Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа

Описание работы

Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Работа содержит 1 файл

межссесионка по физ-ре.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

Следует создать определенные традиции в проведении режимных моментов, когда в деятельности взрослых и детей во время бодрствования, питания, прогулки и т.д. включаются специфические требования. Весь быт в ДУ организуется так, чтобы дети имели возможность постоянно упражняться в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду. Каждый режимный момент для воспитателя – это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей. Одновременно это и система оздоровительных и образовательных «занятий» с детьми, к каждому их которых необходимо специально отобрать программный материал с постепенным усложнением, продумать информационные приемы, обеспечить заинтересованность и активность каждого ребенка. Для детей же – это просто необходимая и увлекательная деятельность с определенными правилами, которые должны строго выполняться.

 

 

Тема 4. Диагностика  и прогнозирование здоровья, физического  и двигательного развития детей

 

1. Раскрыть  цели, задачи, содержание, основные направления диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

     Диагностика  в физическом воспитании рассматриваются  как деятельность, направленная  на изучение и комплексную  оценку исходного физического  состояния ребенка. Эти знания необходимы для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления: - оценка физического развития; - оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

     Существуют  два подхода в диагностике  физической подготовленности  и  физического развития ребенка:  по количественным и качественным  показателям.  В  методической,  научной  и  учебной  литературе  преобладает  первый подход, в связи с конкретностью регистрируемых параметров. Однако  эти  показатели  почему-то  автоматически  переносятся  с  тестов,  применяемых к более взрослым людям, и изменяются лишь по величине.  Второй подход применяется на практике в основном родителями, которые фиксируют такие показатели, как правильная - неправильная походка, бег,  прыжки, метания  и  т.п.

 

2. Выделить  критерии оценки конечных результатов  деятельности по укреплению здоровья, физического и двигательного развития детей.

    Обследование  развития основных движений у  детей дошкольного возраста проводится  по  следующим видам движений: ходьба, бег, прыжки и  метание.  При  оценке  развития  основных  движений  отмечаются  как  качественные, так и количественные показатели.

Качественные показатели.

    Ходьба. Корпус  и голову держит прямо, но  не напряженно, плечи слегка  отведены  назад,  движения  рук  и   ног  согласованны;  идет  равномерно,  свободным шагом. Ноги поднимает не высоко, но не шаркает ими по полу.  Бег. Корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты; движения рук и ног согласованны, бег с отрывом от почвы, движения ног равномерные, не семенящие.  Прыжок. Четкий толчок при отрыве от почвы и мягкое приземление на полусогнутые ноги.  Метание. Правильное исходное положение - при метании правой рукой  левая нога  выставлена  вперед,  тяжесть  тела переносится на правую ногу;  во время метания корпус поворачивается влево, тяжесть тела переносится  на  левую  ногу (при метании  левой  рукой  положение  ног  обратное). При  броске учитывается хороший замах, соблюдение указанного направления.

Количественные показатели.

     Ходьба. Учитывается  время (в секундах) ходьбы на  расстояние 10 м.  Бег. Учитывается время (в секундах) бега на расстояние 10 м.  Прыжок  в  длину  с места.  На  землю (или  пол)  кладут шнур.  Ребенок  стоит у шнура, касаясь его носками. Ему предлагают прыгнуть как можно  дальше,  перепрыгивая  через шнур. Учитывается  расстояние  от шнура до  пяток в момент приземления. Прыжок повторяют 2-3 раза.  Прыжок в высоту с разбега. Веревку натягивают между двумя стойками  при помощи  небольших грузиков  на  высоте 10-15  см  для младшей группы, 15-20 см для средней и 30-35 см для старшей группы. Если дети не  могут  прыгнуть  на  эту  высоту,  то  веревку  опускают  ниже.  Разбег 3-4 м.  Высоту постепенно повышают и записывают максимальную высоту, которую ребенок преодолел.  Метание вдаль. Производится метание мешочков с песком весом 150 г для младшей и 200 г для средней и старшей групп. Ребенок, стоя у черты,  бросает мешочки каждой  рукой по 2-3  раза.  Учитывается расстояние  от  черты до места падения мешочка (в метрах).  Записывается максимальное  расстояние.

    При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:  - степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений; - умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности,  самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях; - развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей; - общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

 

3. Показать  направления прогнозирования здоровья, физического и двигательного  развития детей при разных  исходных уровнях.

