Физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 02:30, практическая работа

Описание работы

Физическая культура — один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое, психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Работа содержит 1 файл

межссесионка по физ-ре.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

- спортивные игры: баскетбол, бадминтон,  городки, настольный теннис, футбол

- спортивные упражнения: плавание, ходьба на лыжах, катание на  коньках, езда на велосипеде.

- простейший туризм: позволяет  закреплять двигательные навыки  и развивать физические качества  в природных условиях.

На ряду с физическими  упражнениями используются пляски, массаж:

  • Пляски, танцы, сопровождаемые музыкой, влияют на все системы организма, развивают физические качества, а так же вырабатывают плавность, непринужденность движений.
  • Массаж воздействует на кожу, мышцы, костную систему, усиливает дыхание, улучшает кровообращение, обмен веществ и т.д.

 

2. Показать значение  физических упражнений для здоровья  и развития ребенка.

В младшем возрасте движения – это фактически едва - ли не единственный способ исследования себя и окружающего  мира. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя ЦНС и там самым способствуя и развитию. Чем более точные движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка является фактором, не только способствующим развитию энергетическим резервам организма. Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем организма ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивается здоровый рост организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их развития речи, мышления. Под действием физических упражнений в организме вырастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют  на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма.

 

3. Изучить содержание  физических упражнений в программе  «Пралеска» для детей разных  возрастных групп.

  • Группа «Малютки»: массаж (рук, ног, живота, спины, стоп и т.д.), укладывание на живот, рефлекторное ползание на животе и отталкивание ног от опоры в положении лёжа на спине и мн.др. Подвижные игры «Иди ко мне», «Доползи до погремушки»…
  • Группа «Малыши»: ходьба (в прямом направлении к цели, с перешагиванием веревки), лазание (ползание на четвереньках между двумя параллельными веревочками), бросание, катание, ловля мяча, подвижные игры («Иди ко мне», «Отнеси игрушку Ире»), общеразвивающие упражнения (поднимать и опускать руки, вытягивать руки, сжимать и разжимать пальцы и т.д.).
  • Группы «Почемучки»: упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание), общеразвивающие упражнения (упражнения для рук и плечевого пояса, для ног, для туловища), построения и перестроения (построения в колону, круг), спортивные упражнения (катание на 3х колесном велосипеде с помощью взрослых, плавание и др.), упражнения на развитие физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость).
  • Группа «Фантазеры»: овладение культурой движений, обогащение двигательного опыта (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, лазание), упражнения в равновесии, упражнения общеразвивающие (упражнения для рук и плечевого пояса, для ног, упражнения для туловища). Построения и перестроения, спортивные игры (горки, баскетбол, футбол, бадминтон, хоккей), игры с элементами спортивного ориентирования, подвижные игры (игры с бегом, игры-эстафеты), упражнения на развитие физических качеств (выносливость, ловкость, быстрота, сила), спортивные упражнения, подготовка к плаванию.

 

4. Отметить  существенные различия в методике  обучения физическим упражнениям  в группах детей «Малютки»,  «Малыши», «Почемучки», «Фантазеры».

«МАЛЮТКИ» Малыши этой  возрастной группы ещё не ориентируются  в пространстве, они только начинают осваивать передвижения по прямой линии и смену направления. Поэтому различные перестроения, даже самые простейшими, им пока не доступны. На занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движения в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходит одновременно с выполнением общеобразовательных упражнений или перед основными видами движений. По возможности воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок усваивал необходимые движения, мог удовлетворять свойственную ему чрезвычайно большую потребность. Комплексы упражнений для данной группы воспитатель может составлять сам. Планируя занятия, следует помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка, методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными особенностями, иметь ввиду двигательную самостоятельность детей этого возраста: учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

«МАЛЫШИ». На занятиях в  данной группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазание, метание  и катание, прыжки, сюжетные подвижные  игры и  т.д. Воспитатель кротко объясняет  и показывает упражнения всей группе, затем одновременно с показом повторяет задание, при этом все выполняют движения вместе с ним, а взрослый уделяя внимание каждому, подбадривает малышей. Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности. Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного. Повторение не должно быть механическим и многообразным, теряется у детей интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей третьего года жизни, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, всячески поддерживая интерес детей, не изменяя характера движений. Воспитатель в работе может использовать готовые комплексы упражнений для занятий или составлять их сам, придерживаясь следующего: учитывать возможности детей данной возрастной группы и уровень имеющегося двигательного опыта; не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставлять 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения; добавить подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой. Подбирать упражнения, учитывающие нагрузку на крупные группы мышц, предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение её в конце занятия.

