Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
При подготовке будущих специалистов к работе с детьми, имеющими нарушения ОДА и их семьей решались педагогические задачи, которые являлись значимым компонентом профессиональной деятельности будущих специалистов ФК. Например: предложите эффективную, с вашей точки зрения, систему коррекционно-реабилитационной работы. С целью а) улучшения; б) принципиального изменения сложившегося положения.
Применение педагогических ситуаций перед началом лекции помогало обобщить знания, полученные на предыдущей лекции. Постановка проблемы через ситуацию способствовало привлечению внимания к содержанию излагаемого. В процессе чтения лекции уместно были использованы ситуации для иллюстрации выдвигаемых теоретических положений, идей, выводов, обобщений. В конце лекции ситуативные задачи применялись для выявления внимательности будущих специалистов по ФК по восприятию материала и умению оперирования знаниями. Коллективное решение имело ряд преимуществ перед индивидуальным: студенты обменивались мыслями, наблюдениями, спорили, доказывали правомерность своих суждений, защищали свою точку зрения, свои убеждения. В результате у них формировалось педагогическое мышление, необходимое для успешной профессиональной деятельности. Пример педагогической ситуации приведен в Приложении 12.
Решение педагогических задач содействовало основным структурным компонентам педагогической деятельности. Таким образом, у будущих специалистов совершенствовались дидактические, конструктивные, рефлексивные умения.
Наряду с перечисленными методами
нами использовалось микропреподавание (
Занятие проводились с одним ребенком или группой детей и их родителями (численность детей не превышала 5 человек). В ходе каждого коррекционно-реабилитационного занятия отрабатывались профессиональные приемы или проводилась работа с одной методикой. На микрозанятиях велась видеозапись, позволявшая будущим специалистам по ФК многократно просмотреть тот или иной фрагмент с целью более глубокого проникновения в его творческий замысел и дальнейшего анализа, анализировались ошибки и недочеты. Это также позволяло развить у них умение критического осмысления и совершенствования, корректировки ведения занятия.
В процессе педагогической практики будущие специалисты по ФК проводили пробные и зачетные занятия по физической реабилитации детей с участием их родителей, где совершенствовались специальные знания и умения, связанные с организацией физической реабилитации детей. Для целенаправленного включения в практическую деятельность по коррекционно-реабилитационной работе будущие специалисты проводили диагностику уровня физического развития детей (образец заданий уже был апробирован будущими специалистами на практическом занятии по спецкурсу) и составляли сводную таблицу по результатам обследования. Затем, проанализировав полученные данные, выявляли трудности и причины их возникновения, планировали реабилитационную работу (цель, задачи, индивидуальные программы, формы работы) с детьми и их родителями.
Все формы и виды обучающей деятельности
в период педагогической практики способствовали
совершенствованию
Таким образом, в ходе педагогической практики будущие специалисты по ФК экспериментальных групп успешно включались в различные виды работы по организации процесса физической реабилитации. Выполнение индивидуальных заданий позволило специалистам по ФК совершенствовать на практике ранее сформировавшиеся умения, знания и навыки, активизировать собственные возможности для предстоящей работы.
Данные, полученные во время анализа педагогической деятельности будущих специалистов по ФК, свидетельствуют о том, что все студенты-практиканты целенаправленно организовывали процесс физической реабилитации детей с нарушениями ОДА при участии их родителей, организовывали также тот вид и тот объем педагогической помощи, в которой нуждается семья. Будущие специалисты по ФК положительно относились к коррекционно-реабилитационной работе с семьями, воспитывающими детей, имеющих нарушения ОДА и творчески применяли знания и умения.
Наблюдения за деятельностью будущих специалистов по ФК в процессе прохождения педагогической практики, анализ бесед позволили сделать следующие выводы: большинство специалистов адаптируются в проблемных ситуациях, самостоятельно осуществляют коррекцию своих действий по постановке задач и собственных действий, осуществляют индивидуальную и групповую реабилитационную работу.
В процессе практики происходила перестройка оценки специалистами по ФК своей работы с точки зрения перспектив успеха. Например, по завершении педагогической практики к отчету будущим специалистам ФК предлагались задания такого типа «Укажите, какие умения вы проявили в практической деятельности, связанные с работой с детьми, имеющими нарушения ОДА и их родителями?», «Перечислите основные умения, которые вы приобрели или должны были приобрести после проведения определенной работы и укажите, как вы освоили то или иное умение», «Какие активные методы и приемы, формы и средства обучения в вузе помогли вам в профессиональном и личностном росте?».
