Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука.docx

— 122.03 Кб (Скачать)

   технические – вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки);

   строительные  и конструктивные – наборы строительных материалов, ЛЕГО; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями. 

  1. Понятие детского творчества. Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.

   Понятие детского творчества. Флерина – дала понятие «детское изобразительное творчество», определив его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения (Саккулина), на отображении своих впечатлений, полученных через слово, картинку и др. виды искусства. Ребенок перерабатывает окружающее в связи с накопленным опытом и отношением к изображенному.

   Комарова («Эстетическая среда» новое определение) – создание ребенком субъективно нового, т.е. значимого для ребенка нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, полученного в виде психического развития ребенка и результата творческой деятельности.

   Творчество  дошкольника – особый вид.

   Развитие  творческих способностей детей.

   С конца 19 в. существует три направления  развития детского творчества:

   1 направление – творчеству научить нельзя, оно определено биологически (Богушевский «Творчество внутри ребенка, через обучение созерцанию оно раскрывается»)»

   2 направление – творчество развивается, если создать определенные условия для его развития (Бланко Джеферсон говорила, что творчество это придумывание своих тем, реализация их своими средствами и создание своими силами – педагог лишь наблюдатель);

   3 направление (приоритетное) – творчество развивается под влиянием обучения.

   Психологи: Рубинштейн, Венгер, Понамарев, Ковалев; педагоги: Флерина, Саккулина, Комарова, Хализова определили:

   Условия для развития творчества:

   1) определенный уровень развития  познавательных психических процессов  (восприятия, воображения, мышления, памяти);

   2) создание положительной атмосферы  в группе, изостудии (целенаправленное  развитие детского творчества, основной  компонент – целесообразность  и эстетичность), игровой комнате,  минимузее разного направления;

   3) формирование «ручной умелости»:

      а) обучение детей технике рисования (умению владеть карандашом и кисточкой, технические навыки рисования округлой и прямоугольной формы и т.д.) – направлено на создание формы;

      б) формообразующие движения, с помощью  которых передается форма предмета – направлено на создание формы;

      в) регуляция рисовальных движений по силе, размаху, скорости (направлены на выразительность образа);

   4) создание развивающей эстетической  среды в ДОУ, в группе: уголок  детского творчества (карандаши,  краски, бумага, книги-раскраски, иллюстрации  картин). Следует привлекать детей  к созданию эстетической среды  (оформление праздников, досугов,  интерьеров и т.д.).

   Художественно-творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребенка, необходимые для осуществления той или иной деятельности.

   Ковалев (психолог) выделил структуру способностей, которая включает в себя:

   опорные свойства – природная чувствительность коры больших полушарий; зрительного анализатора (чувство цвета, ритма, пропорции, линии и т.д.); высокоразвитая память и сенсомоторные качества руки художника;

   ведущее свойство – творческое воображение;

   вспомогательные средства – эмоционально-положительное отношение к деятельности.

   Сакулина в структуру способностей включила:

   - восприятие и связанное с ним представление;

   - обучение детей графическому изображению;

   - технику рисунка.

   Комарова выделила следующую группу способностей:

   1 – восприятие и связанное с ним представление;

   2 – формирование «ручной умелости»;

   3 – образное мышление;

   4 – воображение;

   5 – создание эмоционально-положительного настроя на занятии. 

  1. Знание  и место ознакомления дошкольников с народным искусством в педагогическом процессе дошкольного  учреждения.

   Максимова, Саккулина, Коваленко, Шпикалова.

   В настоящее время возникла потребность  в воспитании национального самосознания, одним из средств воспитания является искусство, которое затрагивает различные сферы деятельности детей (игра, изодеятельность, устное народное творчество, музыкальное творчество).

   Формы работы: занятия, экскурсии, создание мини-музеев (русская изба), досуги, праздники.

   Соломенникова, Комарова (Программа, раздел художественно-эстетическое воспитание).

