Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
Требования к оборудованию:
организация
материальной среды и трудового
оборудования
Козлова Светлана Акимовна
Аксиологические задачи педагогики.
1.Понятие о ценностях:
- общечеловеческие (свобода, добро, счастье, любовь, справедливость, собственность, мир);
- устойчивые (национальность, традиции, обычаи, семья, субкультура);
- конкретно-исторические (идеологические и политические приоритеты, системы правовых и нравственных норм, приоритеты в профессиях, художественные ориентации, жизненно-практические ориентации, приоритеты в моде, этикете);
- индивидуально-личностные (воля к жизни, положительная социальная адаптация, патриотизм, превалирование духовного начала над животным, верность и преданность истине, добру и красоте);
- заимствованные: деловые качества бизнесмена (США), галантность обращения с женщиной (Франция), уважение к старшим (восток), дисциплинированность (Германия).
2. Источники возникновения ценностей:
3. Классификация ценностей:
4. Цели воспитания: цель – ожидаемый результат деятельности, направленный на формирование личности. Может быть идеальной и реальной:
- идеальная цель - всестороннее развития личность;
- реальная цель - достижимая цель, поставленная в определенный исторический период, применительно к конкретной личности.
5.
Виды целей и
их характеристика: объективная
и субъективная цель.
Ребенок-дошкольник как объект – может изучаться с помощью различных методик, таких как наблюдение, беседы, эксперимент, анализ продуктов жизнедеятельности и др.
Методики. Цель. Задачи.
Ребенок как объект воспитания становится субъектом, если он взаимодействует с воспитателем сознательно.
Ребенок-дошкольник как субъект – на каждом возрастном этапе решаются определенные возрастные задачи (программа) в нравственном, эстетическом, умственном, физическом и трудовом воспитании.
Личность как субъект деятельности демонстрирует готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества; поступать гуманно, независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в жизни; преобразовывать себя, вырабатывая гуманистическую стратегию.
Ребенок и социум – среда (социум) + наследственность + воспитание. Микросреда (семья, сад, школа) и макросреда (улица, город, страна).
У ребенка есть потребность подражать взрослому, поэтому примеры должны быть достойны подражания.
Влияние среды на формирование ребенка – оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Среда социальная (дальнее окружение – общественный строй, материальные условия жизни) и домашняя (ближняя – семья, родственники, друзья).
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Сохранение
и развитие культуры каждого этноса
актуально для
Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Лихачев).
Слов «процесс» – свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» - о направленности на преобразование личности человека (ребенка). Исполнителями являются две взаимосвязанные стороны – тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают.
ПП – это сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче (нравственного воспитания – честности, эстетического – навыков культуры поведения и т.д.).
Этапы развития ПП: подготовительный (определение целей и задач, подборка методов воздействия с учетом возраста детей и концепции воспитания (личностно ориентированного подхода)), основной (реализация плана, контроль), заключительный (анализ результатов).
Принципы построения ПП в дошкольном учреждении:
Варианты построения ПП:
20-30 гг. - ПП строился по организующим моментам (основание - раздел программы: общественно-политическое и трудовое воспитание);
современный подход – организация ПП на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей.
ПП
эффективен при условии грамотного
планирования воспитательно-образовательной
работы.
