Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
Общественная система дошкольного образования появилась после революции 1917 г.
Первые д/с работали по системе Фребеля и Монтессори. Крупская предложила I концепцию (основные положения, на которых строится содержание работы ДО), согласно которой началось строительство советской системы общественного дошкольного образования:
1. Дошкольное образование должно быть общим.
2.
Должно соответствовать
3.
Воспитание коллективизма и
4. Воспитание трудолюбия.
5.
Расширение кругозора детей за
счет ознакомления с
6.
Воспитатель должен видеть
7. ДО как общественная система должна быть тесно связана с семьей (1 место семья + 2 место д/с).
II концепция – предложена в середине 20 г. предлагает усилить идейное воспитание дошкольников и взять все воспитание и образование детей на себя (разрыв с семьей).
Всего было V концепций.
Современная концепция:
1. Воспитание должно проходить в деятельности.
2.
Ребенок из объекта
3. Развивающая среда.
4. Новые методы: экспериментальная деятельность, учить ребенка задавать вопросы.
Программы воспитания и обучения в детском саду:
Вариативные | «Радуга» Доронова; «Развитие» Венгер; «Детство» Логинова, Бабаева; «Истоки» |
Альтернативные | «Вальдорский д/с» Штернер – упор на личность педагога, который ведет детей с мл.гр до школы, в тесном сотрудничестве с семьей |
Парциальные | «Юный эколог» под ред. Николаевой - специализированные д/с |
ППО – базируются на принципах организации педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей.
Структура педагогического процесса:
I этап подготовительный - задачи (состояние и прогнозирование педпроцесса)
II этап основной – трудности с которыми сталкиваешься по ходу работы
III
этап заключительный -
результаты (негатив и позитив).
Основная работа по РР – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. РР тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы РР дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др.
Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохиной, Кониной (закономерности речевой деятельности)).
Основные направления определения задач РР:
Структурное - формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов.
Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога).
Когнитивное, т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи.
Задачи РР:
1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);
2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);
4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);
6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).
Вариант
программы 2005г. (под ред. Васильевой,
Гербовой, Комаровой)
включает новую рубрику «Развивающая
речевая среда» (речь как средство общения).
до 1 г. | развивать умение понимать речь взрослого, формировать предпосылки активной речи | от 2-3 до 5-7 мин. - игры-занятия |
до 2 л. | + развитие понимании речи, словаря, худ.лит. | |
I мл. | + формирование словаря + развитие звуковой культуры речи + связной речи | 15 мин. - занятия индивидуальные или по подгруппам (вводная, основн., заключ. части) |
II мл. | + формирование грамматического строя речи | |
сред. | - “ - | 20 мин. – заучивание, рассказывание – экск. |
стар. | - “ - | 30-35 мин. – занятия фронтальные и комплексные, меньше наглядности, дети более самостоятельны |
подг. | + подготовка к обучению грамоте |
Цель: подготовка ребенка к жизни, труду, защите Отечества.
Спецификой предмета является изучение закономерностей ФВ и управление развитием ребенка от рождения до 7 лет.
В теории ФВ рассматриваются следующие понятия:
Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка (показатели роста, веса; состояние осанки и т.д.) и основанных на них психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д.).
Физическое совершенство – оптимальная физическая подготовленность и гармоническое психическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Критерии ФС изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.
Физическая культура – творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений, направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление (в здоров теле, здоровый дух).
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Способствует гармоничному развитию личности.
Физическая подготовленность – соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование – овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения - специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств ФВ. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка. Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.
Двигательная деятельность – характеризует активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Человек как дитя природы и живет и развивается благодаря потребности в движении. Поскольку она социально направлена системой воспитания, то носит биосоциальный характер.
Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Исследования в области ФВ:
Естественно-научную и психолого-педагогическую основу теории составляет учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности. Работы психологов Выготского, Леонтьева, Рубинштейна, Запорожца о формировании двигательных действий и движений на основе усвоенного детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Зарубежные системы ФВ – от древнегреческой Спарты до Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Шарля Фурье (сочетание умственного и физического воспитания в процессе труда).
Отечественные системы ФВ – Ртищев (17 в. – игры для ума и тела ребенка), Ломоносов, Новиков, Радищев, Пирогов, Ушинский, Каптерев, Кенеман, Степаненкова, Запорожец, Поддъяков, Литвинова, Саулина и др.
Задачи:
1) оздоровительные: развитие движения, охрана жизни и укрепление здоровья;
2) образовательные: формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость и др.), развитие двигательных способностей (равновесие, координация движений);
3) воспитательные: потребность в ежедневных физических упражнениях (умение их использовать в
самостоятельной двигательной деятельности), приобретение грации, пластичности, самостоятельность, творчества, инициативность, самоорганизация и взаимопомощь, гигиенические навыки.
Средства:
гигиенические факторы – режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиена одежды, обуви, обстановки и пособий;
естественные силы природы – как средства закаливания (солнце, воздух, вода);
физические упражнения – специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом движения, основанные на активных действиях произвольного характера (ходьба, бег, приседания и т.д.).
Виды работы и формы организации ФВ:
1. Учебная работа – занятия.
2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня: утро – гимнастика, физкультминутки, прогулки