Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:13, курсовая работа
Введение
Сегодня мы с вами можем быть свидетелями того, что с развитием технического прогресса усугубляет ситуацию с и без того уже достаточно разветвленной специализацией порождая все новые и новые специальности. Это связано с постоянными открытиями во всех сферах прикладной науки и освоением и переходом на новые типы технических процессов изготовления продукции и производства новых продуктов без остановки все еще востребованных производств старого востребованного на рынке продуктного ряда. Прошли те времена когда хозяйственной деятельностью предприятия занимались лишь только экономисты широкого профиля, бухгалтеры и табельщики. Сегодня к
Введение………………………………………………………………………………………………....…2.
1. Проектирование программы профессиональной подготовки
по специальности «Экономист»………………………………………………………………………3
Анализ профессиональной деятельности специалиста……………………………....…3
1.1.1 Характеристика отрасли хоз. деятельности специалиста…………………………..…3
1.1.2. Определение видов деятельности ............................................................................................................6
1.1.3. Характеристика трудовых процессов, выполняемых специалистом......................................................8
1.2. Проектирование квалификационной характеристики специалиста......................................................10
1.2.1. Профессиональное назначение и условия использования специалиста.................................................10
1.2.2. Построение функциональной структуры деятельности специалиста
(постановка стратегических целей обучения).....................................................................................................11
1.2.3. Определение квалификационных требований........................................................................................ 16
1.3. Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста...................................................17
1.3.1. Постановка тактических целе обучения........................................................................................17
1.3.2. Группировка содержания теоретического обучения в соответствии с отраслью
хозяйственной деятельности в видам деятельности специалиста............................................................19
1.3.3. Выбор системы производственного обучения .......................................................................................21
1.3.4. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста..................27
2. Проэктирование программы обучения специалиста …………………………........................................31
2.1. Проектирование дидактических материалов...........................................................................................31
2.1.1. Постановка оперативных целей обучения и выбор источников информации ......................................31
2.1.2. Проектирование плана изложения темы.................................................................................................35
2.1.3. Проектирование контурного конспекта по теме...................................................................................36
2.2 Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний...............................54
2.2.1. Анализ базовых знаний учащихся...............................................................................................................54
2.2.2. Анализ технических и дидактических средств обучения........................................................................57
2.3. Проектирование мотивационных технологий обучения...........................................................................57
2.4. Проектирование технологий формирования ООД.....................................................................................58
2.5. Проектирование технологий формирования ИД........................................................................................59
2.6. Проектирование технологий формирования КД........................................................................................60
2.7. Составление перспективно-поурочного плана изложения темы.............................................................66
2.8. Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на уроке «Понятие, содержание………70
Роль и задачи хозяйственной деятельности»……………………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………………………
Выбор методов и форм контроля:
В зависимости от результатов вводного контроля выбираются способы формирования базовых знаний учащихся, среди которых:
Методом формирования базовых знаний могут быть выбраны рассказ, объяснение и т.д., средствами соответственно, - план изложения материала, план решения задачи и т.д.
Определение вида межтемных связей позволяет определить способы их реализации, что дает нам возможность приступить к выбору способов контроля и формирования знаний обучаемых (табл.: 2.2, 2.3, 2.4)
Таблица 2.2 Анализа МТ – связей и выбор базового материала
Наименование, темы, раздела, подраздела |
Перечень базового материала |
Тип МТ-связей |
Способы реализации связей |
1 |
2 |
3 |
4 |
Основы хозяйственной |
Экономика промышленного предприятия: Факторы производства предприятия. Достижение финансовой устойчивости предприятия. |
последовательности - сопутствующие содержанию - по единству трактовок знаний и понятий. |
Напоминание |
Предприятие как юридическое лицо: Жизненный цикл предприятия. Юридические формы организации предприятия |
последовательности - сопутствующие содержанию - по единству трактовок знаний и понятий. |
Напоминание | |
Основы экономической теории: Эластичность спроса и предложения. Формы собственности. Основные факторы |
последовательности - предшествующие содержанию - по использованию знаний различных предметов |
Повторение |
Таблица – 2.3 Определение способов контроля базовых знаний учащихся
Перечень базового материала |
Способы контроля |
Средства контроля |
Критерии оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Основы экономической теории: «предприятие» (определение, виды) |
Опрос |
Вопросы: Дайте определение понятию «предприятие», назовите виды предприятий существующие на Украине. |
2/3 группы участвуют в обсуждении |
Предприятие как юридическое лицо |
Опрос |
Назовите организационно- |
2/3 группы участвуют в обсуждении |
Экономика промышленного предприятия |
Опрос |
Охарактеризуйте значение рентабельности для деятельности предприятия. |
В обсуждении принимает участие 80% учащихся, правильно отвечают – 65% |
Таблица 2.4 Определение способов формирования базовых знаний
Способы формирования базовых знаний |
Средства формирования базовых знаний |
1 |
2 |
Рассказ – объяснение с задиктовкой основных моментов и положений (20 минут). Так как данная учебная группа имеет образный тип мышления то в ходе входе формирования базовых знаний необходимо делать упор на визуализации излагаемой информации в виде таблиц, графиков, схем, рисунков, как на доске так и в виде плакатов, раздаточного материала. Визуализированная информация поможет становлению оптимизированного восприятия учебного материала как у студентов данной группы обладающих преимущественно образным способом мышления так и у студентов с привалиирующими другими типами мышления |
Основы хозяйственной деятельности предприятия. План: 1. Планирование производства 2. Анализ шансов и рисков 3. Анализ портфельной деятельности предприятия. 4. Концепция жизненного цикла предприятия 5. Текущее планирование. 6. Бухгалтерский учет. Основные фонды. План: 1. Износ основных фондов. 2. Кругооборот основных фондов. Оборотные средства (ОС). План: 1. Управление оборотными средствами. 2. Оборотные средства в условиях инфляции. 3. Лизинг. |
2.2.2.
