Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука.docx

— 122.03 Кб (Скачать)

   Средства  ЭВ:

1) эстетика быта – соблюдать три правила : жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя;

2) природа – гармония, разнообразие красок, форм, звуков и их сочетания;

3) искусство – театр, архитектура;

4) художественная деятельность – организованная и самостоятельная: театрализованные игры, музицирование, дизайн.

   Формы:

по  принципу управления деятельностью детей под прямым руководством взрослого под косвенным руководством взрослого
по  способу объединения детей совместная  деятельность детей и взрослого: фронтальная, подгруппами, индивидуальная индивидуально, подгруппами
по  видам деятельности занятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, труд театрализованные  игры, повторение занятий, праздников
 
  1. Трудовое  воспитание дошкольников: задачи, средства. Руководство трудовой деятельностью детей в дошкольном учреждении.

   Понятие труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

   Отличия труда взрослого и ребенка:

1) ребенок не  создает в своем труде общественно-значимых  материальных ценностей;

2) труд носит  воспитывающий характер (познание  собственных возмож-ей);

3) близость к  игре;

4) приобретение  непрофессиональных трудовых навыков  (помогает стать самостоятельным);

5) носит ситуативный,  необязательный характер (требует  участия взрослого).

   Задачи:

1. Помощь  ребенку в овладении трудовой  деятельностью (приобретении трудовых  навыков и умений).

2. Формирование  положительных качеств личности  ребенка (усидчивость, взаимовыручка,  приобретение социального опыта  взаимодействия).

   Средства  осуществления ТВ:

1) собственная  трудовая деятельность детей  (решение практических задач);

2) ознакомление  с трудом взрослых (творческое  отношение взрослых к своему  труду);

3) художественные  средства (литература, изобразительное  искусство) – формирование отношения  к труду.

   Виды  труда:

  • Самообслуживание (одевание, раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры);
  • Хозяйственно-бытовой труд (подражание – мыть посуду, подметать, стирать и др.);
  • Труд в природе (уход за растениями, животными);
  • Ручной и художественный труд (изготовление поделок из бумаги, картона, ткани, дерева) – способствует развитию фантазии, творческих способностей.

   Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд.

   Условия воспитания дошкольника  в труде:

1) создание  эмоциально-положительной атмосферы;

2) организация  материальной среды и трудового  оборудования;

3) учет  нагрузки;

4) учет  индивидуальных интересов, склонностей  к тому или иному труду.

      Нечаева, Борисова, Сергеева, Шатова и др. выработали содержание, средства, методы и формы организации труда и его роли в воспитании дошкольников.

1. Педагогика как  наука. Ее объект, предмет, основные  категории.

  Педагогика от греческого слова пайдагогос  (пайдес – дитя, аго – веду) – детоводитель. Так называли раба, который отводил ребенка в школу. Позже слово педагогика стало обозначать «искусство вести ребенка по жизни», воспитывать и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании.

  Педагогика  как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.

  Объект – ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания.

  Предмет – процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее обучении, образования и воспитания.

  Задачи  – вскрытие закономерностей в области воспитания, образования, обучения; в области управления воспитательными и образовательными системами; разработка методов, средств и форм, систем обучения, воспитания и управления; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

  Функции – описательная, объяснительная, диагностическая, прогностическая, проектно-конструктивная, преобразовательная.

  Основные  категории –  развитие, воспитание, обучение, образование.

  Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель (Др.Греция); Франсуа Рабле, Мишель Монтель (эпоха Возрождения); Коменский, Джон Локк, Руссо, Песталоцци, Дистерверг, Дж.Дьюи  (Зап.Европа); Ушинский, Толстой, Блонский, Шацкий, Макаренко, Крупская, Сухомлинский (Россия). 

2. Категориальный аппарат  педагогики: воспитание, обучение, образование.  Понятие о социализации  личности.

  Основные  категории –  развитие, воспитание, обучение, образование.

  развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов;

  воспитание – систематическое и целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира;

  образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Самообразование;

  обучение  - целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.

   Социализация  личности – процесс формирования качеств, подготавливающих ребенка к жизни в социуме.

