Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:58, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на территории ПМР учреждения клубного типа вместе с общеобразовательными школами опираясь на общественный интерес в сфере досуга, стараются привлечь для развития свободного времени как можно больше детей и подростков. Так как, прежде всего, родители хорошо понимают, каким огромным образовательным и воспитательным потенциалом обладает досуг в развитии породных задатков ребенка, воспитании его характера, подготовке к сознательному выбору профессии. При взаимодействии школы и клуба дети и подростки заняты интересным и любимым делом не только целой группой, но и индивидуально. Ведь досуг является благоприятной почвой для усвоения детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. На сегодняшний день необходимо стремиться привлечь к творческой деятельности детей заинтересованных, увлеченных, с которыми интересно работать. Но вне зоны нашего внимания не должны оставаться подростки группы риска. А ведь именно этих детей необходимо занять во внеурочной деятельности, чтобы направить их энергию в нужное русло. Для этого необходимо взаимодействие учреждений культуры и общеобразовательных школ в разработке новых программ, имеющие адресную направленность, ставящие своей целью привлечь к кружковой деятельности всех детей и подростков. Ведь при помощи двух учреждений наибольшим образом развиваются интересы подрастающего поколения, в процессе занятий любимым делом, развиваются не только духовные потребности, вкусы, кругозор, но и формируются творческие качества личности каждого подростка, от которых и создаётся атмосфера дружеского общения и в клубе и в школе. В настоящее время органы народного образования и культуры максимально способствуют организациям в развитии досуга детей и подростков.
Введение………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Организация свободного времени детей и подростков в
общеобразовательных школах и учреждениях клубного типа. 1.1Организация досуга детей и подростков.………….………................5 1.2Развитие творческой деятельности детей и подростков .………...…9 Глава 2. Развитие творческих способностей в условиях школы и клуба.
На примере Слободзейского района.
2.1.Взаимодействие учреждений клубного типа и общеобразовательных школ в организации досуга детей и подростков………………………………..…....13
2.2.Развитие творческого процесса детей и подростков в сфере досуга. На примере хореографически – театрального коллектива «Карамель» села Фрунзе. ……………………………………………………………………..…....16
Заключение……………………………………………………………………....20
Список литературы…………………………………………………………...…22 Приложение.
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Факультет искусства и архитектуры
Кафедра
социально-культурной деятельности и
актерского искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социально-культурная деятельность»
Тема: « Взаимодействие школы и клубных учреждений в
организации досуга детей и
подростков».
Студентка 2 курса
КОЛЬЧЕВА А. И.
Преподаватель:
кафедры СКД
и актерского искусства.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Организация свободного времени детей и подростков в
общеобразовательных
школах и учреждениях
клубного типа. 1.1Организация досуга
детей и подростков.………….………...........
На примере Слободзейского района.
2.1.Взаимодействие
учреждений клубного типа и общеобразовательных
школ в организации досуга детей и подростков………………………………..…....
2.2.Развитие
творческого процесса детей и подростков
в сфере досуга. На примере хореографически
– театрального коллектива «Карамель»
села Фрунзе. ……………………………………………………………………..….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Актуальность
данной темы обусловлена тем, что на
территории ПМР учреждения клубного
типа вместе с общеобразовательными школами
опираясь на общественный интерес в сфере
досуга, стараются привлечь для развития
свободного времени как можно больше детей
и подростков. Так как, прежде всего, родители
хорошо понимают, каким огромным образовательным
и воспитательным потенциалом обладает
досуг в развитии породных задатков ребенка,
воспитании его характера, подготовке
к сознательному выбору профессии. При
взаимодействии школы и клуба дети и подростки
заняты интересным и любимым делом не
только целой группой, но и индивидуально.
Ведь досуг является благоприятной почвой
для усвоения детьми и подростками фундаментальных
человеческих потребностей. На сегодняшний день
необходимо стремиться привлечь к творческой
деятельности детей заинтересованных,
увлеченных, с которыми интересно работать.
Но вне зоны нашего внимания не должны
оставаться подростки группы риска. А
ведь именно этих детей необходимо занять
во внеурочной деятельности, чтобы направить
их энергию в нужное русло. Для этого необходимо
взаимодействие учреждений культуры и
общеобразовательных школ в разработке
новых программ, имеющие адресную направленность,
ставящие своей целью привлечь к кружковой
деятельности всех детей и подростков.
Ведь при помощи двух учреждений наибольшим
образом развиваются интересы подрастающего
поколения, в процессе занятий любимым
делом, развиваются не только духовные
потребности, вкусы, кругозор, но и формируются
творческие качества личности каждого
подростка, от которых и создаётся атмосфера
дружеского общения и в клубе и в школе.
В настоящее время органы народного образования
и культуры максимально способствуют
организациям в развитии досуга детей
и подростков.
Объект исследования: организация и развитие свободного времени детей и подростков.
Предмет исследования: взаимодействие школ и домов культуры в организации досуга детей и подростков.
Цель исследования: анализ основных компонентов организации досуга детей и подростков в условиях школы и клуба.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научную литературу по данной теме и рассмотреть теоретические направления досуга детей и подростков.
2. Определить основную сущность и функции досуга детей и подростков.
3. Рассмотреть взаимодействие учреждений культуры и школ в развитии досуга подростков.
4. Проанализировать основные - воспитательные направления школы и клуба в процессе организации досуга детей и подростков.
