Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Далее производилась
диагностика профессионально
Уточнение наиболее перспективного для каждого специалиста по ФК места приложения сил начиналось с оценки результатов обучения, и включало пассивную и активную педагогическую практики. Основная задача – проверка выработанных конкретных профессионально-педагогических умений и навыков.
Для выявления уровня готовности специалистов была использована программа развития ПВК личности. Для данной модели основой являлся выбор базовых свойств «от профессии», строящихся на представлениях о системе требований, предъявляемых профессией к специалисту и специальным способностям. Использовалась профессиографическая модель наиболее значимых личностных качеств. Вначале диагностировались профессионально значимые способности, затем качества профессионально-педагогической направленности, нравственные качества личности и, наконец, индивидуально-психологические особенности выпускников.
Эксперимент предполагал проведение трех диагностических срезов уровней готовности будущих специалистов по ФК. Диагностические методики позволили оценить знания и умения, будущих специалистов ФК, применяемые ими в процессе учебно-практической деятельности. Специальные знания и умения оценивали по шкалам. Были определены уровни сформированности знаний и профессиональных умений, а также обобщенный показатель готовности к работе с детьми, имеющими нарушения ОДА и их семьями.
Задачи:
1) определить уровни основных педагогических функций у будущих специалистов по ФК;
2) проанализировать характер
динамики функциональной
3) выявить направления
коррекции и содержания
Первый срез был организован с целью получения исходных данных формирования готовности будущих специалистов ФК к работе с семьями, воспитывающими детей, имеющих нарушения ОДА. Он проводился в начале первого семестра обучения на факультете «Физическая культура» Астраханского государственного университета.
Для определения качества модели готовности будущих специалистов по ФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, проводилось предварительное исследование исходного уровня готовности у студентов (будущих специалистов по ФК). Результаты диагностики стартовых возможностей студентов при проверке уровня готовности к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, на разных уровнях формирования готовности условно отражены на рис.1 (кол-во студентов – 110 чел.).
Рис. 1.Результаты самооценки готовности.
Данные предварительной диагностики свидетельствуют о том, что преобладающее количество студентов находятся на среднем и допустимом уровнях готовности, соответственно на среднем – 40,1% (44 чел.), и 42,5 % (47 чел.) – на допустимом. Низкий уровень характеризует готовности 7,5 % (8 чел.), по результатам обследования студентов. И высоким уровнем готовности характеризуются всего 9,9 % (11 чел.).
Для подтверждения объективности полученных результатов будет использован метод экспертных оценок. Методом включенного наблюдения исследовалось многообразие личностных проявлений студентов при выполнении ими экспериментальных заданий. Это дополнило количественные показатели решения задач на каждом уровне информацией процессуального характера, отражающей качественные характеристики выполнения работы. В качестве экспертов, опрашиваемых по деятельности будущих специалистов ФК, выступили преподаватели - методисты по педагогической практике и учителя ФК (всего 35 респондентов). Вузовским работникам было предложено оценить среднюю функциональную готовность студентов-практикантов по бригадам, которыми они будут руководить в период практики, и проставить соответствующие баллы в специально разработанных для этого бланках по следующему правилу:
«0» - при отсутствии знания о данном функциональном элементе;
«I» - при наличии знания о данном функциональном элементе;
«II» - пользовался данным функциональном элементом хотя бы раз;
«III» - при наличии навыка (довел владение данным функциональным элементом до автоматизма).
Рис. 2.Результаты экспертных оценок готовности.
Таким образом, данные экспертных
оценок выявляют расхождения с данными
психодиагностического
Таблица 5.
Показатели расхождения психодиагностического обследования и тестирования теоретических знаний и практических навыков.
1 уровень - низкий |
2 уровень - допустимый |
3 уровень - средний |
4 уровень - высокий | |
Данные личностных опросников |
7,5% (8 чел.) |
42,5% (47 чел.) |
40,1% (44 чел.) |
9,9% (11 чел.) |
Показания экспертов |
14,2% (16 чел.) |
48,8% (53 чел.) |
29% (32 чел.) |
8% (9 чел.) |
расхождение |
6,7% |
6,3% |
11,1% |
1,9% |
Второй диагностический срез проводился в конце шестого семестра непосредственного после изучения спецкурса для установления динамики формирования готовности будущих специалистов ФК, входящих в экспериментальную группу.
Для определения показателей
уровня компонентов готовности представим
таблицу показателей. За максимальный
балл возьмем «60», следовательно, ему
будет соответствовать
Таблица 6.
