Взаимодействие школы и клубных учреждений в организации досуга детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на территории ПМР учреждения клубного типа вместе с общеобразовательными школами опираясь на общественный интерес в сфере досуга, стараются привлечь для развития свободного времени как можно больше детей и подростков. Так как, прежде всего, родители хорошо понимают, каким огромным образовательным и воспитательным потенциалом обладает досуг в развитии породных задатков ребенка, воспитании его характера, подготовке к сознательному выбору профессии. При взаимодействии школы и клуба дети и подростки заняты интересным и любимым делом не только целой группой, но и индивидуально. Ведь досуг является благоприятной почвой для усвоения детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. На сегодняшний день необходимо стремиться привлечь к творческой деятельности детей заинтересованных, увлеченных, с которыми интересно работать. Но вне зоны нашего внимания не должны оставаться подростки группы риска. А ведь именно этих детей необходимо занять во внеурочной деятельности, чтобы направить их энергию в нужное русло. Для этого необходимо взаимодействие учреждений культуры и общеобразовательных школ в разработке новых программ, имеющие адресную направленность, ставящие своей целью привлечь к кружковой деятельности всех детей и подростков. Ведь при помощи двух учреждений наибольшим образом развиваются интересы подрастающего поколения, в процессе занятий любимым делом, развиваются не только духовные потребности, вкусы, кругозор, но и формируются творческие качества личности каждого подростка, от которых и создаётся атмосфера дружеского общения и в клубе и в школе. В настоящее время органы народного образования и культуры максимально способствуют организациям в развитии досуга детей и подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Организация свободного времени детей и подростков в
общеобразовательных школах и учреждениях клубного типа. 1.1Организация досуга детей и подростков.………….………................5 1.2Развитие творческой деятельности детей и подростков .………...…9 Глава 2. Развитие творческих способностей в условиях школы и клуба.
На примере Слободзейского района.
2.1.Взаимодействие учреждений клубного типа и общеобразовательных школ в организации досуга детей и подростков………………………………..…....13
2.2.Развитие творческого процесса детей и подростков в сфере досуга. На примере хореографически – театрального коллектива «Карамель» села Фрунзе. ……………………………………………………………………..…....16
Заключение……………………………………………………………………....20
Список литературы…………………………………………………………...…22 Приложение.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая номер 3.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Факультет искусства и архитектуры

Кафедра социально-культурной деятельности и  актерского  искусства  
 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА

       по дисциплине «Социально-культурная деятельность»

      Тема: « Взаимодействие школы и клубных учреждений в

                   организации досуга  детей и  подростков». 
 

                                                                                Выполнила:

             Студентка 2 курса

                                                                          23 группы

             КОЛЬЧЕВА А. И. 

             Преподаватель:

             кафедры СКД

             и актерского искусства.

                                                                         Заслуженный работник 

                                                                         культуры ПМР

                                                                        АДАМЕНКО Е. А.                                                           
 
 
 
 
 

                                  Тирасполь  2010 г.

                                      Содержание. 

Введение………………………………………………………………………..….2               

Глава 1. Организация  свободного времени детей и подростков в

общеобразовательных школах и  учреждениях клубного типа. 1.1Организация досуга детей и подростков.………….………................5 1.2Развитие творческой деятельности детей и подростков .………...…9  Глава 2. Развитие творческих способностей в условиях школы и клуба.

На  примере Слободзейского района.

2.1.Взаимодействие учреждений клубного типа и общеобразовательных школ в организации досуга детей и подростков………………………………..…....13                                                                                                                                                 

2.2.Развитие творческого процесса детей и подростков в сфере   досуга. На примере хореографически – театрального коллектива «Карамель» села Фрунзе. ……………………………………………………………………..…....16

Заключение……………………………………………………………………....20

Список  литературы…………………………………………………………...…22 Приложение.

  

                                                   

                                                            
 
 

                                                             Введение. 

