Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
3)
Формировать элементарные
4)
Знакомить детей с разными
состояниями вещества (вода, снег, лед,
пар); с причинно-следственными
5)
Развивать первые
Вопросом
занимаются: Павлова,
Лучич, Смирнова, Балуева,
Парфенова и др.
Ощущения - первый источник знаний о мире. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств (вкус, цвет, величина, запах, вес, t и т.д.).
Восприятие – обеспечивает отражение всех признаков предмета, с которым соприкасается ребенок.
СВ – направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину и т.д.
По программе воспитания и обучения в д/с: развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач.
Методика СВ предусматривает обучение детей обследованию предметов, формированию представлений о сенсорных эталонах (обобщенные сенсорные знания, опыт, накопленные человечеством; внешние качества и свойства предметов окружающего мира).
Общие правила для многих видов обследования:
- восприятие целостного облика предмета;
- мысленное
деление на основные части
и выявление их признаков (
- пространственное соотношение частей друг с другом (слева, над, сверху и т.д.);
- вычленение
мелких деталей установление
их пространственного
- повторное целостное восприятие предмета.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов.
В дошкольном возрасте ребенок начинает пользоваться предметными эталонами – образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый как морковка, зеленый как трава).
В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами (солнце как шар).
На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметов до ознакомления с помощью зрения и осязания.
Для
обобщения опыта используются д/игры
(«Чудесный мешочек», «Чем похожи»
и др.) Особая роль принадлежит
природе. Познание природного окружения
вначале осуществляется чувственным путем,
при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.
Чем больше органов чувств «задействовано»
в познании, тем больше признаков и свойств
выделяет ребенок в исследуемом предмете,
объекте, явлении, следовательно, тем богаче
становятся его представления. На основе
таких представлений возникают мыслительные
процессы, воображение,
формируются эстетические
чувства.
Содержание СВ включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства: знакомство с цветом, величиной, запахом, фактурой, тяжестью, ориентировкой в пространстве.
В
отечественной системе содержан
Системы различаются психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. Психологические исследования показали – без обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисование, конструирование и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Отечественная система – опирается на теорию восприятия, разработанную Выготским, Ананьевым, Запорожцем, Венгером и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональный способ обследования предмета – сенсорные эталоны (обобщенные сенсорные знания, накопленный человечеством сенсорный опыт).
В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами – образы свойств предметов он соотносит с определенным предметом. К старшему дошкольному возрасту ребенок может соотносить качество предмета с освоенными предметными эталонами: солнце – шар, цвет – 7 цветов спектра (как эталон) и т.д. Для слухового восприятия – «решетка фонем» родного языка.
Зарубежные теории СВ. Фридрих Вильгельм Фребель – ввел понятие «д/c», для развития ребенка в раннем возрасте предложил свой дидактический материал – «дары Фребеля» (философского «закона единства в многообразии»).
«6 даров» для развития ребенка:
1 – мяч – шар, как символ движения и бесконечности (мягкие, цветные);
2 – шар, кубик и цилиндр из дерева – знакомства с формами вселенной, предметов;
3 – куб, разделенный на 8 кубиков – дает представление о целом и составляющих частях;
4 – куб, разделенный на 8 плиток – широкая возможность строительных комбинаций;
5 – куб, состоящий из 27 кубиков, 9 разделены на более мелкие;
6 – куб, делится на еще более мелкие плитки и т.д.
Мария Монтессори – вводит самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами (гладка и шершавая поверхность, совмещение признаков предметов). Воспитатель – наблюдатель за процессом раскрытия ребенка. Основа обучения дошкольника – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Заменила мебель на легкую, соответствующую росту детей.
НВ – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом НВ является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Задачи:
1. Формирование
механизма НВ – представлений,
нравственных чувств, привычек и
норм, практики поведения (1 группа
задач носит постоянный
2. Формирование
нравственных качеств –
НВ в ДОУ осуществляется постоянно, во всех доступных видах деятельности.
Средства: 1) художественные (худ. литература, искусство, музыка, диафильмы, кино) – способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений (Карпинская, Виноградова А.М.);
2) природа – дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о том кто слабее (Николаева, Фокина);
3) собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность) – необходима при воспитании практики нравственного поведения;
4) общение – выполняет задачи корректировки представлений о морали, воспитании чувств и отношений;
5) окружающая ребенка обстановка – как средство воспитания чувств, представлений, поведения – влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Методы по Нечаевой и Логиновой:
1. Формирование
нравственного поведения (
2. Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушения, беседы).
3. Стимулирование чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).
Данные
методы эффективны при условии: гуманности
(не унижать); реальности, осуществимости
(требуют логического
Основная задача – насытить жизнь детей яркими впечатлениями, дать знания о своей стране ее населении, о понятии «Родина», о жизни и труде народов (традициях), о природе т.д.
Задачи:
1. Воспитание
любви и привязанности к
2. Знакомство с городом, в котором живем (столица, страна).
3. Воспитание
гордости и уважения за
4. Представление
о труде людей и их
5. Воспитание интереса и любви к природе.
6. Заложить
основы уважения к людям
7. Воспитание
уважения к защитникам
8. Приобщение к искусству, культуре, воспитание любви к родному языку.
9. Воспитание
уважения к событиям, обычаям,
традициям, символике своей
Средства решения задач патриотического воспитания:
1) художественная литература (стихи и проза);
2) наглядные (иллюстрации, открытки, кино, памятники и т.д.);
3) беседа, рассказ, пословица, поговорка;
4) национальные:
художественная литература, сказки,
костюмы и др.
ЭВ – привитие детям умения видеть красивое в окружающем, развивать творческие способности.
Задачи и методы ЭВ:
1 | формирование
эстетического отношения к |
развивать умение
видеть и чувствовать красоту
в природе, поступках, искусстве;
воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного |
показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого |
2 | формирование художественных умений в области разных искусств | обучение рисованию, лепке, конструированию; пению, танцам; развитие словесного творчества | показ, упражнения,
метод поисковых ситуаций |