Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
Содержание методов обучения: словесные, наглядные, практические.
Классификация:
словесные: рассказ (повествовательное изложение содержания; виды: рассказ-вступление, -изложение, -заключение), объяснение (словесное истолкование закономерностей, свойств объекта, понятий и явлений), беседа (учитель путем постановки вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет изученный), дискуссия (целесообразно использовать при самостоятельности мышления учащихся), лекция (изложение объемного материала), работа с книгой (самостоятельно);
наглядные: иллюстраций (показ пособий: плакатов, таблиц, карт и т.п.) и демонстраций (демонстрация приборов, опытов, технических установок, кино-, видео-фильмов и др.);
практические: упражнения (повторное выполнение умственных или практических действий; по характеру бывают: устные, письменные, графические, учебно-трудовые), лабораторные работы (изучение каких-либо явлений с помощью специального оборудования), практические работы (носят обобщающий характер).
Дидактические игры – стали часто применяться в обучении детей дошкольников и мл. школьников (игры-путешествия, лингвистические, электронные, конструкторы, театральные и др.).
Классификацией
методов занимались: И.И.
Петровский, И.Я. Лернер,
М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанский и др.
6. Формы организации обучения. Их краткая характеристика.
Взаимодействие между учителем и учениками осуществляется в следующих структурах: опосредованное общение (в основном через письменную речь), общение в паре, групповой общение, общение в парах сменного состава.
Применение этих 4 структур общения в учебном процессе дает 4 формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (т.е. по количеству учащихся).
Так же формы обучения различаются:
- по месту учебы – школьные уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, опытном участке, в лаборатории, занятия на предприятиях, домашняя работа, самостоятельная работа, экскурсии;
- по длительности – 45, 70, 90 минут, уроки без звонков.
Технологии обучения сегодня это: объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютеризованное обучение.
Наиболее распространенное объяснительно-иллюстративное обучение и классно-урочная система (ее контуры задал Г. Штурм, а в практическую технологию превратил Я.А. Коменский). Основной формой обучения в школе является урок как законченное звено учебного процесса.
Классификация уроков по дидактическим целям: комбинированные или смешанные уроки; закрепление знаний; обобщение и систематизация изученного, выработки и закрепления умений и навыков; проверка знаний.
Возможны нестандартные уроки (или внеурочна деятельность): погружения, деловая игра, пресс-конференция, соревнования, КВН, театрализованные, консультации, зачеты и др.
Традиционная
структура урока: проверка д/з, объяснение
нового, закрепление нового, объяснение
д/з.
7. Базовые дидактические теории в педагогике.
Дидактика – часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. Эти основы выражены и сформулированы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля для всех систем обучения.
Базовые теории:
1. Дидактика И. Гербарта предполагает формирование сильных характеров.
Высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Отрицает существование наследственных психических предрасположений. Психика складывается на основе представлений. Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учащихся, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приучение к порядку. Осторожно и умеренно использовать ограничения, запреты, телесные наказания. Целью обучения является передача готовых знаний, подлежащих заучиванию. Учитель активен (следует установкам, не отступая от программы) – ученик пассивен (сидеть тихо и выполнять распоряжения учителя).
Последователи – Рейн, Циллер, Дерпфельд. Наибольшее распространение теория формального образования получила в грамматических школах Англии, в классических гимназиях России.
2. Дидактическая система Джона Дьюи (берет начало с 1895 г. из школ Чикаго), основная концепция – полный акт мышления. Этапы: ощущения трудности, ее обнаружение, выдвижение замысла ее решения, формулировка вывода, последующие наблюдения и эксперименты. Учитель подсказывает проблему – учащиеся разрешают ее, открывая новые знания. Отсутствует преемственность и систематичность в обучении.
Ученики – Брунер, Килпатрик («Сооружение игрушечного домика» - предполагал овладение математическими, географическими и другими знаниями в ходе практической деятельности. Теория материального образования нашла продолжение в реальных гимназиях и училищах России.
3. Современную дидактику характеризует следующее:
*
ее методологическую основу
*
разумное сочетание
*
содержание обучения
В.А. Сластенин среди современных дидактических концепций выделяет две основные теории обучения:
- ассоциативная теория лежит в основе объяснительно-иллюстративного обучения. Механизмом учения является ассоциация, опирается на чувственное познание, основной метод – упражнение;
-
деятельностная теория ориентирована
на развитие творческого потенциала учащихся.
Это: теория проблемного
обучения (А.М. Митюшкин, М.И. Махмутов),
теория поэтапного
формирования умственных
действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина),
теория учебной деятельности (В.В.
Давыдов, Д.Б. Эльконин и др).
8. Сущность воспитания. Основное содержание и цели воспитания.
Процесс воспитания является одним из главных компонентов педагогического процесса (развитие, воспитание, обучение, образование).
Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование личности, нужной и полезной обществу.
Это целенаправленный процесс, длительный, с отсроченным, неоднозначным результатом. Процесс воспитания диалектичен, имеет комплексный характер, ибо формирование качеств личности происходит не поочередно, а в комплексе.
Содержание воспитания – этот система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.
Главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности на основе идей:
1)
опора на способности и
2)
поиск нравственных образов,
3)
жизненное самоопределение,
4)
личностная направленность, означающая
движение от ближайших
5) принудительный воспитательный процесс ведет к деградации нравственности;
6) коллектив не дисциплинарное средство, способное лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, является образовательное учреждение. В целостном педагогическом процессе слиты умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.
Реализм целей воспитания направлен на формирование конкретных качеств личности, таких как:
- человек-гражданин (Имеет чувство долга перед страной, обществом, родителями. Развито чувство национальной гордости, патриотизма, интернационализма);
- человек-работник (Дисциплинирован и ответственен, работоспособен и организован, имеет специальные знания, умеет трудиться сообща, уважает людей труда);
- человек-семьянин (Трудолюбив, ответственен, тактичен, вежлив, уважает родителей, культурен в общении).
Личность
как субъект деятельности демонстрирует
готовность принимать на себя ответственность
за других и за будущее общества; поступать
гуманно, независимо от частных ситуаций
и обстоятельств, складывающихся в жизни;
преобразовывать себя, вырабатывая гуманистическую
стратегию.
9. Методы воспитания, их классификация.
Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.
Отдельное воздействие, часть метода – прием. Оптимальный метод - наилучший, который позволяет быстро и малыми средствами достигнуть цели воспитания.
На выбор метода влияют цели, содержание воспитания, возрастные (индивидуальные и личностные) особенности воспитанников, условия, время, средства воспитания, уровень педагогической квалификации воспитателя, уровень сформированности коллектива.
Существует много классификаций методов. Традиционной принимается классификация Г.И. Щукиной. Она выделяет 3 группы методов:
1) формирования сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснение, лекции, внушения, инструктаж, диспут, пример и др.
2) организации деятельности (метод упражнения: тренинг, игра с этико-психологическими правилами и др.).
3) стимулирования поведения и деятельности (метод педагогической оценки) – поощрения (одобрения, благодарность, награждение, похвала и др.), наказания, соревнования.
Другие
классификации методов
- по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);
- по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина. Огородников);
Марьенко:
приучения и упражнения, стимулирования
и торможения, руководства, самовоспитания.
10. Общие закономерности и принципы воспитания.
Закономерности:
1.
Эффективность воспитания
2.
Цель и организация воспитания
должны соответствовать друг
другу. Чем лучше формы.
3.
Характер воспитательного
4.
На эффективность воспитания
влияет совокупность
5. Воспитание тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.