   Знакомство  с народными промыслами: учить видеть красоту и своеобразие народных игрушек

II мл.гр. знакомство: дымковские, филимоновские, матрешки
сред. гр. рис. - украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи
стар. гр   декор. рис. - учить составлять узоры на листах бумаги, по форме соответствующих народным изделиям по мотивам городецкой (акцент на оттенки), полхов-майданской, гжельской  росписи (бутоны, цветы, листья, завитки, усики, оживки, травка);

декор. лепка – по типу народных игрушек (дымковской, каргопольской, филимоновской и др.)

подг. гр. декор. рис. - учить создавать узоры по мотивам народных росписей: городецкой, гжельской, хохломской, жостовской, мезенской и др.;

декор.лепка – учить использовать способы: налеп, углубленный рельеф, нанося узор стекой

   Выбор промысла зависит от местности, навыков  и умений детей, знаний воспитателя.

   Прием ознакомления: рассказывание сказок с помощью предметов народных промыслов. 

  1. ормирование системы научных  знаний об окружающей действительности у  дошкольников.

   Эльконин, Давыдов, Поддъяков, Запорожец.

   «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой (2-е издание, исправленное и дополненное).

   Цель  программы – всестороннее развитие психических и физических качеств  детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями.

   Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное восприятие, ориентировки в окружающем мире.

   Отбор программного материала осуществлялся  с опорой на известные принципы Я.А. Коменского:

  • энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний, обо всем, что его окружает;
  • природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется ее законам);
  • воспитательная ценность знаний.

    Принцип научности – один из принципов обучения детей дошкольников.

      Система знаний должна давать основные положения:  

  1. Виды, формы организации  детского труда в  дошкольном учреждении и семье. Требования к оборудованию.

   По  своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд (Нечаева, Сергеева, Буре, Захаревич и др.).

   1) самообслуживание  - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры):

младшие гр. – воспитатель показывает поэтапно способы выполнения действий.

Методы: показ картинок, застегиванию пуговиц, пособия по шнуровке (Монтессори);

старшие дошкольники – заботятся о себе: готовят рабочее место перед началом рисования, застилают постели, убирают игрушки и т.д.

   2) хозяйственно-бытовой  труд – труд по уборке помещения (имеет общественную направленность). Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка:

мл.гр. – помощь взрослым в расстановке игрушек, уборке снега на участке, украшении участка;

дети  ср. ст.гр. могут заниматься уборкой групповой комнаты, участка, принимать участие в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Методы: показ, объяснение, обсуждение процесса труда и результатов, оценка, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, показ работы бытовой техники.

   3) труд в природе  – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка; участие в чистке аквариума и др.

в младших гр. – внимание детей привлекается к растениям и животным. Метод: наблюдение;

старший дошк. возраст – обязанности гораздо шире.

      Результат труда: материальный продукт – выращенные ребенком овощи, посаженные деревца;

отсроченный результат – посеяли семена – всходы через некоторое время (помогает воспитывать выдержку и терпение). Развитие познавательного интереса – наблюдение за ростом и развитием живых объектов, экспериментирование, познание неживой природы.

   Труд  в природе благотворно влияет на развитие трудовых навыков, воспитание нравственных чувств, способствует эстетическому, умственному и физическому развитию, закладывает основу экологического образования.

   4) ручной и художественный  труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит: изготовление поделок из природного материала, бумаги, ткани и др.

   Труд  способствует развитию фантазии, творческих способностей; мелкой моторики рук; воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

   В ДУ труд представлен в 2 направлениях: изготовление поделок и украшение  помещения:

мл.гр. – создание отдельных элементов.

      Способствует  зарождению умственного труда (результат – в виде логического решения какой-то задачи: математической, житейской, «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания).

   Формы организации детского труда:

I мл.гр. – поручения: простые и сложные; кратковременные и длительные; индивидуальные и коллективные (Нечаева, Шатова)

со  II мл. гр. – дежурства: по столовой, занятиям, уголку природы (Борисова); общий, совместный, коллективный труд: оформление группы к празднику (Буре, Сергеева, Козлова и др.)

Информация о работе Дошкольная педагогика