицированный подход к таким детям» (48%); «индивидуальный подход, умение работать с группой, гибкость мышления, любовь к детям и работе, университетское образование» (38%); «развивать социально-бытовые навыки» (19%); «помочь ребенку не чувствовать себя ущербным» (25%).
При опросе выявилось, что большая часть студентов (68%) не удовлетворены существующим состоянием отношения государства и общества к детям с нарушениями ОДА, хотя и отметили существующие положительные тенденции, связанные с усилением внимания к данной категории населения. 47% студентов затруднились сформулировать конкретные меры по улучшению обучения таких детей. Крайне мало эмоционально окрашенных ответов (17%). 11 человек из 110 высказались за исключительно изолированное обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА, причем они оперировали такими терминами, как «нормальные», «ненормальные», «отсталые» дети. Приведем фрагменты ответов: «По-моему, попытки интегрировать таких детей в общеобразовательные школы не приводят к социальной адаптации этих детей, поскольку остальные учащиеся все равно будут отделять их от своей среды, видеть в них не таких, как все».
Содержание ответов «Понадобятся ли вам в будущей работе знания, полученные в ВУЗе», 48 студентов отметили, что эти знания нужны будут им не только в работе, но и в повседневной жизни.
При ответе на вопрос, «какими знаниями и человеческими качествами должен обладать специалист по ФК», больше половины (57 чел.) студентов ставили на первое место человеческие качества: терпение, доброту, тактичность, выдержанность, отзывчивость. Остальные отдали предпочтение профессиональным качествам, знаниям медицинских дисциплин, психологии, коррекционной педагогики, адаптивной ФК, профессиональным умениям работы с детьми подобной категории.
Исследование практического (действенно-операционного) компонента готовности показало следующие результаты. Будущие специалисты по ФК с низким уровнем готовности испытывали существенные затруднения при выборе методов, средств, необходимых для осуществления предстоящей деятельности, не могли самостоятельно ставить цели и решать задачи (9,5). Студенты допустимого уровня готовности проявляли ограниченную осознанность действий (18,7). В типичных ситуациях самостоятельно ставили ясные, обоснованные цели и конкретизировали их в задачах, выбирали эффективную систему методов. Средний уровень готовности выявил студентов, в любой проблемной ситуации самостоятельно выбирающих эффективную систему методов и средств (32,1). Студенты этого уровня быстро ориентировались в постановке целей и задач, что аргументировалось осознанностью и логичностью действий. Будущие специалисты по ФК с высоким уровнем готовности быстро и качественно осуществляли выбор методов и средств, необходимых для предстоящей деятельности (46). Ими были определены эффективные способы разрешения проблемных ситуаций. Действия студентов носили ярко выраженный творческий характер.
При анализе действенно-
Решение разноуровневых смоделированных педагогических ситуаций предполагало установление логических связей между усвоенными знаниями и их практическим применением на практике. Показательны в этом отношении результаты деятельности лишь 22% студентов (24 чел.), что свидетельствует о необходимости внедрения в практику работы спецкурсов, а также включением специалистов в работу непосредственно в семьях.
В начале эксперимента субъект-субъектное
взаимодействие с семьями детей
с нарушениями ОДА могли
Третий итоговый срез был проведен после прохождения педагогической практики и был направлен на выявление степени сформированности выделенных нами компонентов готовности будущих специалистов ФК, а также выявление уровня готовности. Он включал в себя всестороннюю проверку, обобщение статистических результатов опытно-экспериментальной работы, графоаналитическую интерпретацию. Именно на заключительном этапе эксперимента была доказана эффективность предложенного спецкурса.
Оценка уровней готовности студентов к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, осуществлялась экспертным методом. Анализ экспертных оценок на основе наблюдений, анализа, анкетирования, тестирования, собеседования, выявили следующую картину. По данным экспертных оценок и психодиагностического обследования на интуитивно-ситуативном уровне находятся 14,2% (16 чел.); на проектировочно-определяющем (допустимом) – 48,8% (53чел.); на поисково-формирующем (среднем) – 29% (32чел.); и на деятельностно-творческом (высоком) – 8% (9 чел.). За показатель возьмем эти значения.
