Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука.docx

— 122.03 Кб (Скачать)
  1. Концепция дошкольного образования  в России и её реализация на практике.

   Общественная  система дошкольного  образования появилась после революции 1917 г.

   Первые  д/с работали по системе Фребеля  и Монтессори. Крупская предложила I концепцию (основные положения, на которых строится содержание работы ДО), согласно которой началось строительство советской системы общественного дошкольного образования:

   1. Дошкольное образование должно  быть общим.

   2. Должно соответствовать идеалам  нового общества.

   3. Воспитание коллективизма и воспитание  в коллективе.

   4. Воспитание трудолюбия.

   5. Расширение кругозора детей за  счет ознакомления с окружающей  жизнью.

   6. Воспитатель должен видеть ребенка,  изучать его, не перегружать  его лишними знаниями, воспитывать  в процессе игры, учитывая индивидуальные  особенности.

   7. ДО как общественная система  должна быть тесно связана  с семьей (1 место семья +  2 место д/с).

   II концепция – предложена в середине 20 г. предлагает усилить идейное воспитание дошкольников и взять все воспитание и образование детей на себя (разрыв с семьей).

   Всего было V концепций.

   Современная концепция:

   1. Воспитание должно проходить  в деятельности.

   2. Ребенок из объекта переводится  в субъект.

   3. Развивающая среда.

   4. Новые методы: экспериментальная  деятельность, учить ребенка задавать  вопросы.

   Программы воспитания и обучения в детском саду:

Вариативные «Радуга» Доронова; «Развитие» Венгер; «Детство» Логинова, Бабаева; «Истоки»
Альтернативные «Вальдорский  д/с» Штернер – упор на личность педагога, который ведет детей  с мл.гр до школы, в тесном сотрудничестве с семьей
Парциальные «Юный эколог»  под ред. Николаевой  - специализированные д/с
 
  1. Психолого-педагогические основы образовательного процесса дошкольного  учреждения.

   ППО – базируются на принципах организации педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей.

   Структура педагогического  процесса:

   I этап     подготовительный - задачи (состояние и прогнозирование педпроцесса)

   II этап    основной – трудности с которыми сталкиваешься по ходу работы 

   III этап заключительный - результаты (негатив и позитив). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Цели  и задачи развития речи детей дошкольного возраста. Методика проведения занятий по развитию речи и их характеристика.

   Основная  работа по РР –  формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. РР тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы РР дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др.

   Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохиной, Кониной (закономерности речевой деятельности)).

   Основные  направления определения  задач РР:

Структурное -  формирование  фонетического, лексического, грамматического компонентов.

Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога).

Когнитивное, т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи.

   Задачи  РР:

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

3) формирование грамматического строя речи  (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);

4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);

6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).

      Вариант программы 2005г. (под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой) включает новую рубрику «Развивающая речевая среда» (речь как средство общения).                                                          Ведущие задачи по возрастам:

до  1 г. развивать умение понимать речь взрослого, формировать  предпосылки активной речи от 2-3 до 5-7 мин. - игры-занятия
до  2 л. + развитие понимании  речи, словаря, худ.лит.
I мл. + формирование  словаря + развитие звуковой культуры  речи + связной речи 15 мин. -  занятия индивидуальные или по подгруппам (вводная, основн., заключ. части)
II мл. + формирование  грамматического строя речи 
сред. - “ - 20 мин. – заучивание, рассказывание – экск.
стар. - “ - 30-35 мин. – занятия фронтальные и комплексные, меньше наглядности, дети более самостоятельны
подг. + подготовка  к обучению грамоте
 
 
 
  1. Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников.

   Цель: подготовка ребенка к жизни, труду, защите Отечества.

   Спецификой  предмета является изучение закономерностей ФВ и управление развитием ребенка от рождения до 7 лет.

   В теории ФВ рассматриваются следующие  понятия:

   Физическое  развитие -  процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка (показатели роста, веса; состояние осанки и т.д.) и основанных на них психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д.).

   Физическое  совершенство – оптимальная физическая подготовленность и гармоническое психическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Критерии ФС изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

   Физическая  культура – творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений, направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление (в здоров теле, здоровый дух).

   Физическое  воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Способствует гармоничному развитию личности.

   Физическая  подготовленность –  соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

   Физическое  образование – овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.

   Физические  упражнения - специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств ФВ. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка. Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

   Двигательная  деятельность – характеризует активность двигательного аппарата ребенка.

   Двигательная  активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Человек как дитя природы и живет и развивается благодаря потребности в движении. Поскольку она социально направлена системой воспитания, то носит биосоциальный характер.

   Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

   Исследования  в области ФВ:

Естественно-научную  и психолого-педагогическую основу теории составляет учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности. Работы психологов Выготского, Леонтьева, Рубинштейна, Запорожца о формировании двигательных действий и движений на основе усвоенного детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Зарубежные  системы ФВ – от древнегреческой Спарты до Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Шарля Фурье (сочетание умственного и физического воспитания в процессе труда).

Отечественные системы ФВ – Ртищев (17 в. – игры для ума и тела ребенка), Ломоносов, Новиков, Радищев, Пирогов, Ушинский, Каптерев, Кенеман, Степаненкова, Запорожец, Поддъяков, Литвинова, Саулина и др.

   Задачи:

1) оздоровительные: развитие движения, охрана жизни и укрепление здоровья;

2) образовательные: формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость и др.), развитие двигательных способностей (равновесие, координация движений);

3) воспитательные:  потребность в ежедневных физических упражнениях (умение их использовать в

самостоятельной двигательной деятельности), приобретение грации, пластичности, самостоятельность, творчества, инициативность, самоорганизация  и взаимопомощь, гигиенические навыки.

   Средства:

гигиенические факторы – режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиена одежды, обуви, обстановки и пособий;

естественные  силы природы – как средства закаливания (солнце, воздух, вода);

физические  упражнения – специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом движения, основанные на активных действиях произвольного характера (ходьба, бег, приседания и т.д.).

   Виды  работы и формы  организации ФВ:

1. Учебная  работа – занятия.

2. Физкультурно-оздоровительная  работа в течение дня: утро  – гимнастика, физкультминутки,  прогулки 

Информация о работе Дошкольная педагогика