Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа
Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.
В брошюре
рассказывается о развитии
В книге
представлены 322 подвижные игры, рассчитанные
на детей от 1 года до 14 лет.
Подвижные игры предлагаются
при ортопедических, неврологических,
бронхолегочных и других
Тема 4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы
Физкультурно-оздоровительная работа, предлагаемая программой «Пралеска», включает в себя формы работы, организованные воспитателем (специальные меры закаливания, утреннюю гимнастику, физкультурную минутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурное занятие, домашние задания по физической культуре, активный отдых: спортивные досуги, праздники, дни здоровья), и самостоятельную двигательную деятельность детей, которая организуется в часы утреннего приема, после завтрака, между занятиями, на прогулке, после сна, на второй прогулке, в бытовой деятельности). Самостоятельные движения детей составляют 2/3 их общей двигательной активности.
В разделе «Физическая культура» программы «Пралеска» реализуется здоровье сберегающая педагогическая технология, в основе которой лежит понятие «здоровье», предложенное Всемирной организацией здравоохранения, согласно которому здоровье не сводится к отсутствию болезни; под ним понимается полное физическое, психическое и социально благополучие ребенка.
В процессе
решения оздоровительных задач
следует максимально использовать
возможности физической
В разделе
«Физическая культура» впервые
включены такие важные
В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» предполагает освоение детьми основ гигиенической культуры, овладение основами двигательной культуры. Программный материал располагается по возрастным группам.
Основная задача воспитателя — создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха, укреплять здоровье, развивать двигательную и гигиеническую культуры детей.
При приобщение к двигательной культуре воспитатель решает следующие задачи:
Младший возраст
Средний возраст
— Учить детей воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнения;
Старший возраст
— целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.
Программа «Детство» станет особенно ценной, если будет продолжена работа по ее адаптации к массовой практике дошкольных учреждений. Для этого, в первую очередь, должны быть созданы технологии для каждой возрастной группы, в которых будут представлены все стороны развития детей (т. е. все разделы программы). При этом не исключено, что авторы обнаружат: для реализации всего задуманного им не хватит и 24 часов в сутки, режимного пространства детского сада и 9—10 месяцев учебного года; не все согласуется с физическими и психологическими возможностями детей дошкольного возраста, с массовой практикой и «массовым» воспитателем детского сада. Экспериментальная апробация таких технологий в типичных (не элитных) дошкольных учреждениях покажет необходимость пересмотра некоторых аспектов программы, ее облегчения.
«Истоки» — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей и требованиями современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологическими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3 — 5 лет — младший и 5 — 7 лет — старший. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.
Физическая культура входит в раздел «Здоровье» и включает в себя (как и все другие подразделы) характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития физических качеств сформулированы слишком обобщенно, неразвернуто и неконкретно.
В программе
«Радуга» подчеркивается
3. Раскрыть
основные проблемы физического
воспитания дошкольников на
Программа «Пралеска» ориентирована на развитие личности ребенка. Здоровье, физическое развитие, двигательное развитие выступают в личностно- ориентированном образовательном процессе как ключевые понятия, они должны быть выделены в качестве наиважнейших проблем физического воспитания и особо рассмотрены на теоретико - практическом уровне. Идеи личностно- ориентированного образовательного процесса должны осуществляться в двух направлениях: - в индивидуализации физического воспитания детей; - в демократическом стиле отношений в коллективе.
Гуманизация физического
воспитания должна ориентировать педагога
на личность ребенка, требующая особого
внимания к диагностическому и коррекционному
аспекту пед. деятельности, к замене
авторитарного поведения и
Физического воспитание представляет собой определенную оздоровительную систему, являющуюся основой здоровьесберегающего пед. процесса в ДУ. Физическое благополучие рассматривается с позиции укрепления здоровья детей, гармонизации их развития, условий для полной реализации двигательного творческого потенциала. Психологическое благополучие связано с обеспечением психологического здоровья, под которым понимается целостное состояние эмоционального комфорта ребенка.
Развивающая физкультурно- игровая среда включает:
- достаточные площади для движений в помещении и на участке, личное пространство как для движений, так и для отдыха и уединения.
- время для самостоятельной двигательной деятельности, официально закрепленное в распорядке дня.
- специальное оборудование зон для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: центр здоровья, где можно проверить осанку, рост, дорожки для коррекции стопы.
- общая спортивная
площадка на участке,
- «тропа здоровья» на участке и за его пределами.
- ближайшие скверы и парки, стадионы, тихие зеленые уголки, горка для катания на санках зимой, лыжня, природные зоны пересеченной местности.
- несколько крупных физкультурных объектов (дворец спорта, ледовый дворец), где дети должны побывать на экскурсии.
- маршруты для прогулок - походов за пределы ДУ.
- площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки.
- спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, велосипеды).
- стационарное и переносное
физкультурное оборудование
- атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, плоскостные фигуры, детские бубны, шапочки для игр).
- инструментарий для измерения роста, массы тела, окружности груди.
-инструментарий и
места для диагностики
- книги и репродукции о физкультуре, спорте, в том числе по олимпийской тематике.
-дидактический материал
для свободной деятельности (парные,
разрезные картинки по
- игровые физкультурные пособия для кукол, которые дети могут применять и для собственной двигательной деятельности.
4. На основе
анализа состояния и проблем
физического воспитания