Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа

Описание работы

Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Работа содержит 1 файл

межссесионка по физ-ре.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

      В брошюре  рассказывается о развитии малыша  с момента рождения до 3 лет,  о возрастных его изменениях. Автор приводит комплексы упражнений, учит, как делать ребенку массаж, что очень важно в первые  месяцы его жизни, советует, как правильно организовать его двигательный режим. Кроме того, каждый родитель сможет с помощью приведенных контрольных упражнений проверить, правильно ли развивается его ребенок.

  1. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет. - Москва: Новая школа, 1994.

    В книге  представлены 322 подвижные игры, рассчитанные  на детей от 1 года до 14 лет.  Подвижные игры предлагаются  при ортопедических, неврологических,  бронхолегочных и других заболеваниях, а также при ослаблении организма  ребенка и отставании его психомоторного развития.

 

 

 

Тема 4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы

 

 

  1. Дать характеристику раздела «Физическая культура» в базисной программе воспитания и обучения  детей в дошкольном учреждении «Пралеска» и раскрыть технологию ее внедрения в практику.

    Физкультурно-оздоровительная  работа, предлагаемая программой  «Пралеска», включает в себя формы  работы, организованные воспитателем (специальные меры закаливания, утреннюю гимнастику, физкультурную минутку, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурное занятие, домашние задания по физической культуре, активный отдых: спортивные досуги, праздники, дни здоровья), и самостоятельную двигательную деятельность детей, которая организуется в часы утреннего приема, после завтрака, между занятиями, на прогулке, после сна, на второй прогулке, в бытовой деятельности). Самостоятельные движения детей составляют 2/3 их общей двигательной активности.

    В разделе «Физическая культура» программы «Пралеска» реализуется здоровье сберегающая  педагогическая технология, в основе которой лежит понятие «здоровье», предложенное Всемирной организацией  здравоохранения, согласно которому здоровье не сводится к отсутствию болезни; под ним понимается полное физическое, психическое и социально благополучие ребенка.

     В процессе  решения оздоровительных задач  следует максимально   использовать  возможности физической культуры  для оптимизации общения в  системах «ребенок - дети», «педагоги-дети-родители». В программе обращается внимание на сбалансированность  форм организации детской деятельности, предпочтение отдается групповым  и индивидуальным методам перед фронтальным. При таком подходе расширяются возможности саморазвития ребенка, и создается боле тесное сотрудничество взрослых и детей.

      В разделе  «Физическая культура» впервые  включены такие важные направления  в работе дошкольного учреждения, как диагностика, прогнозирование  и коррекция здоровья, физического  и двигательного развития детей, а также показаны наиболее вероятные отклонения в физическом состоянии дошкольников и предложены основные пути профилактики и коррекции. Особо выделяется роль семьи в воспитании здорового ребенка.

 

  1. Назвать основные концептуальные положения физического воспитания в других современных программах («Радуга», «Истоки», «Детство»).

В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» предполагает освоение детьми основ гигиенической культуры, овладение основами двигательной культуры. Программный материал располагается по возрастным группам.

Основная  задача воспитателя — создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха, укреплять здоровье, развивать двигательную и гигиеническую культуры детей.

При  приобщение к двигательной культуре воспитатель решает следующие задачи:

Младший возраст

  • Учить детей согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;
  • Учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;
  • Учить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя выполнять физические упражнения;
  • Принимать активное участие в подвижных играх;
  • Направленно развивать скоростно-силовые качества детей.

Средний возраст

— Учить детей воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнения;

  • Добиваться уверенного и активного выполнения основных цементов техники движении (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения);
  • Приучать детей оценивать движения сверстников и замечать их ошибки;
  • Соблюдать и контролировать правила в подвижных играх;
  • Побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
  • Закреплять умения по ориентировке в пространстве;
  • Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества (преимущественно на основе силовых упражнений).

Старший возраст

  • добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;
  • учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей;
  • формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;
  • воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
  • побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;

— целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.

Программа «Детство»  станет особенно ценной, если будет  продолжена работа по ее адаптации к массовой практике дошкольных учреждений. Для этого, в первую очередь, должны быть созданы технологии для каждой возрастной группы, в которых будут представлены все стороны развития детей (т. е. все разделы программы). При этом не исключено, что авторы обнаружат: для реализации всего задуманного им не хватит и 24 часов в сутки, режимного пространства детского сада и 9—10 месяцев учебного года; не все согласуется с физическими и психологическими возможностями детей дошкольного возраста, с массовой практикой и «массовым» воспитателем детского сада. Экспериментальная апробация таких технологий в типичных (не элитных) дошкольных учреждениях покажет необходимость пересмотра некоторых аспектов программы, ее облегчения.

«Истоки»  — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей и требованиями современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологическими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3 — 5 лет — младший и 5 — 7 лет — старший. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.

