Дидактический проект подготовки рабочего по специальности «Экономист вычислительного центра» с углубленной разработкой технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Введение
Сегодня мы с вами можем быть свидетелями того, что с развитием технического прогресса усугубляет ситуацию с и без того уже достаточно разветвленной специализацией порождая все новые и новые специальности. Это связано с постоянными открытиями во всех сферах прикладной науки и освоением и переходом на новые типы технических процессов изготовления продукции и производства новых продуктов без остановки все еще востребованных производств старого востребованного на рынке продуктного ряда. Прошли те времена когда хозяйственной деятельностью предприятия занимались лишь только экономисты широкого профиля, бухгалтеры и табельщики. Сегодня к

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………....…2.
1. Проектирование программы профессиональной подготовки
по специальности «Экономист»………………………………………………………………………3
Анализ профессиональной деятельности специалиста……………………………....…3
1.1.1 Характеристика отрасли хоз. деятельности специалиста…………………………..…3
1.1.2. Определение видов деятельности ............................................................................................................6
1.1.3. Характеристика трудовых процессов, выполняемых специалистом......................................................8
1.2. Проектирование квалификационной характеристики специалиста......................................................10
1.2.1. Профессиональное назначение и условия использования специалиста.................................................10
1.2.2. Построение функциональной структуры деятельности специалиста
(постановка стратегических целей обучения).....................................................................................................11
1.2.3. Определение квалификационных требований........................................................................................ 16
1.3. Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста...................................................17
1.3.1. Постановка тактических целе обучения........................................................................................17
1.3.2. Группировка содержания теоретического обучения в соответствии с отраслью
хозяйственной деятельности в видам деятельности специалиста............................................................19
1.3.3. Выбор системы производственного обучения .......................................................................................21
1.3.4. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста..................27
2. Проэктирование программы обучения специалиста …………………………........................................31
2.1. Проектирование дидактических материалов...........................................................................................31
2.1.1. Постановка оперативных целей обучения и выбор источников информации ......................................31
2.1.2. Проектирование плана изложения темы.................................................................................................35
2.1.3. Проектирование контурного конспекта по теме...................................................................................36
2.2 Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний...............................54
2.2.1. Анализ базовых знаний учащихся...............................................................................................................54
2.2.2. Анализ технических и дидактических средств обучения........................................................................57
2.3. Проектирование мотивационных технологий обучения...........................................................................57
2.4. Проектирование технологий формирования ООД.....................................................................................58
2.5. Проектирование технологий формирования ИД........................................................................................59
2.6. Проектирование технологий формирования КД........................................................................................60
2.7. Составление перспективно-поурочного плана изложения темы.............................................................66
2.8. Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на уроке «Понятие, содержание………70
Роль и задачи хозяйственной деятельности»……………………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.22 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3. Определение квалификационных требований

Экономист ВЧ поступает в колледж на базе 11 классов, срок обучения равен 2,5 года. За которые он проходит курс обучения, включающий в себя общеобразовательные дисциплины (Основы правовых знаний. Основы экологии. Высшая математика. Психология), профессионально-ориентированные (Экономика предприятия. Основы программирования,. Технология отрасли, Предпринимательство, Статистика) и цикл специальных дисциплин (Маркетинг, Технико-экономический анализ. Экономико-математическое моделирование, Бухгалтерский учет), в результате после окончания колледжа специалист должен уметь:

1. Вести учет  и анализировать деятельность вычислительного центра предприятия.

2. Проектировать  компьютерные  сети вычислительные  мощности.

3. Осуществлять  подбор материалов и оборудования  для оптимального функционирования  сетей и вычислительных мощностей.

4. Брать участие в подготовке проектов перспективных и поточных планов

производства  и реализации планов производства, в разработке и введении   стандартов предприятия, а также мероприятий по осуществлению режима экономии;

5.Минимизировать  затраты на эксплуатацию вычислительного центра.

6. Осуществлять  оптимизацию трудовых процессов вычислительного центра для повышения продуктивности его функционирования.

 

Целью предвыпускной  практики специалиста должно стать  овладение умениями непосредственно в производственных условиях, формирование совокупности умений и навыков выполнять и регулировать выполнение трудовых процессов, включающих операции, приемы и действия, связанные с осуществлением функций экономиста вычислительного центра.  В ходе предвыпускной практики будущий специалист знакомится с особенностями работы вычислительного центра   на   машиностроительных   предприятиях,   нормативными   и административными документами, регулирующими деятельность предприятия и ТБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Постановка  тактических целей подготовки  специалиста

Тактическая цель – это цель, которая формируется в виде перечня профессиональных умений и профессионально важных качеств личности при изучении конкретной учебной дисциплины или цикла дисциплин. Преподаватель должен проанализировать личность обучаемого и установить способы для ее дальнейшего формирования. При этом цель обучения описывает образ той личности, которую следует в конечном итоге сформировать на определенном этапе профессионального непрерывного образования. Иными словами тактические цели ставятся в соответствии со структурой личности.