Таким образом, в ходе педагогической практики происходило закрепление и стабилизация знаний, умений и навыков, а также их анализ. Будущие специалисты по ФК в процессе лекционного курса знакомились с физиологическими, психологическими особенностями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с основными направлениями, формами, методами и приемами работы по физической реабилитации, затем, принимая участие в семинарских занятиях, выполняли задания, работая самостоятельно с литературой, обобщая имеющийся передовой опыт в данном направлении.
Будущие специалисты по ФК самостоятельно выбирали и разрабатывали проблемы в рамках изучаемого спецкурса, выполняли творческие задания, готовили сообщения, рефераты, курсовые работы, которые требовали поиска, проявления творческих усилий, мобилизации интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств. Так, будущие специалисты по ФК писали рефераты по спецкурсу на определенную тему по выбор. Цель реферата – формирование у студентов навыков работы с литературой, развитие способности к анализу и обобщению информации в соответствии с выбранной темой. Помимо реферирования, ценным моментом данной работы являлось то, что специалист по ФК должен был дать анализ собственного опыта или самостоятельно разработать систему комплексов в процессе физической реабилитации детей.
Нами рассматривались
В течение реализуемой технологии основными методами мотивационной поддержки будущих специалистов по ФК выступал анализ проблемных ситуаций и вопросов. Самооценка выступала внутренним мотивом, побуждающим будущих специалистов к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Моделирование различных проблемных
ситуаций предполагало создание оптимальных
условий для овладения будущими
специалистами основными
Критерии и условия, повышающие интерес к физическим упражнениям детей, имеющих нарушения ОДА, определялись следующим образом: целенаправленными консультациями родителей детей, обмен опытом, взаимопосещение занятий и их обсуждение; использование методов: цикл лекций и бесед об оздоровительном значении занятий физической культурой, нетрадиционных системах и методах занятий физическими упражнениями, серии разработанных игровых и сюжетных уроков, двигательных рассказов.
Будущие специалисты организовывали индивидуальные консультации, беседы для родителей, связанные с обучением родителей основным средствам и методам физической реабилитации ребенка. Индивидуальное консультирование предполагало совместное обсуждение с родителями хода и результатов работы с детьми, имеющими нарушения ОДА, анализ причин значительных продвижений в улучшении их физического развития, совместную выработку рекомендаций. Данный компонент предполагал актуализацию всех психолого-педагогических, частно-методических и специальных знаний, позволявших правильно планировать и осуществлять работу с детьми и их родителями.
Анализ приобретенного опыта, изучение теоретических и практических основ в данной области позволило студентам убедиться в том, что программы физической реабилитации АФК содействуют гармоничному физическому развитию ребенка с нарушениями ОДА и способствуют выработке у ребенка представлений о реабилитирующем воздействии физической культуры.
При этом студенты отмечали реализацию концептуальной части как результат комплексного оздоровления детей с нарушениями ОДА, и технологической части, реализуемой через призму коллективной творческой деятельности.
Студенты приходили к выводу о том, что одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями ОДА, является своевременная и правильная организация работы специалиста по физической культуре с данными категориями семей.
Студентами обосновывались проблемы, требующие немедленного разрешения в направлении:
- создания государственной системы помощи семье ребенка с нарушениями ОДА;
- разработке методов помощи
в процессе физической
- популяризации знаний среди
родительской общественности
- введении в учебные планы
специальностей адаптивная
На профессионально-
Учебно-познавательная деятельность
студентов носила квазипрофессиональный
характер. Структура построения занятий
строилась как форма
На этом этапе студенты осваивали последний блок спецкурса «Организация взаимодействия родителей ребенка с нарушениями ОДА и специалиста по ФК в ходе физической реабилитации ребенка». Спецкурсом предусматривалось введение раздела обучения родителей детей, имеющих нарушения ОДА, включение родителей детей с нарушениями ОДА в процесс реабилитации, изучение специфики совместных реабилитационно-развивающих занятий АФК в домашних условиях. В Приложении 13 представлены примерные комплексы утренней гимнастики для детей с нарушениями ОДА, с особенностями которых осуществлялось знакомство родителей специалистами по ФК. На каждого ребенка или группу детей заполнялась определенная документация: медицинская карта, «карта семьи», дневник наблюдения, антропо-физиометрические данные, функциональные показатели т.д.
Важным моментом этапа
явилась самостоятельная
Апробация собственных педагогических проектов «Организация работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями ОДА» проводилась в рамках практики студентов и преследовала цель – определение эффективности разработанных проектов. Необходимо отметить, что в содержании студенческих проектов предусматривалось введение регионального компонента – национальных традиций в области физической культуры и спорта Астраханской области. Интерактивными формами выступало изучение культуры (быта, традиций) своего края через педагогическую деятельность – спортивные праздники с межпредметной интеграцией.