«ПОЧЕМУЧКИ». В развитии основных движений детей происходят заметные изменения: возрастает естественность и легкость их выполнения. На этом фоне воспитателю необходимо особое внимание обращать на индивидуальные проявления детей к окружающей их действительности, воспитывать устойчивый интерес к различным видам движений, к выполнению элементов выразительного образа двигательного действия. Важно демонстрировать на занятиях целостную, законченную программу изучения движения с помощью взаимодействующих методов. Особое значение приобретают современные сюжетные игры. Они становятся в этом возрасте ведущим видом деятельности и обуславливают значительные изменения в психике ребенка. Существенное значение имеют подвижные игры. Они формируют у детей познавательные процессы, развивают умения подчиняться правилам, совершенствуют основные движения. Воспитатели могут ускорить интеллектуальное развитие детей с помощью смыслового обогащения движений и двигательных действий.

«ФАНТАЗЕРЫ». Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющими  общее развитие ребенка, его психологических  качеств, поведения, направленности интереса. Возрастные особенности детей группы благоприятны для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сюжетными формами движений, а также совершенствование некоторых элементов и техники. Дети этого возраста овладевают различными движениями и упражняются в них осознано. Занятия являются основной формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность по физкультуре может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Чрезвычайно важно, что построенные по определенному плану занятия позволяют регулировать оказанную на ребенка физическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивать её, способствую повышению выносливости детского организма.

 

5. Составить  перечень умений и навыков,  необходимых воспитателю в работе  по обучению физическим упражнениям  детей дошкольного возраста.

Воспитатель должен иметь  высокий уровень идейно-теоретической подготовки, глубоко разбираться в своем предмете, систематически изучать специальную литературу. Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать навыки проведения всех форм работы по физическому воспитанию с детьми разных возрастных групп. Воспитатель должен грамотно планировать и проводить все формы работ в детском саду: физические занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры и др., а также учитывать и анализировать полученные результаты.

Осуществляя физ. воспитание детей воспитатель должен:

  • Уметь анализировать и оценивать степень здоровья, физического развития и двигательного развития детей.
  • Формировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого ребенка.
  • Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности с учетом объективных и субъективных причин.
  • Организовывать процесс воспитания в определенной системе, выбирая целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.
  • Сравнивать достигнутые результаты с исходными и поставленными задачами.
  • Иметь четкие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего здоровья.
  • Быть убежденным в значимости физической культуры как одной из задач важнейшего средства разностороннего развития личности.
  • Систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.
  • Владеть самооценкой своего профессионального мастерства, постоянно совершенствуя её.

В работе по обучению физ. упражнениям воспитатель должен:

  • Учитывать возможности детей определенной возрастной группы и уровень имеющегося двигательного опыта.
  • Давать подвижную игру после всех упражнений.
  • Обеспечивать чередование нагрузки на все основные группы мышц.
  • Предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение её в конце занятия.
  • Вызвать у детей интерес к упражнениям
  • В младшей группе помогать детям в выполнении упражнений, в некоторых случаях делать вместе с ними.

Основные требования – добиться высокой эффективности  занятий для каждого из детей. Свобода действий руководителя физического воспитания определяется уровнем его профессионализма. Он свободен в выборе формы, типа, методов и приемов его образования.

6. Заполнить  таблицу-памятку для самообразования

 

Виды  физ. упражнений дошкольников

Основные  литературные источники

Характеристика  содержания

Основные движения

«Физ. подготовка детей» А.В.Кенеман  М.Ю.Кистинован Т.И.Осокина

Ходьба, бег, прыжки, лазанье и др. Чаще всего рассматриваются с  точки зрения функционального воздействия  на организм ребенка. Рациональное сочетание различных видов основных движений прежде всего обеспечивает всестороннее развитие организма ребенка. В подборе упражнений не допускается односторонности в физ.развитии. Двигательная деятельность ребенка должна быть также организованна с учетом принципов систематичности, постепенности и др., обеспечивающих максимальную эффективность физ. упражнений.

Общеразвивающие упражнения

«Физическая культура» А.В.Кенеман

Д.В.Хухлаева «Теория и методика физического воспитания»

Физические упражнения: -проводятся из разных исходных положений, -упражнения с мячами, флажками, разноцветными палочками. Занятия начинаются с упражнения рук и плечевого пояса, затем движения ног и туловища. Это спец. упражнения, предназначенные для развития и укрепления отдельных групп мышц- плечевого пояса, туловища, брюшного пояса, ног и др. Задача- формирование правильной осанки ребенка путем развития и укрепления костно-мышечного аппарата и тренировки основных физиологических систем организма.