          Эти цели должны отражать профессиональную  направленность (смотивированность  деятельности специалиста, которая  находит выражение через заинтересованность  в высоких результатах труда,  желание осуществлять трудовое действие быстро и качественно), профессиональную компетентность (качество труда, действие в нестандартных ситуациях), коммуникативную способность (умение объяснять, обосновывать свои действия и решения, характеризовать объект и владеть определенным тезаурусом), экономическую эрудицию и правовую компетентность (умение экономно расходовать материалы и электро- энергию, бережно относиться к средствам производства, соблюдать правила безопасности, санитарии и охраны труда), характеристики профессиональной памяти, мышления, способность творческого подхода, способность саморегуляции и само анализа (умение контролировать профессиональные Действия и корректировать их при необходимости). Такая постановка цели и дальнейшая ее реализация в процессе обучения должна способствовать всестороннему развитию личности. 

Дифференцированными компонентами уровня специальности являются уровни циклов учебных дисциплин или отдельных  дисциплин. Подготовка на этих уровнях  требует постановки тактических  целей обучения. Эти цели должны отражать профессиональную направленность (амотивированность) деятельности специалиста, которая находит выражение через заинтересованность в высоких результатах труда, желание осуществить трудовое действие быстро и качественно, профессиональную компетенцию, коммутативную готовность, экономическую эрудицию и правовую компетентность, характеристики профессиональной памяти и мышления, способность творческого подхода в решении задач, способность саморегуляции и самоанализа. Постановка такой комплексной цели и дальнейшая ее реализация должны способствовать всестороннему развитию личности обучаемого.

Постановка тактических целей для нашего будущего специалиста изложена в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Постановка тактических целей подготовки специалиста

Элементы структуры личности

Цель в общем виде

Конкретная цель в  рамках

теоретической специальной  подготовки

практической специальной  подготовки

Опыт личности

Профессиональная направленность

Сформировать желание  обучаться специальности «Экономист вычислительного центра» (ознакомиться с теоретическими вопросами, требующими особого внимания в) практической подготовке – основные сведения об основах ведения учета деятельности вычислительного центра и базовых навыков проектирования  инфраструктуры вычислительного центра

Сформировать желание  быстро и качественно самостоятельно выполнять работы  по ведению  учета хозяйственной деятельности вверенного отдела.

Профессиональная компетентность

Сформировать  умения различать и указывать основные показатели, характеризующие деятельность отдела ВЧ, умение выделять финансовые, материальные, трудовые затраты, учет экономических показателей результатов деятельности ВЧ, умения выделять и классифицировать данные для обоснования экономической выгоды проектов, договоров, умение различать основные формы отчетности предприятия, умения формировать, вести и сберегать базы данных экономической информации.

Сформировать умения расчета основных нормативов и экономических  показателей ВЧ,  финансовые материальные и трудовые затраты на эксплуатирование вычислительного центра, уметь вести учет экономических показателей и результатов деятельности ВЧ, уметь осуществлять сбор, подготовку и классификацию данных для проектов, обоснований, планов, отчетов, обладать навыками составления отчетности, формировать, вести и сберегать базы данных экономической инфомации.

Коммуникативная готовность

Сформировать умение общаться с помощью  специальных  терминов, а также знание их значения, формулировать ответы на поставленные вопросы относительно сущности и  принципов организации   работы вычислительного центра на предприятии.

Сформировать умение пользоваться полученными знаниями (теоретическими) на практике, уметь  обосновывать свои действия при организации деятельности вычислительного центра.

Экономическая эрудиция, правовая компетентность

Сформировать умение различать и объяснять основные формы собственности предприятий  Украины, их особенности; различать  виды ответственности экономистов при работе с документами и учете имущества предприятия, сформировать умения различать и объяснять основные виды показателей производства,

Сформировать умение определять статьи баланса в зависимости  от формы собственности предприятия; Умение предоставить  исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, сформировать умения определять виды показателей в зависимости от вида анализа или модели, определять виды ответственности при конкретном нарушении порядка ведения документации и учета показателей предприятия.

Функциональные механизмы в психики

Профессиональная память

Сформировать и развить словесно-логическую, зрительную, образную, непроизвольную слуховую память, которая эффективно запоминает и воспроизводит различного рода проводки, формулы, схемы и таблицы.

Сформировать и развить  зрительную, произвольную, оперативную памяти, которые позволят запомнить информацию на длительное время (для проверки учета имущества предприятия, составления отчетности предприятия) и обрабатывать ее на уровне простых операций (сравнение, отбор, классификация)  

Техническое мышление

Сформировать и развить оперативное и логическое мышление, что позволяет эффективно работать с информацией с символикой документов

Сформировать и развить  предметно-действенное мышление, планирование предстоящей деятельности.

