Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа

Описание работы

Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Работа содержит 1 файл

межссесионка по физ-ре.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

- начинать закаливание можно в любое время года, но предпочтительным является теплый период;

- необходимо постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий;

- закаливающие процедуры должны вызывать у ребенка положительные эмоции, в противном случае можно получить эффект неприятия.

 

8. Раскрыть  содержание ЗОЖ дошкольника в  семье.

   Дошкольное  образовательное   учреждение  выполняет  многообразные   функции:  с  одной  стороны,  его  коллектив  уделяет   значительное  внимание  воспитанию  двигательной  культуры,  развитию личностных  и  психофизических  качеств,  приобщению  ребенка  к здоровому образу жизни; с другой — оно осуществляет пропаганду физической культуры и спорта приобщает родителей к активу ной совместной работе по физическому воспитанию. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

    Такое построение  работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования. Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

     Процесс  физкультурно-оздоровительной совместной  работы с семьей включает: 1) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.; 2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; 3) результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.  4) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.); 5) ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.).

 

9. Привести  примеры из практики работы  по вопросу «Взрослый – носитель эталонов ЗОЖ».  

   Дети в силу  своей психологии воспринимают  взрослого человека как предмет  подражания, эталон поведения. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья. Поэтому важным способам передачи ребенку знаний оздоровительного характера является сам пример взрослого человека. Так в повседневной жизни ребенок постоянно копирует взрослых и родителей.  В семьях, где родители посещают бассейн, совершают утреннюю гимнастику (пробежку), ходят в тренажерный зал, занимаются физическими упражнениями, совершают туристические походы, просмотр спортивных игр и посещение стадионов  дети непосредственно перенимают данный образ жизни. Непосредственная передача эталонов здоровья происходит постоянно – дети перенимают гигиенические нормы (чистка зубов, умывание, принятие воздушных и солнечных ванн, занятие физическими упражнениями). Например, если ребенок видит взрослого человека с правильной осанкой, то и сам стремиться к тому чтобы держать ровно спину, сидеть с ровной спиной.

 

10. Написать тезисы на научную студенческую конференцию по проблеме ЗОЖ.

      Физическое  состояние  подрастающего   поколения  на  современном   этапе  характеризуется  устойчивыми   негативными  тенденциями:  снижение  уровня  здоровья  детей, увеличение  хронических заболеваний, ухудшение физической  подготовленности.

    Формирование  основ  здорового  образа  жизни  у  детей -  важная  педагогическая  задача.  Однако  ее  решение  затрудняется  недостаточной  разработанностью  системы  педагогических  воздействий,  средств  и  условий,  при  которых  обеспечивается  в  должной  мере  формирование  основ  здорового  образа жизни. Вопрос  о  характере  и  содержании  взаимодействия  взрослого  и  ребенка,  взаимодействия,  направленного  на  формирование  у  старших  дошкольников  основ  здорового  образа  жизни,  о  позиции  педагога  в  данном  процессе в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня в теории  и  практике  дошкольного  образования   остается  недостаточно  изученным. Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне,  следует  отметить,  что  в  настоящее  время  в  практике  работы  дошкольных  учреждений  не  уделяется  достаточного  внимания  планированию  работы  педагогов,  совместной  работе  с  семьей  по  формированию  основ  здорового  образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе. Также отмечается недостаток  разработанных  рекомендаций  по  организации  предметно-пространственной  среды,  и  соответствующего  методического  обеспечения.

      Анализ  практики  подтверждает,  что  существует  востребованность  в  методических  пособиях,  рекомендациях  для  воспитателей,  родителей  по  организации  различных  форм  работы,  направленных  на  формирование  основ

здорового образа жизни  у дошкольников.  Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить ряд  противоречий между:  -  социальным заказом общества на реализацию функций, связанных с  формированием  активной  личности,  ведущей  здоровый  образ  жизни,  и  существующими в дошкольных образовательных учреждениях традиционными подходами,  недостаточно  обеспечивающими  должный  уровень  формирования  основ здорового образа жизни у детей;  -  необходимостью  формирования  основ  здорового  образа  жизни  у дошкольника  и  недостаточностью  разработанных  и  обоснованных  педагогических условий для обеспечения этого процесса;  -  стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить  формирование здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста и  недостаточностью  разработанных  методических  рекомендаций  в  практике  педагогов.  Данные  противоречия  обусловили  актуальность  проблемы,  которая  заключается  в  определении  содержания  и  условий  формирования  основ  здорового образа жизни у старших дошкольников.

     Поэтому особое  внимание необходимо уделять  реализации  организационно-педагогических  условий  формирования  основ  здорового  образа  жизни  у  дошкольников.

     Первое  условие –  организация   и  насыщение  видов  деятельности (игры,  экспериментирования,  познавательной,  общения)  информацией  об  основах  здорового  образа  жизни  и  формирование  на  этой  основе  положительного  эмоционально-оценочного  отношения  к  данному  процессу.  Выдвижение  данного  условия  обосновано  необходимостью  включения  воспитанника  в  нужную систему действий, отношений, что возможно только в процессе разных  видов деятельности.  Неоценимое  значение приобрело наполнение педагогами  разнообразных  видов  деятельности   содержанием,  представляющим  информацию  об основах здорового образа  жизни.  Направляемая  педагогом детская деятельность  и наполненность её  необходимым содержанием предоставляли ребенку возможность уточнить  и закрепить представления об  элементах основ здорового образа  жизни,  приобрести  новые знания  о важности  ведения здорового образа жизни для сохранения и укрепления своего здоровья. 

