Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа

Описание работы

Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Работа содержит 1 файл

межссесионка по физ-ре.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

В программе «Пралеска» требования к распорядку определены так: он должен иметь общие временные ориентиры, отвечать индивидуальным особенностям детей, быть удобным для родителей и воспитателей. Обратим внимание на следующее обстоятельство — программа указывает на временные ориентиры, а не предлагает догмы. Недопустимо превращать распорядок дня в самоцель. Следует обеспечить его гибкость, учитывая сезон, погоду, особенности деятельности детей, сложившиеся традиции в отдельных семьях. В распорядке дня необходимо учесть индивидуальные потребности детей в продолжительности сна: кого-то уложить раньше или позднее, кому-то разрешить подольше поспать. Если ребенок выспался, он не должен лежать в постели и ждать, когда проснутся остальные. Иногда бывает необходимо дать кому-то из детей дополнительную возможность отдохнуть — просто полежать в своей кроватке. Особенно важно соблюдение этого требования в первые недели пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

В работе детских садов сложился стереотип приоритета организованных занятий с детьми, педагогическая значимость отдельных режимных моментов недооценена. Учитывая этот негативный фактор, подчеркнем необходимость усиления оздоровительно-содержательной и воспитательной направленности распорядка дня, каждый компонент которого имеет свое особое назначение. Прежде всего, необходимо обеспечить «физиологическое качество» всех бытовых процессов. Например, чтобы обеспечить качество сна (быстрое засыпание, спокойный сон, радостное пробуждение), следует предварительно проветрить спальную комнату, создать тишину, закрыть окна легкими рассеивающими яркий свет шторами, спеть колыбельную, рассказать любимую сказку, включить тихую музыку, с кем-то посидеть рядом, а кого-то из самых маленьких подержать на руках. Особого внимания в этот период требуют гиперподвижные дети, которые долго не могут заснуть и, не выспавшись, капризничают.

Необходимо обеспечить высокий уровень условий и культуры гигиенического обслуживания детей (особенно младшего возраста), не допуская при этом малейшей небрежности и неприветливого тона. Надо отказаться от спешки, исключить из лексикона обращения типа «быстрее», «поторопитесь».

Следует создавать определенные традиции проведения режимных моментов, когда в деятельность взрослых и детей во время бодрствования, питания, прогулки и т. д. включаются специфические требования. Это может быть обязательный постепенный переход детей от одного вида деятельности к другому, включение каких-либо игровых приемов в процесс одевания на прогулку, использование специальной атрибутики (колокольчик, волшебная палочка, сказочный сундучок, веселый петрушка) для организационных моментов, совместная расстановка оборудования перед физкультурным занятием и пр.

Каждый режимный момент следует превратить в кратковременный «урок» по овладению знаниями и навыками гигиенической культуры и правилами поведения. Все бытовые процессы должны нести детям необходимые знания о здоровом образе жизни: зачем умываться, чистить зубы, мыть руки, бывать на воздухе; почему надо полоскать рот после каждой еды, пользоваться салфеткой и пр.

Весь быт в дошкольном учреждении организуется так, чтобы дети имели возможность постоянно упражняться в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать (развязать), снять, аккуратно положить или повесить одежду.

Таким образом, каждый режимный момент для воспитателя — это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных «занятий» с детьми, к каждому из которых необходимо специально отобрать программный материал с постепенным усложнением, продумать информационные приемы, обеспечить заинтересованность и активность каждого ребенка. Для детей же это просто необходимая и увлекательная деятельность с определенными правилами, которые, однако, должны строго выполняться.

 

      6. Обосновать значение двигательной  активности для здоровья и  развития ребенка; назвать   критерии оценки оптимального  двигательного режима.

В ЗОЖ ребенка  особое место отводится двигательному  режиму, который трактуется как рациональное сочетание различных видов, форм и содержания ДА ребенка. В литературе встречаются термины «достаточный», «нормальный», «повышенный» двигательные режимы. Все они ориентируют на обеспечение оптимальной двигательной активности детей как фактора здоровья.

Двигательный режим — это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания ДА ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) движения детей. В литературе встречаются термины «достаточный двигательный режим», «нормальный», «повышенный». Все они ориентируют на обеспечение оптимальной двигательной активности детей. Однако это одностороннее освещение сущности двигательного режима. Назначение его не только в удовлетворении потребности детей в движении. Не менее важна содержательная сторона — разнообразие движений, видов и форм деятельности.

Продолжительность ДА должна составлять не менее 50—60 % периода бодрствования, что равняется 6—7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). ДА здесь должна составлять 65—75 % времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей — это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственное. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для этого.

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей ДА. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она наименее утомительна из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень владения двигательными умениями. Содержание этой деятельности определяется самими детьми, однако это не значит, что взрослые могут не обращать на нее внимания.