Теперь представим в виде диаграммы данные формирующего эксперимента (см. рис.4).
Рис. 4. Результаты уровней готовности студентов к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА (формирующий эксперимент)
Как свидетельствуют результаты формирующего эксперимента, основная масса студентов находится на втором и третьем уровне (87 студентов или 79%)., которые преобладают и наиболее выражены. К сожалению, 8% студентов так и остались на интуитивно-ситуативном уровне готовности.
Сравним полученные результаты формирующего и констатирующего экспериментов с целью определения динамики изменений в уровнях готовности студентов к работе с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА (рис 5).
Рис. 5. Динамика изменений в уровнях готовности по данным констатирующего и формирующего эксперимента.
Положительная динамика в уровнях готовности к работе наблюдается у студентов, находящихся на третьем – поисково-формирующем уровне. Так, в количественном эквиваленте это выглядит как 29:42. Отмечается увеличение количества студентов на 13 человек (12%). Изменения наблюдаются в количественном снижении студентов второго уровня готовности (48,8:37), что свидетельствует о положительной тенденции перехода студентов на более высокий уровень – с этого уровня на более высокий перешли 12 студентов (11%). С низкого уровня (14,2:8) перешли на более высокий 7 человек (6%). Отмечается динамика и на самом высоком уровне готовности (8:13) – здесь увеличилось количество студентов на 5 человек (4%). Данные, полученные после проведенной работы, характеризуют динамику готовности выпускников как положительную: интегральная характеристика значений уровней сформированности готовности на всех уровнях показала тенденцию к прогрессивной динамике.
Теперь проанализируем изменение зависимости уровневой готовности будущих специалистов по ФК и оценки компонентов его готовности к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА. Рассмотрим динамику ценностно-мотивационного (личностного) компонента готовности.
Рис. 6. Динамика среднего балла по оценке ценностно-мотивационного компонента готовности.
Ценностно-мотивационный
компонент прогрессировал в сторону
переосмысления ценностно-мотивационных
ориентаций студентами, в результате
чего прогрессировал почти на всех уровнях. Наибольшее развитие
компонента наблюдается у студентов, находящихся
на первых двух уровнях. Хотя 9 студентов
все же так и остались на низком (интуитивно-ситуативном) уровне готовности,
у них произошло резкое увеличение средних
значений ценностно-мотивационного компонента
(13,8 баллов). Студенты, находящиеся на допустимом
(проектировочно-
Таблица 7.
Динамика изменений среднего балла ценностно-мотивационного компонента готовности студентов
Уровни |
До эксперимента |
После эксперимента |
баллы | ||
«Интуитивно-ситуативный» (низкий) |
15,9 |
29,7 (допустимый) |
«Проектировочно-определяющий» (допустимый) |
22,9 |
32,7 (средний) |
«Поисково-формирующий» (средний) |
31,2 |
41,2 |
«Деятельностно-творческий» (высокий) |
47,5 |
49 |
Рассмотрим содержательный
аспект рассматриваемого компонента готовности.
Ценностно-ориентированные
Ценностно-ориентированные задания оформлялись в виде творческих работ либо в форме отчетов-рефератов, успешность выполнения которых была обязательным условием допуска к сдаче экзаменов по курсам. В случае если это служило основой для выполнения выпускной дипломной работы, 55% студентов отмечалось наращивание качества комплексного задания, уровня самостоятельности при его выполнении и отхода от реферативного изложения к конструктивно-творческому.
Состояние ценностно-мотивационного компонента готовности определялось с помощью методов включенного наблюдения, наблюдения за учебным процессом, бесед и т.д. таким образом, осуществлялось:
1. Обеспечение мотивационной поддержки студентов к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА.
2. Организация профессионально-