Строевые упражнения

А.В.Кенеман Д.В.Хухлаева «Теория  и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»

-построения, перестроения, повороты  в разные стороны, все передвижения  в пространстве- используются при  выполнении различных физ. упражнений (на занятиях, утренней гимнастике, хороводах, на праздниках, экскурсиях). У детей воспитывается ориентировка в пространстве, согласованность действий в коллективе, влияет на формирование правильной осанки.

Подвижные игры

А.В.Кенеман Д.В.Хухлаева «Теория  и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»

Подвижные игры начинающиеся с момента  веселой неожиданности влияют на повышение положительных чувств у детей. В содержании подвижных  игр заключено много познавательного  материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления. Тематику составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явлений природы. Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью.

Спортивные игры: баскетбол, городки, настольный теннис, футбол

А.В.Кенеман Д.В.Хухлаева «Теория  и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»

В этих играх учитывается прежде всего возрастные особенности дошкольников, поэтому отбираются только доступные  или простейшие, но длинные элементы техники движений, правил, организации игры.

Спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках, катание  на санках, езда на велосипеде

А.В.Кенеман Д.В.Хухлаева «Теория  и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте закладываются основы правильной техники, развитие физических качеств, а также формирование морально-волевых качеств, которые позволяют в дальнейшем успешно заниматься физ. упражнениями и различными видами спорта. Организуются спец. упражнения после занятий и после полдника на свежем воздухе, со своей группой или индивидуально. Когда дети овладевают техникой правильного выполнения упражнений- разрешается самостоятельное катание на велосипеде, санках, коньках и т.д.

Простейший туризм

А.В.Кенеман Д.В.Хухлаева «Теория  и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»

Позволяет закрепить двигательные навыки и развить физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного возраста организуются прогулки с использованием различных  способов передвижений. В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения.


 

 

7. Дать анализ  состояния обучения детей физическим  упражнениям в своем дошкольном  учреждении.

Детский сад №       

 В данном дошкольном  учреждении используется стационарное  и переносное физическое оборудование, физкультурный инвентарь для спортивных упражнений и игр, физкультурные пособия. Набор физкультурных пособий: мячи, обручи, скакалки разных размеров из различных материалов, мостик-качалка, горка-скат, сборно-разборные конструкции, игровые детали- атрибуты (рули, нагрудные знаки и мн.др.) Оборудование размещено удобно, чтобы дети могли подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу. Это способствует увеличению количества одновременно занимающихся детей. Дети используют физическое оборудование не только в двигательной, но и в игровой деятельности.

Заведующая несет ответственность  за организацию всей работы по физическому  воспитанию. Она составляет общий  план работы, обеспечивает необходимые  условия, осуществляет руководство за деятельностью сотрудников детского сада. Проявляет заботу о состоянии здоровья, физическом развитии и физ. подготовленности всех сотрудников своего учреждения.

Воспитатель-методист уделяет  большое внимание оснащению методического  кабинета необходимой литературой и документацией: примерные планы-графики распределения физических упражнений на год, планы на неделю, планы-конспекты физических занятий, журналы учета состояния здоровья, физического развития, макеты физкультурных площадок, материалы для родителей и т.д. методист изучает работу воспитателей, анализирует документацию по планированию и учету, а также ведет наблюдение на физ. занятиях, утренней гимнастики и при проведении других форм физического воспитания.

Воспитатель. Непосредственную работу по физическому воспитанию с детьми проводит воспитатель. У него есть необходимые теоретические и практические навыки. Воспитатель формирует документацию по планированию и учету работы. При проведении физических упражнений воспитатель правильно и четко объясняет и показывает движения, подает команды, обеспечивает страховку и мн. др.

Няня помогает осуществлять задачи физического воспитания. Она  следит за чистотой и проветриванием игровой комнаты, физкультурного зала. Помогает младшим детям переодеваться  к физкультурным занятиям, к прогулке. Принимает также участие в своевременной организации питания, сна, а также способствует закреплению у детей навыков личной гигиены, принимает участие в организации ухода за физ. инвентарем.

Музыкальный руководитель работает в контакте с воспитателем. Они согласовывают планы по физ. и муз. воспитанию, устанавливают последовательность физических упражнений, а также обслуживают комплекс утренней гимнастики, программы праздников.

Информация о работе Физическое воспитание