Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:49, диссертация
Актуальность исследования. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения, страна быстро стареет, продолжительность жизни сокращается, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического развития, 590,9 тыс. детей признаны инвалидами и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние десять лет уровень заболеваемости детей проживающих в Российской Федерации вырос более чем в 1,4 раза. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 13
1.1. Семья как педагогическая среда для реабилитации, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 13
1.2. Работа специалиста по физической культуре с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как условие эффективности реабилитации ребенка. 30
1.3. Модель формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 59
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 79
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 80
2.1. Структура и критерии готовности специалиста по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 80
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности будущих специалистов по физической культуре к работе с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 101
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
Курс «Теория и организация
адаптивной физической культуры» предусматривал
проведение семинаров по таким темам,
как «Виды и причины нарушений
опорно-двигательного аппарата»
В ходе этапа студентам предлагались различные типы проблемных заданий (логические, познавательные, поисковые), в том числе творческие.
Второй этап - этап профессионального становления и самоопределения (профессиональной адаптации). Учебно-методическое обеспечение этапа осуществлялось в процессе изучения курсов, спецкурса и прохождения педагогической практики.
Необходимую информацию студенты получали о функционирующих в настоящее время специальных (коррекционных) школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Среди известных им форм образования студенты выделяли следующие: специальные коррекционные школы-интернаты (89%); реабилитационные центры (85%); коррекционные классы при массовом общеобразовательном учреждении (68%); обучение на дому (67%); экстернат (79%); обучение в условиях стационарного лечебного учреждения (84%); школы-профилактории (65%). Из этого следует, что проведение работы по физической реабилитации ребенка с нарушениями ОДА на дому студентами либо недооценивается, либо отсутствуют представления о подобной деятельности в условиях семейного окружения.
Преобладающие количество студентов на семинарах отметило необходимость изменения системы специального образования в связи с ростом количества детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также необходимость развития системы психодиагностики и профилактики нарушений в развитии, начиная с младенческого возраста, раннее включение в процесс обучения и воспитания семьи ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Студенты приходили
к выводам, что задачи дисциплины
«Частные методики адаптивной физической
культуры» определяют необходимость
сочетаний физического воспитан
Студентам предлагалось
в рамках данного курса составить
психологический портрет
Существенным отличием преподавания «Частных методик адаптивной физической культуры» являлась связь с практикой. Если первый раздел дисциплины, в виде краткого лекционного курса, читал преподаватель, то второй и третий – в форме семинарских и практических занятий, деловых игр, просмотра уроков физической культуры, ритмики, ЛФК, рекреативных и спортивных занятий проводили ведущие специалисты реабилитационных центров на базах учебно-ознакомительной практики (коррекционных школах и интернатах, лечебных учреждениях, абилитационных и реабилитационных центрах, спортивно-оздоровительных клубах).
Само название дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры» уже с четвертого курса ориентировало студентов не как на общетеоретический предмет, а как на имеющий отношение к интересующей студентов сфере деятельности. В преподавании выдерживалось структурное единство теории и практической направленности учебного курса.
Исходя из основной идеи курса, изложение его начиналось с общей характеристики разных нозологических групп. Приобретая начальный опыт, студенты на практике наблюдали, как реализуются функции, принципы, междисциплинарные связи, как диагностируется и контролируется состояние детей с нарушениями ОДА, подбираются адекватные средства, формы, методы и методические приемы обучения, воспитания, физического и психического развития детей-инвалидов.
В курсе «Лечебная физическая культура» будущие специалисты основным средством двигательной реабилитации называли физические упражнения лечебного характера (80%). На семинарах студентами отмечалось, что будущим специалистам по ФК необходимо знать методы и принципы последовательности формирования двигательных навыков с помощью физических упражнений у ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В рамках курса «Врачебный контроль в АФК» предусматривалась оценка студентами эффективности занятий адаптивной физической культурой, складывающейся из различных параметров. Этими параметрами служили: текущая оценка внешних признаков утомления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оценка функционального состояния организма детей; хронометрирование с оценкой плотности проводимого занятия. Студенты признавали, таким образом, подобный метод оценки, названный врачебно-педагогическим наблюдением (ВПН). Студентам предлагалось на практикумах самостоятельно производить специфические методы оценки, отслеживающие антропометрические, функциональные и физиометрические показатели.
В курсе «Базовые виды двигательной деятельности» и его методиках студентами анализировались основные нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Студенты осваивали, что ведущим у детей с ДЦП является двигательный дефект. На практикумах в целях получения студентами более целостного представления о детях с нарушениями ОДА им предлагалось дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями ОДА (ДЦП). Студенты основывались в своих наблюдениях на том, что нарушения в моторном развитии отрицательно сказываются на формировании высших психических функций детей. Студентами отмечалось, что у детей с ДЦП заболевание отягощается нарушениями поведения, интеллекта, речи, зрения, слуха, что связано с органическими поражениями центральной нервной системы, а также обусловлено сенсорными дефектами. Некоторые студенты отмечали такой недостаток, как ограничения двигательной деятельности, социальных контактов, условий воспитания.
