Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 17:23, курсовая работа
Цель данной работы - анализ предприятия в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- изучить понятие жизненного цикла организации;
- проанализировать модели жизненного цикла;
- исследовать анализ моделей жизненного цикла;
- проследить основные этапы жизненного цикла ОАО «Уйский сыродельный завод»;
- провести анализ поведения ОАО «Уйский сыродельный завод» на стадии зрелости;
- изучить стратегию для конкуренции ОАО «Уйский сыродельный завод»;
- разработать направление совершенствования данной организации.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теория о жизненном цикле организации…………………....…………..5
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………..5
1.2. Этапы жизненного цикла организации……………………….…7
2. Модели жизненного цикла организации……………………………….18
2.1. Модели развития организации………………………………….18
2.2. Анализ моделей жизненного цикла…………………………….25
3. Анализ жизненного цикла на примере ОАО «Уйский сыродельный завод».............................................................................................................................28
3.1. Основные этапы жизненного цикла ОАО «Уйский сыродельный завод»…………………………………………………...............………….….28
3.2. Анализ дальнейшего поведения ОАО «Уйский сыродельный завод» на стадии зрелости…………..……….…………………………....……….32
3.3. Стратегия ОАО «Уйский сыродельный завод»……….......…..34
Заключение……………………………………………...………….………40
Список использованной литературы и источников.……………………..43
Дж. Кимберли: “Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой” (1979). Изучение создания и развития медицинских школ позволило Кимберли создать принципиально отличающуюся модель развития организаций. Он утверждает, что первая распознаваемая стадия возникает еще до фактического создания организации. На этой стадии происходит выстраивание ресурсов и формирование будущей идеологии. Все это приводит к переходу на вторую стадию развития, включающую выбор “главных схем перемещения”, найм персонала. Третья стадия включает формирование организационной идентичности. На четвертой стадии правила становятся более ригидными, структура - формализованной, организация становится более консервативной и предсказуемой в ответ на давление внешней среды.
Р. Куинн и К. Камерон: “Интегративная модель” (1983). В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий вышеперечисленные модели. Основной акцент в своем выделении четырех стадий развития они делают на эффективности деятельности организации и её критериях на различных стадиях.
Смирнов Э. А. считает, что развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы (организации), который включает восемь взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах и ликвидацию или утилизацию.4
Беляев А. А. и Коротков Э. М. считают, что существуют следующие этапы жизненного цикла организации: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах5.
Впервые вопрос о закономерности и цикличности развития организаций поставил известный специалист по общей теории систем Боулдинг К.. Он отмечал, что все организации проходят несколько фаз от рождения до зрелости и смерти, для каждой из которых характерны свои особенности функционирования.
Известная версия циклической модели развития организации разработана представителями астонской группы. Астонская группа – известна в организационно-управленческой науке группа британских исследователей, объединенных как идеологически, так и организационно в начальный период. Она состоит из психологов, социологов, политологов, экономистов и специалистов другого профиля, проводит масштабные эмпирические междисциплинарные исследования организаций сначала в региональном (Бирмингемский проект), а затем и в международном масштабе. На основе исследований были сделаны достаточно серьезные теоретические обобщения и выводы относительно механизмов формирования организационной стратегии.
С точки зрения методологии, представители астонской группы могут быть оценены как сторонники одной из поздних системных версий в теории организации, базирующейся на междисциплинарном видении организации (положения социологии, психологии, политологии и экономики) и использующие элементы ситуационного похода в объяснении принципов ее функционирования. Представители этой группы предложили два обобщенных показателя измерения структуры организации: показатель структурности деятельности и показатель концентрации власти6. Представители этой группы описывали организационное развитие как закономерный, телеологически заданный процесс, когда по мере развития организации изменяется ее способность к осуществлению радикальных инноваций, и выделяли следующие фазы:
-
возникновение организации (
- становление организации – период успешных преобразований (радикальные инновации);
-
зрелость организации – период
неудачных попыток
- период успокоенного состояния (отсутствие инноваций).
Еще одну версию теории жизненного цикла организации выдвинул сторонник эмпирического подхода Чендлер А., который связывал изменения в деятельности организации с изменениями в ее взаимоотношениях с внешней средой. Он выделял четыре фазы развития организации:
-
расширение операций и
-
рационализация ресурсов –
-
экспансия в сферу новых
- создание новых структур для оптимизации работы и рационализации планирования. На этой стадии происходит децентрализация системы организации и управления.