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что на территории ПМР учреждения клубного типа вместе с общеобразовательными школами опираясь на общественный интерес в сфере досуга, стараются привлечь для развития свободного времени как можно больше детей и подростков. Так как, прежде всего, родители хорошо понимают, каким огромным образовательным и воспитательным потенциалом обладает досуг в развитии породных задатков ребенка, воспитании его характера, подготовке к сознательному выбору профессии. При взаимодействии школы и клуба дети и подростки заняты интересным и любимым делом не только целой группой, но и индивидуально. Ведь досуг является благоприятной почвой  для усвоения детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. На сегодняшний день необходимо стремиться привлечь к творческой деятельности детей заинтересованных, увлеченных, с которыми интересно работать. Но вне зоны нашего внимания не должны оставаться подростки группы риска. А ведь именно этих детей необходимо занять во внеурочной деятельности, чтобы направить их энергию в нужное русло. Для этого необходимо взаимодействие учреждений культуры и общеобразовательных школ в разработке новых программ, имеющие адресную направленность, ставящие своей целью привлечь к кружковой деятельности всех детей и подростков. Ведь при помощи двух учреждений наибольшим образом развиваются интересы подрастающего поколения,  в процессе занятий любимым делом, развиваются не только духовные потребности, вкусы, кругозор, но и формируются творческие качества личности каждого подростка, от которых и создаётся атмосфера дружеского общения и в клубе и в школе. В настоящее время органы народного образования и культуры максимально способствуют организациям в развитии досуга детей и подростков.  
 

Объект  исследования: организация и развитие свободного времени детей и подростков.

Предмет исследования: взаимодействие школ и домов культуры в организации досуга детей и подростков.

 Цель исследования: анализ основных компонентов организации досуга детей и подростков в условиях школы и клуба.

Достижение  этой цели предполагает решение следующих  задач:

1. Изучить  научную литературу по данной теме и рассмотреть теоретические направления   досуга детей  и подростков.

2. Определить основную сущность и функции досуга детей и подростков.

3. Рассмотреть взаимодействие учреждений культуры и школ в развитии досуга подростков.

4. Проанализировать основные - воспитательные направления школы и клуба в процессе организации досуга детей и подростков.

5. Выявить и определить основные особенности организации досуга детей и подростков.

База  исследования: дом культуры села Фрунзе Слободзейского района.

Степень изучения литературы.

При написании  курсовой работы был привлечён достаточно широкий круг источников. Ссылки:  Иванов И. П. Педагогика коллективных творческих дел. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. Среди разнообразных источников для данной работы были изучены материалы по книге Стрельцов Ю. А. Клуб – организаторы отдыха и развлечений. Бабкин Н.Н. Развитие познавательной и творческой деятельности школьников в условиях соединения обучения с производительным трудом // Соединение обучения с производительным трудом - ведущий принцип трудового воспитания. В качестве источников справочного характера автором привлекались годовые отчёты  учреждений культуры клубного типа. В частности  в работе служили такие издания, как Особенности клубной работы с детьми Фролова Г. И., Педагогический процесс в клубных самодеятельных объединениях Сасыхов А. В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

Организация свободного времени детей и подростков в общеобразовательных школах и учреждениях клубного типа. 

1.1. Организация досуга детей и подростков.

