Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
Средства ЭВ:
1) эстетика быта – соблюдать три правила : жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя;
2) природа – гармония, разнообразие красок, форм, звуков и их сочетания;
3) искусство – театр, архитектура;
4) художественная деятельность – организованная и самостоятельная: театрализованные игры, музицирование, дизайн.
Формы:
по принципу управления деятельностью детей | под прямым руководством взрослого | под косвенным руководством взрослого |
по способу объединения детей | совместная деятельность детей и взрослого: фронтальная, подгруппами, индивидуальная | индивидуально, подгруппами |
по видам деятельности | занятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, труд | театрализованные игры, повторение занятий, праздников |
Понятие труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Отличия труда взрослого и ребенка:
1) ребенок не
создает в своем труде
2) труд носит воспитывающий характер (познание собственных возмож-ей);
3) близость к игре;
4) приобретение
непрофессиональных трудовых
5) носит ситуативный, необязательный характер (требует участия взрослого).
Задачи:
1. Помощь
ребенку в овладении трудовой
деятельностью (приобретении
2. Формирование
положительных качеств
Средства осуществления ТВ:
1) собственная трудовая деятельность детей (решение практических задач);
2) ознакомление с трудом взрослых (творческое отношение взрослых к своему труду);
3) художественные
средства (литература, изобразительное
искусство) – формирование
Виды труда:
Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд.
Условия воспитания дошкольника в труде:
1) создание
эмоциально-положительной
2) организация
материальной среды и
3) учет нагрузки;
4) учет
индивидуальных интересов,
Нечаева, Борисова, Сергеева, Шатова и др. выработали содержание, средства, методы и формы организации труда и его роли в воспитании дошкольников.
1. Педагогика как наука. Ее объект, предмет, основные категории.
Педагогика от греческого слова пайдагогос (пайдес – дитя, аго – веду) – детоводитель. Так называли раба, который отводил ребенка в школу. Позже слово педагогика стало обозначать «искусство вести ребенка по жизни», воспитывать и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании.
Педагогика как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания.
Объект – ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания.
Предмет – процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее обучении, образования и воспитания.
Задачи – вскрытие закономерностей в области воспитания, образования, обучения; в области управления воспитательными и образовательными системами; разработка методов, средств и форм, систем обучения, воспитания и управления; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.
Функции – описательная, объяснительная, диагностическая, прогностическая, проектно-конструктивная, преобразовательная.
Основные категории – развитие, воспитание, обучение, образование.
Сократ,
Демокрит, Платон, Аристотель (Др.Греция);
Франсуа Рабле, Мишель
Монтель (эпоха Возрождения); Коменский,
Джон Локк, Руссо, Песталоцци,
Дистерверг, Дж.Дьюи (Зап.Европа);
Ушинский, Толстой,
Блонский, Шацкий, Макаренко,
Крупская, Сухомлинский
(Россия).
2. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование. Понятие о социализации личности.
Основные категории – развитие, воспитание, обучение, образование.
развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов;
воспитание – систематическое и целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира;
образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Самообразование;
обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.
Социализация личности – процесс формирования качеств, подготавливающих ребенка к жизни в социуме.
А.В. Мудрик выделил 3 группы основных факторов социализации:
* маркофакторы – космос, планета, мир, страна, общество, государство;
* мезофакторы – этнос, регион, село, город, поселок, радио, телевидение, кино;
*
микрофакторы – семья, группа сверстников,
микросоциум; учебные, профессиональные,
общественные организации; развивающая
среда; задатки как биологический фактор;
саморазвитие; коллективная деятельность.
3. Процессы интеграции и дифференциации в современной педагогике.
Педагогическая
мысль первоначально
Образование системы наук сопровождается интеграционными процессами с другими науками: с психологией, физиологией, социологией, философией, медициной, юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, экологией, этнографией, историей, техническими науками.
Далее
происходила внутринаучная
Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как индивида (антропология, биология, медицина) и как члена общества (социология, политология, экономика). Разные парадигмы образования и воспитания человека имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.
Наиболее традиционной является связь педагогики с философией и психологией, которые изучают человека как личность.
Во
всем мире отечественная педагогическая
наука рассматривается как
4. Процесс обучения. Принципы обучения как категории дидактики.
Обучение как процесс – представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное взаимодействие учителей и учащихся.
ПО имеет четкую структуру, включающую в себя такие элементы как цель, содержание, ученический коллектив, методы обучения, организационные формы (урок), самостоятельная внеурочная работа, практическое применение ЗУН, педагогическая диагностика. Центральной фигурой процесса обучения является учитель (носитель содержания образования и воспитания, организатор всей познавательной деятельности детей).
Дидактика – наука, которая разрабатывает и изучает проблемы обучения и образования. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование; ЗУН; цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения; дидиктичекая система, технология обучения.
Преподавание – деятельность учителя по организации усвоения учебного материала. Поучающий на древнегреческом языке (дидактикос).Учение – деятельность учащегося по усвоению знаний (дидаско).
Принципы дидактики – это основные положения, определяющие содержание, формы и методы учебного процесса:
1) сознательности и активности – требует показать учащимся важность работы, объяснить смысл каждого слова, увязывать усвоенное и усваиваемое, при этом следует использовать объяснения других учеников;
2) наглядности – когда включается чувственное восприятие через зрение, слух, осязание, вкус;
3) систематичности и последовательности требует разделения учебного материала на логически завершенные шаги в их последовательности;
4) прочности усвоения знаний – запоминать следует только хорошо осмысленное; материал должен быть устроен в короткие ряды;
5) доступности усвоения – требует распределения изучаемого материала с учетом возрастных особенностей, детей необходимо объединять в подгруппы с одинаковой обучаемостью;
6) научности – требует раскрытия логики предмета, использования новейших достижений дидактики, психологии, предметных методик;
7) связи теории с практикой – требует доказывать необходимость знаний, идти от жизни к знаниям и наоборот.
Принципы обучения сформулированы отечественными учеными: Ю.К. Бабанским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным и др. Впервые слово дидактика как искусство обучения появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратихии (1571-1635). Великая дидактика Я.А. Коменского рассматривается как универсальное «обучение всех всему».
И. Гербарт придал дидактике статус воспитывающего обучения.
5. Содержание методов обучения, их классификация.
Метод (на древнегреческом methodоs – путь, способ продвижения к истине) – в педагогике понимается как способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, дидактических задач. Составная часть метода – прием.