Программы непрерывного образования,охватывающие преемственное содержание двух и более ступеней общей системы образования | ||
«Из детства в отрочество»Т.Н. Дороновой |
решение
комплексных задач | |
«Золотой ключик» Г.Г. и Е.Е.Кравцовы |
модель-программа начального образования детей от 3 до 10 лет (дети живут и воспитываются вместе);построение отношений по образцу большой семьи | |
«Преемственность» Н.А. Федосова,Т.С. Комарова |
создание условий единого старта обучения детей, поступающих в школу из детского сада и семьи; программа НШ составлена для четырехгодичного курса | |
«Сообщество»Хансен, Кауфман, Уолш |
основой создания послужила программа “Step by step” («Шаг за шагом»); | |
«Школа 2100»А.А. Леонтьев |
создание взаимосогласованных авторских курсов для дошкольников, начальной и средней школы в рамках единой концепции | |
Комплексные программы дошкольного образования | ||
Типовая программа воспитания и обучения в д/с Р.А. Курбатовой,Н.Н. Поддьякова |
3 раздела: характеристика детей и задача воспитания, обучение на занятиях, праздники и развлечения | |
Программа … М.А.Васильевой |
охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе | |
«Радуга»Дорова, Гербова, Гризик |
формирование знаний рассматривается как одно из средств развития ребенка (7 разделов) | |
«Детство» Логинова, Бабаева |
содержание программы объединено вокруг 4 блоков; особый акцент сделан на приобщении детей к природе | |
«Развитие»Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко |
в основе программы 2 теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития; концепция Л.А. Венгера о развитии способностей | |
«Одаренный ребенок»Венгер, Дьяченко |
вариант программы «Развитие» для работы с одаренными детьми 6-7 лет | |
«Кроха» Г.Г. Григорьева, Д.В.Кочетова |
комплексное развитие, воспитание и обучение детей до 3 лет; своеобразие –период развития ребенка – от внутриутробного до поступления в дошкольное учреждение | |
«Истоки» Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук |
содержание ориентирована на 3 возраста: ранний – от 0 до 3, мл. дошк. – от 3 до 5 и ст. дошк. – от 5 до 7 лет; программа направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное ускорение – акселерацию развития. | |
«Детский сад –дом радости»Н.М. Крылова и В.Т. Иванова |
форма
организации труда – план- | |
Парциальные программы дошкольного образования | ||
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Стеркина,Князева, Авдеева |
система работы по ОБЖ детей дошкольного возраста;6 разделов:
«Ребенок и другие люди», « | |
Программы экологического воспитания | ||
«Юный эколог» С.Н.Николаева |
воспитание экологической культуры дошкольника | |
«Паутинка» Ж.Л. Васякина-Новикова |
развитие у детей планетарного мышления на основе формирования социально-экологического идеала (рассчитана на младших дошкольников) | |
«Наш дом природа» Н.А. Рыжова |
программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста;воспитание гуманной, социальной активности. творческой личности, способной понимать и любить природу | |
«Мы земляне» Н.Вересов |
создание условий для становления основ экологических знаний ст. дошк. | |
Программа по эстетико-экологическому воспитанию |
И.Г. Белавина, Н.Г. Найденова |
материал для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста |
Программы художественно-эстетического цикла: «Природа и художник» Копцевой, «Семицветик» Ашиковых, «Интеграция» Казаковой, «Красота - радость – творчество» Комаровой, «Конструирование и ручной труд в детском саду» Куцаковой, «Гармония» Воробьевой, «Умка» - ТРИЗ Курбатовой и др., «Гармония», «Синтез» К.Тарасовой, Нестеренко, Рубан, «Малыш» Петровой (развитие музыкальных способностей детей 3 года жизни) и др. | ||
Программы социально-нравственного развития: «Я. ты, мы» Князевой, Стеркиной, «Я человек» Козловой, «Открой себя» Рылеевой, «Дружные ребята» коллектив Буре, «Наследие» Новицкой, Соловьевой (русская культура) и др. | ||
Программы физического развития и здоровья дошкольников: физкультура от 3 до 17» Щербакова, «Искорка» Симошиной, «Старт» Яковлевой, «Здоровье» Алямовской, «Расту здоровым» Зимониной и др. | ||
Программы познавательного развития дошкольников: «Дошкольник и …экономика» Шатовой, Обучение дошкольника грамоте Журовой, Варенцовой, Дуровой, Программа развития реяи детей дошкольного возраста в детском саду Ушаковой и др. |
Маркова – систематизировала факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. Воспитание в семье отличается:
1) глубоким
эмоциональным, интимным
2) постоянством
и длительностью
3) объективными
возможностями включения
В основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество, успех которого зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту и чуткость).
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющемся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Исследования: Арнаутова – о воспитании ребенка в условиях повторного брака.
Кларина – о новых подходах к сотрудничеству с родителями, базирующихся на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи. Создание методкабинетов, с психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение прочитанного для дальнейшего использования в условиях детского сада, организация спортивных секций для детей и родителей и др.
Никитина – определила задачу д/с как средство соединения родителей и детей, дающее возможность для богатого и тонкого общения и взаимодействия.
Петрикевич
- об организации взаимодействия д/с
и семьи в экологическом воспитании дошкольников.