Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:13, курсовая работа
Введение
Сегодня мы с вами можем быть свидетелями того, что с развитием технического прогресса усугубляет ситуацию с и без того уже достаточно разветвленной специализацией порождая все новые и новые специальности. Это связано с постоянными открытиями во всех сферах прикладной науки и освоением и переходом на новые типы технических процессов изготовления продукции и производства новых продуктов без остановки все еще востребованных производств старого востребованного на рынке продуктного ряда. Прошли те времена когда хозяйственной деятельностью предприятия занимались лишь только экономисты широкого профиля, бухгалтеры и табельщики. Сегодня к
Введение………………………………………………………………………………………………....…2.
1. Проектирование программы профессиональной подготовки
по специальности «Экономист»………………………………………………………………………3
Анализ профессиональной деятельности специалиста……………………………....…3
1.1.1 Характеристика отрасли хоз. деятельности специалиста…………………………..…3
1.1.2. Определение видов деятельности ............................................................................................................6
1.1.3. Характеристика трудовых процессов, выполняемых специалистом......................................................8
1.2. Проектирование квалификационной характеристики специалиста......................................................10
1.2.1. Профессиональное назначение и условия использования специалиста.................................................10
1.2.2. Построение функциональной структуры деятельности специалиста
(постановка стратегических целей обучения).....................................................................................................11
1.2.3. Определение квалификационных требований........................................................................................ 16
1.3. Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста...................................................17
1.3.1. Постановка тактических целе обучения........................................................................................17
1.3.2. Группировка содержания теоретического обучения в соответствии с отраслью
хозяйственной деятельности в видам деятельности специалиста............................................................19
1.3.3. Выбор системы производственного обучения .......................................................................................21
1.3.4. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста..................27
2. Проэктирование программы обучения специалиста …………………………........................................31
2.1. Проектирование дидактических материалов...........................................................................................31
2.1.1. Постановка оперативных целей обучения и выбор источников информации ......................................31
2.1.2. Проектирование плана изложения темы.................................................................................................35
2.1.3. Проектирование контурного конспекта по теме...................................................................................36
2.2 Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний...............................54
2.2.1. Анализ базовых знаний учащихся...............................................................................................................54
2.2.2. Анализ технических и дидактических средств обучения........................................................................57
2.3. Проектирование мотивационных технологий обучения...........................................................................57
2.4. Проектирование технологий формирования ООД.....................................................................................58
2.5. Проектирование технологий формирования ИД........................................................................................59
2.6. Проектирование технологий формирования КД........................................................................................60
2.7. Составление перспективно-поурочного плана изложения темы.............................................................66
2.8. Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на уроке «Понятие, содержание………70
Роль и задачи хозяйственной деятельности»……………………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………………………
1.2.3.
Определение квалификационных
Экономист ВЧ поступает в колледж на базе 11 классов,
срок обучения равен 2,5 года. За которые
он проходит курс обучения, включающий
в себя общеобразовательные дисциплины
(Основы правовых знаний. Основы экологии.
Высшая математика. Психология), профессионально-
1. Вести учет и анализировать деятельность вычислительного центра предприятия.
2. Проектировать компьютерные сети вычислительные мощности.
3. Осуществлять
подбор материалов и
4. Брать участие в подготовке проектов перспективных и поточных планов
производства и реализации планов производства, в разработке и введении стандартов предприятия, а также мероприятий по осуществлению режима экономии;
5.Минимизировать
затраты на эксплуатацию
6. Осуществлять
оптимизацию трудовых
Целью предвыпускной практики специалиста должно стать овладение умениями непосредственно в производственных условиях, формирование совокупности умений и навыков выполнять и регулировать выполнение трудовых процессов, включающих операции, приемы и действия, связанные с осуществлением функций экономиста вычислительного центра. В ходе предвыпускной практики будущий специалист знакомится с особенностями работы вычислительного центра на машиностроительных предприятиях, нормативными и административными документами, регулирующими деятельность предприятия и ТБ.