    Второе  условие  –  расширение  предметно-пространственной  среды  в целях  освоения  детьми  способов   ведения   основ  здорового  образа  жизни. Введение  этого  условия  связано  с  необходимостью  овладения  детьми способами  ведения  здорового  образа  жизни,   целенаправленностью, инициативностью  и  самостоятельностью  их  использования  в  поведении  и деятельности  при  достижении  результатов. 

     Третье  условие -  сотрудничество  дошкольного   образовательного  учреждения  и   семьи,  которое  основано  на   единстве  воспитательного  взаимодействия.  Данное  условие  было  определено  необходимостью  единых  требований  со  стороны педагогов и семьи,  усиления  роли  родителей как носителей информации  о здоровом  образе жизни и способах  действий  по  его ведению,  а также необходимостью  постоянного и длительного воспитательного воздействия на  ребенка в ДОУ и семье. 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Основы самообразования и совершенствования  профессионального мастерства специалистами  дошкольного образования

  1. Обосновать роль педагога в организации физического воспитания детей дошкольного возраста.

  Педагог  осуществляет  физическое  воспитание  детей с учетом  их  возраста, пола,  физической  подготовленности,  индивидуальных  психофизических особенностей  и состояния здоровья;  несет ответственность за  охрану  жизни и укрепление  здоровья  детей; взаимодействует  с  педагогическим  коллективом  по  вопросам организации,  содержания  и  эффективности  физкультурно - оздоровительной работы с детьми;  обеспечивает  преемственность  в  работе  учреждения  дошкольного образования  и  семьи  в  оздоровлении  детей  средствами  физической  культуры; поддерживает эколого-гигиенические условия в спортивном зале и на  спортивной  площадке,  проверяет  состояние  и  эксплуатацию объектов физкультурно-оздоровительного назначения  в  соответствии  с правилами техники безопасности;  взаимодействует  с  законными представителями детей по вопросам физического воспитания,  занятий физическими упражнениями в семье, участия  в  совместных  физкультурных  праздниках,  досугах,  формированию основ здорового образа жизни.

      Педагог активно помогает педагогу по физической культуре и выполняет его поручения. Он следит за состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, изучает условия жизни ребенка в семье. Он  систематически  повышает  свой  профессиональный уровень, физическую подготовленность. Воспитатель активно участвует в пропаганде физической культуры и спорта среди родителей,  создает условия  для  самостоятельной  двигательной  деятельности ребенка.

    Воспитатель  должен обогащать двигательный  опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр, содействовать правильному выполнению движений в соответствии с образцом взрослого (правильное положение тела, заданное направление), привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности, формировать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие.

 

 

     2.Выделить требования к знаниям,  умениям, навыкам и личностным  качествам специалиста дошкольного  образования в области физического воспитания детей.

   Настоящий   специалист  по  физической  культуре  ребенка  дошкольного возраста  любит и прекрасно владеет  всеми видами достижений, входящих  в программу обучения дошкольников. Он безукоризненно  показывает,  объясняет,  грамотно  используя  терминологию,  команды,  распоряжения,  сюжетный  рассказ,  словесную инструкцию и  другие приемы  обучения ребенка. Его педагогическое мастерство выражается в умении составить индивидуальную программу психофизического развития ребенка, подобрать упражнения,  продумать  варианты  нагрузки,  провести  диагностику  физической  подготовленности  и  сенсомоторного  развития  ребенка. Он  должен  обеспечить  безопасность  занятий,  знать  технические характеристики тренажеров и особенности их эксплуатации, уметь использовать музыкальное  сопровождение  в  соответствии  с  задачами занятия и особенностями физических упражнений.

   У педагога по физической культуре должны быть сформированы следующие умения и способности:

-  Дидактические способности - умение правильно строить педагогический  процесс;  знание  принципов,  средств,  методических приемов  обучения;  использование  закаливающих  процедур  при проведении физических упражнений.

-  Академические способности  - творческое искание нового.

- Коммуникативные способности  - умение установить добрые отношения   с  ребенком,  родителями,  товарищами  по  работе.  Оно базируется  на личностных и деловых качествах  педагога.

- Перцептивные  способности  -  умение  заглянуть  во  внутренний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение, в котором он пришел на занятия. -  Экспрессивные  способности -  речь,  мимика,  жесты.

-  Организаторские   способности -  умение  воспитателя   организовать  прогулки,  досуг,  праздники  и  т.д.,  проявив  при  этом  профессиональную компетентность, деловитость.

- Гностические  способности  -  умение  педагога  анализировать  деятельность своих подопечных  и свою  собственную, что позволяет  в необходимых случаях корректировать  стратегию и тактику обучения и воспитания ребенка.

- Суггестивные  способности  -  умение  внушить  интерес   к  занятиям физической  культуры,  красоте  движений. Педагога,  обладающего  такой  способностью,  дети ждут  с  удовольствием,  радостью и с интересом занимаются с ним.

Информация о работе Физическое воспитание