Творческие способности  к решению задач

Сформировать и развить  творческие способности для решения  нестандартных задач, сформировать и развить способность к разработке нормативов, подготовке и реализации предложений по оптимизации функций вычислительного центра, применять новейшие методы и разработки в области вычислительных центрв.

Составление новых методов  контроля и анализа документации, сформировать и развить способность мыслить эвристически в сфере экономическо-хозяйственных процессов

Типологические свойства

Способ-  ность саморегуляции и самоанализа

Способность к самоконтролю. Сформировать умение проверять последовательность представленного алгоритма, полноты его содержания, анализировать поведение в ходе коллективного решения теоретических задач; желание самосовершенствоваться, проявлять ответственность и самокритичность  

Сформировать умение самоанализа, самоконтроля своей деятельности, стремление исправлять ошибки. Сформировать умение принимать оперативные технические  решения.


 

 

1.3.2. Группировка содержания теоритического обучения в соответствии с отраслью хозяйственной деятельности и видами деятельности специалиста. 

 

Теоретическое обучение – это формирование основных представлений о сущности произведенного процесса, формирование системы понятий и умственных действий с ними по раскрытию задач и содержания технологического процесса. Объектом изучения теоретического обучения является технологический процесс.

 

Цель  теоретического обучения – формирование умственных умений по осуществлению расчетов и прогнозирования технологического процесса.

Согласно концепции  Леднева В.С. набор учебных дисциплин профессиональной подготовки формируется на основе двух факторов: структуры объектов изучения (отрасль производства и составляющих ее подобъектов (структуры проф. деятельности).

Любое производство или его автономный элемент вплоть до отдельного технологического устройства могут быть рассмотрены с точки зрения их техники, технологии (общей и конкретной), организации и управления производством, экономики, охраны труда и техники безопасности, правовых норм, использующихся в данной отрасли и экологии.

Формирование набора тем профессиональной теоретической  подготовки данного специалиста  представлена в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4 – Формирование набора тем профессиональной теоретической 

подготовки специалиста

 

Структура объекта изучения (отрасли хозяйственной деятельности)

Виды деятельности специалиста

Обобщенная структура  содержания обучения в соответствии с поставленными тактическими целями

Набор тем программы профессиональной теоретической подготовки

1

2

3

4

Техника

Технологическая

Техника

Планирование деятельности предприятия.

Внешне экономическая деятельность предприятия.

Массовые коммуникации.

Понятие, состав оценка продукции  товаров, понятия и расчеты цен.

Экономика труда.

Экономика предприятия.

Налоговая система Украины, виды налогов.

Законодательство Украины  по вопросам регулирования экономических  взаимоотношений.

Позиционирование.

Ценообразование и ценовая  политика.

Создание товара и  его жизненный цикл.

Технология 

Технологическая

Общая технология

Обработка и анализ планов предприятия.

Стандартизация и тарификация.

Методики расчета нормативов.

Моделирование.

Виды договоров.

Способы формирования базы данных.

Технология отрасли.

Общая технология машиностроения.

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете.

Бухгалтерские проводки и взаимосвязь счетов.

Формы бухгалтерского учета.

Оборотные ведомости  как учетные регистры.

Документальное оформление хозяйственных операций.

Основные формы отчетности предприятия.

Типовые корреспонденции  счетов по учету движения имущества предприятия.

Знания экономических  и бухгалтерских программ, ПК.

   

Конкретная технология

Определение необходимости  задействования производственных и  вычислительных мощностей предприятия

Осуществление перспективного и поточного планирования.

Определение резервов производства и методов их задействования.

Разработка мероприятий  по обеспечению режима экономии, повышения  рентабельности, соответствия качества установленным стандартам, уменьшение затрат на производство и реализацию продукции, ее хранение.

Определение экономической  эффективности деятельности ВЧ.

Ведение и учет результатов  экономической деятельности.

Организация

Организационно- управленческая

Экономика и организация производства

Организация оптимального режима работы вычислительного центра.

Организация работы систем вычисления и вычислительных сетей.

Охрана труда

Организационно-технологическая

Охрана труда и техника  безопасности 

Правила пожарной безопасности и охрана труда на предприятии.

Основы личной гигиены, гигиены труда и санитарии рабочих

Экология

Технолого-управленческая

Вопросы экологии отрасли

Экологические требования к предприятию, влияние деятельности предприятия на окружающую среду

Правовые вопросы отрасли

Технолого-управленческая

Право

Хозяйственное право. Основы права. Виды ответственности экономиста при нарушении в экономической деятельности и обязательств, оговоренных в договоре. Виды административных, экономических и уголовных преступлений. Система налогообложения, законодательство Украины, нормативно-правовые акты, касающиеся экономической деятельности

Научные исследования

Научно-исследовательская

Вопросы научно-исследовательских  работ

Разработка новых методов ведения экономической деятельности, компьютерных программ для упрощения труда экономиста.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.3. Выбор системы  производственного обучения 

 

          плоды своего труда. Но при этом трудно подобрать изделия, которые Чтобы разработать программу профессиональной практической подготовки, необходимо в соответствии с установленной группой трудовых процессов выбрать систему производственного обучения (СПО).