Характеристика
Компоненты сформированности готовности будущих специалистов по ФК |
Уровни готовности | ||||
1 низкий Интуитивно-ситуативный |
2 допустимый Проектировочно-определяющий |
3 средний Поисково-формирующий |
4 высокий Деятельностно-творческий | ||
Балловая шкала оценок (максимальный балл: 60). | |||||
Мотивационно-ценностный компонент (личностная готовность) |
15,9 |
22,9 |
31,2 |
47,5 | |
Содержательный компонент (теоретическая готовность) |
14,3 |
29,5 |
38,4 |
49,8 | |
Действенно-операционный компонент (практическая готовность) |
9,5 |
18,7 |
32,1 |
46 | |
Исследовательский потенциал будущего специалиста по ФК |
Отсутствует |
Слабо выражен |
Выражен |
Ярко выражен |
Опираясь на характеристику состава компонентов готовности будущих специалистов по ФК к предстоящей деятельности и критерии их сформированности, мы раскрыли содержание каждого уровня готовности. На основе анализа экспертной оценки и проведенного психодиагностического обследования, выявления теоретических и практических знаний студентов рассмотрим более подробно проявление каждого компонента готовности будущих педагогов по ФК к работе с семьями детей с нарушениями ОДА.
При исследовании ценностно-мотивационного (личностного) компонента (психологической готовности) получены следующие результаты и выводы.
Студенты, отнесенные к
низкому уровню готовности, демонстрировали
недостаточную
Профессиональная
Мотивационно-ценностная установка на предстоящую деятельность с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА, у будущих специалистов по ФК была зафиксирована у 36 студентов (33%). Значимость этой деятельности осознают большинство участников экспериментальной группы – 69 человек (63%). Эмоционально-положительным отношением к выбранной специальности и специфике предстоящей деятельности характеризуются также большинство студентов (58 чел./53%) – стремлением к осознанности дальнейшей работы отличаются 43,5% человек. Профессиональное самосовершенствование и ориентация на личностное саморазвитие в данной области обнаруживается лишь у 23% (25 чел.).
Положительное отношение к выбранной профессии и стремление ею заниматься, преодолевая внутренние противоречия между достигнутым уровнем знаний, умений, навыков и необходимым, продемонстрировали 57% студентов (62чел.). 63 участникам экспериментальной группы присуще осознание роли адаптивной физической культуры при работе с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА (57%).
Анализ теоретического компонента готовности показывает следующее. У студентов с низким уровнем готовности выявилась недостаточная сформированность системы знаний, носящих ситуативный, разрозненный характер (14,3). Отсутствовало осмысленное знание ими теоретических основ. Студенты с допустимым уровнем готовности, показали частично систематизированный характер, характеризуясь чаще как удовлетворительные (29,5). Выявилась усвоенность основных положений теоретических основ. Студенты, относящиеся к среднему уровню, демонстрировали полные осмысленные знания теоретических основ предстоящей деятельности (38,4). И знания будущих специалистов по ФК с высоким уровнем готовности носили глубокий, гибкий характер, были систематизированы (49,8).
Интерпретация вопросов и ответов, даваемых студентами, позволила выявить отношение их к предстоящей деятельности; уровень, оценку сформированности знаний и степень владения каждым знанием.
По критериям интеллектуальной активности испытуемые классифицировались по уровням. Продуктивная интеллектуальная активность характеризовала студентов, которые даже при добросовестной и энергичной работе оставались в рамках первоначально найденного способа решения (студенты, относимые к интуитивно-ситуативному уровню готовности). Эвристическая активность характеризовала испытуемых, способных к новым, оригинальным способам решения (35%). Это оценивалось самими испытуемыми как «свой способ решения». Креативная интеллектуальная активность характеризовала студентов, способных к самостоятельному исследовательскому поиску, новым теоретическим открытиям (25%).
Студенты, отнесенные к наиболее высокому (деятельностно-творческому) уровню знаний, показали глубокое и полное владение содержанием учебных программ (объемом), реабилитационных методик, зафиксировано точное воспроизведение их студентами (78%). Отмечается у студентов этого уровня и владение прочными знаниями понятийного аппарата. Осознанность как показатель оценки уровня теоретических и практических знаний явилась доминирующим фактором при ориентации в учебном материале (88%). Студенты осознанно излагали, связывали теорию с практикой, решали педагогические задачи, высказывали и обосновывали свои суждения, грамотно и логично излагали материал. Интерес к теории определялся проверкой систематического чтения педагогической литературы, что предопределяло участие студентов в исследовательской работе (77%).