Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия жизненного цикла организации, а так же особенности управления организацией на каждом из этапов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- изучить понятие жизненного цикла организации;
- рассмотреть модели жизненного цикла;
- охарактеризовать этапы жизненного цикла;
- сформулировать принципы управления, применяя модель жизненного цикла организации.
Введение 3
1 Понятие жизненного цикла организации 5
2 Модели жизненного цикла организации 7
2.1 Модель жизненного цикла организации Л. Грейнера 7
2.2 Графическая модель жизненного цикла организации И. Адизеса 9
2.3 Модель российских исследователей 11
3 Этапы жизненного цикла организации 13
3.1 Этап предпринимательства 13
3.2 Этап коллективности 16
3.3 Этап формализации и управления 19
3.4 Этап выработки структуры 21
3.5 Этап упадка 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономико-математический факультет
Кафедра
экономической теории и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «экономика организаций (предприятий)»
на тему
«Жизненный цикл организации»
Выполнил: студент 2 курса
Заочной формы обучения
Группы Э-21с
Камалтдинова
А.Р.
Научный руководитель:
асс.
Тимиршина С.В.
Нефтекамск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Понятие жизненного
цикла организации
2 Модели жизненного
цикла организации
2.1 Модель
жизненного цикла организации Л. Грейнера
2.2 Графическая модель жизненного цикла организации И. Адизеса 9
2.3 Модель
российских исследователей
3 Этапы жизненного
цикла организации
3.1 Этап
предпринимательства
3.2 Этап
коллективности
3.3 Этап
формализации и управления
3.4 Этап
выработки структуры
3.5 Этап
упадка
Заключение
Список используемой
литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Как мир меняется, и как я сам меняюсь, лишь именем одним я называюсь...» Эти строчки вполне можно отнести и к организации - она растет, меняются ее цели, задачи, амбиции, изменяются люди. Как любой живой организм, она проходит в своем развитии определенные этапы, переход на новый этап сопровождается кризисом, который дает возможность двигаться дальше. Симптомы одинаковы для всех компаний независимо от вида бизнеса и географии: формирование организации, интенсивный рост, стабилизация, внутреннее предпринимательство, спад.
В теории менеджмента развивается направление, в рамках которого исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации лежит аналогия с биологическими объектами. Однако, как отмечают российские исследователи, следует подчеркнуть ограниченность этой аналогии. Биологические организмы начинают умирать с первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать об организации, поскольку никакая организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации.
Одним
из подходов к определению значения
термина «организационное развитие»
является рассмотрение этого понятия
как «естественного процесса качественных
изменений в организации, производных
от ее возраста… или то, что в
литературе называют «жизненным циклом
организации»1. Эмпирическим путем
было выяснено, что любые компании проходят
определенные стадии в своем развитии,
универсальные для организаций любых
размеров и форм.
Актуальность
данной работы обусловлена необходимостью
руководителей уделять должное
внимание теоретическим основам
функционирования организации. Это
важно для того, чтобы методы развития,
внедряемые менеджерами, соответствовали
уровню естественного развития организации.
Использование графических, визуальных
моделей при определении
Целью курсовой работы является изучение понятия жизненного цикла организации, а так же особенности управления организацией на каждом из этапов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
-
изучить понятие жизненного
- рассмотреть модели жизненного цикла;
-
охарактеризовать этапы
-
сформулировать принципы
Предметом моей курсовой работы будет рассмотрение основных подходов к пониманию организационного развития, при этом под развитием организации будем понимать естественный, закономерный процесс, или то, что в литературе называют жизненным циклом организации.
Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время и разными авторами моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании.
Организация
- это реально существующее, но преходящее
и «смертное» образование, которое функционирует
не просто во времени, но в определенных
временных рамках. Эти временные рамки
могут «сжиматься» и «растягиваться»
в зависимости от конкретного временного
периода, в котором существует определенная
организация (от дней и месяцев до десятков
и даже сотен лет).
1 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.2
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х гг. XX в. было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства. 3
Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности [9]. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие [1,42].
Еще в 1965 г. Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» [2].
Можно утверждать, что психологический возраст организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.
Таким
образом, модель жизненного цикла была
создана для прогнозирования
изменений, ожидаемых в организации,
находящейся в той или иной
стадии развития. Получив информацию
о пребывании организации на определенном
этапе, руководитель может с большей
долей уверенности оценить
Итак, жизненный цикл организации – это совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение, обновление.4
На сегодняшний день, выделяются три модели жизненных циклов и развития организации, которые были предложены Л. Грейнером, И. Адизесом, Е. Емельяновым и С. Поварницыной.
Суть этих моделей состоит в том, что жизненный цикл предприятия представляет собой последовательность сменяющих друг друга этапов или стадий, которые имеют определенные характеристики.
Во
многом от изначальной концепции
и определения того, что есть организация,
зависит то, как мы будем относиться
к управлению этой организацией. Концепции
жизненных циклов — одни из самых
мощных и наиболее часто используемых
в реальной жизни. Эти модели способны
дать системное представление об
организационных проблемах и
отношениях. Во-первых, они позволяют
прогнозировать развитие событий и
возникновение критических
1.2
Модель жизненного цикла
организации Л.Грейнера
Одна моделей цикла организации (1972г.), предложенная Ларри Грейнером, описывает этапы жизненного пути организации. По мнению Грейнера, наибольшее значение для построения модели организационного развития имеют пять ключевых факторов:
Грейнер последовательно выделяет пять этапов эволюции и революции на жизненном пути организации, называя их «стадиями роста». Каждая стадия — одновременно следствие предыдущей и причина последующей стадии. Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим стилем управления, используемым для поддержания роста, в то время как каждый революционный период характеризуется доминирующей проблемой управления, которая должна быть решена до того, как рост может быть продолжен.5