Несмотря на то, что в основе каждой из описанных моделей лежит своя уникальная идея, тем не менее, в каждой из них заложен смысл, отражающий сущность развития. “Развитие – это высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому”.
2.2. Анализ моделей
жизненного цикла
Рассмотрев различные модели жизненного цикла организации, видно, что в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании.
Отсутствие единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии (как, например, период рождения) могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты.
Несмотря на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они солидарны в том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства.
Еще одна особенность развития, отмеченная Куином и Камероном, состоит в том, что изменения на ранних стадиях происходят более стремительно, чем на поздних стадиях развития. Но эта закономерность нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях.
Стоит отметить также следующую особенность описанных выше моделей: как правило, стадии раннего развития и распада, или смерти, игнорируются исследователями. Это обусловлено сложностью получения информации о состоянии организации на указанных этапах. Пребывая на стадии зарождения, т.е. до формального существования, организация существует лишь в виде образа, созданного основателями компании. Очевидно, что отсутствие полного объема фиксированной информации затрудняет исследования. Между тем этап, предваряющий рождение организации, не менее важен, чем остальные. Важность его заключается в том, что основатели компании закладывают «теоретический» фундамент будущей организации, планируют главные направления ее деятельности и от правильности планирования во многом зависит успешная реализация стратегии на практике.
С другой стороны, кроме И. Адизеса, никто из исследователей не уделил должного внимания стадии распада и смерти. Данный этап по некоторым естественным причинам игнорируется в исследованиях. Желание работать с «умирающими» организациями возникает далеко не у всех, в то же время архивные исследования лишены субъективного отражения фактов, интересующего исследователей и консультантов по управлению.
Таким образом, мы провели краткий анализ созданных в разное время моделей жизненного цикла организаций, выявили основные их особенности, отметили имеющиеся недостатки.
В настоящее время в теории организации чаще всего встречается модель, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, которые, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии, выделили пять стадий развития: рождение, развитие, зрелость, расцвет, упадок.
В
приведенной ниже таблице отражены
основные критерии, по которым можно
определить (по их мнению) стадию, на которой
находится исследуемая
Таблица 2. Критерии определения стадии развития организации
Фазы развития | Критерии |
Рождение | Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник. |
Развитие | Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована. |
Зрелость | Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация. |
Расцвет | Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования. |
Спад | Ограничение выпуска продукции, прибыль падает. |
К сожалению, в авторы не рассматривают продолжительность прохождения организациями каждой стадии. Многие руководители пытаются соотнести стадии развития с возрастом их организации, но могут получить ответ лишь со значительным трудом. А ведь возраст организации – наиболее очевидный способ соотнесения реального положения дел с модельной стадией жизненного цикла. В данном отношении было бы полезно воспользоваться опытом психологов, которые разработали инструменты соотнесения физического и психологического возраста у ребенка. Вспомним хотя бы тестовые методы измерения коэффициента интеллектуальности (IQ).
На
темпы «взросления» организации
сильное влияние оказывает
Несмотря на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они согласны в том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства.
3. Анализ жизненного цикла на примере
ОАО «Уйский сыродельный завод»
3.1. Основные этапы жизненного цикла ОАО «Уйский сыродельный завод»
ОАО «Уйский сыродельный завод» основан в 1965 году. Организация работает на рынке молочных продуктов Челябинской области уже более сорока лет. Сегодня это предприятие с давними традициями и большим опытом в искусстве производства сыра, молока и молочных продуктов. Этому способствует использование новейших технологий, инвестиционная поддержка и слаженная работа всего коллектива.
В основе успеха завода – использование самых высококачественных компонентов при изготовлении конечного продукта, вода из собственной артезианской скважины с качеством, соответствующим европейским стандартам, строго контролируемый технологический процесс и, конечно же, давние традиции.
Качество
выпускаемой продукции
ОАО «Уйский сыродельный завод» – предприятие с высокой степенью автоматизации технологических процессов. В 1990 году смонтировано оборудование фирмы Tetra-Pak по высокотемпературной обработке молока с длительным сроком хранения. Кроме основного вида деятельности по переработке молока и выпуску сыров компания имеет свою транспортную службу, с помощью которой производится доставка продукта в города Челябинской области.