5. Выявить и определить основные особенности организации досуга детей и подростков.
База исследования: дом культуры села Фрунзе Слободзейского района.
Степень изучения литературы.
При написании
курсовой работы был привлечён достаточно
широкий круг источников. Ссылки: Иванов
И. П. Педагогика коллективных творческих
дел. Анцыферова
Л.И. Психология формирования и развития
личности. Среди разнообразных источников
для данной работы были изучены материалы
по книге Стрельцов Ю. А. Клуб – организаторы
отдыха и развлечений. Бабкин Н.Н. Развитие
познавательной и творческой деятельности
школьников в условиях соединения обучения
с производительным трудом // Соединение
обучения с производительным трудом -
ведущий принцип трудового воспитания.
В качестве источников справочного характера
автором привлекались годовые отчёты
учреждений культуры клубного типа. В
частности в работе служили такие издания,
как Особенности клубной работы с детьми
Фролова Г. И., Педагогический процесс
в клубных самодеятельных объединениях
Сасыхов А. В.
Глава 1.
Организация
свободного времени
детей и подростков
в общеобразовательных
школах и учреждениях
клубного типа.
1.1. Организация досуга детей и подростков.
. Свободное время является одним из важных средств формирования личности детей и подростков. Досуг это деятельность, а значит не пустое время провождение. Это деятельность, осуществляемая в русле определённых интересов и целей, которые ставит перед собой подросток. Усвоение культурных ценностей, творчество – вот чем и ещё многим другим могут быть заняты дети и подростки в свободное время. Например, музыка. Она занимает существенное место в жизни каждого подростка. Детям расширяется художественный кругозор, прививается интерес к музыкальному искусству, развивается творческая способность воспринимать музыку. Она может быть любой – классической, популярной или современной. Но главное чтоб она доходила до сердца, трогала душу. Тогда дети и подростки проводят досуг в хореографическом коллективе, либо игрой на музыкальных инструментах, например фортепиано, скрипка, и др. То - есть дети, и подростки с помощью музыки раскрывают свой внутренний мир. Показывая тем самым, дети могут, хотят и будут, как можно больше заниматься музыкой. Ещё большой интерес выражен в художественном досуге. Даже если дети и подростки не нарисуют выдающего шедевра современности, зато этот рисунок может стать выражением его чувств, эмоций, настроения, способом расслабится. Рисуя свои собственные мысли, дети и подростки раскрывают свой внутренний мир, показывая тем самым, что хотелось бы, видеть вокруг в том или другом понимании. Как бы поясняя вот, какое наше новое поколение, и как нам хочется жить. Досуг в сельской местности дети проводят в общеобразовательной школе, а также в доме культуры. Находясь в клубе, дети и подростки объединяются по интересам, а значит, им легче найти самих себя, самоутвердится, в каком – то отношении почувствовать себя первыми среди равных. Это очень необходимо детям и подросткам в процессе развития и преодоления комплекса неполноценности. Рекреативный досуг – походы (например, по ближайшему парку или лесу), экскурсии, кружки общения по интересам. Так же сюда входит и игровая досуговая деятельность – это конкурсы, викторины, игровые программы, внеклассные мероприятия. Рациональный досуг - это тщательно спланированное свободное время, включающее в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Очень интересен досуг в изучении народных традиций, обрядов и праздников, дети и подростки учатся исполнять народные песни и водить хороводы. Детям так же нравится проводить свободное время, занимаясь народной вышивкой – это вышивка гладью или крестиком, плетение бисером. Широко распространен вид досуга как занятие спортом. Например, дзюдо, единоборство на татами - позволяет воспитать в каждом подростке волю и характер, учит разумно и ответственно походить к применению силы. Спорт отвлекает подростков от улицы, открывая им возможность полноценно проявить свои таланты и реализовать свои возможности, ощутить себя спортсменами, способными защищать честь своей Родины. Если подросткам нравится гонять футбольный мяч, то он всегда может занять себя в свободное время в паке или на стадионе. На сегодняшний день у подростков обострился интерес к киноискусству, ходить в кино становится всё более популярным, а также интересен и драматический театр. Здесь всё происходит на виду, на сцене, и это даёт ощущение того, что всё происходящее погружает детей в какое – то другое пространство, туда, где происходит то или иное представление. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют детей переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Занятия в драматическом кружке развивает у детей и подростков речевые навыки и умение держать себя на публике, повышает самооценку. Большой интерес вызывает хореографический досуг. Танцы в наши дни являются полноправными искусством, и лишь в процессе танца дети способны выразить и показать свой эмоциональный настрой. Популярен вид досуга как верховая езда. Она помогает улучшить физическую форму и детей и подростков. Кроме того, это, возможность побыть на природе (при полевой езде), а иногда найти новых друзей (особенно в конных походах). Кроме того, верховая езда улучшает осанку, оказывает положительное воздействие при заболеваниях нервной системы, улучшает работу сердечной мышцы. Но главное, несомненно, - это тот положительный эмоциональный заряд, который испытывают дети и подростки от общения и контакта с лошадью. Наибольшую пользу детям и подросткам приносят занятия физкультурой и спортом, а также принадлежность к социальным группам по интересам.
Досуг
- дело серьезное, ему нужно учиться,
чтобы распоряжаться своим
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей и подростков:
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;