Дидактический проект подготовки рабочего по специальности «Экономист вычислительного центра» с углубленной разработкой технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Введение
Сегодня мы с вами можем быть свидетелями того, что с развитием технического прогресса усугубляет ситуацию с и без того уже достаточно разветвленной специализацией порождая все новые и новые специальности. Это связано с постоянными открытиями во всех сферах прикладной науки и освоением и переходом на новые типы технических процессов изготовления продукции и производства новых продуктов без остановки все еще востребованных производств старого востребованного на рынке продуктного ряда. Прошли те времена когда хозяйственной деятельностью предприятия занимались лишь только экономисты широкого профиля, бухгалтеры и табельщики. Сегодня к

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………....…2.
1. Проектирование программы профессиональной подготовки
по специальности «Экономист»………………………………………………………………………3
Анализ профессиональной деятельности специалиста……………………………....…3
1.1.1 Характеристика отрасли хоз. деятельности специалиста…………………………..…3
1.1.2. Определение видов деятельности ............................................................................................................6
1.1.3. Характеристика трудовых процессов, выполняемых специалистом......................................................8
1.2. Проектирование квалификационной характеристики специалиста......................................................10
1.2.1. Профессиональное назначение и условия использования специалиста.................................................10
1.2.2. Построение функциональной структуры деятельности специалиста
(постановка стратегических целей обучения).....................................................................................................11
1.2.3. Определение квалификационных требований........................................................................................ 16
1.3. Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста...................................................17
1.3.1. Постановка тактических целе обучения........................................................................................17
1.3.2. Группировка содержания теоретического обучения в соответствии с отраслью
хозяйственной деятельности в видам деятельности специалиста............................................................19
1.3.3. Выбор системы производственного обучения .......................................................................................21
1.3.4. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста..................27
2. Проэктирование программы обучения специалиста …………………………........................................31
2.1. Проектирование дидактических материалов...........................................................................................31
2.1.1. Постановка оперативных целей обучения и выбор источников информации ......................................31
2.1.2. Проектирование плана изложения темы.................................................................................................35
2.1.3. Проектирование контурного конспекта по теме...................................................................................36
2.2 Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний...............................54
2.2.1. Анализ базовых знаний учащихся...............................................................................................................54
2.2.2. Анализ технических и дидактических средств обучения........................................................................57
2.3. Проектирование мотивационных технологий обучения...........................................................................57
2.4. Проектирование технологий формирования ООД.....................................................................................58
2.5. Проектирование технологий формирования ИД........................................................................................59
2.6. Проектирование технологий формирования КД........................................................................................60
2.7. Составление перспективно-поурочного плана изложения темы.............................................................66
2.8. Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на уроке «Понятие, содержание………70
Роль и задачи хозяйственной деятельности»……………………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.22 Мб (Скачать)

 

 

Выбор методов и форм контроля:

  • если преобладающий тип темперамента группы – холерик, то используется фронтальный устный опрос;
  • если преобладающий тип флегматики и меланхолики используют: письменный контроль, форма – фронтальная, средства – тестирование (самостоятельное, компьютерное);
  • Если типы темперамента в группе противоположны,  то используют комбинированный или уплотненный опрос.

 

В зависимости от результатов  вводного контроля выбираются способы формирования базовых знаний учащихся, среди которых:

  • быстрое и четкое воспроизведение необходимой информации;
  • включение базового материала в ориентировочную основу деятельности при изложении нового материала;
  • решение задач с межпредметным содержанием.

 

 Методом формирования базовых знаний могут быть выбраны рассказ, объяснение и т.д., средствами соответственно, - план изложения материала, план решения задачи и т.д. 

 

Определение вида межтемных  связей позволяет определить способы  их реализации, что дает нам возможность приступить к выбору способов контроля и формирования знаний обучаемых (табл.: 2.2, 2.3, 2.4)

 

Таблица 2.2 Анализа МТ – связей и выбор базового материала

 

Наименование, темы, раздела, подраздела

Перечень базового

материала

Тип

МТ-связей

Способы реализации

связей

1

2

3

4

Основы хозяйственной деятельности предприятия.

Экономика промышленного предприятия:

Факторы производства предприятия.

Достижение финансовой устойчивости предприятия.

последовательности - сопутствующие

 содержанию -

по единству трактовок знаний и понятий.

Напоминание

Предприятие как юридическое лицо:

Жизненный цикл предприятия.

Юридические формы организации  предприятия

 последовательности -

сопутствующие

содержанию -

по единству трактовок знаний и понятий.

Напоминание

Основы экономической теории:

Эластичность спроса и предложения.

Формы собственности.

Основные факторы обусловливают  возможности хозяйства.

