Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
ДИ – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Виды ДИ:
- сюжетно-дидактические («магазин»)
- игры с предметами («чудесный мешочек»)
- настольно-печатные («лото», «домино»)
- словесные («кем быть?», «времена года»)
Структура ДИ:
1) обучающая задача – определяет игровые действия, правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;
2) игровая задача
3) игровые действия
II мл. | - дидактическая игра как часть занятия |
ср.гр. | - игра организуется
детьми, но руководящая роль |
ст.гр. | - игры организуются
детьми, воспитатель как консультант
(создавать
развивающую предметно-игровую |
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.
Методы руководства играми:
Традиционный. Типы сюжетов
1. Однотемный, одноперсонажный – развитие сюжета сводится к цепочке игровых действий
персонаж®действие1®действие2®д
2. Многоперсонажные – развитие сюжета обеспечивается через взаимодействие персонажей (семья)
персонаж1D персонаж 2D персонаж 3
3. Многотемные
– семья + парикмахерская + больница = семья
пошла в парикмахерскую и больницу
сюжет1 Dсюжет2 Dсюжет3
'$( '$( '$(
п1п2п3 п1п2п3 п1п2п3
Косвенный.
Комплексный метод руководства сюжетно-ролевыми играми (Зварыгина, Новоселова)
Педагогические условия | |
подготавливающие к самостоятельной игре | побуждающие к самостоятельной игре |
1)
активное познание окружающего
(ознакомление с предметным миром) |
3) создание предметно-игровой среды |
*просьбы, поручения по взаимодействию с игрушкой | *наличие разнообразных игрушек |
*знакомство с животным миром | *уголки ряженья |
*наблюдение за действиями взрослых | *универсальность педагогического оборудования |
*посильная
помощь взрослого
(беседы,
рассматривание картин, ИЗО, занятия,
экскурсии; рассказы детей об
увиденном, использование |
*изготовления
материала для игр самими |
2) обучающие игры | 4) активизирующее общение ребенка со взрослым |
*разыгрывание ситуаций, показ игрушек, уточнение их свойств, действий с ними | *индивидуальное обучение с помощью игрушек |
*показ инсценировки | *вопросы к детям |
*показ
действий с рисованными или
воображаемыми предметами
(имитационные
упражнения на выразительность
мимики, игры имитационного характера,
игры-загадки, |
*предложения, советы, одобрения, предупреждения и т.д. |
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.
По определению Лесгафта (основателя российской системы физического воспитания) ПИ является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
ПИ – неизменное средство физического воспитания; пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств;
- как условие развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
По Лестгафту – систематическое проведение ПИ развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело.
Классификация игр по параметрам:
- по возрасту,
- по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,
- по видам движений (игры с бегом, метание и др.),
- по содержанию: ПИ с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры.
Сюжетные ПИ отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.
Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:
1) перебежки, ловишки;
2) игры
с элементами соревнований («Кто
быстрее добежит к своему
3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);
4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.);
для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)
Спортивные игры (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. СП укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. По Голощекиной и др., СИ целесообразней использовать в ст. и подготов. группах ДУ.
Педагогические условия.
Методика проведения ПИ описана Аркиным, Гориневским, Метловой, Осокиной, Тимофеевой и др.
Подбор и планирование ПИ зависят от условий работы каждой возрастной группы:
*общего
уровня физического и
*состояния здоровья каждого ребенка, *его индивидуальных типологических особенностей,
*времени года, *особенностей режима, *места проведений, *интересов детей.
Предварительная работа:
-
чтение художественных
-
организация наблюдения за
-
подготовка атрибутов игры (вместе
с детьми или в их присутствии)
Организация игры:
Игрушка - специально изготовленный предмет для игр.
Цель игрушки – служит разностороннему развитию ребенка.
Главная особенность игрушки - в ней, в обобщенном виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок играя, воспроизводит те или иные действия.
Благодаря игрушке, ее разнообразию (по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению) решается широкий круг воспитательных задач. Учат доброте, сопереживанию, хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.
Игрушка – своеобразное окно в мир, она расширяет кругозор ребенка, пробуждает любознательность, помогает решать проблемные задачи, учит самостоятельно мыслить, экспериментировать.
С
помощью игрушки ребенок
Е.А. Флерина – «игрушка учит ребенка жить и действовать».
Виды игрушек:
сюжетные или образные (кукла, собака, кот) – по своему назначению – во многом определяют сюжет игры. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт;
дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры)
игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка);
спортивные – предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;
музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. Игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки и др.);
театрализованные – служат для разыгрывания сценок (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски);