Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука.docx

— 122.03 Кб (Скачать)
  1. Дошкольная  педагогика как самостоятельная  педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики.

   ДП – это отрасль общей педагогики, в самостоятельную науку выделена в 19 в.

   ДП  как наука – изучает закономерности воспитания и образования ребенка.

   Объектом  является ребенок от рождения до поступления в школу. Это тот возраст, когда происходят значительные и существенные изменения, имеющие определяющее значение для всей последующей жизни.

   ДП  как наука носит теоретический  и прикладной характер:

теоретический прикладной
специальные исследования вопросов теории воспитания и обучения ребенка практический  –  на основании обобщения общих  закономерностей делаются выводы и  апробируются на практике

   ДП  имеет свой понятийный аппарат, которым  она оперирует (факты, воспитание, обучение, игра и др.) Предметом ДП – могут быть средства, содержание, методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

   Задачи  носят теоретический и прикладной характер:

теоретический прикладной
изучение  особенностей восприятия детьми методов  воздействия – решаются учеными-исследователями путем анализа и обобщений единичных проб педагогов 1) разработка  содержания и методов воспитания  и обучения;

2) изучение  передового опыта;

3) планирование  и экономика образования;

4) изучение  содержания и методов подготовки  кадров

эти задачи решают работники  образования

Педагоги: Сократ, Платон, Аристотель, Песталоцци, Шацкий, Блонский, Крупская, Макаренко, Ушинский, Сухомлинский 

  1. Методы  воспитания и обучения в дошкольной педагогике.

   ДП  как общественная дисциплина имеет свою методологию (основные закономерности):

1) Ребенок развивается, формируется как личность под влиянием окружающей среды, целенаправленного воздействия окружающих на ребенка. Развитие ребенка социально детерминировано – развивается в обществе себе подобных. Немаловажную роль играет наследственность.

2) Педагогическая наука и практика имеют общественный, исторический и классовый характер:

      а) общественный – общество заинтересовано в воспитании и обучении детей, ставит и определяет цели и задачи;

      б) исторический – опыт воспитания и обучения отшлифовывается и переходит от поколения к поколению;

      в) классовый – приближенный к общественному.

3) Воспитание и обучение ребенка должно происходить в деятельности.

   Принципы  ДП, связаны с методологической основой:

1) воспитание  в процессе разнообразной деятельности (труд, игра и т.д.);

2) воспитание  и обучение, по своему содержанию  должны быть связаны с социальной  действительностью (с окружающим  миром);

3) единство  и взаимосвязь различных сторон  воспитания, т.к. нельзя однобоко  учить ребенка;

4) единство  общественного и семейного воспитания, при ведущей роли семейного  (должно носить компенсаторный  характер);

5) учет  индивидуальных и возрастных  особенностей.

   Методы  ДП, помогающие изучать объект (ребенка):

- наблюдение (основной)

- создание  педагогических ситуаций (основной)

- эксперимент  (естественный)

- беседа  и опрос

- анкетирование  (родителей) и тестирование.

   Методы  обучения детей – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

   Выбор метода будет зависеть от цели и  содержания предстоящего занятия:

      1. Наглядные методы:

 а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные,

 замечать  изменения, устанавливать причину, делать выводы;

 б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;

     2. Практические методы:

 а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;

 б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;

 в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);

     3. Игровые методы и приемы:

 а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;

 б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);

       4. Словесные методы:

  а) рассказ педагога – изучение учебного материала;

  б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;

  в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.

  Классификация методов по Лернеру и Скаткиной:

  1 – информационно-иллюстративные

  2 – репродуктивные 

  3 – эвристические (посредством  вопросов «дойти» до истины)

  4 – исследовательские

  5 – проблемное изложение материала. 

  1. Формы обучения дошкольников. Характеристика классических и современных  форм организации  обучения дошкольников.

   Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано Я.А. Коменским в книге «Материнская школа». Цель последовательного обучения: освоение ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, нравственное развитие, подготовка к школе.

