Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
6. В педагогическом воздействии должны быть активны все его участники.
7.
Эффективность воспитания
8.
Ученик как объект воспитания
становится субъектом, если он
взаимодействует с
9.
Интенсивность воздействия на
систему мотивов, потребностей, эмоций
вызывает активность ребенка.
Цели воспитания становятся
10.
Воздействие должно сочетаться
с уровнем развития вербальных
(через слово) и сенсомоторных
(чувственных) процессов.
11.
Взаимоотношения между
Закономерности реализуются с системой принципов воспитания:
1) принцип общественной направленности предполагает соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народы, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам;
2) принцип связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой предполагает соответствие воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике. культуре и общественной жизни страны и за ее пределами;
3) принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности ориентирует на добро, истину, прекрасное в человеке, обществе, труде, познании;
4) принцип гуманизации воспитания предполагает гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав свобод, в том числе права быть самим собой. Воспитание гуманности осуществляется при включении ребенка в сопереживание, соучастие, заботу о других, оказание помощи и поддержки, защиты младшего, слабого;
5)
принцип личностно-
6)
принцип единства
воспитательных воздействий
семьи, образовательных
учреждений, коллектива,
общественных организаций обуславливает
согласованность педагогического влияния
объективных и субъективных факторов.
Это руководство к творческой практической
деятельности учителя и учащихся, которые
обеспечивают динамику развития и совершенствования
воспитания.
11. Педагогический процесс как система: структура и основные компоненты.
Педагогический процесс (или учебно-воспитательный) – это процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет главную сущность ПП.
Структуру ПП представляют педагоги, воспитуемые и условия воспитания. ПП характеризуют цели, задачи, формы, методы взаимодействия педагогов и воспитуемых и достигаемые результаты.
Рассмотрим 3 этапа ПП:
Подготовительный. На этом этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без педагогической диагностики (от греч. dia – прозрачный, gnosis – знание). Это исследовательская процедура, главная цель которой получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов.
Основной. Включает в себя важные взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагога и ученика, использование намеченных методов, средств и форм ПП, создание благоприятных условий, применение мер стимулирования воспитанников. Значимую роль на этом этапе играют обратные связи, служащие основой для принятии оперативных управленческих решений.
Заключительный. Это этап анализа достигнутых результатов (растет только тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок).
Источников
совершенствования
ПП являются противоречия. Экономические,
политические, социальные процессы играют
ведущую роль по отношению к педагогическому.
Противоречия между ними в общественном
сознании отражаются как отставание педагогики
от требований жизни. Отстает политехническая
и трудовая подготовка от требований производства.
Бурный рост научных знаний не соответствует
возможностям учебников.
12. Понятие системы образования. Принципы государственной политики в области образования.
Система образования - это совокупность образовательных учреждений , функционирующих в государстве, связь между ними и общие принципы, на основе которых эти учреждения работают.
СО осуществляет: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, средне специальное образование, высшее, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку.
На развитие СО оказывают влияние следующие факторы:
-
уровень развития
- двойственный характер за счет политики и интересов сословий (зажиточных или малоимущих);
-
исторический опыт и
-
педагогический фактор (д/с открывались
для освобождения матерей для
общественного труда, а
Принципы государственной политики в разных странах:
1.
Общество заинтересовано в
2.
Сеть государственных средних
общеобразовательных и
3.
Сохраняется тенденция
4.
Возрастает финансирование
5.
Расширяется сеть разнотипных
школ и их структурное
6.
Обязательные учебные предметы
в основном родной язык и
математика. До 300 учебных предметов
по выбору (продукты питания, мода,
основы интерьера, танцы и т.д.
7.
Расширяется система
13. Содержание образования. Понятие о государственном стандарте.
Содержание образования - это система знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. СО не должно отставать от современного состояния науки и не должно быть перегруженным,
не должно искажать качество обучения как фактора развития и формирования личности.
Основные теории формирования СО сложились в конце XVIII – начале XIX вв. Они получили название материальной и формальной теорий.
Сторонники материальной теории или теории дидактического материализма (энциклопедизма) считали, что учащимся следует передать как можно больший объем знаний из различных областей науки. Я.А. Коменский работал над созданием учебника, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся.
Теория
дидактического материализма расцвела
в эпоху развития промышленности,
когда стали востребованы естественные
и технические науки для
Сторонники формальной теории формирования СО или теории дидактического формализма рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Развивают мышление - иностранные языки, математика и гуманитарные предметы.
Такое содержание было в основе классических гимназий и гуманитарных школ.
В Российской педагогике утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования. СО определяется в документах: учебный план, программа, учебник, учебные пособия.
Основным нормативным документом является государственный стандарт. В нем выделяются три компонента:
Федеральный – определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный – содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки (они относятся к компетенции регионов и учреждений образования).
Школьный – содержание образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Стандарты
представлены в виде программ
и требований к уровню подготовки
школьников по отдельным учебным предметам.
На их основе могут быть разработаны разнообразные
рабочие учебные планы.
14. Сущность контроля обучения. Виды, методы и формы контроля.
Контроль – это проверка результатов обучения; проверка, оценка и учет знаний; выявление уровня учебного материала. На современном этапе трактуется как педагогическая диагностика.
Контроль является только частью процесса обучения и выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная – дидактическая. Контроль проводится для оценки успеваемости и корректировки знаний.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: текущий (на каждом уроке), периодический (по мере прохождения темы, раздела программы), итоговый (в конце четверти, полугодия, года).
Содержание контроля может быть по ЗУНам, в когнитивной, социальной и психологической областях. Выясняется, что ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает, оценивает и т.д.
По формам организации контроль подразделяется на индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный. Вопросно-ответная форма диагностики активизирует работу всего класса. Фронтальные и индивидуальные формы работы проводятся в виде контрольных, графических построений, отчетов, зачетов, диктантов, изложений, сочинений, рефератов, экзаменов и т.д.
Методы бывают:
устного контроля (беседа, рассказ ученика, чтение текста, схемы, карты);
письменного контроля (осуществляется по карточкам с заданиями вычислений, грамматических упражнений; в форме отчетов, сочинений и др.);
практического контроля (на уроках рисования, труда, физвоспитания);
лабораторного контроля (на уроках химии, физики – умение пользоваться приборами – амперметр и др.);
машинного контроля (тест – on-line);
самоконтроля (учит ребенка самостоятельно находить ошибки свои и своих товарищей, анализировать познавательную задачу).