     Прогнозирование  в физическом развитии осуществляется в направлении коррекции отклонений в организме ребенка. Так, прогноз может касаться улучшения показателей осанки и стопы, коррекции длины, массы тела и окружности груди. Прогнозирование двигательного развития ведется в двух направлениях. Первое связано с коррекцией малоподвижности и гиперподвижности детей в передовом их в группу оптимально подвижных. Второе направление прогноза в этой области определяется исходными данными ФП детей. В зависимости от физического состояния ребенка, условий его жизнедеятельности от физического состояния ребенка, условий его жизнедеятельности в семье может прогнозироваться повышение уровня ФП до среднего или высокого. Это прогноз может касаться отдельных двигательных умений и физических качеств, по которым отмечено отставание ребенка.

 

4. Представить  обязанности участников диагностической  деятельности (воспитателя, руководителя  физического воспитания, медицинских  работников, психолога, заместителя  заведующей по основной деятельности, родителей).

      Заведующий детским садом анализирует вместе с воспитателями результаты наблюдений, показатели диагностики физической подготовленности, развития психофизических качеств ребенка.

    Специалист  по  физической  культуре вместе  с воспитателем проводит диагностику  физической  подготовленности  и  сенсомоторного  развития  ребенка. Оценку показателей физической подготовленности.

    В задачи психолога входит диагностика и определение уровня психологического здоровья. Выявление особенностей становления и развития психических функций.  Определение общего эмоционального фона.

    Педагог осуществляет мониторинг развития ребенка и анализ состояния психологического микроклимата в группе.

    Задачи медицинского  персонала: комплексная оценка  состояния здоровья ребенка-дошкольника, выявление особенностей раннего онтогенеза, учитывающих данные генеалогического, биологического и социального анамнеза. Уровень физического развития и степень его гармоничности. Уровень резистентности, нарушений опорно-двигательного аппарата (врач-ортопед). Оценка степени адаптации. Специалисты медицинского персонала определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия, учитывая индивидуальные особенности детей. Все эти данные записываются в индивидуальную карту ребенка.

 

5. Показать систему мониторинга здоровья, физического и двигательного развития детей за весь период воспитания ребенка в детском саду.

 Психолого-педагогический мониторинг – это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности участников образовательного процесса, которые выполняют различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка. Мониторинг физического развития обычно проводится в 3 этапа:  1 этап. Сбор и получение фактического материала. Изучаются основные антропометрические показатели физического развития: длина тела (стоя), масса тела, окружность грудной клетки в покое, показатели стопы и осанки. 2 этап. Обработка полученного материала. 3 этап. Оценка развития ребенка. 

    Цель психолого-педагогического  мониторинга работы по охране  жизни и укреплению здоровья  детей: своевременная коррекция  оздоровительной и образовательной  деятельности, условий среды дошкольного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей. Мониторинг рассматривается как метод, оптимизирующий образовательную деятельность. Внутренний психолого-педагогический мониторинг организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей заключается в том, что педагоги, педагоги-психологи, медицинские работники дошкольного учреждения  выстраивают индивидуальную картину психофизического развития ребенка в соответствии с уровнем психомоторного развития и здоровья на 1 сентября и затем через каждый квартал.

Таким образом, в проведении мониторинга участвуют все участники  образовательного процесса. Это позволит определить как индивидуальный план лечебно-профилактических мероприятий, так и индивидуальную программу физического, социального, познавательного развития каждого воспитанника.

Все полученные данные создают  единую картину здоровья и развития детей в каждой группе и в дошкольном учреждении в целом. Проведение внутреннего  мониторинга позволяет выявить как недостатки, так и успехи в деятельности коллектива, конкретных специалистов дошкольного учреждения, выявить отклонения в деятельности по обеспечению качественного дошкольного образования ребенка.

Выявление причин отклонений и их последствий, выработка необходимых рекомендаций по организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей проводятся заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности с участием творческой группы педагогов. Итоги мониторинга докладываются и обсуждаются, принимаются решения по его итогам  на педагогическом совете. Точность оценки и объективность анализа обеспечиваются подбором современного аналитико-диагностического инструментария, включая компьютерные технологии.

Примерная модель внутреннего  мониторинга организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении.

Критерии

Объект

Средства оценки

Результаты мониторинга

Медицинского

работника

Педагога

Руководителя

Организация медицинского сопровождения детей

1.Состояние здоровья детей. Результаты углубленных осмотров

 

 

2.Процесс оценки эффективности  профилактических и оздоровительных  мероприятий.

 

 

3. Адаптационные мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Организация питания

выполнение натуральных норм питания  детей;

качество организации питания.

 

 

 

5. Санитарно-гигиеническое состояние дошкольного учреждения.

 

 

6. Мероприятия по профилактике травматизма.