Формы обучения характер  занятия + -
индивидуальное контрольно-диагностического характера по выявлению уровня обученности педагог определяет задачу, содержание, методы и средства обучения ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности неэкономичность времени, эмоциональный дискомфорт (взрослый давит авторитетом), затрудняет воспитание чувства коллективизма
групповое две подгруппы  с разным уровнем интересов и  развития детей развивается чувство  коллективизма, взаимовыручки, доброжелательности нарушение дисциплины
фронтальное вся группа «эмоциональное  воздействие и сопереживание» побуждает  к самовыражению, можно выявить  отстающих детей разный уровень  развития детей предполагает индивидуальный подход

Экскурсия – особая форма обучения, которая дает возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами и деятельностью взрослых;

     структура: подготовительный этап, ход экскурсии, послеэкскурсионная работа. 

  1. Занятие – форма обучения детей дошкольного  возраста. Современные  виды занятий в  д/саду.

   Занятия – по дидактическим задачам делятся на 3 группы:

1 - усвоение  новых знаний и умений;

2 - закрепление  ранее приобретенных знаний и  умений;

3 - творческое  применение знаний и умений.

   По  содержанию занятия  делятся на:

комплексные – на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей);

интегрированные – объединяющие знаний из нескольких областей (музыка, ИЗО, развитие речи);

доминирующие – одна тема проходит через все занятие;

проблемное  обучение – основанное на организации поисковой деятельности обучаемых. Фундаментом является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Поддьяков, Лернер, Скаткин и др.

   Структура занятия:

      1. Начало – вызвать интерес к деятельности, создать эмоциональный настрой, поставить учебную

задачу.

      2. Ход – самостоятельная умственная или практическая деятельность детей. Воспитатель проводит  индивидуальную работу (совет, напоминание, наводящие вопросы), цель – достижение результата каждым ребенком.

      3. Окончание – подведение итогов, анализ.          В мл. гр. – общая положительная оценка,

со ср. гр. – дифференцированная оценка.

   Требования  к составлению  сетки занятий:

1) необходимо  учитывать, что наивысшая работоспособность  в середине недели, наиболее трудные  занятия ставить на вт., ср., чт.

2) нельзя  соединять в один день занятия  из одинаковых разделов программы

3) необходимо  соблюдать правильную последовательность  занятий: от сложных к легким  со сменой деятельности. 

  1. Обоснование необходимости воспитания детей раннего  возраста. Особенности  воспитания и обучения детей раннего  возраста в дошкольных учреждениях и  в семье.

   Ранний  возраст – особый период становления органов и систем,  прежде всего функций мозга.

   Функции коры головного мозга развиваются  в результате взаимодействия организма  с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые 3 года жизни, следовательно наблюдается максимальный темп  формирования предпосылок, которые  будут обуславливать дальнейшее развитие организма.

   Закономерности  в развитии детей  раннего возраста.

   1) неустойчивость формирования умений  и навыков " необходима повторность в обучении;

   2) взаимосвязь и взаимозависимость  состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей (Щелованов, Аскарина и др.);

   3) сенсомоторная потребность в  движениях, ощущениях, восприятии, новых впечатлениях;

   4) эмоциональность как ведущая  характеристика возраста (Щелованов установил явление «госпитализма» - задержку в развитии детей раннего возраста в случае отсутствия должного воздействия и организации эмоционально насыщенной среды);

   5) потребность в индивидуальном  контакте со взрослым  " ведущая роль принадлежит взрослому (приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения, у ребенка появляются не только биологические потребности, но и социальные – в общении, в овладении человеческими способами познания и действия);

   6) большая пластичность организма,  приспособляемость ребенка.

   7) зависимость развития от наследственности  и развивающей социальной среды;

   8) скачкообразность развития (накопление, замедление некоторых функций  организма, чередующиеся периоды).

   Кризисы: 1 год – прямохождение;

Информация о работе Дошкольная педагогика