1.3 Постановка тактических целей подготовки специалиста
Тактическая цель – это цель, которая формируется в виде перечня профессиональных умений и профессионально важных качеств личности при изучении конкретной учебной дисциплины или цикла дисциплин. Преподаватель должен проанализировать личность обучаемого и установить способы для ее дальнейшего формирования. При этом цель обучения описывает образ той личности, которую следует в конечном итоге сформировать на определенном этапе профессионального непрерывного образования. Иными словами тактические цели ставятся в соответствии со структурой личности.
Эти цели должны отражать
Дифференцированными компонентами уровня
специальности являются уровни циклов
учебных дисциплин или
Постановка тактических целей для нашего будущего специалиста изложена в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Постановка тактических целей подготовки специалиста
Элементы структуры личности |
Цель в общем виде |
Конкретная цель в рамках | |
теоретической специальной подготовки |
практической специальной подготовки | ||
Опыт личности |
Профессиональная направленност |
Сформировать желание
обучаться специальности « |
Сформировать желание
быстро и качественно самостоятельно
выполнять работы по ведению
учета хозяйственной |
Профессиональная компетентност |
Сформировать умения различать и указывать основные показатели, характеризующие деятельность отдела ВЧ, умение выделять финансовые, материальные, трудовые затраты, учет экономических показателей результатов деятельности ВЧ, умения выделять и классифицировать данные для обоснования экономической выгоды проектов, договоров, умение различать основные формы отчетности предприятия, умения формировать, вести и сберегать базы данных экономической информации. |
Сформировать умения расчета основных нормативов и экономических показателей ВЧ, финансовые материальные и трудовые затраты на эксплуатирование вычислительного центра, уметь вести учет экономических показателей и результатов деятельности ВЧ, уметь осуществлять сбор, подготовку и классификацию данных для проектов, обоснований, планов, отчетов, обладать навыками составления отчетности, формировать, вести и сберегать базы данных экономической инфомации. | |
Коммуникативная готовность |
Сформировать умение общаться с помощью специальных терминов, а также знание их значения, формулировать ответы на поставленные вопросы относительно сущности и принципов организации работы вычислительного центра на предприятии. |
Сформировать умение пользоваться полученными знаниями (теоретическими) на практике, уметь обосновывать свои действия при организации деятельности вычислительного центра. | |
Экономическая эрудиция, правовая компетентность |
Сформировать умение
различать и объяснять основные
формы собственности |
Сформировать умение
определять статьи баланса в зависимости
от формы собственности | |
Функциональные механизмы в психики |
Профессиональная память |
Сформировать и развить словесно-логическую, зрительную, образную, непроизвольную слуховую память, которая эффективно запоминает и воспроизводит различного рода проводки, формулы, схемы и таблицы. |
Сформировать и развить зрительную, произвольную, оперативную памяти, которые позволят запомнить информацию на длительное время (для проверки учета имущества предприятия, составления отчетности предприятия) и обрабатывать ее на уровне простых операций (сравнение, отбор, классификация) |
Техническое мышление |
Сформировать и развить оперативное и логическое мышление, что позволяет эффективно работать с информацией с символикой документов |
Сформировать и развить
предметно-действенное | |
Творческие способности к решению задач |
Сформировать и развить творческие способности для решения нестандартных задач, сформировать и развить способность к разработке нормативов, подготовке и реализации предложений по оптимизации функций вычислительного центра, применять новейшие методы и разработки в области вычислительных центрв. |
Составление новых методов контроля и анализа документации, сформировать и развить способность мыслить эвристически в сфере экономическо-хозяйственных процессов | |
Типологические свойства |
Способ- ность саморегуляции и самоанализа |
Способность к самоконтролю. Сформировать умение проверять последовательность представленного алгоритма, полноты его содержания, анализировать поведение в ходе коллективного решения теоретических задач; желание самосовершенствоваться, проявлять ответственность и самокритичность |
Сформировать умение
самоанализа, самоконтроля своей деятельности,
стремление исправлять ошибки. Сформировать
умение принимать оперативные |
1.3.2. Группировка содержания теоритического обучения в соответствии с отраслью хозяйственной деятельности и видами деятельности специалиста.
