Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука.docx

— 122.03 Кб (Скачать)

3. Активный  отдых – праздники, развлечения.

4. Самостоятельная  двигательная деятельность.

5. Индивидуальная  работа с детьми, совместно с  семьей. 

6. Каникулы. 

  1. Развитие  математических представлений у детей дошкольного возраста. Содержание знаний по математике и их характеристика.

    Функции: ô реализация принципа наглядности; ô адаптация абстрактных математических понятий в доступную для малышей форму; ô помощь в овладении способами действий, необходимыми для ФЭМП; ô увеличение объема самостоятельной познавательной активности по математике и вне ее; ô способствование накоплению опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, постепенному переходу от конкретного к абстрактному и т.д.

    Содержание  знаний: 5 компонентов -  в основу каждого положен линейно-концентрический принцип (расширяется поле восприятия, знания уточняются, конкретизируются и расширяются) изучения учебного материала во всех возрастных группах:

    По  Леушиной:

  1)

количество

и счет

2)

величина

3)

геометрические  фигуры

4)

ориентировка 

в пространстве

5)

ориентировка 

во  времени

II мл. до 3, сложение и  вычитание на интуитивном уровне (птички);

понятия – столько же, больше, меньше

сопоставляем  предмет один к одному (прием наложения (край ленточки короче, уже - шире, ниже-выше) и приложения) изучаем круг и  квадрат (иногда треугольник) – узнаем и называем, вырезаем, используем игры от себя (вверх  – вниз, вперед – назад, налево –  направо); освоение предлог (в, на, за, перед, сзади, около, между, под, над, рядом) освоение понятий: день-ночь; утро-день-вечер-ночь; сутки (сутки вертятся)
ср. до 5 – на интуитивном  уровне), сложение и вычитание на качественном (формулировки «5» больше «4» предметов) треугольник, прямоугольник  – узнаем, называем, играем в д/игры сравнение предметов  по двум параметрам – длиннее и  шире (метод наложения) от другого  объекта (кукла – перед, сзади  и т.д.) изучение последовательности суток, называем дни недели (какой  день недели между днями недели)
ст. до 10, каждое новое  число получается добавлением «1» (еще одного предмета); что значит равенство –

4 = 4

(метод  наложения, приложения); последовательность  натурального ряда чисел; знаки  < >= употребляются только с  цифрами

до 10 предметов  – выстраиваем сериационные ряды (по убывающей или по возрастающей) четырех- и многоугольник, их свойства (у четырехугольника все  стороны равны, проверка путем сгибания) ориентироваться на листе белой бумаги (лево, право, верх, низ), использование д/игры месяцы, сезоны, календарь (лучше использовать отрывной)
подг прямой и  обратный счет, порядковый, простые  арифметические задачи в одной действие; пишем цифры изучаем объемы – вместимость жидких и сыпучих  тел, массу (давление, баро (тяжесть) –  взвешивая на руках, развиваем баристическое  чувство) игры-конструкторы (из чего состоят фигурки), вначале  по образцу, затем по контуру, по памяти ориентировка  в среде (выше, ниже, на уровне 5 этажа; под водой, между, колесо обозрения) песочные часы; понятия 1, 5, 10 минут (что можно сделать  за 1 мин? Сколько времени нужно, чтобы  …?)
 
 
  1. Задачи  и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Виды и формы музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.

   Музыка является важнейшим средством воспитания детей, она приобщает к миру прекрасного, воздействует на формирование личности.

   Задачи  МВ:

   1. Воспитывать интерес и любовь  к музыке.

   2. Научить ребенка слушать, слышать  и воспринимать музыку.

   3. Обогащать музыкальные впечатления  детей, знакомя с разными   музыкальными произведениями. Произведения - вокальные, инструментальные, народные, классические, симфония, опера, балет и т.д.

   4. Знакомить детей с простейшими  музыкальными понятиями. 

          а) песня – вступление, куплет, запев, припев;

          б) слушание музыки – мелодия, темп, тембр;

          в) музыкально-ритмические движения – плавные, быстрые;

          г) танцы – русские народные, полька, хоровод и др.;

          д) игра на детских музыкальных инструментах – название инструмента, способ звукоизвлечения.

   5. Содействовать развитию музыкального  слуха на основе полученных  впечатлений.

   6. Развивать эмоциональную отзывчивость  – учить сравнивать, систематизировать,  анализировать.

   7. Развивать творческую активность  – сочинить песенку (на стихи), придумать свои танцевальные  движения.

   Программа воспитания и обучения в детском  саду (1987 г.):

   - новый вид музыкальной деятельности  – творчество (впервые);

   - музыкальная деятельность начинается  со 2-й мл. гр.:

   - новый вид музыкальной деятельности  – игра на музыкальных инструментах  со II полугодия ср.гр.

   Виды  музыкальной деятельности:

1) восприятие  как самостоятельный раздел музыкального  занятия – слушанье музыки  и как подготовительный перед  другими видами музыкальной деятельности;

2) исполнительство  (пение, ритмические движения, игра  на музыкальных инструментах);

3) музыкальное  творчество;

4) игра  на детских музыкальных инструментах;

5) пение;

6) музыкально-ритмические  движения;

7) музыкально-дидактические  игры – как вид музыкальной  деятельности или как метод,  прием в обучении;

8) музыкально-образовательная  деятельность.

