Дидактический проект подготовки рабочего по специальности «Экономист вычислительного центра» с углубленной разработкой технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

Введение
Сегодня мы с вами можем быть свидетелями того, что с развитием технического прогресса усугубляет ситуацию с и без того уже достаточно разветвленной специализацией порождая все новые и новые специальности. Это связано с постоянными открытиями во всех сферах прикладной науки и освоением и переходом на новые типы технических процессов изготовления продукции и производства новых продуктов без остановки все еще востребованных производств старого востребованного на рынке продуктного ряда. Прошли те времена когда хозяйственной деятельностью предприятия занимались лишь только экономисты широкого профиля, бухгалтеры и табельщики. Сегодня к

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………....…2.
1. Проектирование программы профессиональной подготовки
по специальности «Экономист»………………………………………………………………………3
Анализ профессиональной деятельности специалиста……………………………....…3
1.1.1 Характеристика отрасли хоз. деятельности специалиста…………………………..…3
1.1.2. Определение видов деятельности ............................................................................................................6
1.1.3. Характеристика трудовых процессов, выполняемых специалистом......................................................8
1.2. Проектирование квалификационной характеристики специалиста......................................................10
1.2.1. Профессиональное назначение и условия использования специалиста.................................................10
1.2.2. Построение функциональной структуры деятельности специалиста
(постановка стратегических целей обучения).....................................................................................................11
1.2.3. Определение квалификационных требований........................................................................................ 16
1.3. Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста...................................................17
1.3.1. Постановка тактических целе обучения........................................................................................17
1.3.2. Группировка содержания теоретического обучения в соответствии с отраслью
хозяйственной деятельности в видам деятельности специалиста............................................................19
1.3.3. Выбор системы производственного обучения .......................................................................................21
1.3.4. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста..................27
2. Проэктирование программы обучения специалиста …………………………........................................31
2.1. Проектирование дидактических материалов...........................................................................................31
2.1.1. Постановка оперативных целей обучения и выбор источников информации ......................................31
2.1.2. Проектирование плана изложения темы.................................................................................................35
2.1.3. Проектирование контурного конспекта по теме...................................................................................36
2.2 Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний...............................54
2.2.1. Анализ базовых знаний учащихся...............................................................................................................54
2.2.2. Анализ технических и дидактических средств обучения........................................................................57
2.3. Проектирование мотивационных технологий обучения...........................................................................57
2.4. Проектирование технологий формирования ООД.....................................................................................58
2.5. Проектирование технологий формирования ИД........................................................................................59
2.6. Проектирование технологий формирования КД........................................................................................60
2.7. Составление перспективно-поурочного плана изложения темы.............................................................66
2.8. Разработка бинарных действий преподавателя и учащихся на уроке «Понятие, содержание………70
Роль и задачи хозяйственной деятельности»……………………………………………………………………………71
Заключение…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.22 Мб (Скачать)

      При  составлении плана изложения  темы необходимо определить степень  сложности плана. Для слабой  учебной группы целесообразно  использовать индуктивный план (переход от частных понятий к общим понятиям). В зависимости от конкретизации пунктов план будет простым, т.к. подготовка учащихся слабая, текст для восприятия трудный, то предпочтительней одно- и двух- ступенчатая рубрикация.

 

План  изложения темы “Основы хозяйственной деятельности предприятия”

 

  1. Основы хозяйственной деятельности предприятия.
    1. Планирование производства
    2. Анализ шансов и рисков
    3. Анализ портфельной деятельности предприятия.
    4. Концепция жизненного цикла предприятия
    5. Текущее планирование.
    6. Бухгалтерский учет.
  2. Основные фонды.
    1. Износ основных фондов.
    2. Кругооборот основных фондов.
  3. Оборотные средства (ОС).
    1. Управление оборотными средствами.
    2. Оборотные средства в условиях инфляции.
    3. Лизинг.

 

2.1.3. Проектирование контурного конспекта по теме “Основы хозяйственной деятельности предприятия ” 

        В контурном конспекте должны  содержаться только ключевые  положения новой информации, выраженные  посредствам таблиц, графиков, аббревиатуры, различного рода обозначений,  акцентов. По способу представления информации конспекты делятся на планы-конспекты и конспекты-схемы.

 

План-конспект кратко представляет содержание из каждого пункта плана.

 

Конспект-схема – это иерархия понятий темы, упорядоченных согласно плану и дополненных основными сведениями.

