Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа
Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.
Тема 2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) в дошкольном учреждении и семье
Проблема
здоровья находится в центре внимания
всех современных наук о человеке.
В последние десятилетия
В программе «Пралеска» здоровье трактуется как «полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка» (определение ВОЗ). В нем наиболее полно просматриваются идеи педагогики здоровья. Здоровье как одна из задач воспитательного процесса и его результат, с одной стороны, напрямую зависит от «благополучных» условий жизни, а с другой — создает «благоприятную» (благополучную) почву для развития ребенка. Для педагога профессионально значимым должно быть умение определять состояние благополучия ребенка.
Здоровье – это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию личности. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровье сберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Обеспечение безопасности детей, укрепление психофизического здоровья, физическое развитие, формирование навыков здорового охрана жизни – важное направление гармонического развития, особого внимания к которому требует сама жизнь. Основными задачами формирования здорового образа жизни у дошкольников являются: - сохранение и укрепление физического здоровья; воспитание потребности и навыков здорового образа жизни; - формирование систем и функцией организма, обеспечение гармоничности физического развития; - сохранение и укрепление психического и психологического здоровья (эмоционального благополучия, душевного комфорта); - содействовать укреплению психологического здоровья детей посредством предупреждения отклонений в их эмоционально – личностном развитии; - приобщение детей к физической и психологической культуре.
Проявляя заботу о сохранении и укреплении здоровья, необходимо уделить особое внимание формированию потребности в здоровом образе жизни, его основ у воспитанников. Важная тропа к реализации этой задачи – приобщение детей к природе, так как она не только среда обитания человека, но и значимый источник его духовности, физического развития и здоровья. Важной составляющей здорового образа жизни является грамотное, рациональное питание. Питание детей должно быть полноценным по составу основных ингредиентов (белки, жиры, углеводы), витаминов, микроэлементов. Обязательной составляющей здорового образа жизни является потребность в физических упражнениях. Двигательная активность – необходимое условие здоровья и всестороннего развития детей.
Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешне средовым воздействиям.
Можно однозначно утверждать, что оздоровительный компонент должен быть введен в систему образовательного процесса как обязательный и стать нормой педагогической работы, а специалист дошкольного образования обязан владеть знаниями и навыками по организации здорового образа жизни детей. Надо отметить, что термины «педагогика здоровья», «обучение здоровью» сегодня широко используются в педагогической и медицинской литературе. Педагогика здоровья трактуется как образовательный процесс, направленный на качественное улучшение показателей здоровья детей и овладение ими навыками ЗОЖ. Таким образом, можно заключить, что воспитатель в дошкольном учреждении — главный исполнитель оздоровительного воспитания.
Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения. В качестве основных компонентов ЗОЖ выступают с четко заданными правилами выполнения следующие: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание, каждый из которых одновременно является «подсистемой» и целостного образовательного процесса в детском учреждении.
Здоровый образ жизни человека определяется во многом эколого-гигиеническими условиями. Большие требования в этом направлении предъявляются к помещению и участку дошкольного учреждения, особенно, если рядом проходит дорожная магистраль.
Большую часть времени пребывания в детском саду дети находятся в групповой комнате. Нельзя допустить, чтобы она стала источником заболеваний.
Существуют определённые гигиенические требования к воздуху жилых помещений. Температура его должна быть в пределах 18—22°С, так как при более высокой организм изнеживается, ослабевает иммунитет. Не менее существенное значение имеет влажность воздуха (в пределах 30—60%).
Исключительное значение для здоровья человека имеет состав воздуха. Одной из причин «вредного» воздуха является перенасыщенность его углекислым газом всего в 0,03% от нормы.
Очищение и увлажнение воздуха, насыщение его отрицательно заряженными ионами обеспечивается, в основном, за счёт сквозного проветривания. Поэтому жёстким правилом гигиены в ДУ должно быть сквозное проветривание перед приходом детей утром, а также ещё несколько раз в день: во время прогулок, перед занятиями, перед сном, после ухода домой.
Природными очистителями воздуха в помещении являются комнатные растения. Лимонное дерево, туя, алоэ, герань, роза, бегония, плющ, аспарагус оказывают губительное действие на бактерии. Хлорофитум, аспидистра, сциндапус, фикус успешно отфильтровывают из воздуха ядовитые вещества. Циперус и папоротники увлажняют воздух. Все без исключения комнатные растения полезны как источник кислорода и влаги.
Живые растения в помещении выполняют не только роль санитаров, но и положительно воздействуют на органы чувств. Даже простое созерцание зелёных и ярко цветущих растений повышает защитные силы организма, способствует психологическому комфорту. Не зря специалисты называют одной из причин повышения заболеваемости людей в наше время обеднение природной среды. Поэтому ошибочно рассматривать комнатные растения только как объект для наблюдения и труда детей в зависимости от возраста. Именно экологический принцип должен лежать в основе подбора растений для озеленения групповых помещений и участка детского сада.
