Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 05:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение стадии жизненного цикла предприятия по средствам применения различных методов.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- определить понятие жизненного цикла организации, его стадии;
- рассмотреть методы определения стадий жизненного цикла организации;

Содержание

Введение
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Основная концепция жизненного цикла предприятия
5
1.2 Методы определения стадий жизненного цикла организации
12
1.3 Роль методов в организационной диагностике предприятия
19
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОАО «КАМЫШЛОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»

2.1 Основные этапы жизненного цикла ОАО «Камышловский молочный завод»
22
2.2 Анализ поведения ОАО «Камышловский молочный завод» на стадии зрелости

25
3 Совершенствование деятельности ОАО «Камышловский молочный завод» на стадии зрелости

27
Заключение
33
Список использованной литературы
35

Работа содержит 1 файл

курс.ЖИЗН.ЦИКЛ ОРГ..docx

— 480.66 Кб (Скачать)

 

Содержание 

 

Введение 

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Основная концепция жизненного  цикла предприятия

5

1.2 Методы определения стадий жизненного цикла организации

12

1.3 Роль методов в организационной диагностике предприятия

19

2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО  ЦИКЛА ОАО «КАМЫШЛОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ  ЗАВОД»

 

2.1 Основные этапы жизненного цикла  ОАО «Камышловский молочный завод»

22

2.2 Анализ поведения ОАО «Камышловский молочный завод» на стадии зрелости

 

25

3 Совершенствование деятельности ОАО «Камышловский молочный завод» на стадии зрелости

 

27

Заключение

33

Список использованной литературы

35


 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.

Актуальность работы объясняется  тем, что в современном бизнесе  преуспевающий менеджер должен четко ориентироваться в окружающем нас мире и своевременно реагировать на складывающуюся ситуацию. Очевидно, что вопросы управления жизненным циклом относятся к стратегическим задачам. Не зная, на какой стадии развития находится предприятие, руководитель предприятия не сможет разработать верную стратегию, не сможет оценить, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Эти знания имеют большую практическую ценность независимо от того, являетесь ли вы менеджером государственного, частного или (в особенности) своего собственного предприятия.

Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Очень важна проблема состава и  значений критериев определения  положения организации на кривой жизненного цикла. Важно  идентифицировать условия, обусловливающие возможность  и необходимость перехода организации  на новую кривую жизненного цикла.

Важность выбора методов определения стадии жизненного цикла организации обусловливает внимание к данной проблеме со стороны ученых и практиков в рассматриваемой области.

Актуальность  данной работы обусловлена необходимостью уделять должное внимание теоретическим  основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали  уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.

Цель  данной работы – определение стадии жизненного цикла предприятия по средствам применения различных методов.

Исходя  из цели, были поставлены следующие задачи:

- определить понятие жизненного цикла организации, его стадии;

- рассмотреть методы определения стадий жизненного цикла организации;

- определить  стадию жизненного цикла ОАО «Обуховские минеральные воды»;

- наметить  пути совершенствования деятельности  организации на данной стадии  жизненного цикла.

Методологической  базой исследования послужили научные  труды таких известных авторов  как: Акофф Р., Акулов В. Б., Рудаков М. Н., Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходачек А.М., Болотов С.П., Воробьев С.О., Дырин С.П., Лавизина О.В., Попов Е.В., Хмелькова Н.В., Федько В.П.

В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Основная концепция жизненного  цикла предприятия

 

Учитывая  зависимость любой организации  от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти  это утверждение верно. Однако еще  в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.1

Выявленная  закономерность нашла свое отражение  в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация  принципиально изменяет ценности и  ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается.

На средний  срок жизни организации влияет множество  факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.

Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».2

Можно утверждать, что психологический возраст  организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется  индивидуальность развития организаций.

Модель  жизненного цикла была создана для  прогнозирования изменений, ожидаемых  в организации, находящейся в  той или иной стадии развития. Получив  информацию о пребывании организации  на определенном этапе, руководитель может  с большей долей уверенности  оценить правильность принятого  в фирме стиля руководства. Также  это позволяет предусмотреть  негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно  предупредить их появление, либо (при  неизбежности их возникновения) предотвратить  возможные последствия.3

Итак, жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Жизненный цикл имеет следующий вид:

- зарождение и становление,

- рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка,

- зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем

- старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами.

В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже — других стадиях).

А) Становление. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение , поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит  создание организации. Основателем  выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками  выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя  и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки  и неформальны. Все работают много  и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие  доходы.

Контроль  основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация  не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура  управления. Основное внимание уделяется  созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует  отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много  лет.

На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.4

Фирмы возникают  добровольно, потому что они представляют более эффективный метод организации  производства. На первом этапе своего развития фирма ведет себя как  серая мышка — подбирает зернышки, которые упускают из виду более крупные  рыночные структуры.

На этапе  возникновения фирмы очень важно  определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия -приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.

Б)Рост. Стадия развития. Этап коллегиальности

Этап  коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей  миссии и формирование стратегии  развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Успешность  развития организации на этом этапе  зависит от того:

- насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

- насколько  члены организации обогащают лидера идеями;

- готовности членов организации реализовывать решения лидера;

- насколько эффективно построена коллективная работа.

Если  отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями — тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нeм успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.

Осложняется тем, что создатели компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. Это означает серьезное изменение  стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля. В целом стадия роста характеризуется:

- увеличением числа сотрудников;

- разделением труда и ростом специализации;

- более формальными и обезличенными коммуникациями;

- внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.

Главными  задачами организации являются: создание условий для экономического роста  и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Опыт, накопленный  на предыдущей стадии, проходит через  активную проработку. Процессы экстернализации (означает переход действия из внутреннего во внешний план) и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального онтологического уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.5

Для максимально  разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам  комбинации и интернализации (процесс осваивания внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами) знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.

В.Зрелость. Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

Этап  формализации деятельности — период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

Информация о работе Жизненный цикл организации