Теоретическое обучение – это формирование основных представлений о сущности произведенного процесса, формирование системы понятий и умственных действий с ними по раскрытию задач и содержания технологического процесса. Объектом изучения теоретического обучения является технологический процесс.
Цель теоретического обучения – формирование умственных умений по осуществлению расчетов и прогнозирования технологического процесса.
Согласно концепции Леднева В.С. набор учебных дисциплин профессиональной подготовки формируется на основе двух факторов: структуры объектов изучения (отрасль производства и составляющих ее подобъектов (структуры проф. деятельности).
Любое производство или его автономный элемент вплоть до отдельного технологического устройства могут быть рассмотрены с точки зрения их техники, технологии (общей и конкретной), организации и управления производством, экономики, охраны труда и техники безопасности, правовых норм, использующихся в данной отрасли и экологии.
Формирование набора тем профессиональной теоретической подготовки данного специалиста представлена в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Формирование набора тем профессиональной теоретической
подготовки специалиста
Структура объекта изучения
(отрасли хозяйственной деятель |
Виды деятельности специалиста |
Обобщенная структура содержания обучения в соответствии с поставленными тактическими целями |
Набор тем программы профессиональной теоретической подготовки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Техника |
Технологическая |
Техника |
Планирование деятельности предприятия. Внешне экономическая Массовые коммуникации. Понятие, состав оценка продукции товаров, понятия и расчеты цен. Экономика труда. Экономика предприятия. Налоговая система Украины, виды налогов. Законодательство Украины по вопросам регулирования экономических взаимоотношений. Позиционирование. Ценообразование и ценовая политика. Создание товара и его жизненный цикл. |
Технология |
Технологическая |
Общая технология |
Обработка и анализ планов предприятия. Стандартизация и тарификация. Методики расчета нормативов. Моделирование. Виды договоров. Способы формирования базы данных. Технология отрасли. Общая технология машиностроения. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Бухгалтерские проводки и взаимосвязь счетов. Формы бухгалтерского учета. Оборотные ведомости как учетные регистры. Документальное оформление хозяйственных операций. Основные формы отчетности предприятия. Типовые корреспонденции счетов по учету движения имущества предприятия. Знания экономических и бухгалтерских программ, ПК. |
Конкретная технология |
Определение необходимости задействования производственных и вычислительных мощностей предприятия Осуществление перспективного и поточного планирования. Определение резервов производства и методов их задействования. Разработка мероприятий по обеспечению режима экономии, повышения рентабельности, соответствия качества установленным стандартам, уменьшение затрат на производство и реализацию продукции, ее хранение. Определение экономической эффективности деятельности ВЧ. Ведение и учет результатов экономической деятельности. | ||
Организация |
Организационно- управленческая |
Экономика и организация производства |
Организация оптимального режима работы вычислительного центра. Организация работы систем вычисления и вычислительных сетей. |
Охрана труда |
Организационно-технологическая |
Охрана труда и техника безопасности |
Правила пожарной безопасности и охрана труда на предприятии. Основы личной гигиены, гигиены труда и санитарии рабочих |
Экология |
Технолого-управленческая |
Вопросы экологии отрасли |
Экологические требования к предприятию, влияние деятельности предприятия на окружающую среду |
Правовые вопросы отрасли |
Технолого-управленческая |
Право |
Хозяйственное право. Основы права. Виды ответственности экономиста при нарушении в экономической деятельности и обязательств, оговоренных в договоре. Виды административных, экономических и уголовных преступлений. Система налогообложения, законодательство Украины, нормативно-правовые акты, касающиеся экономической деятельности |
Научные исследования |
Научно-исследовательская |
Вопросы научно-исследовательских работ |
Разработка новых методов ведения экономической деятельности, компьютерных программ для упрощения труда экономиста. |
1.3.3. Выбор системы производственного обучения
плоды своего труда. Но при этом трудно подобрать изделия, которые Чтобы разработать программу профессиональной практической подготовки, необходимо в соответствии с установленной группой трудовых процессов выбрать систему производственного обучения (СПО).
