Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164

Работа содержит 1 файл

диссертация 6.09.08..doc

— 1.23 Мб (Скачать)

При подготовке будущих специалистов к работе с детьми, имеющими нарушения  ОДА и их семьей решались педагогические задачи, которые являлись значимым компонентом профессиональной деятельности будущих специалистов ФК. Например: предложите эффективную, с вашей точки зрения, систему коррекционно-реабилитационной работы. С целью а) улучшения; б) принципиального изменения сложившегося положения.

Применение педагогических ситуаций перед началом лекции помогало обобщить знания, полученные на предыдущей лекции. Постановка проблемы через ситуацию способствовало привлечению внимания к содержанию излагаемого. В процессе чтения лекции уместно были использованы ситуации для иллюстрации выдвигаемых теоретических положений, идей, выводов, обобщений. В конце лекции ситуативные задачи применялись для выявления внимательности будущих специалистов по ФК по восприятию материала и умению оперирования знаниями. Коллективное решение имело ряд преимуществ перед индивидуальным: студенты обменивались мыслями, наблюдениями, спорили, доказывали правомерность своих суждений, защищали свою точку зрения, свои убеждения. В результате у них формировалось педагогическое мышление, необходимое для успешной профессиональной деятельности. Пример педагогической ситуации приведен в Приложении 12.

Решение педагогических задач содействовало  основным структурным компонентам  педагогической деятельности. Таким образом, у будущих специалистов совершенствовались дидактические, конструктивные, рефлексивные умения.

Наряду с перечисленными методами нами использовалось микропреподавание (microteaching) – метод, заимствованный у американских исследователей, сущность которого заключается в упрощении учебной ситуации на начальном этапе подготовки будущих специалистов. Процесс микропреподавания у специалистов начинался с осознания умений, которые им было необходимо отработать в процессе микропреподавания. Затем следовал сам процесс микрозанятия с последующим его обсуждением. После его анализа и выявления основных недоработок, будущим специалистам предлагалось провести повторный фрагмент микрозанятия с этой же или другой группой. Необходимая концентрация на короткий промежуток времени (10-15 минут) позволяла студентам отработать тот или иной прием на хорошем уровне. Так, будущим специалистам предлагалось разработать пробное коррекционно-реабилитационное занятие. Цель занятия - совершенствование основных представлений о предстоящих методах и формах физической реабилитации детей. Студенты при этом должны тщательно продумать цели, задачи, содержание и основные методы и формы работы с детьми с нарушениями ОДА, меру помощи родителям детей с учетом индивидуализации и дифференцированного подхода к детям данной категории. Данная методика хорошо согласовывалась с возможностями, целями и задачами практики.

Занятие проводились с одним  ребенком или группой детей и  их родителями (численность детей  не превышала 5 человек). В ходе каждого  коррекционно-реабилитационного занятия отрабатывались профессиональные приемы или проводилась работа с одной методикой. На микрозанятиях велась видеозапись, позволявшая будущим специалистам по ФК многократно просмотреть тот или иной фрагмент с целью более глубокого проникновения в его творческий замысел и дальнейшего анализа, анализировались ошибки и недочеты. Это также позволяло развить у них умение критического осмысления и совершенствования, корректировки ведения занятия.

В процессе педагогической практики будущие специалисты по ФК проводили пробные и зачетные занятия по физической реабилитации детей с участием их родителей, где совершенствовались специальные знания и умения, связанные с организацией физической реабилитации детей. Для целенаправленного включения в практическую деятельность по коррекционно-реабилитационной работе будущие специалисты проводили диагностику уровня физического развития детей (образец заданий уже был апробирован будущими специалистами на практическом занятии по спецкурсу) и составляли сводную таблицу по результатам обследования. Затем, проанализировав полученные данные, выявляли трудности и причины их возникновения, планировали реабилитационную работу (цель, задачи, индивидуальные программы, формы работы) с детьми и их родителями.

Все формы и виды обучающей деятельности в период педагогической практики способствовали совершенствованию аналитических, дидактических, проектировочных, прогностических, организаторских и коммуникативных  умений.