 последовательности -

предшествующие  содержанию -

по использованию знаний различных  предметов

Повторение




 

Таблица – 2.3 Определение способов контроля базовых знаний учащихся

Перечень базового материала

Способы контроля

Средства контроля

Критерии оценки

1

2

3

4

Основы экономической теории: «предприятие» (определение, виды)

Опрос

Вопросы: Дайте определение понятию  «предприятие», назовите виды предприятий существующие на Украине.

2/3 группы участвуют в обсуждении

Предприятие как юридическое лицо

Опрос

Назовите организационно-правовые нормы предприятия? Охарактеризуйте  жизненные циклы предприятия.

2/3 группы участвуют в обсуждении

Экономика промышленного предприятия

Опрос

Охарактеризуйте значение рентабельности для деятельности предприятия.

В обсуждении принимает участие 80% учащихся, правильно отвечают – 65%


Таблица 2.4 Определение способов формирования базовых знаний

 

Способы формирования базовых  знаний

Средства формирования базовых знаний

1

2

Рассказ – объяснение с задиктовкой  основных моментов и положений (20 минут).

Так как данная учебная группа имеет  образный тип мышления  то в ходе входе формирования базовых знаний необходимо делать упор на визуализации излагаемой информации в виде таблиц, графиков, схем, рисунков, как на доске так и в виде плакатов, раздаточного материала. Визуализированная информация поможет становлению оптимизированного восприятия учебного материала как у студентов данной группы обладающих преимущественно образным способом мышления так и у студентов с привалиирующими другими типами мышления

 Основы хозяйственной деятельности предприятия.

План:

1. Планирование производства

2. Анализ шансов и рисков

3. Анализ портфельной деятельности предприятия.

4. Концепция жизненного цикла предприятия

5. Текущее планирование.

6. Бухгалтерский учет.

Основные фонды.

План:

1. Износ основных фондов.

2. Кругооборот основных фондов.

Оборотные средства (ОС).

План:

1. Управление оборотными средствами.

2. Оборотные средства в условиях инфляции.

3. Лизинг.


 

2.2.2. Анализа технических и дидактических  средств обучения.

 

        Технические средства обучения – совокупность дидактических, аппаратных и методических средств предназначенных для увеличения восприятия учебного материала, т.е. для интенсификации учебного процесса.

 

Все технические средства обучения можно подразделить на две  группы:

  • средства статической проекции, предназначены для демонстрации процессов и явлений в конкретном состоянии, т.е. В некоторый момент времени to, к данной группе относятся, (статические стенды, таблицы, плакаты и модели, фильмоскопы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, аппараты для просмотра микрофильмов) но и дидактические средства используемые в данном виде проекции;

 

  • средства динамической проекции, предназначены для демонстрации дидактического материала в динамике т.е. в движении, (динамические стенды, аудио- и видео- воспроизводящие устройства, ПК с набором мультимедийных программ, фильмов, слайдов);

 

К дидактическим средствам  можно также отнести план и  конспект лекций, учебные и методические пособия.

       В  качестве дидактического материала  выступает план и конспект  изложения учебного материала  по данной теме, а также методические пособия, карточки заданий для контроля.

       При  изложении темы «Основы хозяйственной  деятельности предприятия» целесообразно  использовать материальные средства  обучения – плакаты, учебники, пособия, раздаточный материал. При  возможности изготовления или наличия слайдов по данной теме видится целесообразным применение ТСО статической проекции.

 

2.3. Проектирование мотивационной технологии обучения.

 

Мотивация – это побуждения или так называемые психические явления, ставшие побуждением к выполнению того или иного действия, поступка, которые определяют активность личности и ее направленность на достижение запланированного результата.

        Целью мотивации является обеспечение быстрого включения учащихся в профессиональную деятельность без длительного вживания в работу, подержания

деятельности на требуемом  уровне активности.

        Учебная мотивация по характеру  поведения делится на внешнюю  и внутреннюю.

        Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые или направляют, или тормозят поведение человека.     Внутренняя мотивация зависит от внутренних процессов, осуществляемых в сознании человека. Таким образом, смотивированная деятельность является самоцелью, а не средством достижения другой цели.

 

       В соответствии с этапами учебного процесса мотивация может быть выражена в различных формах, соответствующих вступительной части занятия и текущей части.

      Вступительная мотивация активизирует учебную деятельность обучаемых, способствует формированию первоначального желания освоить учебный материал, вызывает интерес к процессу обучения. Основными методами являются мотивирующие вступление и мотивирующая демонстрация. Мотивирующее вступление проводится в форме беседы, рассказа. При этом возможно применение различных примеров: отнесение к личности обучаемого, отнесение к ситуации, ошеломление, возбуждение интереса, вступление с цитатой.