СПО - это объективное единение содержания, форм методов обучения и дидактических средств, которые обеспечивают учащемуся последовательное овладение трудовыми процессами, операциями, приемами.
Известно много видов СПО: предметная, операционная, операционно-комплексная, операционно-поточная, операционно-предметная, ЦИТ, проблемно-аналитическая, приемно-комплексно-видовая, процессуальная и т.д.
В основе предметной СПО лежит идея последовательного овладения умениями и навыками изготовления отдельных деталей, обучение осуществляется в процессе выполнения законченных изделий в порядке возрастания сложности. Достоинством ее является то, что в процессе обучения создаются необходимые детали, ощущаются обеспечивают рост квалификации; невозможно обучить многообразию видов операций; для изделий затрачивается много времени. Это малоэффективный вид деятельности.
При операционной деятельности происходит последовательное овладение приемами исполнения отдельных операций, не связанных между собой в рамках одного технологического процесса, независимость от производственной продукции. Она дает возможность овладеть операциями, которые необходимо усвоить в определенной последовательности в соответствии требованиями постоянного увеличения сложности. Но эти знания, умения и навыки формируются в виде изолированных кусков, не сведенных в единое целое; недостаточное применение на практике (обучение проводится по отдельным операциям, не всегда применимым на производстве).
Суть операционно-поточной деятельности состоит в том, что после выполнения отдельных операций деталь передается дальше по конвейеру и обучаемый повторяет эту же операцию на другой детали. Для освоения другой операции учащийся переходит на другое место. Достоинством ее является то, что операции четко усваиваются в процессе осуществления трудового процесса, а недостатком - сложность организации и длительность.
При комбинированной СПО обучение начинается с освоения важнейших приемов по специальности, а затем продолжается в процессе изготовления целостных изделий с постепенным нарастанием сложности на рабочем месте. При этом достигаются: усовершенствование умений выполнять на базе нескольких операций комплексную работу, обеспечивающую технический прогресс. Работа выполняется в условиях реальной организации труда, но все же трудно обеспечить четкую связь операционных действий и комплексных работ в соответствии с пределами ПТ цикла.
В основе операционно-предметной СПО лежит формирование отдельных умений и навыков в процессе изготовления деталей. Но при этом невозможно сформировать необходимую степень мастерства.
При СПО “ЦИТ” предусмотрено деление трудового процесса на составные части - трудовые приемы, выполнение в системе упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика. При этом у учащихся создаются прочные автоматизированные навыки при исполнении элементов трудовых процессов. Но происходит отрыв тренировочных упражнений по выполнению дробных приемов работы от реальных условий труда. Операционно-комплексная СПО предусматривает чередующиеся освоение учащимися основных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ; группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны. При этом изучаемые операции постоянно закрепляются при выполнении последующих комплексных работ; учащиеся обучаются приемам и способам выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встречаться на производстве. Но данная СПО рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях.
В приемно-комплексно-видовой СПО выделяются важнейшие элементы профессии- приемы труда, виды работ – и обеспечивается овладение приемами работы в пределах каждого ее вида и последующее соединение приемов в комплексы. Принятие в качестве основного элемента производственного обучения не операции, а приема позволяет применять СПО при подготовке по большинству профессий. Но возникает трудность в отборе приемов в каждом виде работ, влияющих несколько способов выполнения, что нарушает последовательность осуществления приемов как наиболее мелких единиц в технологии обучения.
При проблемно аналитической СПО происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом, после чего изучение отдельных проблемных ситуаций и упражнений в их управлении, изучения всего технологического процесса и самостоятельное выполнение задания по его ведению, регулированию и контролю. Данная СПО способствует формированию интеллектуальных навыков и умений в определенной последовательности, обеспечивает их гибкость. При этом возникает трудность в запоминании последовательности выполнения действий и развитии умений отличать главные ситуации от второстепенных; трудно переносятся навыки в действиях по уже изученным ситуациям на новые ситуации на новые ситуации.
Чтобы осуществить выбор оптимальной СПО в конкретном случае, необходимо раскрыть каждый из компонентов системы. Такими компонентами, согласно определению, являются содержание, формы, методы, средства обучения.