Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

Проектная деятельность явилась для студентов эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования опыта и знаний, повышение педагогического потенциала, обуславливая развитие многообразных проявлений личности студентов. Применение проектной технологии позволило сформировать познавательную самостоятельность у студентов, многие из которых проявляли недостаточную инициативность, боялись высказывать собственное мнение либо не имели его вовсе.

Данный этап подтвердил эффективность метода дипломного проектирования в формировании познавательной самостоятельности студентов при изучении теоретических дисциплин и прохождении практики.

Следует отметить, что  не все студенты положительно отреагировали  на обязательное выполнение дипломных  проектов, объясняя свое нежелание отсутствием времени, интереса к изучаемой теме, недостаточностью необходимых знаний. Для стимулирования включения таких студентов в проектную деятельность, значительное внимание в ходе реализации проектов уделялось созданию благожелательной атмосферы, ситуации успеха, ориентированием не только на получение результата, но и на сам процесс проектной деятельности. Данные условия способствовали увеличению числа студентов, проявивших интерес к предлагаемой деятельности.

Так, один из студентов, работавший над темой «Организация физической реабилитации ребенка с ДЦП» выявил соотношение первичного дефекта и вторичных наслоений как закономерность аномального развития. При обсуждении результатов реализованных проектов студенты отмечали субъективную новизну, отмечалось повышение интереса к медицинским дисциплинам, желание принимать участие и в других проектах, радость от достигнутых успехов: «Не думал, что это так интересно…», «Был уверен, что у меня не получится…».

К концу последнего семестра все студенты, включенные в проектную деятельность, демонстрировали ее результаты, обладающие не только личностной значимостью, но и социальной. Именно социально значимые и актуальные в повседневной жизни темы вызывали наибольший интерес у студентов. К ним относились такие темы, как «Формирование двигательных функций у детей с детским церебральным параличом», «Двигательный дефект как ведущий у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Формирование высших психических функций лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата и организация реабилитационной работы с ними», «Содержание коррекционно-компенсаторной помощи лицам, страдающим нарушениями опорно-двигательного аппарата» и др.

Кроме того, проектная  деятельность показала сформированность у студентов умений и навыков работы в сотрудничестве (коллективное планирование, взаимодействие с любым партнером, взаимопомощь в группе в решении общих задач, деловое партнерское общение); умения и навыки проектировочной деятельности (проектировать и планировать процесс, время, ресурсы, анализировать собственную деятельность, ее ход и промежуточные результаты); коммуникативные (вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс); презентационные (навыки монологической речи, уверенно держать себя вы время выступления, отвечать на незапланированные вопросы).

Приведенные выше примеры  свидетельствуют о том, что выполнение проектов позволяет проецировать выработанные умения, знания и навыки на деятельность с семьей ребенка с нарушениями ОДА, т.е. эффективно применять способы деятельности в новых условиях, целенаправленно развивать сформированные умения во взаимосвязи с познавательными мотивами и интересами.

Обобщая положительный  аспект применения проектирования и  формирования познавательной самостоятельности студентов-выпускников, отметим, что его использование заметно повысило учебно-познавательную активность студентов: повысилась успеваемость по профильным дисциплинам, проявился творческий интерес к предстоящей деятельности, произошло осознание личного опыта. Отмечены такие социальные эффекты, которые выразились в улучшении взаимодействия с потенциальным контингентом за пределами учебной группы, пролонгированные в общении с воспитанниками коррекционных школ-интернатов. У некоторых студентов отмечено проявление осознанного профессионального самоопределения.

Этот этап условно  можно охарактеризовать и как  этап рефлексивно обобщающий, поскольку  посвящен стимулированию сил саморазвития студента, его опыту самообучения, саморазвития и самосовершенствования.

Уровневый подход был  взят за основу при оценивании степени  сформированности знаний и умений (высокий, средний, допустимый и низкий) будущих  специалистов по ФК. Опираясь на уровневую оценку готовности, в экспериментальной группе осуществлена оценка исходного уровня готовности по следующим компонентам: личностный, теоретический, практический с учетом критериальных характеристик. Для этого использовалась система диагностических методик.

Состояние личностного  компонента готовности специалистов ФК определялось с помощью методов включенного наблюдения за учебным процессом, анкетирования, бесед. Для оценки сформированности личностного компонента был использован комплекс диагностических методик, включающий следующие методы: личностные опросники, анкетирование, беседу, наблюдение за деятельностью будущих специалистов ФК. Анализ полученных данных показал положительные изменения в формировании личностного компонента готовности к работе с семьями, имеющими детей с нарушениями ОДА в направлении среднего и даже высокого уровней. Полученные данные доказывают, что в процессе освоения содержания спецкурса и прохождения педагогической практики систематически осуществлялась мотивационная поддержка будущих специалистов ФК с целью формирования положительного отношения к будущей работе, повышался уровень профессиональной самооценки и личностной рефлексии, эмпатии, а также желания работать с этой категорией детей. Несмотря на прирост, отмечаемый на среднем и высоком уровнях, нужно отметить, что он недостаточен.

При диагностике личностной готовности (исследование мотивационной сферы, характера потребностей и мотивов) использовалась: 1) методику диагностики степени удовлетворенности основных потребностей; 2) методику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; 3) исследование уровня субъективного контроля, уровня притязаний (Шварцладера): 4) личностный опросник Р. Кэттела.

Совокупность личностных характеристик, полученных в результате диагностирования, оказало позитивное влияние на формирование теоретических и практических компонентов готовности, что отразилось на успешном решении задач, на третьем и четвертом уровнях готовности: мотивация достижения успеха, эмоциональная устойчивость и социальная зрелость, логическое мышление. Стремление к общению как системообразующий фактор отражало содержательные характеристики факторов, показывающих стремление личности к устойчивому взаимодействию с окружающими – мотивацию достижения успеха, социальную пластичность, что коррелирует с практическим компонентом готовности и связано с решением задач на всех уровнях.