1.Заключение врача о состоянии  здоровья. Материалы углубленных  осмотров.

 

 

 

 

 

2. Ежегодные аналитические материалы о группе здоровья и заболеваемости ребенка с момента  его поступления в дошкольное учреждение и до перехода в школу, отражающие динамику.

 

3. Аналитические материалы:

-система работы по подготовке  семьи и ребенка к приему в детский сад во взаимодействии с органами здравоохранения;

-система взаимодействия с семьей  в вопросах здоровья ребенка  в утренний прием детей, и  вечерний уход детей домой.

 

 

4. Материалы количественного и качественного  анализа выполнения натуральных норм питания за десять дней и месяц.

Материалы документации по организации  питания, ежедневной оценки качества приготовленных блюд.

 

5.Материалы актов, протоколов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Паспорт аттестации состояния  материально-технической базы дошкольного  учреждения.

Акты обследования физкультурных  снарядов.

Аналитические материалы соблюдения профилактических мер в организации  образовательного процесса. 

 

 

1.Аналитические материалы о  состоянии здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

2. Материалы профилактических и оздоровительных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

3. График приема вновь поступающих детей в адаптационный период.

Профилактические мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Мероприятия по организации  рационального питания.

Определение системы деятельности всех участников этого процесса.

 

 

 

 

 

5. Система контроля за соблюдение санитарно-эпидемиологического режима.

 

 

 

 

 

 

6. Система контроля за соблюдением инструкции по охране жизни и укреплению здоровья детей.

Статистические данные.

Сведения о группе здоровья.

Анализ причин заболеваемости.

Информация о физическом и психическом  развитии ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система мер по формированию культуры приема пищи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Соблюдение режима (в том числе  обязательное двухразовое пребывание  детей на свежем воздухе).

Система гигиенического воспитания.

 

6.Система мер по соблюдению  инструкции по охране жизни  и укреплению здоровья детей.

Аналитические материалы по итогам изучения системы работы по охране жизни и укреплению здоровья детей.

Система мер по итогам.

Ежемесячный анализ заболеваемости.

Система контроля за компетентностью  всех сотрудников в вопросах

Организация психолого-педагогического  сопровождения детей

1. Оптимальность распорядка дня  с учетом профиля дошкольного  учреждения.

 

 

 

2.Процесс определения индивидуальной программы социального, физического, познавательного развития каждого воспитанника.                                                                                                                                                                                                    

Оздоровительная направленность образовательного процесса.

Обеспечение двигательного режима

Эмоциональное состояния детей.

 

3. Ресурсное обеспечение образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Процесс взаимодействия с семьей.

1. Анализ организации жизнедеятельности детей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и профиля деятельности дошкольного учреждения.

 

 

 

2. Анализ планирования работы педагогов, медицинских работников с точки зрения включения ребенка в деятельность всех специалистов дошкольного учреждения в течение дня. Оптимальность педагогической нагрузки на ребенка Аналитические материалы организации здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего образовательного процесса с детьми (в том числе и дополнительных образовательных услуг).

 

 

 

 

3. Анализ условий и факторов, ухудшающих самочувствие педагогов (анкетирование, обсуждение, самоанализ). 

Анализ научного, программно-методического  обеспечение образовательного процесса.

Анализ организации условий  развивающего предметного пространства.

 

4. Анализ взаимодействия с семьей (во время утреннего и вечернего приема, мероприятия по включению родителей в процесс воспитания и обучения детей и т.д. (анкетирование).

Информация о результатах профилактических и оздоровительных мероприятиях по итогам медико-педагогического контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система мер по информированию родителей  о состоянии здоровья ребенка  в дошкольном учреждении.

 

Распорядок дня группы.

Определение оптимальной учебной  нагрузки детей.

Индивидуальная программа (план или  карта) развития ребенка.

Оптимальная форма планирования и  анализа образовательной работы.

Система мер по созданию условий  комфортного пребывания в дошкольном учреждению каждому воспитаннику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система мер по установлению контактного  взаимодействия с семьей.

 

 

 

Протоколы педагогических советов  по утверждению: распорядка дня учреждения (каждой группы), учебной нагрузки на ребенка,

плана (программы в или карты) индивидуального развития каждого воспитанника;

формы планирования образовательного процесса каждого педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система мер на основе аналитических  материалов создания комфортных условий  работы для каждого сотрудника.

Рациональность и оптимальность  расстановки кадров.

Система мер по укреплению и совершенствованию  материально-технической базы.

 

Организация активных форм взаимодействия с семьей в процессе воспитания и  обучения детей.

Информация о работе Физическое воспитание