Одной из ведущих дисциплин
данного курса «Базовые виды двигательной
деятельности» стала дисциплина
«Гимнастика с методикой
На специально организованных дискуссиях с будущими специалистами по ФК, проводимыми на занятиях, обеспечивалась возможность формирования самостоятельности суждений и умозаключений, отстаивания своей точки зрения с соблюдением норм деловой этики. Разнообразие творческих заданий в курсах способствовало выявлению индивидуальных, глубоко личностных позиций студентов по отношению к своей будущей профессии.
На практических занятиях организовывались выступления студентов в различных функциональных ролях, например, в ситуациях, имитирующих работу с родителями ребенка с нарушениями ОДА. Выявлялись ошибочные установки студентов относительно стиля общения в той или иной роли. Для овладения навыками педагогического общения осуществлялся подбор упражнений на умение быстро и точно ориентироваться в сложной ситуации, решать заданную коммуникативную задачу, выявлять и намечать пути совершенствования индивидуального стиля деятельности.
Для обеспечения эффективности проведения практических занятий соблюдались определенные дидактико-организационные требования. В методическом плане наиболее удачными оказались практические занятия, структура которых подразумевала следующие элементы: выполнение будущими специалистами задания, его коллективный анализ и предъявление эталонного варианта решения поставленной задачи.
Практикумы были направлены
на повышение сознательного
На практических занятиях проводились минитренинги для родителей, имеющих детей с нарушениями ОДА, проводимые инициативной группой студентов с произвольным количеством человек. Использовались игры и физические упражнения на внимание, снятие напряжения, сокращение эмоциональной дистанции, тренировку способности выражения своих чувств, с помощью мимики и жестов. Далее происходило обсуждение типичных проблем в семьях посредством дискуссии (рассказ-образец, проблемный рассказ).
В рамках проблемных семинаров осуществлялось целенаправленное формирование интереса к изучаемым дисциплинам: эмоциональность, интеллектуальная активность, волевое усилие и успешность обучения. Возникал интерес к овладению новыми знаниями и способами деятельности, осознание значимости профессиональной деятельности специалиста по ФК.
Методом включенного наблюдения исследовалось многообразие личностных проявлений студентов при выполнении ими экспериментальных заданий. Это позволило дополнить количественные показатели решения задач на каждом уровне информацией процессуального характера, отражающей качественные характеристики выполнения работы.
Для эффективности в проводимую программу коррекции нарушений ОДА у детей средствами физической реабилитации включалась работа с семьей. Использовались принципы: создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства; продуцирование и реализация потребностей, обусловленных предпочтениями ребенка; пробуждение инициативы ребенка с нарушениями ОДА на изменение самого себя; личностно-ориентированный подход. Аналитико-преобразующий метод предусматривал корректировку отклонений развития ребенка с нарушениями ОДА, и включал реабилитационные воздействия физической направленности; тактические приемы методик комплекса физических упражнений.
Введение в учебный процесс практики решения разноуровневых педагогических задач являлось обязательным для всех участников эксперимента. Содержательные характеристики задач отражали уровень знаний по основным темам учебного курса. Реализация программы проходила на основе анализа учебно-тематических планов по курсу. Формирование профессионально значимых умений способствовало развитию и поддержанию творческих компонентов педагогического мышления.
Спецкурс «Взаимодействие
Изучение индивидуально-
Среди методов обучения будущих специалистов ФК выделялись такие педагогические задачи и ситуации, как деловая игра, диалог, дискуссии, микропреподавание, моделирование, демонстрация, педагогическое комментирование видеозаписи, самостоятельная работа, творческие и педагогические задания.
Каждое занятие адаптировалось к будущим специалистам различных уровней профессионального и личностного развития, сформированности готовности к предстоящей работе.
На одном из семинарских занятий,
проводимых в экспериментальной
группе, изучались роль и место
патологий опорно-
Семинары проблемного
Нами был использован и метод моделирования, в ходе которого создавалась педагогическая ситуация. Этой цели послужили ситуации, в основе которых лежали фрагменты занятий с детьми и их родителями по изучаемым темам, или придуманная педагогическая ситуация с запрограммированными в них заданиями, или ситуация, придуманная студентами, или запись на видеомагнитофон фрагмент занятия с семьей.
При анализе педагогической ситуации будущие специалисты обращали внимание на уровень физического развития ребенка, акцентировали внимание на основных формах, методах, приемах организации реабилитационной работы. С учетом анализа педагогической ситуации специалистам предлагалось не только найти ошибки и аргументировать их, но и ответить на вопросы. Таким образом, проблемные педагогические ситуации мы использовали с разными целями: для закрепления полученных знаний, как прием активизации профессиональной компетенции.