   А.В. Мудрик выделил 3 группы основных факторов социализации:

   * маркофакторы – космос, планета, мир, страна, общество, государство;

   * мезофакторы – этнос, регион, село, город, поселок, радио, телевидение, кино;

   * микрофакторы – семья, группа сверстников, микросоциум; учебные, профессиональные, общественные организации; развивающая среда; задатки как биологический фактор; саморазвитие; коллективная деятельность. 
 

3. Процессы интеграции  и дифференциации  в современной  педагогике.

   Педагогическая  мысль первоначально развивалась  в русле общефилософских знаний. Идея образования и воспитания отражались в религиозных догмах, учении о  государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях. По мере углубления и расширения научных знаний педагогика оформлялась в самостоятельную  отрасль.

   Образование системы наук сопровождается интеграционными  процессами с другими науками: с  психологией, физиологией, социологией, философией, медициной, юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, экологией, этнографией, историей, техническими науками.

   Далее происходила внутринаучная дифференциация и оформление множества педагогических наук, образующих систему. Это ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования, высшей школы, производственная, педагогика военная, социальная, исправительно-трудовая, педагогика третьего возраста, сравнительная, специальная (сурдо-, тифло-), лечебная, история педагогики, экономика образования.

   Педагогика  тесно связана с науками, изучающими человека как индивида (антропология, биология, медицина) и как члена  общества (социология, политология, экономика). Разные парадигмы образования и  воспитания человека имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.

   Наиболее  традиционной является связь педагогики с философией и психологией, которые  изучают человека как личность.

   Во  всем мире отечественная педагогическая наука рассматривается как компонент  транснациональной культуры, неотъемлемая часть мировой цивилизации. 

4. Процесс обучения. Принципы обучения  как категории  дидактики.

   Обучение  как процесс  – представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное взаимодействие учителей и учащихся.

   ПО  имеет четкую структуру, включающую в себя такие элементы как цель, содержание, ученический коллектив, методы обучения, организационные формы (урок), самостоятельная внеурочная работа, практическое применение ЗУН,  педагогическая диагностика. Центральной фигурой процесса обучения является учитель (носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей).

   Дидактика – наука, которая разрабатывает и изучает проблемы обучения и образования. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование; ЗУН; цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения; дидиктичекая система, технология обучения.

   Преподавание – деятельность учителя по организации усвоения учебного материала. Поучающий на древнегреческом языке (дидактикос).Учение – деятельность учащегося по усвоению знаний (дидаско).

   Принципы  дидактики –  это основные положения, определяющие содержание, формы и методы учебного процесса:

   1) сознательности и активности – требует показать учащимся важность работы, объяснить смысл каждого слова, увязывать усвоенное и усваиваемое, при этом следует использовать объяснения других учеников;

   2) наглядности – когда включается чувственное восприятие через зрение, слух, осязание, вкус;

   3) систематичности и последовательности требует разделения учебного материала на логически завершенные шаги в их последовательности;

   4) прочности усвоения знаний – запоминать следует только хорошо осмысленное; материал должен быть устроен в короткие ряды;

   5) доступности усвоения – требует распределения изучаемого материала с учетом возрастных особенностей, детей необходимо объединять в подгруппы с одинаковой обучаемостью;

   6) научности – требует раскрытия логики предмета, использования новейших достижений дидактики, психологии, предметных методик;

   7) связи теории с практикой – требует доказывать необходимость знаний, идти от жизни к знаниям и наоборот.

   Принципы  обучения сформулированы отечественными учеными: Ю.К. Бабанским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным и др. Впервые слово дидактика как искусство обучения появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратихии (1571-1635). Великая дидактика Я.А. Коменского рассматривается как универсальное «обучение всех всему».

   И. Гербарт придал дидактике статус воспитывающего обучения.

5. Содержание методов  обучения, их классификация.

   Метод (на древнегреческом methodоs – путь, способ продвижения к истине) – в педагогике понимается как способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, дидактических задач. Составная часть метода – прием.

Информация о работе Дошкольная педагогика