      Текущая мотивация обеспечивает оптимальное педагогическое общение в процессе обучения, способствует формированию устойчивого интереса к учебной деятельности поддерживает этот интерес на всех этапах обучения.

Текущая мотивация используется для поддержания постоянного  интереса к учебной деятельности. Она может осуществляться различными методами в соответствии с этапами осуществления деятельности:

  • в процессе его объяснения – беседа, лекция, рассказ;
  • в ходе выполнения практических заданий – решение задач и заданий, выполнение лабораторных работ;
  • в процессе контроля – текущий, итоговый, заключительный;

 

       Основными приемами мотивации в процессе изложения учебного материала являются: ориентация содержание учебного материала на его практический смысл, ориентация на конкретную профессиональную деятельность, демонстрация  в речи практического использования приводимых практических положений.

      В данном  разделе “проектирования мотивационных технологий обучения” для изложения темы: “Основы хозяйственной деятельности предприятия” я выбрал вступительную мотивацию, методом обучения избрал мотивирующее вступление, и использовал такие приемы обучения как: отнесение к личности, отнесение к ситуации.

 

2.4. Проектирование технологии формирования ориентировочной основы деятельности (ООД).

      Проектирование  технологии формирования ориентировочной основы деятельности включает выбор типа учения, его структурных элементов, а также методов и приемов их реализации.

 Согласно деятельностному  подходу к обучению, ориентировочная  основа деятельности включает:

 

  • Образ конечного продукта или представление о конечном результате. В теоретическом обучении – это ответы к заданиям и задачам, описание результатов, схемы, графики, а в практическом обучении – некоторые образцы макеты, модели;
  • Объект преобразования или материал для деятельности и ее предмет. В практическом обучении – это заготовки, материалы, площадки для монтажа, устройства, которые следует отремонтировать и т.д., а в теоретическом обучении – условия задач, заданий, вопросы, сформулированная проблема; 
  • Средства деятельности, т.е. инструменты, инструкции и чертежи, карты, таблицы, алгоритмы и формы расчета, обоснования, теории, выводы;
  • Технологию деятельности или представление о способах ее осуществления, которые включают состав приемов, их последовательность, представленная в форме карт, таблиц, учебных элементов, методик выбора, порядок решения, указания и инструкции.

Степень включения и  взаимосвязь данных элементов определят  структуру ориентировочной основы деятельности и выбранные способы  обучения.

Состав ОДД  и качественная характеристика входящих в нее компонентов определяет тип учебной деятельности.

    

Первый тип учения – неполная ООД характеризуется тем, что преподаватель, представляя учебный материал, показывает исходные данные, образ конечного продукта, но не объясняет ее исполнительную часть действия. Обучение осуществляется методом “проб и ошибок”, довольно медленно.

 Второй тип учения – полная ООД в конкретном виде характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного осуществления деятельности, которые подаются в виде готового алгоритма деятельности в конкретной форме. Данный тип учения распростанен в системе ПТО.

Третий тип учения – полная ориентировачная снова деятельности с использованием обобщения и систематизации, данный тип используется преимущественно в высших учебных заведениях

Для обеспечения оптимальных условий изложения и результатов при прохождении темы:“Основы хозяйственной деятельности предприятия” я выбираю второй тип учения, т.к. у обучаемых слабо сформированы базовые знания, отсутствует профессиональный опыт,   дальнейшей деятельности специалиста не присуща вариативность трудовых процессов, изложение данного учебного материала не возможно без предварительного описания наглядным и словесным способом.

Выбор методов и средств  формирования ООД представлены в  таблице 2.5

 

Таблица 2.5 – Выбор способов формирования ООД у обучаемых

Наименование темы (пунктов плана)

Цели обучения

№ уровня

Методы

изложения

Наглядные

пособия

1

2

3

4

5

1.Определение и виды хозяйственной  деятельности

Сформировать знания определения  хозяйственной деятельности и ее видов

I

II

Рассказ, демонстрация плаката, объяснение

Плакат «Классификация хозяйственной  деятельности»

2. Определение,  субъекты предпринимательства,  права и обязанности предпринимателя

Сформировать знания определения  предпринимательства его субъектов, а также  прав и обязанностей предпринимателя

II

Рассказ-беседа

Раздаточный материал  Закон Украины  «О предпринимательстве»

3. Определение и виды предприятий

Сформировать знания определения предприятие, умение различать виды предприятий.

III

Рассказ, демонстрация плаката, объяснение

Плакат «Формы собственности», раздаточный  материал Закон Украины «О предприятиях»

Информация о работе Дидактический проект подготовки рабочего по специальности «Экономист вычислительного центра» с углубленной разработкой технологий