Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука.docx

— 122.03 Кб (Скачать)

   Требования  к оборудованию:

   организация материальной среды и трудового  оборудования 
 

  1. Новые подходы к содержанию знаний о социальной действительности.

   Козлова Светлана Акимовна

   Аксиологические задачи педагогики.

   1.Понятие  о ценностях:

   - общечеловеческие (свобода, добро, счастье, любовь, справедливость, собственность, мир);

   - устойчивые (национальность, традиции, обычаи, семья, субкультура);

   - конкретно-исторические (идеологические и политические приоритеты, системы правовых и нравственных норм, приоритеты в профессиях, художественные ориентации, жизненно-практические ориентации, приоритеты в моде, этикете);

   - индивидуально-личностные (воля к жизни, положительная социальная адаптация, патриотизм, превалирование  духовного начала над животным, верность и преданность истине, добру и красоте);

   - заимствованные: деловые качества бизнесмена (США), галантность обращения с женщиной (Франция), уважение к старшим (восток), дисциплинированность (Германия).

   2. Источники возникновения  ценностей:

    1. Генетический, психосоматический, индивидуально-личностный (инстинкты, психические процессы, энергетические ресурсы индивида).
    2. Природный (среда, практические действия, источник философских раздумий, ценностное отношение к природе).
    3. Социумный (взрослые, дети, коллектив, предметный рукотворный мир, материальные ценности, духовно-идейные ценности).
    4. Социально-космический (теории, гипотезы; мифы, фантазии; религия, отношение к Богу; смысл человеческой жизни, мечты).

   3. Классификация ценностей: 

   4. Цели воспитания: цель – ожидаемый результат деятельности, направленный на формирование личности. Может быть идеальной и реальной:

   - идеальная цель - всестороннее развития личность;

   - реальная цель - достижимая цель, поставленная  в определенный исторический период, применительно к конкретной личности.

   5. Виды целей и  их характеристика: объективная и субъективная цель. 

  1. ебенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект  воспитания. Ребенок  и социум.

   Ребенок-дошкольник как объект –  может изучаться с помощью различных методик, таких как наблюдение, беседы, эксперимент, анализ продуктов жизнедеятельности и др.

   Методики. Цель. Задачи.

   Ребенок как объект воспитания становится субъектом, если он взаимодействует с воспитателем сознательно.

  Ребенок-дошкольник как субъект – на каждом возрастном этапе решаются определенные возрастные задачи (программа) в нравственном, эстетическом, умственном, физическом и трудовом воспитании.

  Личность  как субъект деятельности демонстрирует готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества; поступать гуманно, независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в жизни; преобразовывать себя, вырабатывая гуманистическую стратегию.

   Ребенок и социум – среда (социум) + наследственность + воспитание. Микросреда (семья, сад, школа) и макросреда (улица, город, страна).

   У  ребенка есть потребность подражать  взрослому, поэтому примеры должны быть достойны подражания.

   Влияние среды на формирование ребенка – оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Среда социальная (дальнее окружение – общественный строй, материальные условия жизни) и домашняя (ближняя – семья, родственники, друзья).

      Современные концепции развития личности ребенка  в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов  народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

      Сохранение  и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной  России, потому что в современном  обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться  прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов, а также  обеспечивает духовное и нравственное развитие личности (В.В.Розанов, Р.М.Ситько, З.П.Соколова, Р.М.Чумичева). 

  1. Особенности организации педагогического  процесса в современном  дошкольном образовательном  учреждении.

   Педагогический  процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Лихачев).

   Слов  «процесс» – свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» - о направленности на преобразование личности человека (ребенка).  Исполнителями являются две взаимосвязанные стороны – тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают.

   ПП – это сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче (нравственного воспитания – честности, эстетического – навыков культуры поведения и т.д.).

   Этапы развития ПП: подготовительный (определение целей и задач, подборка методов воздействия с учетом возраста детей и концепции воспитания (личностно ориентированного подхода)), основной (реализация плана, контроль), заключительный (анализ результатов).

   Принципы построения ПП в дошкольном учреждении:

  • учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы детей;
  • решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
  • учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
  • осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;
  • стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав человека».

   Варианты  построения ПП:

      20-30 гг. - ПП строился по организующим моментам (основание - раздел программы: общественно-политическое  и трудовое воспитание);

      современный подход  – организация ПП на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей.

   ПП  эффективен при условии грамотного планирования воспитательно-образовательной  работы. 

  1. Современные программы для  дошкольных учреждений. Классификация программ, их характеристика.

   Образовательные программы наряду с государственными образовательными стандартами, образовательными учреждениями  и органами управления образованием входят в систему образования РФ. В соответствии со статьей 9 Закона РФ «Об образовании» эти программы определяют содержание образования определенных уровня и направленности. Они подразделяются на образовательные и профессиональные. К образовательным относятся программы дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования. Все перечисленные программы являются преемственными, т.е. каждая базируется на предыдущей.

Программы непрерывного образования,

  охватывающие преемственное содержание двух и более ступеней общей системы образования

«Из детства в отрочество» 

Т.Н. Дороновой

решение комплексных задач эмоционального благополучия, здоровья, полноценного личностного и интеллектуального  развития ребенка в условиях семьи  и детского сада

«Золотой  ключик» Г.Г. и Е.Е.

Кравцовы

модель-программа  начального образования детей от 3 до 10 лет (дети живут и воспитываются  вместе);

построение  отношений по образцу большой  семьи

«Преемственность» Н.А. Федосова,

Т.С. Комарова

создание  условий единого старта обучения детей, поступающих в школу из детского сада и семьи; программа  НШ составлена для четырехгодичного курса

«Сообщество» 

Хансен, Кауфман, Уолш

основой создания послужила программа “Step by step” («Шаг за шагом»);

«Школа 2100» 

А.А. Леонтьев

создание  взаимосогласованных авторских  курсов для дошкольников, начальной  и средней школы в рамках единой концепции

Комплексные программы дошкольного  образования

Типовая программа воспитания и обучения в д/с Р.А. Курбатовой,

Н.Н. Поддьякова

3 раздела: характеристика детей  и задача воспитания, обучение  на занятиях, праздники и развлечения

Программа … М.А.Васильевой

охрана  жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе

«Радуга»

Дорова, Гербова, Гризик

формирование  знаний рассматривается как одно из средств развития ребенка (7 разделов)

«Детство» Логинова, Бабаева

содержание  программы объединено вокруг 4 блоков; особый акцент сделан на приобщении детей  к природе

«Развитие» 

Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко

в основе программы 2 теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития; концепция  Л.А. Венгера о развитии способностей

«Одаренный  ребенок»

Венгер, Дьяченко

вариант программы «Развитие» для работы с одаренными детьми 6-7 лет

«Кроха» Г.Г. Григорьева, Д.В.Кочетова

комплексное развитие, воспитание и обучение детей  до 3 лет; своеобразие –период развития ребенка – от внутриутробного  до поступления в дошкольное учреждение

«Истоки»  Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук

содержание  ориентирована на 3 возраста: ранний – от 0 до 3, мл. дошк. – от 3 до 5 и  ст. дошк. – от 5 до 7 лет; программа  направлена на обогащение – амплификацию, а не на искусственное ускорение  – акселерацию развития.

«Детский  сад – 

 дом  радости»

Н.М. Крылова  и В.Т. Иванова

форма организации труда – план-сценарий; особое внимание в каждой возрастной группе придается программе развития тех видов деятельности, которые  могут выполняться самостоятельно; ведущая форма - игра

Парциальные программы дошкольного  образования

«Основы безопасности детей дошкольного  возраста» Стеркина,

Князева, Авдеева

система работы по ОБЖ детей дошкольного  возраста;

6 разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок  и природа», «Ребенок дома», «Здоровье  ребенка», «Эмоциональное благополучие  ребенка», «Ребенок на улицах  города»

Программы экологического воспитания

«Юный эколог» С.Н.Николаева

воспитание  экологической культуры дошкольника

«Паутинка»  Ж.Л. Васякина-Новикова

развитие  у детей планетарного мышления на основе формирования социально-экологического идеала (рассчитана на младших дошкольников)

«Наш  дом природа» Н.А. Рыжова

программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

воспитание  гуманной, социальной активности. творческой личности, способной понимать и любить природу

«Мы земляне» Н.Вересов

создание  условий для становления основ  экологических знаний ст. дошк.

Программа по эстетико-экологическому воспитанию

И.Г. Белавина, Н.Г. Найденова

материал  для работы с детьми старшего дошкольного  и младшего школьного возраста

Программы художественно-эстетического  цикла:   «Природа и художник» Копцевой, «Семицветик» Ашиковых, «Интеграция» Казаковой, «Красота - радость – творчество» Комаровой, «Конструирование и ручной труд в детском саду» Куцаковой, «Гармония» Воробьевой, «Умка» - ТРИЗ Курбатовой и др., «Гармония», «Синтез» К.Тарасовой, Нестеренко, Рубан,  «Малыш»  Петровой (развитие музыкальных способностей детей 3 года жизни) и др.

Программы социально-нравственного  развития: «Я. ты, мы» Князевой, Стеркиной, «Я человек» Козловой, «Открой себя» Рылеевой, «Дружные ребята» коллектив Буре, «Наследие» Новицкой, Соловьевой (русская культура) и др.  

Программы физического развития и здоровья дошкольников:   физкультура от 3 до 17» Щербакова, «Искорка» Симошиной, «Старт» Яковлевой, «Здоровье» Алямовской, «Расту здоровым» Зимониной и др.

Программы познавательного  развития дошкольников:   «Дошкольник и …экономика» Шатовой, Обучение дошкольника грамоте Журовой, Варенцовой, Дуровой,  Программа развития реяи детей дошкольного возраста в детском саду Ушаковой и др.

  1. Взаимосвязь общественного и  семейного воспитания как современная  педагогическая проблема.  Повышение педагогической культуры родителей.

   Маркова – систематизировала факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. Воспитание в семье отличается:

1) глубоким  эмоциональным, интимным характером;

2) постоянством  и длительностью воспитательных  воздействий (матери, отца, других  членов семьи) в самых разнообразных  жизненных ситуациях, их повторяемостью  изо дня в день;

3) объективными  возможностями включения ребенка  с первых лет жизни в разнообразные  виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в  отношении других членов семьи  и самого ребенка).

   В основе взаимодействия современного ДОУ  и семьи лежит сотрудничество, успех которого зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту и чуткость).

   Современная наука подчеркивает приоритет семьи  в воспитании ребенка, проявляющемся  в многообразии форм воздействия, в  непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые  осваивает подрастающий человек.

   Исследования: Арнаутова – о воспитании ребенка в условиях повторного брака.

   Кларина – о новых подходах к сотрудничеству с родителями, базирующихся на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи. Создание методкабинетов, с психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение прочитанного для дальнейшего использования в условиях детского сада, организация спортивных секций для детей и родителей и др.

   Никитина – определила задачу д/с как средство соединения родителей и детей, дающее возможность для богатого и тонкого общения и взаимодействия.

   Петрикевич -  об организации взаимодействия д/с и семьи в экологическом воспитании дошкольников. 

Информация о работе Дошкольная педагогика