Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:34, контрольная работа
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики. Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
ДП – это отрасль общей педагогики, в самостоятельную науку выделена в 19 в.
ДП как наука – изучает закономерности воспитания и образования ребенка.
Объектом является ребенок от рождения до поступления в школу. Это тот возраст, когда происходят значительные и существенные изменения, имеющие определяющее значение для всей последующей жизни.
ДП как наука носит теоретический и прикладной характер:
теоретический | прикладной |
специальные исследования вопросов теории воспитания и обучения ребенка | практический – на основании обобщения общих закономерностей делаются выводы и апробируются на практике |
ДП имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует (факты, воспитание, обучение, игра и др.) Предметом ДП – могут быть средства, содержание, методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Задачи носят теоретический и прикладной характер:
теоретический | прикладной |
изучение особенностей восприятия детьми методов воздействия – решаются учеными-исследователями путем анализа и обобщений единичных проб педагогов | 1) разработка
содержания и методов 2) изучение передового опыта; 3) планирование и экономика образования; 4) изучение
содержания и методов эти задачи решают работники образования |
Педагоги:
Сократ, Платон, Аристотель,
Песталоцци, Шацкий,
Блонский, Крупская,
Макаренко, Ушинский,
Сухомлинский
ДП как общественная дисциплина имеет свою методологию (основные закономерности):
1) Ребенок развивается, формируется как личность под влиянием окружающей среды, целенаправленного воздействия окружающих на ребенка. Развитие ребенка социально детерминировано – развивается в обществе себе подобных. Немаловажную роль играет наследственность.
2) Педагогическая наука и практика имеют общественный, исторический и классовый характер:
а) общественный – общество заинтересовано в воспитании и обучении детей, ставит и определяет цели и задачи;
б) исторический – опыт воспитания и обучения отшлифовывается и переходит от поколения к поколению;
в) классовый – приближенный к общественному.
3) Воспитание и обучение ребенка должно происходить в деятельности.
Принципы ДП, связаны с методологической основой:
1) воспитание
в процессе разнообразной
2) воспитание
и обучение, по своему содержанию
должны быть связаны с
3) единство
и взаимосвязь различных
4) единство
общественного и семейного
5) учет индивидуальных и возрастных особенностей.
Методы ДП, помогающие изучать объект (ребенка):
- наблюдение (основной)
- создание педагогических ситуаций (основной)
- эксперимент (естественный)
- беседа и опрос
- анкетирование (родителей) и тестирование.
Методы обучения детей – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Выбор метода будет зависеть от цели и содержания предстоящего занятия:
1. Наглядные методы:
а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные,
замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;
б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;
2. Практические методы:
а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);
3. Игровые методы и приемы:
а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;
б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);
4. Словесные методы:
а) рассказ педагога – изучение учебного материала;
б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;
в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.
Классификация методов по Лернеру и Скаткиной:
1 – информационно-иллюстративные
2 – репродуктивные
3 – эвристические (посредством вопросов «дойти» до истины)
4 – исследовательские
5
– проблемное изложение
Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано Я.А. Коменским в книге «Материнская школа». Цель последовательного обучения: освоение ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, нравственное развитие, подготовка к школе.
Формы обучения | характер занятия | + | - |
индивидуальное | контрольно-диагностического характера по выявлению уровня обученности | педагог определяет задачу, содержание, методы и средства обучения ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности | неэкономичность времени, эмоциональный дискомфорт (взрослый давит авторитетом), затрудняет воспитание чувства коллективизма |
групповое | две подгруппы с разным уровнем интересов и развития детей | развивается чувство коллективизма, взаимовыручки, доброжелательности | нарушение дисциплины |
фронтальное | вся группа | «эмоциональное воздействие и сопереживание» побуждает к самовыражению, можно выявить отстающих детей | разный уровень развития детей предполагает индивидуальный подход |
Экскурсия – особая форма обучения, которая дает возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами и деятельностью взрослых;
структура: подготовительный этап, ход
экскурсии, послеэкскурсионная работа.
Занятия – по дидактическим задачам делятся на 3 группы:
1 - усвоение новых знаний и умений;
2 - закрепление ранее приобретенных знаний и умений;
3 - творческое применение знаний и умений.
По содержанию занятия делятся на:
комплексные – на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей);
интегрированные – объединяющие знаний из нескольких областей (музыка, ИЗО, развитие речи);
доминирующие – одна тема проходит через все занятие;
проблемное обучение – основанное на организации поисковой деятельности обучаемых. Фундаментом является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Поддьяков, Лернер, Скаткин и др.
Структура занятия:
1. Начало – вызвать интерес к деятельности, создать эмоциональный настрой, поставить учебную
задачу.
2. Ход – самостоятельная умственная или практическая деятельность детей. Воспитатель проводит индивидуальную работу (совет, напоминание, наводящие вопросы), цель – достижение результата каждым ребенком.
3. Окончание – подведение итогов, анализ. В мл. гр. – общая положительная оценка,
со ср. гр. – дифференцированная оценка.
Требования к составлению сетки занятий:
1) необходимо
учитывать, что наивысшая
2) нельзя
соединять в один день занятия
из одинаковых разделов
3) необходимо
соблюдать правильную
Ранний возраст – особый период становления органов и систем, прежде всего функций мозга.
Функции
коры головного мозга развиваются
в результате взаимодействия организма
с окружающей средой. Особенно интенсивно
это происходит в первые 3 года жизни,
следовательно наблюдается
Закономерности в развитии детей раннего возраста.
1)
неустойчивость формирования
2)
взаимосвязь и
3)
сенсомоторная потребность в
движениях, ощущениях,
4) эмоциональность как ведущая характеристика возраста (Щелованов установил явление «госпитализма» - задержку в развитии детей раннего возраста в случае отсутствия должного воздействия и организации эмоционально насыщенной среды);
5) потребность в индивидуальном контакте со взрослым " ведущая роль принадлежит взрослому (приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения, у ребенка появляются не только биологические потребности, но и социальные – в общении, в овладении человеческими способами познания и действия);
6)
большая пластичность
7)
зависимость развития от
8)
скачкообразность развития (накопление,
замедление некоторых функций
организма, чередующиеся
Кризисы: 1 год – прямохождение;