Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука.docx

— 122.03 Кб (Скачать)

   Содержание  методов обучения: словесные, наглядные, практические.

   Классификация:

словесные: рассказ (повествовательное изложение содержания; виды: рассказ-вступление, -изложение, -заключение), объяснение (словесное истолкование закономерностей, свойств объекта, понятий и явлений), беседа (учитель путем постановки вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет изученный), дискуссия (целесообразно использовать при самостоятельности мышления учащихся), лекция (изложение объемного материала), работа с книгой (самостоятельно);

наглядные: иллюстраций  (показ пособий: плакатов, таблиц, карт и т.п.) и демонстраций (демонстрация приборов, опытов, технических установок, кино-, видео-фильмов и др.);

практические: упражнения (повторное выполнение умственных или практических действий; по характеру бывают: устные, письменные, графические, учебно-трудовые), лабораторные работы (изучение каких-либо явлений с помощью специального оборудования), практические работы (носят обобщающий характер).

      Дидактические игры – стали часто применяться в обучении детей дошкольников и мл. школьников (игры-путешествия, лингвистические, электронные, конструкторы, театральные и др.).

   Классификацией  методов занимались: И.И. Петровский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанский и др. 
 

6. Формы организации  обучения. Их краткая  характеристика.

  Взаимодействие  между учителем и учениками осуществляется в следующих структурах: опосредованное общение (в основном через письменную речь), общение в паре, групповой общение, общение в парах сменного состава.

  Применение  этих 4 структур общения в учебном  процессе дает 4 формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (т.е. по количеству учащихся).

  Так же формы обучения различаются:

  - по месту учебы – школьные уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, опытном участке, в лаборатории, занятия на предприятиях, домашняя работа, самостоятельная работа, экскурсии;

  - по длительности – 45, 70, 90 минут, уроки без звонков.

  Технологии  обучения сегодня это: объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютеризованное обучение.

  Наиболее  распространенное объяснительно-иллюстративное обучение и классно-урочная система (ее контуры задал Г. Штурм, а в практическую технологию превратил Я.А. Коменский).    Основной формой обучения в школе является урок как законченное звено учебного процесса. 

  Классификация уроков по дидактическим  целям: комбинированные или смешанные уроки; закрепление знаний; обобщение и систематизация изученного, выработки и закрепления умений и навыков; проверка знаний.

  Возможны  нестандартные уроки (или внеурочна  деятельность): погружения, деловая  игра, пресс-конференция, соревнования, КВН, театрализованные, консультации, зачеты и др.

  Традиционная  структура урока: проверка д/з, объяснение нового, закрепление нового, объяснение д/з.  
 

7. Базовые дидактические  теории в педагогике.

  Дидактика – часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. Эти основы выражены и сформулированы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля для всех систем обучения.

  Базовые теории:

  1. Дидактика И. Гербарта предполагает формирование сильных характеров.

  Высшая цель воспитания состоит в формировании  нравственной личности, морально сильного характера.  Отрицает существование наследственных психических предрасположений. Психика складывается на основе представлений. Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учащихся, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приучение к порядку. Осторожно и умеренно использовать ограничения, запреты, телесные наказания. Целью обучения является передача готовых знаний, подлежащих заучиванию. Учитель активен (следует установкам, не отступая от программы) – ученик пассивен (сидеть тихо и выполнять распоряжения учителя).

  Последователи – Рейн, Циллер, Дерпфельд. Наибольшее распространение теория формального образования получила в грамматических школах Англии, в классических гимназиях России.

  2. Дидактическая система Джона Дьюи (берет начало с 1895 г. из школ Чикаго), основная концепция – полный акт мышления. Этапы: ощущения трудности, ее обнаружение, выдвижение замысла ее решения, формулировка вывода, последующие наблюдения и эксперименты. Учитель подсказывает проблему – учащиеся разрешают ее, открывая новые знания. Отсутствует преемственность и систематичность в обучении.

  Ученики – Брунер, Килпатрик («Сооружение  игрушечного домика» - предполагал  овладение математическими, географическими  и другими знаниями в ходе практической деятельности. Теория материального образования нашла продолжение в реальных гимназиях и училищах России.

  3. Современную дидактику характеризует следующее:

  * ее методологическую основу составляет  объективные закономерности философии  познания, материализма. Концепция процесса обучения основывается  на системном подходе. Решает задачу всестороннего и гармонического развития личности, опираясь на совокупность знаний о механизме обучения, механизмах формирования целей и мотивов познавательной деятельности;

  * разумное сочетание педагогического  управления с самостоятельностью  школьников;

  * содержание обучения определено  дифференцированными учебными планами. 

