Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
технические – вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки);
строительные
и конструктивные
– наборы строительных материалов, ЛЕГО;
игрушки-самоделки – сделаны самими
детьми и их родителями.
Понятие детского творчества. Флерина – дала понятие «детское изобразительное творчество», определив его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения (Саккулина), на отображении своих впечатлений, полученных через слово, картинку и др. виды искусства. Ребенок перерабатывает окружающее в связи с накопленным опытом и отношением к изображенному.
Комарова («Эстетическая среда» новое определение) – создание ребенком субъективно нового, т.е. значимого для ребенка нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, полученного в виде психического развития ребенка и результата творческой деятельности.
Творчество дошкольника – особый вид.
Развитие творческих способностей детей.
С конца 19 в. существует три направления развития детского творчества:
1 направление – творчеству научить нельзя, оно определено биологически (Богушевский «Творчество внутри ребенка, через обучение созерцанию оно раскрывается»)»
2 направление – творчество развивается, если создать определенные условия для его развития (Бланко Джеферсон говорила, что творчество это придумывание своих тем, реализация их своими средствами и создание своими силами – педагог лишь наблюдатель);
3 направление (приоритетное) – творчество развивается под влиянием обучения.
Психологи: Рубинштейн, Венгер, Понамарев, Ковалев; педагоги: Флерина, Саккулина, Комарова, Хализова определили:
Условия для развития творчества:
1)
определенный уровень развития
познавательных психических
2)
создание положительной
3)
формирование «ручной умелости»
а) обучение детей технике рисования (умению владеть карандашом и кисточкой, технические навыки рисования округлой и прямоугольной формы и т.д.) – направлено на создание формы;
б) формообразующие движения, с помощью которых передается форма предмета – направлено на создание формы;
в) регуляция рисовальных движений по силе, размаху, скорости (направлены на выразительность образа);
4)
создание развивающей
Художественно-творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребенка, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
Ковалев (психолог) выделил структуру способностей, которая включает в себя:
опорные свойства – природная чувствительность коры больших полушарий; зрительного анализатора (чувство цвета, ритма, пропорции, линии и т.д.); высокоразвитая память и сенсомоторные качества руки художника;
ведущее свойство – творческое воображение;
вспомогательные средства – эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Сакулина в структуру способностей включила:
- восприятие и связанное с ним представление;
- обучение детей графическому изображению;
- технику рисунка.
Комарова выделила следующую группу способностей:
1 – восприятие и связанное с ним представление;
2 – формирование «ручной умелости»;
3 – образное мышление;
4 – воображение;
5
– создание эмоционально-положительного
настроя на занятии.
Максимова, Саккулина, Коваленко, Шпикалова.
В настоящее время возникла потребность в воспитании национального самосознания, одним из средств воспитания является искусство, которое затрагивает различные сферы деятельности детей (игра, изодеятельность, устное народное творчество, музыкальное творчество).
Формы работы: занятия, экскурсии, создание мини-музеев (русская изба), досуги, праздники.
Соломенникова, Комарова (Программа, раздел художественно-эстетическое воспитание).
Знакомство с народными промыслами: учить видеть красоту и своеобразие народных игрушек
II мл.гр. | знакомство: дымковские, филимоновские, матрешки |
сред. гр. | рис. - украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи |
стар. гр |
декор. рис. - учить составлять узоры
на листах бумаги, по форме соответствующих
народным изделиям по мотивам
городецкой (акцент на оттенки), полхов-майданской,
гжельской росписи (бутоны, цветы,
листья, завитки, усики, оживки, травка);
декор. лепка – по типу народных игрушек (дымковской, каргопольской, филимоновской и др.) |
подг. гр. | декор.
рис. - учить создавать узоры по мотивам
народных росписей:
городецкой, гжельской,
хохломской, жостовской,
мезенской и др.;
декор.лепка – учить использовать способы: налеп, углубленный рельеф, нанося узор стекой |
Выбор промысла зависит от местности, навыков и умений детей, знаний воспитателя.
Прием
ознакомления: рассказывание сказок
с помощью предметов народных промыслов.
Эльконин, Давыдов, Поддъяков, Запорожец.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой (2-е издание, исправленное и дополненное).
Цель программы – всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное восприятие, ориентировки в окружающем мире.
Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я.А. Коменского:
Принцип научности – один из принципов обучения детей дошкольников.
Система
знаний должна давать основные положения:
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд (Нечаева, Сергеева, Буре, Захаревич и др.).
1) самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры):
младшие гр. – воспитатель показывает поэтапно способы выполнения действий.
Методы: показ картинок, застегиванию пуговиц, пособия по шнуровке (Монтессори);
старшие дошкольники – заботятся о себе: готовят рабочее место перед началом рисования, застилают постели, убирают игрушки и т.д.
2) хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения (имеет общественную направленность). Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка:
мл.гр. – помощь взрослым в расстановке игрушек, уборке снега на участке, украшении участка;
дети ср. ст.гр. могут заниматься уборкой групповой комнаты, участка, принимать участие в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.
Методы: показ, объяснение, обсуждение процесса труда и результатов, оценка, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, показ работы бытовой техники.
3) труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка; участие в чистке аквариума и др.
в младших гр. – внимание детей привлекается к растениям и животным. Метод: наблюдение;
старший дошк. возраст – обязанности гораздо шире.
Результат труда: материальный продукт – выращенные ребенком овощи, посаженные деревца;
отсроченный результат – посеяли семена – всходы через некоторое время (помогает воспитывать выдержку и терпение). Развитие познавательного интереса – наблюдение за ростом и развитием живых объектов, экспериментирование, познание неживой природы.
Труд
в природе благотворно влияет
на развитие трудовых навыков, воспитание
нравственных чувств, способствует эстетическому,
умственному и физическому
4) ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит: изготовление поделок из природного материала, бумаги, ткани и др.
Труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; мелкой моторики рук; воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
В ДУ труд представлен в 2 направлениях: изготовление поделок и украшение помещения:
мл.гр. – создание отдельных элементов.
Способствует зарождению умственного труда (результат – в виде логического решения какой-то задачи: математической, житейской, «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания).
Формы организации детского труда:
I мл.гр. – поручения: простые и сложные; кратковременные и длительные; индивидуальные и коллективные (Нечаева, Шатова)
со II мл. гр. – дежурства: по столовой, занятиям, уголку природы (Борисова); общий, совместный, коллективный труд: оформление группы к празднику (Буре, Сергеева, Козлова и др.)