Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа
Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.
В методическом кабинете
имеется теоретическая и методи
Тема 3. Формы
организации физического
1. Представить формы организации физического воспитания как определенный двигательный режим в дошкольном учреждении, необходимый для полноценного физического и двигательного развития и укрепления здоровья детей.
Форма работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят:
Главная целевая направленность
комплекса оздоровительно-
2. Назвать
и обосновать критерии оценки
эффективности различных форм
организации физического
Критерии, по которым руководствуется педагог при оценке здоровья в ДУ. При оценке детей целесообразно выделять 3 группы: - ни разу не болевшие в течение прошлого года (здоровые дети). – болевшие 4 и более раз (часто болевшие дети). – болевшие 1-3 раза (эпизодически болеющие). Данные о здоровье детей воспитатель получает от старшей медсестры ДУ, родителей, в результате собственных наблюдений. Быт ДУ и воспитательная работа с детьми организуется дифференцированно, с учетом групп здоровья.
Критерии, по которым оценивается двигательное развитие. Двигательное развитие оценивается по 3 направлениям: 1) уровню двигательной деятельности. 2)составу движений в самостоятельной деятельности. 3) физической подготовленности. Подготовленность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% от периода бодрствования. Следует подчеркнуть важность полного удовлетворения потребности в движении, иначе дети будут вялыми, пассивными, что отрицательно скажется на их здоровье и развитии. Огромная значимость двигательной активности для здоровья и развития детей обязывает воспитателя владеть навыками оценки их двигательного поведения. Изучение двигательной активности проводится в начале каждого учебного года. Дифференциация группы детей: оптимально подвижные, малоподвижные, гиперподвижные. Это необходимо для того, чтобы оптимизировать двигательную активность детей с учетом индивидуальных особенностей, организовать коррекционную работу с малоподвижными и гиперподвижными детьми. Объективным показателем двигательного развития детей является их умение использовать разнообразные виды и способы движений в своей самостоятельной деятельности. Насколько богат состав движений, какова общая продолжительность двигательной активности, её интенсивность, поможет выявить хронометраж, дополняющий метод наблюдения конкретными показателями. Физическая подготовка определяется методом тестирования.
3. Показать роль самостоятельной двигательной деятельности в развитии ребенка и раскрыть специфику методики ее организации и руководства.
Двигательный режим в ДУ складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах «Малютки», «Малыши», «Почемучки», «Фантазеры». Но самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движения с различными игрушками, пособиями. Руководство этой деятельность обязательно предусматривает следующие моменты: организацию физкультурно-игровой среды, достаточное место для движений, нужное количество и разнообразие, сменяемость пособий, закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности во время утреннего приема, до занятий, между ними, на прогулке, после сна, в вечернее время; владение воспитателем специальными опосредственными методами активизации движений детей. Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредственного руководства, которое осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей.
Поэтому воспитателю необходимо:
4. Раскрыть
назначение, содержание, формы и
методику проведения организова
Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также её организационное значение. Не должно быть гимнастики по принуждению.
Проведение утренней гимнастики: 1) никаких строгих правил и требований дисциплины. Следует обеспечить полную раскованность поведения, приподнять эмоциональное состояние и настоящую радость движений. 2) помнить, что гимнастика – это не только и не сколько физ. мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент. 3) использовать различные формы проведения гимнастики.
Наиболее распространенными в практике ДУ являются:
Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физ. занятий и повторяется 1-2 недели. Но допустима также гимнастика-эксперимент. В гимнастику могут быть перенесены отдельные яркие эпизоды прогулки, занятия по развитию речи и др. Место проведения утренней гимнастики может быть физкультурно-музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада. Утренняя гимнастика начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями (5-12 мин).
Физкультминутка – снимает утомление и активизирует мышление детей, повышает умственную работоспособность.
Требование к физкультминуткам:
Физкультминутки могут проводится в форме общеобразовательных упражнений, подвижных игр, дидактической игры, игры с движениями, танцевальных движений, движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.
5. Разработать
и обосновать двигательный
Старшая группа (д/с г.Могилева)
Физкультурные задания являются одним из компонентов целостного двигательного режима в группе. Важно чтобы общее время движений во всех организованных физ. мероприятий и самостоятельной двигательной деятельности вместе составляло не менее 50-60% от всего периода бодрствования.
Так в данной группе детского сада, помимо специальных игр и упражнений есть ежедневные, обязательные: 1) утренняя гимнастика – продолжительность её 8-10 минут. Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6-8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами, которые повторяются 6-12 раз в зависимости от физ. нагрузки получаемой организмом. Иногда сюда включены песня, игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги. Иногда (в зависимости от погодных условий) проводятся на воздухе. 2) физические упражнения после сна. Под музыкальное сопровождение проводятся различные построения с выполнением физ. упражнений, способствующие формированию осанки, стопы, а также подвижные игры с элементами танцевальных шагов. 3) физкультминутка. На занятия по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Продолжительность 2-3 минуты. Их проводят в момент, когда у детей снижается работоспособность и наступает утомление (12-16 минута занятия). Физкультминутка сопровождается текстом. 4) перерыв между занятиями. Иногда 2 занятия подряд имеют малоподвижный характер. Например: занятия по развитию речи и рисование, перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. Предлагаются скакалки, мячи, кегли, обручи. 5) самостоятельная двигательная деятельность детей. Имеет место в разное время дня: утром- до занятий, между занятиями, на утренней и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. Большое внимание со стороны педагога имеют дети, которые не всегда могут выбрать для себя подходящие игры.
6. Составить
методические рекомендации для
воспитателей на тему: «Физкультурно-оздоровительная
работа в распорядке дня
Требования к распорядку дня: он должен иметь общие временные ориентиры, отвечать индивидуальным особенностям детей, быть удобным для родителей и воспитателей. Следует обеспечить гибкость распорядка дня, учитывать сезон, погоду, особенности деятельности детей, сложившиеся традиции в отдельных семьях. В распорядке дня необходимо учесть индивидуальные потребности детей в продолжении сна: когда-то уложить раньше или позже, кому-то разрешить подольше спать. Иногда бывает необходимо дать дополнительную возможность кому-то из детей отдохнуть, просто полежать в своей кровати. Необходимо обеспечит качество сна, следует перед сном проветрить спальную комнату, создать тишину, закрыть окна легкими, рассеивающими яркий свет шторами. Необходимо обеспечить высокий уровень условий и культуры обслуживания детей, не допуская при этом небрежности и неприветливого тона.