Таким образом, в ходе педагогической практики будущие специалисты по ФК экспериментальных групп успешно включались в различные виды работы по организации процесса физической реабилитации. Выполнение индивидуальных заданий позволило специалистам по ФК совершенствовать на практике ранее сформировавшиеся умения, знания и навыки, активизировать собственные возможности для предстоящей работы.

Данные, полученные во время анализа  педагогической деятельности будущих  специалистов по ФК, свидетельствуют  о том, что все студенты-практиканты  целенаправленно организовывали процесс физической реабилитации детей с нарушениями ОДА при участии их родителей, организовывали также тот вид и тот объем педагогической помощи, в которой нуждается семья. Будущие специалисты по ФК положительно относились к коррекционно-реабилитационной работе с семьями, воспитывающими детей, имеющих нарушения ОДА и творчески применяли знания и умения.

Наблюдения за деятельностью будущих  специалистов по ФК в процессе прохождения  педагогической практики, анализ бесед  позволили сделать следующие выводы: большинство специалистов адаптируются в проблемных ситуациях, самостоятельно осуществляют коррекцию своих действий по постановке задач и собственных действий, осуществляют индивидуальную и групповую реабилитационную работу.

В процессе практики происходила перестройка оценки специалистами по ФК своей работы с точки зрения перспектив успеха. Например, по завершении педагогической практики к отчету будущим специалистам ФК предлагались задания такого типа «Укажите, какие умения вы проявили в практической деятельности, связанные с работой с детьми, имеющими нарушения ОДА и их родителями?», «Перечислите основные умения, которые вы приобрели или должны были приобрести после проведения определенной работы и укажите, как вы освоили то или иное умение», «Какие активные методы и приемы, формы и средства обучения в вузе помогли вам в профессиональном и личностном росте?».

Таким образом, в ходе педагогической практики происходило закрепление  и стабилизация знаний, умений и  навыков, а также их анализ. Будущие  специалисты по ФК в процессе лекционного курса знакомились с физиологическими, психологическими особенностями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с основными направлениями, формами, методами и приемами работы по физической реабилитации, затем, принимая участие в семинарских занятиях, выполняли задания, работая самостоятельно с литературой, обобщая имеющийся передовой опыт в данном направлении.

Будущие специалисты по ФК самостоятельно выбирали и разрабатывали проблемы в рамках изучаемого спецкурса, выполняли творческие задания, готовили сообщения, рефераты, курсовые работы, которые требовали поиска, проявления творческих усилий, мобилизации интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств. Так, будущие специалисты по ФК писали рефераты по спецкурсу на определенную тему по выбор. Цель реферата – формирование у студентов навыков работы с литературой, развитие способности к анализу и обобщению информации в соответствии с выбранной темой. Помимо реферирования, ценным моментом данной работы являлось то, что специалист по ФК должен был дать анализ собственного опыта или самостоятельно разработать систему комплексов в процессе физической реабилитации детей.

Нами рассматривались различные  способы организации деятельности: индивидуальные и дифференцированно-групповые, что способствовало повышению уровня сформированности педагогических умений у будущих специалистов ФК – дидактических, проектировочно-конструктивных, коммуникативных, организаторских и исследовательских.

В течение реализуемой технологии основными методами мотивационной поддержки будущих специалистов по ФК выступал анализ проблемных ситуаций и вопросов. Самооценка выступала внутренним мотивом, побуждающим будущих специалистов к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности.

Моделирование различных проблемных ситуаций предполагало создание оптимальных  условий для овладения будущими специалистами основными средствами и методами работы с семьями детей, имеющих нарушения ОДА, а также  проверку оценки уровня сформированности готовности. Обеспечение профессионально ориентированной направленности подготовки будущих специалистов по ФК состояло во включении специалистов в различные виды деятельности, что создавало оптимальные условия для овладения различными средствами работы в реальных условиях коммуникации.

Критерии и условия, повышающие интерес к физическим упражнениям детей, имеющих нарушения ОДА, определялись следующим образом: целенаправленными консультациями родителей детей, обмен опытом, взаимопосещение занятий и их обсуждение; использование методов: цикл лекций и бесед об оздоровительном значении занятий физической культурой, нетрадиционных системах и методах занятий физическими упражнениями, серии разработанных игровых и сюжетных уроков, двигательных рассказов.