Физическая культура входит в раздел «Здоровье» и включает в себя (как и все другие подразделы) характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития физических качеств сформулированы слишком обобщенно, неразвернуто и неконкретно.

     В программе  «Радуга» подчеркивается важность  внимания педагогов к физической  культуре. От обучения детей физической  культуре  зависит  их  психофизическое   здоровье,  поэтому  программа,  начиная  с  младшего  дошкольного  возраста,  воспитывает  потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные  на  творческое  использование  двигательного  опыта,  формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя. Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям  как  средству  физического  воспитания.  Им  отводится профилактическая,  реабилитационная,  лечебная  и  развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических упражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей. Особое  внимание  уделяется  оптимизации  двигательной  активности.  Разнообразное  содержание программы не  сковывает инициативы и творчества педагога.

 

 

 

  3. Раскрыть  основные проблемы физического  воспитания дошкольников на современном  этапе: необходимость гуманизации,  личностно-ориентированного подхода,  усиления развивающее – оздоровительной  направленности; обеспечение единых  подходов дошкольных учреждений  и семьи в укреплении здоровья детей; интеграция игровой и двигательной деятельности; создание развивающей физкультурно-оздоровительной среды; рефлексивная оценка результатов физкультурно-оздоровительной работы.

Программа «Пралеска» ориентирована на развитие личности ребенка. Здоровье, физическое развитие, двигательное развитие выступают в личностно- ориентированном образовательном процессе как ключевые понятия, они должны быть выделены в качестве наиважнейших проблем физического воспитания и особо рассмотрены на теоретико - практическом уровне. Идеи личностно- ориентированного образовательного процесса должны осуществляться в двух направлениях: - в индивидуализации физического воспитания детей; - в демократическом стиле отношений в коллективе.

Гуманизация физического  воспитания должна ориентировать педагога на личность ребенка, требующая особого  внимания к диагностическому и коррекционному аспекту пед. деятельности, к замене авторитарного поведения и стиля  общения педагога на демократический «дети-педагог», «дети-дети», «родители-дети-педагоги». Физическое воспитание предствленно в программе как оздоровительное и развивающее, именно эти два концептуально значимых положения ограниченно включают ее в целостный педагогический процесс. Развитие, обучение, воспитание - три стороны единого образовательного процесса. стержнем физической культуры является двигательная активность в форме целостного двигательного режима, включающая различные виды деятельности и формы ее организации оздоровительно- развивающей направленности. Предусматривается их включение в другие виды детской деятельности (игровую, учебную) в качестве операционного состава, создавая этим условия для расширения сферы влияния и собственного развития.

Физического воспитание представляет собой определенную оздоровительную систему, являющуюся основой здоровьесберегающего пед. процесса в ДУ. Физическое благополучие рассматривается с позиции укрепления здоровья детей, гармонизации их развития, условий для полной реализации двигательного творческого потенциала. Психологическое благополучие связано с обеспечением психологического здоровья, под которым понимается целостное состояние эмоционального комфорта ребенка.

Развивающая физкультурно- игровая среда включает:

- достаточные площади  для движений в помещении и на участке, личное пространство как для движений, так и для отдыха и уединения.

- время для самостоятельной  двигательной деятельности, официально  закрепленное в распорядке дня.

- специальное оборудование  зон для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: центр здоровья, где можно проверить осанку, рост, дорожки для коррекции стопы.

- общая спортивная  площадка на участке, групповые  площадки.

- «тропа здоровья»  на участке и за его пределами.

- ближайшие скверы  и парки, стадионы, тихие зеленые уголки, горка для катания на санках зимой, лыжня, природные зоны пересеченной местности.

- несколько крупных  физкультурных объектов (дворец  спорта, ледовый дворец), где дети  должны побывать на экскурсии.

- маршруты для прогулок - походов за пределы ДУ.

- площадки для спортивных  игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки.

- спортивный инвентарь  (санки, лыжи, коньки, велосипеды).

- стационарное и переносное  физкультурное оборудование для  всех основных движений.

- атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, плоскостные фигуры, детские бубны, шапочки для игр).

- инструментарий для  измерения роста, массы тела, окружности  груди.

-инструментарий и  места для диагностики физкультурной  подготовленности детей.

- книги и репродукции  о физкультуре, спорте, в том числе по олимпийской тематике.

-дидактический материал  для свободной деятельности (парные, разрезные картинки по тематике  «Мое тело», «Распорядок дня», «Предметы гигиены».

-  игровые физкультурные  пособия для кукол, которые  дети могут применять и для собственной двигательной деятельности.

 

 

  4. На основе  анализа состояния и проблем  физического воспитания дошкольников  Республике Беларусь подготовить  доклад на студенческую конференцию.

Информация о работе Физическое воспитание