 

При составлении конспекта  должны соблюдаться такие принципы:

  • принцип ассоциации и стереотипов, использование базовых сравнений известных афоризмов;
  • принцип блочности предполагает такую структуру расположения блоков, которая была бы удобна как для запоминания, так и для воспроизведения и проверки знаний;
  • принцип лаконичности реализует высокую информативность, емкость слов, знаков, неоконченных фраз. Графическая емкость конспекта 300 знаков при времени воспроизведения не более 10 – 12 минут;
  • принцип акцента предполагает то, что в конспекте каждый элемент играет определенную смысловую нагрузку и является рельефным для запоминания. При этом возможно использование различных знаков, стрелок.

 

 

Контурный конспект по теме: “Основы хозяйственной деятельности предприятия”.

 

  1. Основы хозяйственной деятельности предприятия

Предприятие самостоятельно решает, что производить, сколько, кому и как реализовать, по какой цене, сколько иметь работающих, как  их оплачивать, как управлять предприятием, как распределять полученную прибыль и другие вопросы. Предприятие обязано соблюдать определенные нормы поведения во взаимоотношениях с собственником, государством, партнерами, работниками.

Предприятие обязано  вести бухучет, статистический учет в установленном государством порядке. Оно несет ответственность за соблюдение договоров, дисциплины. Оно обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Государство через контрольные органы (налоговые инстанции, антимонопольные комитеты и другие) имеет право контролировать исполнение законов и государственных положений, памятуя о том, что у предприятий могут быть коммерческие тайны, не подлежащие разглашению

Наряду с правовыми нормами  поведения предприятий в цивилизованном обществе существуют общечеловеческие и этические нормы поведения.


Правовые нормы: закон, подзаконные акты, хозяйственное  право, решения судов.

Этические нормы: обычаи, права, мораль, культура, общепринятые правила ведения бизнеса, профессиональная этика.

1.1 Планирование производства

Деятельность производства основывается на планах: стратегических, текущих, оперативных, и их исполнении.

Стратегическое планирование, в связи с важностью и долгосрочностью, для предприятия имеет огромное значение и поэтому занимает особое место и относится к высшему  менеджменту.

Инструментом стратегического планирования является анализ «разрывов», шансов и рисков (сильные и слабые стороны предприятия), анализ портфеля, концепция жизненного цикла товаров.

АНАЛИЗ РАЗРЫВОВ

Сравнивается предположительно 3 сценария развития оборота продукции, реализованной потребителям.

Сценарий А: показывает, какого оборота можно достичь, если в перспективе, в существующем процессе продаж ничего не менять.

Сценарий Б: показывает какого оборота можно достичь при реализации возможности проникнуть в другие рынки, уже более интенсивно существующие.

Сценарий В: показывает какого оборота можно достичь, развивая новые продукты и осваивая рынки.

Разница между А и  Б называется оперативным разрывом, между Б и В - стратегическим разрывом.

 

 

    1. Анализ шансов и рисков

 


1.3 Анализ портфельной деятельности предприятия

I. Звезды

III. Трудные дети

II. Дойные коровы

IV. Собаки


В этой схеме речь идет о комбинации «продукт - рынок». Все  товары, которые производит предприятие, вносят после их оценки в соответствующий  квадрат портфеля, при этом площадью круга вносимого квадрата показать долю вносимого продукта.

  1. Особо успешные продукты, но им нужны деньги.
  2. Тоже успешные товары на устоявшемся рынке, зарабатывают больше, чем им нужно для развития.
  3. Не ясно, что из этих товаров получится, для внедрения на рынок им нужно больше денег, чем звездам.
  4. Продукты, которые самоокупаются, не принося прибыли.
    1. Концепция жизненного цикла предприятия

Надо проанализировать, на каком  этапе находиться ваша продукция, оценить  спрос на нее, получаемую прибыль и расходы.

III – этап снижения (спад спроса);

II – рост спроса, рост прибыли;

I – расходы > прибыль.

Высокая доля может быть из-за:

  • Интенсивного роста спроса.
  • Монопольного положения на рынке.
  • Ввиду слабой конкуренции и в связи с тем, что вы являетесь лидером в издержках производства.

Другой вариант портфельной  модели (в виде таблицы)

Характеристики

A

B

C

Степень инновации

0

+

Число возможных покупателей

+

0

Барьер вхождения на рынок

+

0


0 – плохо, – - хорошо, + - очень хорошо

В качестве инструментов оценки могут быть бальные оценки, позволяющие перейти к числовым расчетам.

    1. Текущее планирование.

 

Планирование производственной программы исходит из возможности  сбыта продукции.