СПО - это объективное единение содержания, форм методов обучения и дидактических средств, которые обеспечивают учащемуся последовательное овладение трудовыми процессами, операциями, приемами.

 Известно много видов СПО: предметная, операционная, операционно-комплексная, операционно-поточная, операционно-предметная, ЦИТ, проблемно-аналитическая, приемно-комплексно-видовая, процессуальная и т.д.

В основе предметной СПО лежит идея последовательного овладения умениями и навыками изготовления  отдельных деталей, обучение осуществляется в процессе выполнения законченных изделий в порядке возрастания сложности. Достоинством ее является то, что в процессе обучения создаются необходимые детали, ощущаются обеспечивают рост квалификации; невозможно обучить многообразию видов операций; для изделий затрачивается много времени. Это малоэффективный вид деятельности.

При операционной деятельности происходит последовательное овладение  приемами исполнения отдельных операций, не связанных между собой в рамках одного технологического процесса, независимость от производственной продукции. Она дает возможность овладеть операциями, которые необходимо усвоить в определенной последовательности в соответствии требованиями постоянного увеличения сложности. Но эти знания, умения и навыки формируются в виде изолированных кусков, не сведенных в единое целое; недостаточное применение на практике (обучение проводится по отдельным операциям, не всегда применимым на производстве).

Суть операционно-поточной деятельности состоит в том, что  после выполнения отдельных операций деталь передается дальше по конвейеру и обучаемый повторяет эту же операцию на другой детали. Для освоения другой операции учащийся переходит на другое место. Достоинством ее является то, что операции четко усваиваются в процессе осуществления трудового процесса, а недостатком -  сложность организации и длительность.

При комбинированной  СПО обучение начинается с освоения важнейших приемов по специальности, а затем продолжается в процессе изготовления целостных изделий с постепенным нарастанием сложности на рабочем месте. При этом достигаются: усовершенствование умений выполнять на базе нескольких операций комплексную работу, обеспечивающую технический прогресс. Работа выполняется в условиях реальной организации труда, но все же трудно обеспечить четкую связь операционных действий и комплексных работ в соответствии с пределами ПТ цикла.

В основе операционно-предметной СПО лежит формирование отдельных  умений и навыков в процессе изготовления деталей. Но при этом невозможно сформировать необходимую степень мастерства.

При СПО “ЦИТ” предусмотрено деление трудового процесса на составные части - трудовые приемы, выполнение в системе упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика. При этом у учащихся создаются прочные автоматизированные навыки при исполнении элементов трудовых процессов. Но происходит отрыв тренировочных упражнений по выполнению дробных приемов работы от реальных условий труда. Операционно-комплексная СПО предусматривает чередующиеся освоение учащимися основных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ; группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны. При этом изучаемые операции постоянно закрепляются при выполнении последующих комплексных работ; учащиеся обучаются приемам и способам выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встречаться на производстве. Но данная СПО рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях.

В приемно-комплексно-видовой  СПО выделяются важнейшие элементы профессии- приемы труда, виды работ  – и обеспечивается овладение  приемами работы в пределах каждого ее вида и последующее соединение приемов в комплексы. Принятие в качестве основного элемента производственного обучения не операции, а приема позволяет применять СПО при подготовке по большинству профессий. Но возникает трудность в отборе приемов в каждом виде работ, влияющих несколько способов выполнения, что нарушает последовательность осуществления приемов как наиболее мелких единиц в технологии обучения.

При проблемно аналитической  СПО происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом, после чего изучение отдельных проблемных ситуаций и упражнений в их управлении, изучения всего технологического процесса и самостоятельное выполнение задания по его ведению, регулированию и контролю. Данная СПО способствует формированию интеллектуальных навыков и умений в определенной последовательности, обеспечивает их гибкость. При этом возникает трудность в запоминании последовательности выполнения действий и развитии умений отличать главные ситуации от второстепенных; трудно переносятся навыки в действиях по уже изученным ситуациям на новые ситуации на новые ситуации.

Чтобы осуществить выбор  оптимальной СПО в конкретном случае, необходимо раскрыть каждый из компонентов системы. Такими компонентами, согласно определению, являются содержание, формы, методы, средства обучения.

Информация о работе Дидактический проект подготовки рабочего по специальности «Экономист вычислительного центра» с углубленной разработкой технологий