Обеспечить экологическую среду за пределами помещения сложнее, однако и здесь можно многое сделать. Например, участок детского сада вполне может быть превращен в экологический мини-оазис. Для этого в обязательном порядке предусматривается зелёная изгородь вокруг забора из специально подобранных деревьев и кустарников, особенно со стороны проезжей части улицы. Наиболее активными санитарами выступают клён, липа, вяз, каштан, рябина.
Шишкина В. А. рекомендует на участке иметь «уголок леса. Под пологом зелёных насаждений создается особый микроклимат, где в среднем вдвое больше, чем на открытой местности, содержится отрицательно заряженных ионов, отсутствует пыль. Наличие воды в зелёной зоне способствует ионизации воздуха. В тёплое время года во время прогулки на участке следует размещать различные ёмкости с водой для игры. Ещё лучше, если будет оборудован хотя бы один фонтан самого простого устройства (на основе шланга с разбрызгивателем воды), плескательный бассейн, искусственный ручей.
По периметру участка, а также между групповыми площадками оборудуется «тропа здоровья». Она представляет собой тенистую аллею из деревьев-санитаров, на которой размещаются горки, канавки, физкультурное оборудование. Здесь же высеваются лекарственные травы, с которыми знакомят детей (подорожник, тысячелистник, клевер, иван-чай, мать-и-мачеха и пр.). Тропа здоровья — это и увлекательное путешествие в природу, место для упражнения в различных видах движений.
Для игр на участке организуем «природную среду»: искусственный ручей (бетонированный жёлоб, по которому в нужный момент можно пустить воду из водопровода, талую воду весной); чистый речной песок в песочнице; ландшафт из песка, камней разной величины, формы и цвета, замысловато переплетённых корней деревьев; шишки, жёлуди, каштаны, газоны из трав и цветов.
Программа «Пралеска» нацеливает
на гармонизацию всего воспитательно-
Здоровье ребенка во многом определяется его психологическим комфортом, который представляет собой совокупность благоприятных социально-педагогических условий для нормального формирования и развития психических процессов ребенка. Психологический комфорт у дошкольника во многом определяется физиологическим состоянием организма. В этом направлении есть немало средств, с помощью которых можно положительно влиять на самочувствие и настроение ребенка. Источником хорошего настроения для него является комфортность быта в дошкольном учреждении. Удобные шкафчик для одежды и кроватка, уютная обстановка, хорошие условия для туалета, внимание к сиюминутным нуждам каждого снимают излишнее напряжение, успокаивают, способствуют установлению доверительных отношений со взрослыми.
Одним из показателей
психологического состояния ребенка,
чувства его уверенности
Вдумчивый педагог старается понять состояние детей в разных условиях, при разной их деятельности. Одним из показателей благополучия считается адекватное поведение, характеризующееся активностью ребенка. Порадуемся за того, чья двигательная активность сочетается с речевой, коммуникативной, исследовательской, мыслительной! Повысить мыслительную активность можно с помощью упражнений на ориентировку в пространстве, привлечения детей к оценке, самооценке двигательных умений, действий, создания поисковых ситуаций. Важно обеспечить условия для самовыражения каждого ребенка в процессе выполнения движений, в подвижных играх.
Воспитатель должен уметь поднять настроение ребенка, взаимодействуя с ним: загрустил — развеселить, расшалился — переключить на интересное дело; ссорится со сверстником — найти пути примирения; что-то не получается — помочь, создать радость и удовлетворение от выполненной работы. Надо находить возможность побыть в течение дня «наедине» с каждым из детей: улыбнуться только ему, похвалить, глядя в глаза, вселить веру («я знаю, что у тебя получится»).
Внимательно наблюдая за каждым, следует оказать долговременную помощь тому, кто с трудом расстается с родителями, малоподвижен, часто грустит, капризничает, плачет, ссорится со сверстниками, пассивен, скован, не уверен в себе. Будем помнить, что такие состояния ведут к заболеваниям или уже свидетельствуют об их начале.
Вдумчивый педагог умеет установить с детьми доверительные отношения, найти оптимальный способ своего поведения. Полезно всегда помнить, что раздражительность и нетерпимость по отношению к детям, авторитарность могут стать причиной и собственного психологического дискомфорта, привести к истощению нервной системы.
Рациональный распорядок дня имеет большое значение в жизнедеятельности ребенка. Человеческий организм работает в определенной системе на основе индивидуальных биоритмов. В результате исследований установлено физиологически целесообразное время для активной деятельности и отдыха человека, доказана целесообразная продолжительность интервалов между приемами пищи для лучшего пищеварения, определены возрастные и индивидуальные нормы сна. Таким образом, распорядок дня в детском саду строится на основе физиологических закономерностей работы организма с учетом возраста детей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Кроме того, он (распорядок дня) должен иметь образовательное содержание, воспитательный потенциал.