Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 17:23, курсовая работа
Цель данной работы - анализ предприятия в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- изучить понятие жизненного цикла организации;
- проанализировать модели жизненного цикла;
- исследовать анализ моделей жизненного цикла;
- проследить основные этапы жизненного цикла ОАО «Уйский сыродельный завод»;
- провести анализ поведения ОАО «Уйский сыродельный завод» на стадии зрелости;
- изучить стратегию для конкуренции ОАО «Уйский сыродельный завод»;
- разработать направление совершенствования данной организации.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теория о жизненном цикле организации…………………....…………..5
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………..5
1.2. Этапы жизненного цикла организации……………………….…7
2. Модели жизненного цикла организации……………………………….18
2.1. Модели развития организации………………………………….18
2.2. Анализ моделей жизненного цикла…………………………….25
3. Анализ жизненного цикла на примере ОАО «Уйский сыродельный завод».............................................................................................................................28
3.1. Основные этапы жизненного цикла ОАО «Уйский сыродельный завод»…………………………………………………...............………….….28
3.2. Анализ дальнейшего поведения ОАО «Уйский сыродельный завод» на стадии зрелости…………..……….…………………………....……….32
3.3. Стратегия ОАО «Уйский сыродельный завод»……….......…..34
Заключение……………………………………………...………….………40
Список использованной литературы и источников.……………………..43
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Факультет управления
Кафедра
менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Теория организации»
на тему:
Жизненный
цикл организаций
Челябинск
2010
Содержание
Введение………………………………………
1.
Теория о жизненном цикле
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………..5
1.2. Этапы жизненного цикла организации……………………….…7
2.
Модели жизненного цикла
2.1. Модели развития организации………………………………….18
2.2. Анализ моделей жизненного цикла…………………………….25
3.
Анализ жизненного цикла на примере
ОАО «Уйский сыродельный завод»........................
3.1. Основные этапы жизненного цикла ОАО
«Уйский сыродельный завод»………………………………………………….....
3.2. Анализ дальнейшего поведения
ОАО «Уйский сыродельный завод» на стадии
зрелости…………..……….…………………………..
3.3. Стратегия ОАО «Уйский сыродельный завод»……….......…..34
Заключение…………………………………
Список
использованной литературы и источников.……………………..43
Введение
Каждый день образуется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.
Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм. Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным.
Объектом данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации».
Предмет курсовой работы – ОАО «Уйский сыродельный завод».
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.
Цель данной работы - анализ предприятия в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
-
изучить понятие жизненного
- проанализировать модели жизненного цикла;
-
исследовать анализ моделей
- проследить основные этапы жизненного цикла ОАО «Уйский сыродельный завод»;
- провести анализ поведения ОАО «Уйский сыродельный завод» на стадии зрелости;
-
изучить стратегию для
-
разработать направление
Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Первая
глава описывает теорию жизненного
цикла организации, во второй рассматриваются
модели жизненного цикла организации,
предложенные различными учеными и исследователями,
а третья глава является аналитической
частью, в которой на практике рассмотрен
жизненный цикл конкретного предприятия.
В заключении подведены итоги работы,
сделаны основные выводы.
1. Теория о жизненном цикле организации
1.1.
Сущность жизненного
цикла организации
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.
Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.
Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».
Можно утверждать, что психологический возраст организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.
1.2. Этапы жизненного
цикла организации
Графически основные этапы жизненного цикла организации представлены на рис. 1. На рисунке показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный ниспадающей кривой.
Рис. 1. Жизненный цикл организации1
Этап предпринимательства
Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.
Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.
На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.