Анализа технических и
Технические средства обучения – совокупность дидактических, аппаратных и методических средств предназначенных для увеличения восприятия учебного материала, т.е. для интенсификации учебного процесса.
Все технические средства обучения можно подразделить на две группы:
К дидактическим средствам можно также отнести план и конспект лекций, учебные и методические пособия.
В
качестве дидактического
При
изложении темы «Основы
2.3. Проектирование мотивационной технологии обучения.
Мотивация – это побуждения или так называемые психические явления, ставшие побуждением к выполнению того или иного действия, поступка, которые определяют активность личности и ее направленность на достижение запланированного результата.
Целью мотивации является обеспечение быстрого включения учащихся в профессиональную деятельность без длительного вживания в работу, подержания
деятельности на требуемом уровне активности.
Учебная мотивация по
Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые или направляют, или тормозят поведение человека. Внутренняя мотивация зависит от внутренних процессов, осуществляемых в сознании человека. Таким образом, смотивированная деятельность является самоцелью, а не средством достижения другой цели.
В соответствии с этапами учебного процесса мотивация может быть выражена в различных формах, соответствующих вступительной части занятия и текущей части.
Вступительная мотивация активизирует учебную деятельность обучаемых, способствует формированию первоначального желания освоить учебный материал, вызывает интерес к процессу обучения. Основными методами являются мотивирующие вступление и мотивирующая демонстрация. Мотивирующее вступление проводится в форме беседы, рассказа. При этом возможно применение различных примеров: отнесение к личности обучаемого, отнесение к ситуации, ошеломление, возбуждение интереса, вступление с цитатой.
Текущая мотивация обеспечивает оптимальное педагогическое общение в процессе обучения, способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности поддерживает этот интерес на всех этапах обучения.
Текущая мотивация используется для поддержания постоянного интереса к учебной деятельности. Она может осуществляться различными методами в соответствии с этапами осуществления деятельности:
Основными приемами мотивации в процессе изложения учебного материала являются: ориентация содержание учебного материала на его практический смысл, ориентация на конкретную профессиональную деятельность, демонстрация в речи практического использования приводимых практических положений.
В данном разделе “проектирования мотивационных технологий обучения” для изложения темы: “Основы хозяйственной деятельности предприятия” я выбрал вступительную мотивацию, методом обучения избрал мотивирующее вступление, и использовал такие приемы обучения как: отнесение к личности, отнесение к ситуации.
2.4. Проектирование технологии формирования ориентировочной основы деятельности (ООД).
Проектирование технологии формирования ориентировочной основы деятельности включает выбор типа учения, его структурных элементов, а также методов и приемов их реализации.
Согласно деятельностному подходу к обучению, ориентировочная основа деятельности включает:
Степень включения и
взаимосвязь данных элементов определят
структуру ориентировочной
Состав ОДД и качественная характеристика входящих в нее компонентов определяет тип учебной деятельности.
Первый тип учения – неполная ООД характеризуется тем, что преподаватель, представляя учебный материал, показывает исходные данные, образ конечного продукта, но не объясняет ее исполнительную часть действия. Обучение осуществляется методом “проб и ошибок”, довольно медленно.
Второй тип учения – полная ООД в конкретном виде характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного осуществления деятельности, которые подаются в виде готового алгоритма деятельности в конкретной форме. Данный тип учения распростанен в системе ПТО.
Третий тип учения – полная ориентировачная снова деятельности с использованием обобщения и систематизации, данный тип используется преимущественно в высших учебных заведениях
Для обеспечения оптимальных условий изложения и результатов при прохождении темы:“Основы хозяйственной деятельности предприятия” я выбираю второй тип учения, т.к. у обучаемых слабо сформированы базовые знания, отсутствует профессиональный опыт, дальнейшей деятельности специалиста не присуща вариативность трудовых процессов, изложение данного учебного материала не возможно без предварительного описания наглядным и словесным способом.
Выбор методов и средств формирования ООД представлены в таблице 2.5
Таблица 2.5 – Выбор способов формирования ООД у обучаемых
Наименование темы (пунктов плана) |
Цели обучения |
№ уровня |
Методы изложения |
Наглядные пособия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Определение и виды |
Сформировать знания определения хозяйственной деятельности и ее видов |
I II |
Рассказ, демонстрация плаката, объяснение |
Плакат «Классификация хозяйственной деятельности» |
2. Определение, субъекты предпринимательства,
права и обязанности |
Сформировать знания определения
предпринимательства его |
II |
Рассказ-беседа |
Раздаточный материал Закон Украины «О предпринимательстве» |
3. Определение и виды предприятий |
Сформировать знания определения предприятие, умение различать виды предприятий. |
III |
Рассказ, демонстрация плаката, объяснение |
Плакат «Формы собственности», раздаточный материал Закон Украины «О предприятиях» |