Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука.docx

— 122.03 Кб (Скачать)

               2 год – развитие речи

               3 год – «Я сам»

   Особенности воспитания:

   Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Системы воспитания детей Монтессори, Фребеля, Тихеевой построены на основе развития сенсорных эталонов (эталон - опыт наколенный человечеством).

   К концу раннего возраста дети уже  способны: различать звуки по высоте, тембру, силе; мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов. По Венгеру: 2-3-х летние дети способны различать основные геометрические фигуры и их варианты, все цвета спектра и их оттенки.

   Овладение речью: через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше он начинает понимать обращенную к нему речь, а к 1 году у него появляется свой активный словарь (от 10-15 до 30 слов).

   Развитие  мышления тесно связано с развитием речи. Пиаже, Венгер, Мухина, Новоселова и др. относят начальное проявление мышления к концу 1 года и началу 2-го, когда малыш овладевает практическими действиями, направленными на выявление связи между объектами (метод проб и ошибок). Происходит развитие памяти, внимания - психических процессов, которые обеспечивают познание мира.

   По  Горбатенко – важнейшим механизмом является подражание в способах действия, в речи, в оценках. Главный вид деятельности – предметная, тесно связана с общением, служит предпосылкой игры.

   Общие педагогические правила:

   - единство подхода к воспитанию  ребенка со стороны всех окружающих  его людей;

   - индивидуальное обращение к детям  (быстрее реагирует на речь);

   - учет возрастных и индивидуальных  особенностей и способностей  детей;

   - формирование самостоятельности,  в основе которой лежит сенсомоторная  потребность и пластичность в  обучении;

   - поведение взрослого должно служить  примером для подражания;

   - воспитание положительного отношения  к поручению взрослых;

   - вред частых запретов, длительных  ожиданий. 

  1. Преемственность в воспитании детей  в детском саду и школе. Формирование основ учебной  деятельности у дошкольников.

   В д/c ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между д/c и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения. Что отражено в программах непрерывного образования, охватывающие преемственное содержание двух и более ступеней общей системы образования, таких как:

«Из детства в отрочество»

Т.Н. Дороновой

решение комплексных задач эмоционального благополучия, здоровья, полноценного личностного и интеллектуального  развития ребенка в условиях семьи  и детского сада

«Золотой  ключик»

Г.Г. и Е.Е.

Кравцовы

модель-программа  начального образования детей от 3 до 10 лет (дети живут и воспитываются  вместе);

преодоление отрыва обучения от воспитания; построение отношений по образцу большой  семьи

«Преемственность»

Н.А. Федосова,

Т.С. Комарова

создание  условий единого старта обучения детей, поступающих в школу из детского сада и семьи; программа  НШ составлена для четырехгодичного курса

«Сообщество»

К.А. Хансен,

Р.К. Кауфман,

К.Б. Уолш

основой создания послужила программа “Step by step” («Шаг за шагом»); программа обеспечивает единство познавательного, социального и эмоционально-личностного развития ребенка

«Школа 2100»

А.А. Леонтьев

создание  взаимосогласованных авторских  курсов для дошкольников, начальной  и средней школы в рамках единой концепции

   Д/c и школа составляют единый совместный план, целью которого является конкретизация работы по направлениям. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя и ознакомление детей со школой.

   Три аспекта:

1–  информационно-просветительский:

   знакомство  с программой; анатомо-физиологические  особенности;

   взаимное  ознакомление с воспитательно-образовательной  работой;

   знакомство  с особенностями детей старшего дошкольного и школьного возраста;

   обсуждение  программ;

   совместные  педсоветы о проблемах  преемственности  и готовности к обучению в школе;

2- методический аспект:

   взаимное  ознакомление с методами и формами  учебно-воспитательной работы в ДОУ  и НШ;

   взаимопосещения, открытый урок, семинар (знакомство с  методикой обучения);

3- практический аспект:

   предварительное знакомство детей с будущими учителями;

   курирование своих воспитанников (2-3 месяца –  узнать, что хорошо или что мешает в учебе);

    установление  связи между детскими коллективами, в форме спортивных праздников, ярмарок, выставок.

