Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука.docx

— 122.03 Кб (Скачать)

   3) Формировать элементарные представления  о взаимосвязях и взаимодействии  живых организмов со средой  обитания.

   4) Знакомить детей с разными  состояниями вещества (вода, снег, лед,  пар); с причинно-следственными связями.

   5) Развивать первые представления  о существенных признаках благополучного  и неблагополучного состояния  природы. Воспитывать бережное  отношение к природе, умению  ответственно ухаживать за растениями  и животными.

       Вопросом  занимаются: Павлова, Лучич, Смирнова, Балуева, Парфенова и др. 

  1. Сенсорное воспитание, его значение и особенности в воспитании дошкольников.

   Ощущения - первый источник знаний о мире. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств (вкус, цвет, величина, запах, вес, t и т.д.).

   Восприятие – обеспечивает отражение всех признаков предмета, с которым соприкасается ребенок.

   СВ – направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения: цвет, форму, величину и т.д.

   По  программе  воспитания и обучения в д/с: развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач.

   Методика  СВ  предусматривает обучение детей обследованию предметов, формированию представлений о сенсорных эталонах (обобщенные сенсорные знания, опыт, накопленные человечеством; внешние качества и свойства предметов окружающего мира).

   Общие правила для многих видов обследования:

- восприятие  целостного облика предмета;

- мысленное  деление на основные части  и выявление их признаков (форма,  величина, цвет, материал и др.);

- пространственное  соотношение частей друг с  другом (слева, над, сверху и  т.д.);

- вычленение  мелких деталей установление  их пространственного расположения  по отношению к основным частям;

- повторное  целостное восприятие предмета.

   В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов.

   В дошкольном возрасте ребенок начинает пользоваться предметными эталонами – образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый как морковка, зеленый как трава).

   В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами  (солнце как шар).

   На  протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметов до ознакомления с помощью зрения и осязания.

   Для обобщения опыта используются д/игры («Чудесный мешочек», «Чем похожи»  и др.) Особая роль принадлежит  природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом предмете, объекте, явлении, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. 
 

  1. Отечественные и зарубежные теории сенсорного воспитания ребенка.

   Содержание  СВ включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства: знакомство с цветом, величиной, запахом, фактурой, тяжестью, ориентировкой в пространстве.

   В отечественной системе содержание дополнено за счет включения ориентирования во времени, развития речевого (это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные принципы) и музыкального слуха (это умении различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии).

   Системы различаются психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. Психологические исследования показали – без обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисование, конструирование и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

   Отечественная система – опирается на теорию восприятия, разработанную Выготским, Ананьевым, Запорожцем, Венгером и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональный способ обследования предмета – сенсорные эталоны (обобщенные сенсорные знания, накопленный человечеством сенсорный опыт).

   В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами – образы свойств предметов он соотносит с определенным предметом. К старшему дошкольному возрасту ребенок может соотносить качество предмета с освоенными предметными эталонами: солнце – шар, цвет – 7 цветов спектра (как эталон) и т.д. Для слухового восприятия – «решетка фонем» родного языка.

   Зарубежные  теории СВ.           Фридрих Вильгельм Фребельввел понятие «д/c», для развития ребенка в раннем возрасте предложил свой дидактический материал – «дары Фребеля» (философского «закона единства в многообразии»).

   «6 даров» для развития ребенка:

1 – мяч – шар, как символ движения и бесконечности (мягкие, цветные);

2 – шар, кубик  и цилиндр из  дерева – знакомства с формами вселенной, предметов;

3 – куб, разделенный  на 8 кубиков – дает представление о целом и составляющих частях;

4 – куб, разделенный  на 8 плиток – широкая возможность строительных комбинаций;

5 – куб, состоящий  из 27 кубиков, 9 разделены  на более мелкие;

6 – куб, делится  на еще более  мелкие плитки  и т.д.

   Мария Монтессори – вводит самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами (гладка и шершавая поверхность, совмещение признаков предметов). Воспитатель – наблюдатель за процессом раскрытия ребенка. Основа обучения дошкольника – сенсорное воспитание, осуществляемое  с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Заменила мебель на легкую, соответствующую росту детей.

  1. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Задачи, содержание нравственного воспитания. Современные проблемы нравственного воспитания дошкольников.

   НВ – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом НВ является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

   Задачи:

1. Формирование  механизма НВ – представлений,  нравственных чувств, привычек и  норм, практики поведения (1 группа  задач носит постоянный характер).

2. Формирование  нравственных качеств – воспитание  гуманных чувств и отношений;  трудолюбия и отношения к труду;  коллективизма; патриотизма (2 группа  задач – подвижна, на ее содержание  влияют: исторический этап, конкретные  условия жизни и особенности  возраста объекта воспитания).

   НВ в ДОУ осуществляется постоянно, во всех доступных видах деятельности.

   Средства: 1) художественные (худ. литература, искусство, музыка, диафильмы, кино) – способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений (Карпинская, Виноградова А.М.);

2) природа – дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о том кто слабее (Николаева, Фокина);

3) собственная деятельность детей  (игра, труд, учение, художественная деятельность) – необходима при воспитании практики нравственного поведения;

4) общение – выполняет задачи корректировки представлений о морали, воспитании чувств и отношений;

5) окружающая ребенка обстановка – как средство воспитания чувств, представлений, поведения – влияет на формирование определенных нравственных качеств.

   Методы  по Нечаевой и Логиновой:

1. Формирование  нравственного поведения (приучение,  упражнение, руководство деятельностью).

2. Формирование  нравственного сознания (убеждение  в форме разъяснения, внушения, беседы).

3. Стимулирование  чувств и отношений (пример, поощрение,  наказание).

      Данные  методы эффективны при условии: гуманности (не унижать); реальности, осуществимости (требуют логического завершения); подготовки условий и средств; отсутствие шаблонности; тактичности в применении; терпения и терпимости; преобладания практических методов. 

  1. Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства патриотического воспитания.

   Основная  задача – насытить жизнь детей яркими впечатлениями, дать знания о своей стране ее населении, о понятии «Родина», о жизни и труде народов (традициях), о природе т.д.

   Задачи:

1. Воспитание  любви и привязанности к близким.

2. Знакомство  с городом,  в котором живем  (столица, страна).

3. Воспитание  гордости и уважения за великих  соотечественников (писателей, композиторов, художников, ученых и т.д.).

4. Представление  о труде  людей и их достижениях.

5. Воспитание  интереса и любви к природе.

6. Заложить  основы уважения к людям разных  национальностей.

7. Воспитание  уважения к защитникам Отечества.

8. Приобщение  к искусству, культуре, воспитание  любви к родному языку.

9. Воспитание  уважения к событиям, обычаям,  традициям, символике своей страны.

   Средства  решения задач  патриотического  воспитания:

1) художественная  литература (стихи и проза);

2) наглядные  (иллюстрации, открытки, кино, памятники  и т.д.);

3) беседа, рассказ, пословица, поговорка;

4) национальные: художественная литература, сказки, костюмы и др. 

  1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. Современные подходы к теории и практике эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

   ЭВ  – привитие детям умения видеть красивое в окружающем, развивать творческие способности.

   Задачи  и методы ЭВ:

1 формирование  эстетического отношения к окружающему развивать умение видеть и чувствовать красоту  в природе, поступках, искусстве;

воспитывать художественный вкус, потребность в  познании прекрасного

показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого
2 формирование  художественных умений в области  разных искусств обучение рисованию, лепке, конструированию; пению, танцам; развитие словесного творчества показ, упражнения,

метод поисковых ситуаций

Информация о работе Дошкольная педагогика