. Свободное время является одним из важных средств формирования личности детей и подростков. Досуг это деятельность, а значит не пустое время провождение. Это деятельность, осуществляемая в русле определённых интересов и целей, которые ставит перед собой подросток. Усвоение культурных ценностей, творчество – вот чем и ещё многим другим могут быть заняты дети и подростки в свободное время. Например, музыка. Она занимает существенное место в жизни каждого подростка. Детям расширяется художественный кругозор, прививается интерес к музыкальному искусству, развивается творческая способность воспринимать музыку. Она может быть любой – классической, популярной или современной. Но главное чтоб она доходила до сердца, трогала душу. Тогда дети и подростки проводят досуг в хореографическом коллективе, либо игрой на музыкальных инструментах, например фортепиано, скрипка, и др. То - есть дети, и подростки с помощью музыки раскрывают свой внутренний мир. Показывая тем самым, дети могут, хотят и будут, как можно больше заниматься музыкой. Ещё большой интерес выражен в художественном досуге. Даже если дети и подростки не нарисуют выдающего шедевра современности, зато этот рисунок может стать выражением его чувств, эмоций,  настроения, способом расслабится.  Рисуя свои собственные мысли, дети и подростки раскрывают свой внутренний  мир, показывая тем самым, что  хотелось бы, видеть вокруг в том или другом понимании. Как бы  поясняя вот, какое наше новое поколение, и как нам хочется жить. Досуг в сельской местности дети проводят в общеобразовательной школе, а также в доме культуры. Находясь в клубе, дети и подростки объединяются по интересам, а значит, им легче найти самих себя, самоутвердится, в каком – то отношении почувствовать себя первыми  среди равных. Это очень необходимо детям и подросткам в процессе развития и преодоления комплекса неполноценности.    Рекреативный досуг – походы (например, по ближайшему парку или лесу), экскурсии, кружки общения по интересам. Так же  сюда входит и игровая досуговая деятельность – это конкурсы, викторины, игровые программы, внеклассные мероприятия. Рациональный досуг - это тщательно спланированное свободное время, включающее в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Очень интересен досуг  в изучении народных традиций, обрядов и праздников, дети и подростки учатся исполнять народные песни и водить хороводы. Детям так же  нравится проводить свободное время, занимаясь народной вышивкой – это вышивка гладью  или крестиком, плетение бисером. Широко распространен вид досуга как занятие спортом.  Например, дзюдо, единоборство на татами - позволяет воспитать в каждом подростке волю и характер, учит разумно и ответственно походить к применению силы. Спорт отвлекает  подростков от улицы, открывая им возможность полноценно проявить свои таланты и реализовать свои возможности, ощутить себя спортсменами, способными защищать честь своей Родины. Если подросткам нравится гонять футбольный мяч, то он всегда может занять себя  в свободное время в паке или на стадионе. На сегодняшний день у подростков обострился интерес к киноискусству, ходить в кино становится всё более популярным, а также   интересен и драматический театр. Здесь всё происходит  на виду, на сцене, и это даёт ощущение  того, что всё происходящее погружает детей в какое – то другое пространство, туда, где происходит то или иное представление. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют детей переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Занятия в драматическом кружке развивает у детей и подростков речевые навыки и умение держать себя на публике, повышает самооценку. Большой интерес вызывает хореографический досуг. Танцы в наши дни являются полноправными искусством, и лишь в процессе танца дети способны выразить и показать свой эмоциональный настрой. Популярен вид досуга как верховая езда. Она помогает улучшить  физическую форму  и детей и подростков. Кроме того, это, возможность побыть на природе (при полевой езде), а иногда найти новых друзей (особенно в конных походах). Кроме того, верховая езда улучшает осанку, оказывает положительное воздействие при заболеваниях нервной системы, улучшает работу сердечной мышцы. Но главное, несомненно, - это тот положительный эмоциональный заряд, который  испытывают дети  и подростки от общения и контакта с лошадью. Наибольшую пользу детям и подросткам приносят занятия физкультурой и спортом, а также принадлежность к социальным группам по интересам.

Досуг - дело серьезное, ему нужно учиться, чтобы распоряжаться своим свободным  временем с умом, пользой, удовольствием. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, туризм, художественное творчество и др. Досуг оказывает значительное влияние на все аспекты благополучия, особенно на позитивные эмоции, психическое и физическое здоровье, в меньшей степени - на счастье. Одной из важнейших задач детского досуга – помощь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От  вопроса «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей и подростков:

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

Информация о работе Взаимодействие школы и клубных учреждений в организации досуга детей и подростков