Каждое предприятие  находится под воздействием внешних  и внутренних факторов. Внешняя среда предприятия может воздействовать прямо или косвенно. Внутренняя среда - это, прежде всего люди, иерархические и межличностные отношения. В зависимости от характера реакции на воздействия внешней среды можно выделить открытую и закрытую системы управления.

При закрытой системе  предприятие как бы абстрагируется от внешних воздействий – решение  проблем внутри связано с достижением  успеха – снижение себестоимости, повышение  качества.

При открытой системе  – главная предпосылка успеха отыскивалась вне предприятия. Успех обуславливался тем, насколько предприятие приспособится к новым технологиям, политической и социальной обстановке, сумеет узнавать назревающие проблемы и так далее. Из такого мышления вытекает ситуационный подход. В этих условиях стабильность технологии, пунктуальность расхода ресурсов уступает первенство маневру распределения ресурсов. Менеджеры важнее технократов.

Менеджер – это деловой человек, специалист, выявляющий потребности рынка, формирующий спрос, ставящий задачи производства, проявляющий гибкость, решительность.

Технократы – технические специалисты, хорошо знающие как производить; организующие порядок на производстве.

Любое хозяйственное  действие требует учета (учет – часть  управления предприятия; сущность его  состоит в фиксации состояния предприятия, сборе и накоплении сведений процесса – отражение этих сведений в учетных документах).

Различают 3 вида учета:

  • Оперативный
  • Бухгалтерский
  • Статистический
  1. Оперативный учет служит для текущего планирования хода хозяйственной деятельности. Характерная черта – децентрализация. Охватывает те хозяйственные операции, которые не подлежат бух. Учету.
  1. Бухгалтерский учет – основной вид, осуществляет отражение хозяйственных операций в денежном выражении. Характерная черта – обобщение счетов и двойная запись. Главная форма отчетности – баланс предприятия на определенную дату.
  2. Статистический учет – совокупность составляемых по утвержденным формам документов, которые должны представляться в установленный срок в статистические органы. Статистические данные фиксируют и систематизируют показатели наиболее типичных массовых процессов и их изменение во времени.

1.6 Бухгалтерский учет.

Актив – отражает состав и размещение средств. Пассив – источники образования.

Состав активов:

  1. Текущие активы:
    • Денежные средства (счет в банке + касса предприятия)
    • Дебиторская задолжность (неоплаченная проданная продукция)
    • Запасы
  2. Постоянные внеоборотные активы.

Состав пассивов:

  1. Текущие пассивы:
    • Краткосрочные кредиты
    • Кредиторская задолжность
  2. Долгосрочные кредиты
  3. Собственные средства.

Текущие активы и пассивы  находятся в непрерывном движении.

Соотношение текущих  активов и пассивов называется коэффициентом покрытия. Выработаны определенные нормативы коэффициентов покрытия:

Кпокр > 1,8 – дела отлично, Кпокр = 1,5…1,7 – хорошо, Кпокр = 1…1,5 – удовлетворительно.

Удельный вес собственных  средств в текущих активах  служит одним из показателей финансовой устойчивости предприятия. Если > 40% - отлично, 20…40% - устойчиво, 0…20% - жить можно.

Для правильного определения цели управления руководителям необходима информация о состоянии внешней среды и внутренней обстановки предприятия. Каждое предприятие выдает информацию для внутренних и внешних целей. Информация имеет разный состав и разные объемы для начальников. Информация используется для текущего управления и для стратегического планирования.

 

Информация – ресурс, за который надо платить. Чтобы самим собрать информацию, необходимо приобрести ее у специалистов. За ошибки приходится расплачиваться прибылью, престижем, банкротством. Часто за ошибки одних приходится расплачиваться другим.

Управленческая информация должна быть краткой, точной, оперативной, сопоставимой, непредвзятой, целенаправленной, адресной и рентабельной.

 

  1. Основные фонды.

Уставной капитал предприятия создает материально-вещественную, денежную, научно-техническую основу для начала деятельности предприятия. Для дальнейшего нормального функционирования предприятия и его развития дополнительно используются заемные средства, привлеченные средства и часть получаемой прибыли. Та часть средств, за счет которой созданы или приобретены орудия труда, которые используются в производстве многократно, сохраняют свою внешнюю форму и переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию по частя называют основными средствами. Функцию содержания основных средств называют основными фондами.

К основным фондам относятся  здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты и приспособления, хозяйственный инвентарь, производственный инвентарь и прочее.

Различают активную и  пассивную часть Основных фондов. Активная часть участвует в процессе производства, а пассивная создает условия для производства.

Информация о работе Дидактический проект подготовки рабочего по специальности «Экономист вычислительного центра» с углубленной разработкой технологий