Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
3. Активный
отдых – праздники,
4. Самостоятельная двигательная деятельность.
5. Индивидуальная работа с детьми, совместно с семьей.
6. Каникулы.
Функции: ô реализация принципа наглядности; ô адаптация абстрактных математических понятий в доступную для малышей форму; ô помощь в овладении способами действий, необходимыми для ФЭМП; ô увеличение объема самостоятельной познавательной активности по математике и вне ее; ô способствование накоплению опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, постепенному переходу от конкретного к абстрактному и т.д.
Содержание знаний: 5 компонентов - в основу каждого положен линейно-концентрический принцип (расширяется поле восприятия, знания уточняются, конкретизируются и расширяются) изучения учебного материала во всех возрастных группах:
По Леушиной:
1)
количество и счет |
2)
величина |
3)
геометрические фигуры |
4)
ориентировка в пространстве |
5)
ориентировка во времени | |
II мл. | до 3, сложение и
вычитание на интуитивном уровне
(птички);
понятия – столько же, больше, меньше |
сопоставляем предмет один к одному (прием наложения (край ленточки короче, уже - шире, ниже-выше) и приложения) | изучаем круг и квадрат (иногда треугольник) – узнаем и называем, вырезаем, используем игры | от себя (вверх – вниз, вперед – назад, налево – направо); освоение предлог (в, на, за, перед, сзади, около, между, под, над, рядом) | освоение понятий: день-ночь; утро-день-вечер-ночь; сутки (сутки вертятся) |
ср. | до 5 – на интуитивном уровне), сложение и вычитание на качественном (формулировки «5» больше «4» предметов) | треугольник, прямоугольник – узнаем, называем, играем в д/игры | сравнение предметов по двум параметрам – длиннее и шире (метод наложения) | от другого объекта (кукла – перед, сзади и т.д.) | изучение последовательности суток, называем дни недели (какой день недели между днями недели) |
ст. | до 10, каждое новое
число получается добавлением «1»
(еще одного предмета); что значит
равенство –
4 = 4 (метод
наложения, приложения); последовательность
натурального ряда чисел; |
до 10 предметов – выстраиваем сериационные ряды (по убывающей или по возрастающей) | четырех- и многоугольник, их свойства (у четырехугольника все стороны равны, проверка путем сгибания) | ориентироваться на листе белой бумаги (лево, право, верх, низ), использование д/игры | месяцы, сезоны, календарь (лучше использовать отрывной) |
подг | прямой и обратный счет, порядковый, простые арифметические задачи в одной действие; пишем цифры | изучаем объемы – вместимость жидких и сыпучих тел, массу (давление, баро (тяжесть) – взвешивая на руках, развиваем баристическое чувство) | игры-конструкторы (из чего состоят фигурки), вначале по образцу, затем по контуру, по памяти | ориентировка в среде (выше, ниже, на уровне 5 этажа; под водой, между, колесо обозрения) | песочные часы; понятия 1, 5, 10 минут (что можно сделать за 1 мин? Сколько времени нужно, чтобы …?) |
Музыка является важнейшим средством воспитания детей, она приобщает к миру прекрасного, воздействует на формирование личности.
Задачи МВ:
1. Воспитывать интерес и любовь к музыке.
2.
Научить ребенка слушать,
3.
Обогащать музыкальные
4. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями.
а) песня – вступление, куплет, запев, припев;
б) слушание музыки – мелодия, темп, тембр;
в) музыкально-ритмические движения – плавные, быстрые;
г) танцы – русские народные, полька, хоровод и др.;
д) игра на детских музыкальных инструментах – название инструмента, способ звукоизвлечения.
5.
Содействовать развитию
6.
Развивать эмоциональную
7.
Развивать творческую
Программа воспитания и обучения в детском саду (1987 г.):
-
новый вид музыкальной
-
музыкальная деятельность
-
новый вид музыкальной
Виды музыкальной деятельности:
1) восприятие
как самостоятельный раздел
2) исполнительство (пение, ритмические движения, игра на музыкальных инструментах);
3) музыкальное творчество;
4) игра
на детских музыкальных
5) пение;
6) музыкально-ритмические движения;
7) музыкально-дидактические игры – как вид музыкальной деятельности или как метод, прием в обучении;
8) музыкально-образовательная деятельность.
Формы организации музыкальной деятельности:
1. Использование всех видов МД на музыкальных занятиях.
2. Музыка в повседневной жизни детского сада.
3. Самостоятельная музыкальная деятельность.