   Т.о., подготовка детей  к школе не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально-насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства.  

  1. Современные подходы к игровой  деятельности детей  дошкольного возраста.

   Сухомлинский – подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

   Принципы  формирования игры:

   1. Формирование игры происходит  в совместной игре, где взрослый  – равный партнер.

   2. Когда игра организована особым  образом, так, что ребенку преподносится  игровой способ.

   3. ФИ включает не только формирование  у детей игровых способов, но  и способ игрового действия.

   4. ФИ  носит двучастный характер: 1) совместная игра;  2) самостоятельная  игра детей.

   Формирование  игры:

Этапы Способы Основные  задачи (формирование)
от 1,5 до 3 лет предметно-игровой 1) простого предметного  действия

2) условного  предметного действия

3) цепочки  условных действий

от 3 до 5 лет ролевого построения 1) индивидуально-ролевого  поведения

2) ролевого  действия как обмена условными  ролевыми действиями

3) ролевого  действия как обмена речевыми  ролевыми действиями

4) ролевого  действия как умений менять  роли

с 5 до 7 лет сюжетосложение овладение способом совместного пошагового построения сюжета

   Михайленко, Короткова 

  1. Педагогические  условия организации  и проведения игр  в дошкольных учреждениях.

   Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах.

   Существуют  прямые и косвенные методы руководства  сюжетно-ролевыми, строительно-конструктивными, театрально-художественными играми. Место проведения: игротека, дидактический  уголок, различные модули.

   Педагогические  условия – зависят от возрастной группы:

I мл.гр. – игра – содержание занятия
II мл.гр. - дидактическая  игра как часть занятия 

(сюжетно-ролев.  на темы из окружающей жизни,  по мотивам литературных произведений;

театрализованные  игры – знакомить с приемами вождения настольных кукол, сопровождая движения кукол простой песенкой;

подвижные игры – учить соблюдать правила)

ср.гр. - игра организуется  детьми, но руководящая роль принадлежит  воспитателю

(сюжетно-ролевые  – побуждать создавать постройки  разной конструктивной сложности;

театрализованные  – развивать интерес к театрально-игровой  деятельности (литер. сюжет);

подвижные – приучать к самостоятельному соблюдению правил, использованию считалки;

дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях;

настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)

ст.гр. - игры организуются  детьми, воспитатель как консультант 

(создавать  развивающую предметно-игровую среду  для организации всех видов  игр на занятиях и в самостоятельной  деятельности, формировать навыки  сотрудничества)

      Существует  связь игры с режимными моментами, обучением, трудом. 
 
 
 

  1. Классификация детских игр. Своеобразие  каждого вида игр.

   Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослым.

   Зарубежные  психологи 18-19 вв.: классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные (подвижные).

   Н.К. Крупская: классифицировала игры как самодеятельные и игры, предложенные взрослыми.

   П.Ф. Лестгафт: игры символические и игры с правилами.

   С.Л. Новоселова

   1) творческие игры (по инициативе  ребенка)

   2) игры с правилами (по инициативе  взрослого)

   3) народные игры, идущие от исторических  традиций, этноса.

   Традиционная  классификация игр:

творческие  игры сюжетно-ролевые

«Магазин», «Больница», «Библиотека»

и др

Цель: изучение различных социальных ролей человека

Виды  сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

режиссерские

«Авария на дороге»  и др.

Цель: развитие творчества и фантазии

Виды  сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие: создание детям индивидуального пространства

строительно-конструктивные Цель: решение конструктивных задач

Виды  материала: природный, специально созданный, подсобный

Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

театрально-художественные Цель: приобщение  ребенка к искусству;

Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений;  имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;

игры

с правилами

дидактические Цель: обучение

Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года»)

Особенности: наличие обучающей и игровой  задач, игровых действий; наличие правил

подвижные Цель:

Виды:

Особенности: наличие правил

  сюжетные и 

  бессюжетные игры 

спортивные  игры (большой, средней 

   и малой подвижности)

Информация о работе Дошкольная педагогика