Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 05:53, реферат

Описание работы

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Не смотря на все дискуссии, специалисты сходятся в том, что полный жизненный цикл организации включает в себя такие стадии: - становление, формирование, - интенсивный рост, стадия развития (или размножение) - стабилизация, зрелость - кризис (спад) ( смерть) – последняя стадия может и не наступить.

Работа содержит 1 файл

жизненый цикл орг-ии.docx

— 28.97 Кб (Скачать)

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.                                                                                    Не смотря на все дискуссии, специалисты сходятся в том, что полный жизненный цикл организации включает в себя такие стадии:                                                                                     - становление, формирование,                                                                                                            - интенсивный рост, стадия развития (или размножение)                                                                - стабилизация, зрелость                                                                                                                 - кризис (спад) ( смерть) – последняя стадия может и не наступить. Может возродиться или преобразоваться.                                                                                                            Например:   ООО (общество с ограниченной ответственностью) в ОАО, ЗАО, производственный кооператив. (ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). АО (закрытое или открытое)  только в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнерство. (ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах»).1. Становление----организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения.                                                                                      В эту стадию входят следующие явления: зарождение , поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор персонала и выпуск первой партии продукта. Происходит создание организации,  в одиночку или с несколькими соратниками выполняющие все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы. Организации характерна простая структура управления. Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. На первом этапе своего развития фирма ведет себя как серая мышка — подбирает зернышки, которые упускают из виду более крупные рыночные структуры.

Стадия.

Цель

Тип стратегии. Краткое описание Краткая характеристика стратегии Характеристика  особенностей персонала
Форми-      рование.

"Заявка" на

рынке товаров/ услуг 
 

Предпринимательская.

Привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать  привлекательным для клиента

Принимаются проекты  с высокой степенью финансового  риска, минимальным количеством  действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер. Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников

2.Рост-----Стадия развития. Период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития, идет активное освоение рынка.Успешность зависит: • насколько полно понимают идеи лидера члены организации, обогащают его идеями, реализованность решений лидера, эффективность построения коллективной работы. Нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля. Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста, обеспечение высокого качества товаров и услуг.Согласовываются цели,  формируются видения организации как отдельной сущности, осознаётся взаимоотношение с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования всех членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.Для быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять системе приёмов и оценивание знаний на организационном уровне. Следовательно, важной особенностью организации на этом этапе является готовность к борьбе.

Стадия. Цель Тип стратегии. Краткое описание Краткая характеристика стратегии Характеристика  особенностей персонала
       
Интенсивный

рост.

"Размножение  систем" 
 

Динамический  рост.

Нарастающий рост объемов и качества услуг  и соответственно числа структур 

Степень риска  — меньшая.

Постоянное  сопоставление

текущих целей и создание фундамента для  будущего.

Письменная  фиксация политики фирмы и основных процедур

Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях,

проблемная  ориентация

персонала

3.Зрелость----Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.Этап формализации деятельности— период стабилизации роста.К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. На этом этапе, наиболее интенсивны внутренний стратегии, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, дали свои плоды. Организация достигает лидирующего положения на рынке. Увеличивается ассортимент выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.  Создаются новые подразделения, структура становится более сложной и иерархической. Усиливается централизация.Зрелость организации означает, что ей удается сохранять устойчивое положение на рынке.

Стадия.

Цель

Тип стратегии.

Краткое описание

Краткая

характеристика  стратегии

Характеристика  особенностей персонала
Стабилизация.

Зрелость.

Закрепление на рынке, достижения максимального  уровня рентабельности

Прибыльность.

Поддержание системы в равновесии

В центре внимания — сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода

процедурные правила

Служащие, достигающие  максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска

4. Упадок. -  Кризис организации — самый трудный этап ее существования, поскольку это — сопротивление кризису и поиск путей выхода из критического состояния и нахождение альтернатив.Стадия старости. Этап спада.Этап спада  — период падения сбыта и снижение прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).                                                                                                 Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.                                                                                                                       В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации . В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а принятые ценности членами коллектива не воспринимаются как ценность. По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем.                 Менеджерам –  т.е.управленцам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений! могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла?!, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений.                                                Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают, осознают и учитывают  в своих действиях жизненный цикл организации и каждую его стадию.

Стадия. Цель Тип стратегии. Краткое описание Краткая характеристика стратегии Характеристика  особенностей персонала
Спад.     Прекращение нерентабельного, затратного производства. Возрождение Ликвидация.

Ликвидация части  производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и  психологической

Предпринимательская/ Ликвидация. Снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности

Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем — сокращение работающих. Основное — спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные. Гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда.

Жизненный цикл организации (ЖЦО) — точки «перелома»: причины и антикризисные (инновационные) действия. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий: 1. рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача — выход на рынок;                                                    2. детство и юность: главная цель — получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача — укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда — планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;                                                      3. зрелость: главная цель — систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счёт делегирование полномочий; основная задача — рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда — разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;                                                 4.старение организации: главная цель — сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача — обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях;                                       5. возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача — омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.  

Информация о работе Жизненный цикл организации