Будущие специалисты организовывали индивидуальные консультации, беседы для родителей, связанные с обучением родителей основным средствам и методам физической реабилитации ребенка. Индивидуальное консультирование предполагало совместное обсуждение с родителями хода и результатов работы с детьми, имеющими нарушения ОДА, анализ причин значительных продвижений в улучшении их физического развития, совместную выработку рекомендаций. Данный компонент предполагал актуализацию всех психолого-педагогических, частно-методических и специальных знаний, позволявших правильно планировать и осуществлять работу с детьми и их родителями.

Анализ приобретенного опыта, изучение теоретических и практических основ  в данной области позволило студентам  убедиться в том, что программы  физической реабилитации АФК содействуют гармоничному физическому развитию ребенка с нарушениями ОДА и способствуют выработке у ребенка представлений о реабилитирующем воздействии физической культуры.

При этом студенты отмечали реализацию концептуальной части как результат комплексного оздоровления детей с нарушениями ОДА, и технологической части, реализуемой через призму коллективной творческой деятельности.

Студенты приходили к выводу о том, что одним из действенных  способов оказания помощи семье, воспитывающей  ребенка с нарушениями ОДА, является своевременная и правильная организация работы специалиста по физической культуре с данными категориями семей.

Студентами обосновывались проблемы, требующие немедленного разрешения в направлении:

- создания государственной  системы помощи семье ребенка с нарушениями ОДА;

- разработке методов помощи  в процессе физической реабилитации  ребенка с нарушениями ОДА;

- популяризации знаний среди  родительской общественности об  особенностях развития детей  с нарушениями ОДА и их потребностях;

- введении в учебные планы  специальностей адаптивная физическая  культуры и физическая культура  обязательных, а не дополнительных  дисциплин, раскрывающих проблематику  семей данной категории. 

На профессионально-моделирующем этапе (профессионального становления) студентами стимулировалась потребность  в самосовершенствовании, производилась  оценка собственной деятельности как  профессионально-значимой, интенсивно апробировался арсенал накопленных  знаний, умений и навыков.

Учебно-познавательная деятельность студентов носила квазипрофессиональный  характер. Структура построения занятий  строилась как форма организации  подготовки контекстного характера (проблемная лекция, проблемный семинар, ролевые  игры, и т.д.). Методические задания носили прикладной характер.

На этом этапе студенты осваивали последний блок спецкурса  «Организация взаимодействия родителей  ребенка с нарушениями ОДА  и специалиста по ФК в ходе физической реабилитации ребенка». Спецкурсом предусматривалось введение раздела обучения родителей детей, имеющих нарушения ОДА, включение родителей детей с нарушениями ОДА в процесс реабилитации, изучение специфики совместных реабилитационно-развивающих занятий  АФК в домашних условиях. В Приложении 13 представлены примерные комплексы утренней гимнастики для детей с нарушениями ОДА, с особенностями которых осуществлялось знакомство  родителей специалистами по ФК. На каждого ребенка или группу детей заполнялась определенная документация: медицинская карта, «карта семьи», дневник наблюдения, антропо-физиометрические данные, функциональные показатели т.д.

Важным моментом этапа  явилась самостоятельная реализация собственной практической деятельности, дипломное проектирование, защита дипломных  проектов. Используя опыт, полученный на предыдущих этапах, выпускники имели возможность пополнить запас теоретических и практических знаний посредством самостоятельных изысканий.

Апробация собственных  педагогических проектов «Организация работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА» проводилась в рамках практики студентов и преследовала цель – определение эффективности разработанных проектов. Необходимо отметить, что в содержании студенческих проектов предусматривалось введение регионального компонента – национальных традиций в области физической культуры и спорта Астраханской области. Интерактивными формами выступало изучение культуры (быта, традиций) своего края через педагогическую деятельность – спортивные праздники с межпредметной интеграцией.

Информация о работе Формирование готовности будущего специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппара