Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
2 год – развитие речи
3 год – «Я сам»
Особенности воспитания:
Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Системы воспитания детей Монтессори, Фребеля, Тихеевой построены на основе развития сенсорных эталонов (эталон - опыт наколенный человечеством).
К концу раннего возраста дети уже способны: различать звуки по высоте, тембру, силе; мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов. По Венгеру: 2-3-х летние дети способны различать основные геометрические фигуры и их варианты, все цвета спектра и их оттенки.
Овладение речью: через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше он начинает понимать обращенную к нему речь, а к 1 году у него появляется свой активный словарь (от 10-15 до 30 слов).
Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Пиаже, Венгер, Мухина, Новоселова и др. относят начальное проявление мышления к концу 1 года и началу 2-го, когда малыш овладевает практическими действиями, направленными на выявление связи между объектами (метод проб и ошибок). Происходит развитие памяти, внимания - психических процессов, которые обеспечивают познание мира.
По Горбатенко – важнейшим механизмом является подражание в способах действия, в речи, в оценках. Главный вид деятельности – предметная, тесно связана с общением, служит предпосылкой игры.
Общие педагогические правила:
-
единство подхода к воспитанию
ребенка со стороны всех
-
индивидуальное обращение к
-
учет возрастных и
-
формирование
-
поведение взрослого должно
-
воспитание положительного
-
вред частых запретов, длительных
ожиданий.
В д/c ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между д/c и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения. Что отражено в программах непрерывного образования, охватывающие преемственное содержание двух и более ступеней общей системы образования, таких как:
«Из детства в отрочество» |
Т.Н. Дороновой |
решение
комплексных задач |
«Золотой ключик» |
Г.Г. и Е.Е.Кравцовы |
модель-программа начального образования детей от 3 до 10 лет (дети живут и воспитываются вместе);преодоление отрыва обучения от воспитания; построение отношений по образцу большой семьи |
«Преемственность» |
Н.А. Федосова,Т.С. Комарова |
создание условий единого старта обучения детей, поступающих в школу из детского сада и семьи; программа НШ составлена для четырехгодичного курса |
«Сообщество» |
К.А. Хансен,Р.К. Кауфман,К.Б. Уолш |
основой создания послужила программа “Step by step” («Шаг за шагом»); программа обеспечивает единство познавательного, социального и эмоционально-личностного развития ребенка |
«Школа 2100» |
А.А. Леонтьев |
создание взаимосогласованных авторских курсов для дошкольников, начальной и средней школы в рамках единой концепции |
Д/c и школа составляют единый совместный план, целью которого является конкретизация работы по направлениям. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя и ознакомление детей со школой.
Три аспекта:
1–
информационно-просветительский
знакомство с программой; анатомо-физиологические особенности;
взаимное
ознакомление с воспитательно-
знакомство
с особенностями детей старшего
дошкольного и школьного
обсуждение программ;
совместные педсоветы о проблемах преемственности и готовности к обучению в школе;
2- методический аспект:
взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в ДОУ и НШ;
взаимопосещения, открытый урок, семинар (знакомство с методикой обучения);
3- практический аспект:
предварительное знакомство детей с будущими учителями;
курирование своих воспитанников (2-3 месяца – узнать, что хорошо или что мешает в учебе);
установление связи между детскими коллективами, в форме спортивных праздников, ярмарок, выставок.
Т.о.,
подготовка детей
к школе не самоцель, а результат
организации полноценной, эмоционально-насыщенной
жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей
его интересы и потребности на протяжении
всего дошкольного детства.
Сухомлинский – подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Принципы формирования игры:
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.
2.
Когда игра организована
3.
ФИ включает не только
4. ФИ носит двучастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.
Формирование игры:
Этапы | Способы | Основные задачи (формирование) |
от 1,5 до 3 лет | предметно-игровой | 1) простого предметного
действия
2) условного предметного действия 3) цепочки условных действий |
от 3 до 5 лет | ролевого построения | 1) индивидуально-ролевого
поведения
2) ролевого действия как обмена условными ролевыми действиями 3) ролевого действия как обмена речевыми ролевыми действиями 4) ролевого действия как умений менять роли |
с 5 до 7 лет | сюжетосложение | овладение способом совместного пошагового построения сюжета |
Михайленко,
Короткова
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах.
Существуют
прямые и косвенные методы руководства
сюжетно-ролевыми, строительно-конструктивными,
театрально-художественными
Педагогические условия – зависят от возрастной группы:
I мл.гр. | – игра – содержание занятия |
II мл.гр. | - дидактическая
игра как часть занятия
(сюжетно-ролев.
на темы из окружающей жизни,
по мотивам литературных театрализованные игры – знакомить с приемами вождения настольных кукол, сопровождая движения кукол простой песенкой; подвижные игры – учить соблюдать правила) |
ср.гр. | - игра организуется
детьми, но руководящая роль (сюжетно-ролевые
– побуждать создавать театрализованные
– развивать интерес к подвижные – приучать к самостоятельному соблюдению правил, использованию считалки; дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.) |
ст.гр. | - игры организуются
детьми, воспитатель как консультант
(создавать
развивающую предметно-игровую |
Существует
связь игры с режимными моментами,
обучением, трудом.
Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослым.
Зарубежные психологи 18-19 вв.: классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные (подвижные).
Н.К. Крупская: классифицировала игры как самодеятельные и игры, предложенные взрослыми.
П.Ф. Лестгафт: игры символические и игры с правилами.
С.Л. Новоселова
1) творческие игры (по инициативе ребенка)
2)
игры с правилами (по
3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.
Традиционная классификация игр:
творческие игры | сюжетно-ролевые
«Магазин», «Больница», «Библиотека» и др |
Цель:
изучение различных социальных ролей
человека
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем) | |
режиссерские
«Авария на дороге» и др. |
Цель:
развитие творчества и фантазии
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы; Условие: создание детям индивидуального пространства | ||
строительно-конструктивные | Цель:
решение конструктивных задач
Виды материала: природный, специально созданный, подсобный Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач | ||
театрально-художественные | Цель:
приобщение ребенка к искусству;
Виды: дети-режиссеры и дети-актеры; Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения; | ||
игры
с правилами |
дидактические | Цель:
обучение
Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года») Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил | |
подвижные | Цель:
Виды: Особенности: наличие правил | ||
сюжетные и
бессюжетные игры |
спортивные игры | (большой, средней
и малой подвижности) |