4. Музыкальное
воспитание в семье (слушание
и просмотр детских
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности. Главная задача: вызвать интерес к музыке и музыкальным занятиям. МЗ проводятся в I половине дня, все праздники, досуги во II половине. Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Мл. гр. – 15 мин., ср. – 20, ст. – 25, подг. – 25 мин.
На МЗ применяются различные методы и приемы, основной – рассказ. Широко применяется игровой метод.
По форме МЗ бывают: групповые, по подгруппам, индивидуальные.
По содержанию:
- типовые – когда повторяются все виды музыкальной деятельности;
- доминантные
– преобладает один вид
- тематические – на определенную тему (весна, зима и т.д.);
- музыкально-тематические – марш, вальс, определенный композитор (Чайковский);
- комплексное – пляски, пение, лепка, рисование «Ежика» Кабалевского.
В повседневной жизни – организатор прослушивания воспитатель. Слушают музыку во время тихих игр, тематических концертов. При звучании музыки используются картины, репродукции, стихи, посвященные либо композитору, либо инструменту.
Самостоятельная
МД – качество исполнения ниже, но дети
занимаются этим увлеченно с большим желанием.
Проходит в музыкальных уголках. Главная
задача: заинтересованность и увлеченность
детей. Умение применить полученные на
музыкальных занятиях знания.
ИЗО – отражение ребенком окружающей действительности.
Задачи:
1. Развитие
эстетического восприятия и
2. Развитие
детского творчества и
3. Формирование
технических навыков рисования,
Характеристика видов ИЗО:
рисование – вид изобразительной деятельности, где изображение создается на плоскости с помощью художественных материалов. Материалы: карандаши, гуашь, пастель, мелки, сангина, акварель. Со ср. гр. можно объединять материалы: карандаш+гуашь и т.д. Может быть предметным, декоративным, сюжетным, со ст. гр. – рисование с натуры.
Вопросом занимаются: Соломенникова, Козакова, Комарова, Доронова и др.
лепка – вид ИЗО, где образ создается не только на плоскости, но и в объеме. Материалы: глина, пластилин, папье-маше, соленое тесто. Может быть предметной, декоративной, сюжетной.
Понятия:
приемы лепки – скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, прищипывание, присоединение, примазывание;
способы лепки – пластический (из целого куска), конструктивный (из отдельных деталей) и комбинированный.
Вопросом занимаются: Халезова, Гончарова (скульптура), Курочкина и др.
аппликация – создание образа путем прикрепления отдельных деталей изображения на фон. Может быть предметной, декоративной, сюжетной. По способам: плоскостной, объемной, рельефной. По видам материал: бумага, ткань, природный, бросовый.
Мл. гр. – готовые геометрические формы или образы; со ср.гр. – учить использовать ножницы.
Вопросом занимаются: Брыкина, Богатеева, Артемова.
конструирование – создание поделок из различных конструкторов и материалов. Виды материалов: бумага, природный материал, конструктор, строительный материал (из крупногабаритных модулей), компьютерное моделирование, бросовый материал.
Вопросом занимаются:
Паромонова, Романова,
Христ, Курадовских и др.
ЭВ – воспитание осознанно правильного отношения к окружающей действительности. Николаева: «в дошк. возр. закладываются основы экологической культуры человека».Саморукова, Веретенникова, Нечаева (экскурсии) и др. Задачи ЭВ:
1) Дать ребенку систему знаний о взаимосвязи и зависимостях в природе (формируется положительное отношение, ребенок любит то, что знает).
2) Воспитание осознанного отношения к природе.
3) Формирование эстетических чувств (на основе эмоций).
Дежникова, Цветкова говорили о понятии экологического воспитания дошкольника. Глазачев ввел термин «экологическая воспитанность».
Средства ЭВ: занятие, игра, наблюдение, экскурсия; специально организованная природная среда (уголок природы, экологическая тропа, сад, огород); предметная среда ДУ (игрушки, литература, пособия, экологический музей). Вопросом занимаются: Николаева, Рыжова и др.
Современные программы (порциальные) на 3 группы:
I биоэкологической направленности (Николаева «Юный эколог», Рыжова «Наш дом природа»)
II эстетико-экологической направленности (Ашиковы «Семицветик»)
III эколого-социальной направленности (Кларина «Экономика и экология»).
Базовой основой ЭВ является программный раздел «Ознакомление детей с природой» (смысл – сориентировать детей в различных явлениях природы, доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи).
Задачи:
1)
Поддерживать и развивать
2) Знакомить детей с ростом, развитием, размножением растений; с их потребностью в пище, свете, тепле.