   Формы организации музыкальной  деятельности:

1. Использование  всех видов МД на музыкальных  занятиях.

2. Музыка  в повседневной жизни детского  сада.

3. Самостоятельная  музыкальная деятельность.

4. Музыкальное  воспитание в семье (слушание  и просмотр детских музыкальных  передач).

      Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности. Главная задача: вызвать интерес к музыке и музыкальным занятиям. МЗ проводятся в I половине дня, все праздники, досуги во II половине. Продолжительность занятия зависит от возраста детей.

Мл. гр. – 15 мин., ср. – 20, ст. – 25, подг. – 25 мин.

      На  МЗ применяются различные методы и приемы, основной – рассказ. Широко применяется игровой метод.

По  форме МЗ бывают: групповые, по подгруппам, индивидуальные.

По  содержанию:

- типовые  – когда повторяются все виды  музыкальной деятельности;

- доминантные  – преобладает один вид деятельности;

- тематические  – на определенную тему (весна,  зима и т.д.);

- музыкально-тематические  – марш, вальс, определенный композитор (Чайковский);

- комплексное  – пляски, пение, лепка, рисование  «Ежика» Кабалевского.

         В повседневной жизни – организатор прослушивания воспитатель. Слушают музыку во время тихих игр, тематических концертов. При звучании музыки используются картины, репродукции, стихи, посвященные либо композитору, либо инструменту.

         Самостоятельная МД – качество исполнения ниже, но дети занимаются этим увлеченно с большим желанием. Проходит в музыкальных уголках. Главная задача: заинтересованность и увлеченность детей. Умение применить полученные на музыкальных занятиях знания. 
 

  1. Задачи  обучения детей изобразительной деятельности. Характеристика видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.

   ИЗО – отражение ребенком окружающей действительности.

   Задачи:

1. Развитие  эстетического восприятия и эстетического  чувства.

2. Развитие  детского творчества и способностей.

3. Формирование  технических навыков рисования,  лепки, конструирования.

   Характеристика  видов ИЗО:

   рисование – вид изобразительной деятельности, где изображение создается на плоскости с помощью художественных материалов. Материалы: карандаши, гуашь, пастель, мелки, сангина, акварель. Со ср. гр. можно объединять материалы: карандаш+гуашь и т.д. Может быть предметным, декоративным, сюжетным, со ст. гр. – рисование с натуры.

      Вопросом  занимаются: Соломенникова, Козакова, Комарова, Доронова и др.

   лепка – вид ИЗО, где образ создается не только на плоскости, но и в объеме. Материалы: глина, пластилин, папье-маше, соленое тесто. Может быть предметной, декоративной, сюжетной.

   Понятия:

   приемы  лепки – скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, прищипывание, присоединение, примазывание;

   способы лепкипластический (из целого куска), конструктивный (из отдельных деталей) и комбинированный.

         Вопросом занимаются: Халезова,  Гончарова (скульптура), Курочкина и др.

   аппликация – создание образа путем прикрепления отдельных деталей изображения на фон. Может быть предметной, декоративной, сюжетной. По способам: плоскостной, объемной, рельефной. По видам материал: бумага, ткань, природный, бросовый.

   Мл. гр. – готовые геометрические формы  или образы; со ср.гр. – учить использовать ножницы.

         Вопросом занимаются: Брыкина, Богатеева, Артемова.

   конструирование – создание поделок из различных конструкторов и материалов. Виды материалов: бумага, природный материал, конструктор, строительный материал (из крупногабаритных модулей), компьютерное моделирование, бросовый материал.

         Вопросом занимаются: Паромонова, Романова, Христ, Курадовских и др. 

  1. Задачи  и содержание экологического воспитания дошкольников. Современные образовательные программы по экологическому воспитанию детей.

ЭВ – воспитание осознанно правильного отношения к окружающей действительности. Николаева: «в дошк. возр. закладываются основы экологической культуры человека».Саморукова, Веретенникова, Нечаева (экскурсии) и др.                                  Задачи ЭВ:

1) Дать ребенку систему знаний о взаимосвязи и зависимостях в природе (формируется положительное отношение, ребенок любит то, что знает).

2) Воспитание осознанного отношения к природе.

3) Формирование эстетических чувств (на основе эмоций).

       Дежникова, Цветкова говорили о понятии экологического воспитания дошкольника. Глазачев ввел термин «экологическая воспитанность».

   Средства  ЭВ: занятие, игра, наблюдение, экскурсия;  специально организованная природная среда (уголок природы, экологическая тропа, сад, огород); предметная среда ДУ (игрушки, литература, пособия, экологический музей).  Вопросом занимаются: Николаева, Рыжова и др.

   Современные программы (порциальные) на 3 группы:

I биоэкологической направленности (Николаева «Юный эколог», Рыжова «Наш дом природа»)

II эстетико-экологической направленности (Ашиковы «Семицветик»)

III эколого-социальной направленности (Кларина «Экономика и экология»).

   Базовой основой ЭВ является программный раздел «Ознакомление детей с природой» (смысл – сориентировать детей в различных явлениях природы, доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи).

   Задачи:

   1) Поддерживать и развивать устойчивый  интерес детей к природе (к  ее живым и неживым объектам  и явлениям).

   2) Знакомить детей с ростом, развитием,  размножением растений; с их потребностью  в пище, свете, тепле.

Информация о работе Дошкольная педагогика