К организованным формам ДА относятся:

1) физкультурные занятия;

  1. физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
  2. активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы;

4) домашние задания по физкультуре;

5) индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

6) секционно-кружковые занятия;

7) профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача) .

Главная цель двигательного режима — удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться улучшения их здоровья, всестороннего физического развития, обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях.

Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в области физической культуры на предстоящий период.

Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодичных физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач.

Предложенный двигательный режим — один из возможных вариантов. Он может быть полностью принят или частично дополнен, изменен с учетом условий дошкольного учреждения.

 

7. Определить  место закаливания в системе  ЗОЖ ребенка.

Закаливание и сопряженные с ним изменения в системе регулирования функций обеспечивают повышение сопротивляемости организма к воздействиям внешней среды. В основе закаливания лежит тренировка механизмов приспособления к меняющимся параметрам температуры, влажности, солнечной радиации, а также физическим нагрузкам. В процессе многократного воздействия факторов среды в реакцию включаются сначала имеющиеся механизмы адаптации, а затем возникают новые, более сложные (приспособительные).

Закаливание является важным средством укрепления здоровья при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, реальную для исполнения и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Существуют  разнообразные методы закаливания, о которых должны знать педагоги и родители.

Метод постепенного снижения температур воздействия на 1-2 градуса через 2-3 дня (воздушные, солнечные ванны, различные водные процедуры местного и общего характера: обтирание, обливание, ножные ванны и т.п.). Физиологи считают его неэффективным.

Метод пульсирующего климата. Он заключается в том, что с помощью кондиционера температура воздуха в помещении постепенно повышается от 18 до 26 °С, затем снижается до исходных величин, что стимулирует работу терморегуляционной системы организма.

Метод экстремальных воздействий (обливание холодной водой, бег по снегу босиком, купание в проруби и т.п.). Получил свое начало в семейной педагогике и вызвал определенный интерес и распространение. Применение его в ДУ возможно в весьма редких случаях: когда воспитатель теоретически может объяснить процессы, происходящие в организме при Холодовых процедурах, сам пользуется продолжительное время этим методом, сможет найти поддержку и помощь родителей при проведении процедур и не боится взять на себя ответственность. При отсутствии хотя бы одного из указанных слагаемых, естественно, он не может применяться.

Метод контрастных температур (воздушные ванны, обтирания, обливания местные и общие) на сегодняшний день признан самым эффективным. Однако в условиях ДУ этот метод практически невыполним по техническим причинам (сложность в дозировании температуры воздуха, воды; большие физические и временные затраты), поэтому его целесообразно рекомендовать для семьи.

Естественные методы закаливания (облегченная одежда, умывание, прогулки, ходьба босиком и др.). Многие авторы включают их в систему закаливающих мероприятий, но не придают им значительного оздоровительного эффекта. В то же время физиологи утверждают, что слабые процедуры, но часто повторяющиеся в течение дня и систематически выполняемые, оказывают более значительный закаливающий эффект, чем разовые сильные. По мнению многих специалистов, именно естественные методы закаливания, органично включенные в общую систему ЗОЖ, должны стать основными, так как доступны каждому ребенку, независимо от его здоровья, не требуют специального оборудования, физических усилий детей и взрослых .

В программе  «Пралеска» учтены все возможные  трудности с организацией закаливания и рекомендованы как обязательные естественные методы закаливания, органично включенные в режимные процессы. Ежедневные оздоровительные прогулки продолжительностью не менее 3-4 ч насыщают организм кислородом и способствуют тренировке всех его функций. Многократное умывание в течение дня прохладной (холодной) водой, полоскание рта и горла после приема пищи водой комнатной температуры, воздушные ванны и ходьба босиком во время переодеваний, при подготовке ко сну и после него тренируют терморегуляционную систему. Такая организация закаливания не требует специальных условий, воспитателю нет необходимости отвлекаться от не менее важных дел, не отнимается время для игры у детей. При этом закаливающие процедуры органически вписываются в распорядок дня и как бы автоматически дополняют значимость режимных моментов еще и закаливающей функцией. А главное — систематическое ежедневное исполнение естественных закаливающих процедур становится для ребенка нормой поведения, потребностью.

Естественные  методы закаливания могут быть дополнены и другими, не требующими больших усилий (контрастные водные ванны для ног, ходьба по мокрым дорожкам). Сложные закаливающие процедуры (обливания, контрастные обтирания и т.п.) должны проводиться индивидуально с каждым ребенком в специально созданных условиях. А это возможно лишь в домашних условиях. Задача педагогов — убедить родителей в необходимости закаливающих мероприятий для здоровья детей и предложить информацию и помощь.

Правила, которыми следует руководствоваться при организации закаливания:

- процедуры  закаливания должны быть комплексными  и достаточно интенсивными, носить систематический характер;

- не иметь перерывов  (за исключением возможной болезни  ребенка);


- следует учитывать индивидуальные особенности здоровья ребенка, его возраст, настроение;

Информация о работе Физическое воспитание