  В.А. Сластенин среди современных дидактических концепций выделяет две основные теории обучения:

  - ассоциативная теория  лежит в основе объяснительно-иллюстративного обучения. Механизмом учения является ассоциация, опирается на чувственное познание, основной метод – упражнение;

  - деятельностная теория ориентирована на развитие творческого потенциала учащихся. Это: теория проблемного обучения (А.М. Митюшкин, М.И. Махмутов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др). 

8. Сущность воспитания. Основное содержание  и цели воспитания.

  Процесс воспитания является одним из главных компонентов педагогического процесса (развитие, воспитание, обучение, образование).

  Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование личности, нужной и полезной обществу.

  Это целенаправленный процесс, длительный, с отсроченным, неоднозначным результатом. Процесс воспитания диалектичен, имеет  комплексный характер, ибо формирование качеств личности происходит не поочередно, а в комплексе.

  Содержание  воспитания – этот система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек  поведения.

  Главная цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности на основе идей:

  1) опора на способности и дарования  через освоение базовых основ  культуры;

  2) поиск нравственных образов, выработка  собственных ценностей, норм и  законов жизни;

  3) жизненное самоопределение, гармония  человека с самим собой;

  4) личностная направленность, означающая  движение от ближайших интересов  к развитию высоких духовных  потребностей;

  5) принудительный воспитательный  процесс ведет к деградации  нравственности;

  6) коллектив не дисциплинарное  средство, способное лишь подавлять  личность, а не возвышать ее  духовные, нравственные силы.

  Основным  социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, является образовательное учреждение.  В целостном педагогическом процессе слиты умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.

  Реализм целей воспитания направлен на формирование конкретных качеств личности, таких как:

- человек-гражданин (Имеет чувство долга перед страной, обществом, родителями. Развито чувство национальной гордости, патриотизма, интернационализма);

- человек-работник (Дисциплинирован и ответственен, работоспособен и организован, имеет специальные знания, умеет трудиться сообща, уважает людей труда);

- человек-семьянин (Трудолюбив, ответственен, тактичен, вежлив, уважает родителей, культурен в общении).

  Личность  как субъект деятельности демонстрирует готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества; поступать гуманно, независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в жизни; преобразовывать себя, вырабатывая гуманистическую стратегию. 

9. Методы воспитания, их классификация.

  Методы  воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

  Отдельное воздействие, часть метода – прием. Оптимальный метод - наилучший, который позволяет быстро и малыми средствами достигнуть цели воспитания.

  На  выбор метода влияют цели, содержание воспитания, возрастные (индивидуальные и личностные) особенности воспитанников, условия, время, средства воспитания, уровень педагогической квалификации воспитателя, уровень сформированности коллектива.

  Существует  много классификаций методов. Традиционной принимается классификация Г.И. Щукиной. Она выделяет 3 группы методов:

  1) формирования сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснение, лекции, внушения, инструктаж, диспут, пример и др.

  2) организации деятельности (метод упражнения: тренинг, игра с этико-психологическими правилами и др.).

  3) стимулирования поведения и деятельности (метод педагогической оценки) – поощрения (одобрения, благодарность, награждение, похвала и др.), наказания, соревнования.

  Другие  классификации методов воспитания:

- по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);

- по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина. Огородников);

Марьенко: приучения и упражнения, стимулирования и торможения, руководства, самовоспитания.  

10. Общие закономерности  и принципы воспитания.

   Закономерности:

   1. Эффективность воспитания зависит  от сложившихся воспитательных  отношений. Если хочешь хорошо  воспитывать, добивайся расположения  воспитанника.

   2. Цель и организация воспитания  должны соответствовать друг  другу. Чем лучше формы. методы  и средства соответствуют цели, тем выше эффективность воспитательных  воздействий.

   3. Характер воспитательного влияния  должен соответствовать социальной  практике. Несоответствие воспитания  жизни  - большая проблема.

   4. На эффективность воспитания  влияет совокупность объективных  и субъективных факторов (материально-технический,  санитарно-гигиенический, психологический  климат).

   5. Воспитание тем успешнее, чем  более ученик сам стремится  совершенствоваться.

Информация о работе Дошкольная педагогика