Доминирующими факторами  являлись следующие группы показателей: эмоциональная чувствительность, неуверенность  в себе, конформизм, мотивация избегания  неудачи. Отражалось неумение личности ориентироваться в проблемных ситуациях, что ярко проявилось на низких уровнях формирования готовности.

В качестве основного  квалиметрического инструментария при проведении диагностической  работы для адекватной оценки подготовки специалистов по ФК был использован  опросник, включающий в себя знания, умения, навыки (ЗУН) основных педагогических функций как функциональные элементы деятельности специалиста по ФК.

При определении уровня теоретического компонента изучаемой  готовности были использованы диагностические  задания, наблюдения за деятельностью будущих специалистов ФК в ходе педагогической практики, самооценка и экспертная оценка знаний преподавателями. Будущим специалистам по ФК предлагалось заполнить анкеты, аналогичные по содержанию анкетам на констатирующем этапе. Результаты анкетирования были обработаны, вычислялся средний балл оценки. Данные были дополнены результатами аттестации по спецкурсу. В процессе экспериментальной работы уровень сформированности теоретического компонента значительно повышается, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования. Будущие специалисты ФК хорошо владеют знаниями на среднем и высоком уровнях, находят верные решения педагогических ситуаций, учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей с нарушениями ОДА, интегрируют знания из отдельных областей научных знаний, что соответствует высокому уровню готовности. В целом будущие специалисты ФК, входящие в состав экспериментальной группы, имеют более высокие показатели, чем студенты контрольной группы. Таким образом, мы можем утверждать, что предложенная нами модель подготовки будущих специалистов ФК в данном направлении себя оправдала.

Теоретическая готовность диагностировалась посредством использования модифицированной карты-схемы, составленной в виде опросного листа и представлявшую собой матрицу (шкалу), вмонтированную в список знаний, необходимых специалисту по ФК для работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Баллы соответствовали следующим показателям значимости: 5 – очень значимо; 4 – значимо; 3 – скорее значимо, чем незначимо; 2 – скорее незначимо, чем значимо и 1 – незначимо. После математической обработки подсчитывалась арифметическая оценка по каждой группе выделенных знаний и умений. Собранные экспериментальные данные был подвергнуты анализу, что позволило определить знания и умения, необходимые будущему специалисту по ФК. Приведем наиболее характерные: 1) знания ведущих теорий, закономерностей адаптивного физического воспитания детей с нарушениями ОДА в семьях; 2) знания основных категорий и понятий адаптивного физического воспитания, теории семейного воспитания, понятий физической реабилитации; 3) знания о методике адаптивного физического воспитания.

Уровни готовности будущих  специалистов по ФК проанализированы как совокупность качественных и количественных показателей, полученных в результате исследования. К качественным характеристикам, отражающим уровень знаний, были отнесены показатели:

  1. объем знаний (полнота, прочность, глубина);
  2. осознанность (самостоятельность суждений, доказательность отдельных положений, постановка проблемных вопросов);
  3. интерес к педагогической теории.

Таблица 4.

Показатели  и оценки готовности будущих специалистов в работе с родителями ребенка  с нарушениями ОДА

 

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

УРОВНИ

высокий

средний

допустимый

низкий

 

баллы

ОБЪЕМ ЗНАНИЙ

5

4

3

2-1

ОСОЗНАННОСТЬ

5

4

3

2-1

ИНТЕРЕС К ПЕД. ТЕОРИИ

5

4

3

2-1


 

Качественные характеристики измеряемых знаний и умений соотносились с условными количественными мерами: высокая (5 баллов), достаточная (4 балла), средняя (3 балла), слабая (2 балла), отсутствует (1 балл). За «единицу измерения» был принят балл, характеризующий степень совокупности критериальных знаний и умений. На основе выраженности полученных показателей был разработан модифицированный вариант уровней подготовленности будущих специалистов по ФК к работе с родителями ребенка с нарушениями ОДА.

При изучении процесса формирования практического компонента готовности применялись наблюдение, самооценка и экспертная оценка деятельности. Диагностировались умения (проектировочные, прогностические, дидактические, диагностические и др.), степень выраженности которых фиксировалась испытуемыми при анкетировании. Показатели включались в оценочные листы, затем в таблицы и подвергались обработке. Результаты педагогической практики подтверждают выводы.

В результате экспериментального исследования практического компонента готовности нами объединены группы умений, необходимые будущим специалистам в работе: гностические, прогностические, конструктивно-моделирующие, коммуникативные, организаторские. А также определен уровень познавательной самостоятельности и профессионально-педагогические наклонности, включающие потребность в педагогической деятельности, дидактические способности.

Целью являлось выявление  исходного уровня сформированности профессиональных мотивов, знаний, интересов, умений и навыков студентов.

Цель опроса:

  1. Выявить характер отношения будущих специалистов по физической культуре к детям с нарушениями ОДА. Выяснить уровень знаний о проблеме.
  2. Определить степень готовности к работе с данной категорией детей и их семьями посредством моделирования ситуаций будущей работы.

На этапе предварительной  диагностики обозначено несколько  уровней выявления профессиональной готовности будущих специалистов по физической культуре. Сначала выявлялись лиц с так называемой профессиональной непригодностью к данному виду деятельности (профессиональная консультация). Индивидуальные характеристики для диагностики профессиональной непригодности к педагогической деятельности выражались следующим образом:

1) противопоказания по  состоянию здоровья (психического  и физического);

2) недостаточная осознанность профессионального выбора;

3) отсутствие психологической  предрасположенности к выбранной  профессии.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара