Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:17, реферат
Цель: способствовать сотрудничеству семьи и школы.
Задачи:
- дать представление о формах
сотрудничества семьи и школы.
- осветить идеи взаимодействия
семьи и школы.
«Семья и школа: пути взаимодействия».
Для учителей начальных классов
Исилькульского района.
Учитель начальных классов Королева Раиса
Васильевна.
Цель: способствовать сотрудничеству
семьи и школы.
Задачи:
- дать представление о формах
сотрудничества семьи и школы.
- осветить идеи взаимодействия
семьи и школы.
- рассмотреть возможность
новых
подходов к активному вовлечению
родителей в процесс воспитания
детей.
Проблема взаимодействия семьи и школы.
Общие задачи (раскрытие
сущностных сил человека, развитие
задатков, интересов, активности: ребенка,
его инициативы и творчества) должны
объединить два образовательно-
Семья должна рассматриваться школой
как один из наиболее значимых факторов,
активно влияющих на становление личности
с первых дней жизни человека.
Такая позиция школы тесно связана с определением
и точным знанием воспитательного потенциала
семьи, с изучением истории жизни ученика
как субъекта семейных воспитательных
отношений. От этого зависит также понимание
ученика как индивидуальности и личности,
что позволяет выбрать адекватно его особенностям
пути и средства воспитания.
В семье ребенок приобретает
первый опыт общения, сотрудничества,
взаимодействия с другими людьми,
учится оценивать себя и других.
В семье начинается и происходит приобщение
человека к нравственным ценностям, осваиваются
нормы практической нравственности, формируется
нравственная мотивация деятельности
и поведения.
Во многом благодаря родителям у ребенка
формируется начальное эстетическое отношение
к миру, понимание красоты в многообразных
явлениях жизни, природы, человеческих
отношений.
Отсюда следует необходимость изучения
семьи как педагогического фундамента,
поскольку ее воспитательная функция
идет вслед за репродуктивной.
Семью следует оценивать как активный
субъект педагогического процесса, и сотрудничество
семьи и школы нужно строить на основе
идеи созидательной, гуманистической
педагогики, на отношении к детству как
к особой эпохе в жизни человека, на общих
задачах человека, способного реализовать
себя в последующей жизни.
Результатом взаимодействия семьи и школы
должно стать наиболее полное осуществление
воспитательного потенциала семьи, расширение
ее возможностей как воспитывающей среды,
предупреждение возможных ошибок в «родительской
педагогике», помощь родителям, согласие
и сотрудничество в образовательно-воспитательном
процессе в интересах детей.
Взаимодействие семьи и школы
должно строиться на следующих идеях:
1. Следует отказаться от традиционного
подхода в работе с родителями.
2. Семья должна стать активным участником
педагогического процесса, преобразований,
происходящих в школе.
3. Ведущим принципом в отношениях между
школой и родителями должно стать согласие,
взаимоотношение, сотрудничество в интересах
развития и становления личности.
4. Основой сотрудничества является педагогическое
мировоззрение, доминанта которого - гуманистический
взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей
его развития.
5. Главное направление в сотрудничестве
- развитие сущностных сил ребенка, его
задатков, способностей, интересов, отношений.
6. Учитель должен владеть диагностикой
воспитательных отношений в семье, «родительской
педагогики», используя полученные результаты
в осуществлении индивидуально-личностного
подхода к детям, в определении помощи
родителям, предупреждении их ошибок.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.
Содержание работы школы с семьей
включает четыре основных блока: ознакомление
родителей с содержанием и
методикой учебно-
В практике школы используются массовые,
групповые и индивидуальные формы и методы
работы с родителями для обогащения их
психолого-педагогическим знаниям. Все
они направлены на повышение педагогической
культуры родителей, на укрепление взаимодействия
семьи и школы.
Университет педагогических знаний - это
давно известная форма психолого-педагогического
просвещения. Она обогащает родителей
основами педагогической культуры, знакомит
с актуальными вопросами воспитания с
учетом интересов и запросов родителей.
Университет педагогических знаний для
родителей планируется на целый год. Он
организуется на основе дифференцированного
подхода, чаще всего с. учетом возраста
детей. К его проведению могут быть привлечены
психологи, медики, ученые, работники органов
внутренних дел, а также педагоги. Тематика
занятий в университете может быть, посвящена
решению одной проблемы в течение учебного
года.
Лекция - это форма психолого-педагогического
просвещения, раскрывающая сущность той
или иной проблемы воспитания. Главное
в лекции - научно-педагогический анализ
воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому
в лекции следует вскрывать причины явлении,
условия их протекания, механизм поведения
ребенка, закономерности развития его
психики, правила семейного воспитания.
Одно из необходимых условий лекций –
опора на опыт семейного воспитания. Лекция
предполагает включение родителей в обсуждение
проблемы. Она может быть проведена не
только педагогом, но и другими специалистами.
Тематику лекций следует делать проблемной,
например: «Как помочь ребенку преодолеть
конфликты в общении с одноклассниками
(родителями, учителями ...)?»
Конференция - форма психолого-педагогического
просвещения, предусматривающая расширение,
углубление знаний о воспитании детей.
Конференции могут быть научно-практическими,
теоретическими, читательскими, по обмену
опытом, конференции отцов, конференции
матерей.
Прaтикум-тренинг - это форма отработки
педагогических умений родителей, эффективного
решения возникающих ситуаций.
Родители сообща анализируют и ищут выход
из сложившейся ситуации, объясняют свою
позицию. На практикуме родителям можно
предложить тесты, а затем совместно проанализировать
его результаты, задать волнующие вопросы
и поискать на них ответы. Тренинг позволяет
более глубоко проникнуть в решаемую проблему,
понять ее «изнутри».
Педагогическая дискуссия или диспут
- это форма совместного обсуждения наиболее
актуальных проблем воспитания ребенка.
Она позволяет вовлечь всех присутствующих
в обсуждение проблемы. Дискуссия требует
подготовки, знакомства с основными вопросами,
литературой. От педагога требуется владение
технологией организации и проведение
дискуссии.
Темой дискуссии может быть любая спорная
проблема. В ней могут принимать участие
дети.
Например, «выбор профессии - чье это дело?»,
« Мы и родители» и др.
Ролевые игры - это форма коллективной
творческой деятельности родителей, позволяющая
изучить уровень сформированности их
педагогических умений. Например, темы
ролевых игр: «Ребенок получил двойку...»
и др. Методика ролевой игры предусматривает
определение темы, состав участников,
распределение ролей, обсуждение участников.
Проигрываться может несколько вариантов,
важно путем совместного обсуждения выбрать
оптимальный.
Консультации - форма взаимодействия педагога
и родителей, предполагающая обмен информацией
и поиск оптимального решения в сложившейся
ситуации, взаимного согласия. Принципы
успешного консультирования, доверительные
отношения, взаимоуважение, компетентность,
их включенность в обсуждение поставленных
вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы,
советы и рекомендации. Педагог может
дать совет побывать у психолога с целью
дальнейшего решения проблемы.
Открытые уроки - обычно организуются
с целью ознакомления родителей с новыми
программами по предмету, новыми технологиями
обучения, требованиями учителя и др. Присутствие
родителей на открытых уроках позволит
избежать многих конфликтов, вызванных
незнанием и непониманием родителями
всей сложности и специфики учебной деятельности
в современной школе. Во многих школах
родители – гости и участники внеклассных
дел и праздников. Все это позволяет родителям
лучше узнать своих детей, открыть неизвестные
стороны их интересов, увлечений, способностей.
Переписка с родителями - письменная форма
информирования родителей об успехах
их детей. Возможно извещение родителей
о предстоящей совместной деятельности,
поздравление с праздниками, советы и
пожелания в воспитании детей. Главное
условие переписки – доброжелательный
тон, радость общения.
Посещение семьи - форма индивидуальной
работы педагога с родителями. При посещении
семьи происходит знакомство с условиями
жизни ученика. Педагог беседует с родителями
о его характере, интересах и склонностях,
об отношении к родителям, к школе, информирует
родителей об успехах ребенка, дает советы
по организации выполнения домашних заданий.
Родительское собрание - бывают школьные,
которые проводятся 2 раза в год, и классные,
которые проводятся не менее 5-6 раз в год.
На школьных родительских собраниях родителей
знакомят с документами о школе, основными
направлениями, задачами и итогами ее
работы. На классных родительских собраниях
обсуждаются задачи учебно-воспитательной
работы, ее планирования, пути сотрудничества,
подводятся итоги работы.
По виду родительские собрания бывают
информационными, инструментальными,
аналитическими, консультативными, дискуссионными,
на собраниях может состояться творческий
отчет детей.
Тематика родительских собраний обсуждается
с родителями.
Главными показателями эффективности
родительского собрания является активное
участие в них родителей. Любая форма обогащения
родителей психолого-педагогическими
знаниями предполагает получение от родителей
обратной связи, то есть изучение мнений
родителей о личностной значимости обсуждаемого
вопроса, учет их пожеланий, советов.
Сотрудничество школы и родителей заключается
также в вовлечении родителей в учебно-воспитательный
процесс, что предполагает организацию
кружков, секций, участие в заседаниях
клуба.
Родители - своего рода социальные заказчики
школы, поэтому они вправе влиять на ее
деятельность, участвовать в организации
школьной жизни. Родители юридически не
входят в школьный коллектив и вообще
коллектива не образуют, но они заинтересованы
в успешной деятельности
школы. Образуя ассоциации, родители вправе
создать свои органы самоуправления и
решать некоторые вопросы школьной жизни
самостоятельно. Этим целям могут служить
школьные собрания, конференции, родительский
комитет и его комиссии. Кроме того, родители
могут входить как равноправные члены
в школьный совет. Одной из форм сотрудничества
родителей и школы является классный родительский
комитет. Он совместно с классным руководителем
на основе положения о родительском комитете
школы готовит и проводит совместную работу
по педагогическому образованию родителей,
установлению контактов с родителями,
оказанию помощи в воспитании детей класса,
оценивает и проводит итоги сотрудничества
школы и семьи.
Таким образом, в условиях сложившейся
социально-экономической ситуации в стране,
в условиях отсутствия единой государственной
семейной политики, разрушения прежних
взаимосвязей учреждений и общественных
организаций школа остается наиглавнейшим
помощником и советчиком родителей в воспитании
детей. Современная российская школа конца
20 века находится в поиске новых подходов
к активному вовлечению родителей в процесс
воспитания детей.
«Семья и школа: пути взаимодействия».
Проблема взаимодействия семьи и школы.
Общие задачи (раскрытие
сущностных сил человека, развитие
задатков, интересов, активности: ребенка,
его инициативы и творчества) должны
объединить два образовательно-
Семья должна рассматриваться школой
как один из наиболее значимых факторов,
активно влияющих на становление личности
с первых дней жизни человека.
Такая позиция школы тесно связана с определением
и точным знанием воспитательного потенциала
семьи, с изучением истории жизни ученика
как субъекта семейных воспитательных
отношений. От этого зависит также понимание
ученика как индивидуальности и личности,
что позволяет выбрать адекватно его особенностям
пути и средства воспитания.
В семье ребенок приобретает
первый опыт общения, сотрудничества,
взаимодействия с другими людьми,
учится оценивать себя и других.
В семье начинается и происходит приобщение
человека к нравственным ценностям, осваиваются
нормы практической нравственности, формируется
нравственная мотивация деятельности
и поведения.
Во многом благодаря родителям у ребенка
формируется начальное эстетическое отношение
к миру, понимание красоты в многообразных
явлениях жизни, природы, человеческих
отношений.
Отсюда следует необходимость изучения
семьи как педагогического фундамента,
поскольку ее воспитательная функция
идет вслед за репродуктивной.
Семью следует оценивать как активный
субъект педагогического процесса, и сотрудничество
семьи и школы нужно строить на основе
идеи созидательной, гуманистической
педагогики, на отношении к детству как
к особой эпохе в жизни человека, на общих
задачах человека, способного реализовать
себя в последующей жизни.
Результатом взаимодействия семьи и школы
должно стать наиболее полное осуществление
воспитательного потенциала семьи, расширение
ее возможностей как воспитывающей среды,
предупреждение возможных ошибок в «родительской
педагогике», помощь родителям, согласие
и сотрудничество в образовательно-воспитательном
процессе в интересах детей.
Взаимодействие семьи и школы
должно строиться на следующих идеях:
1. Следует отказаться от традиционного
подхода в работе с родителями.
2. Семья должна стать активным участником
педагогического процесса, преобразований,
происходящих в школе.
3. Ведущим принципом в отношениях между
школой и родителями должно стать согласие,
взаимоотношение, сотрудничество в интересах
развития и становления личности.
4. Основой сотрудничества является педагогическое
мировоззрение, доминанта которого - гуманистический
взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей
его развития.
5. Главное направление в сотрудничестве
- развитие сущностных сил ребенка, его
задатков, способностей, интересов, отношений.
6. Учитель должен владеть диагностикой
воспитательных отношений в семье, «родительской
педагогики», используя полученные результаты
в осуществлении индивидуально-личностного
подхода к детям, в определении помощи
родителям, предупреждении их ошибок.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.
Содержание работы школы с семьей
включает четыре основных блока: ознакомление
родителей с содержанием и
методикой учебно-
В практике школы используются массовые,
групповые и индивидуальные формы и методы
работы с родителями для обогащения их
психолого-педагогическим знаниям. Все
они направлены на повышение педагогической
культуры родителей, на укрепление взаимодействия
семьи и школы.
Университет педагогических знаний - это
давно известная форма психолого-педагогического
просвещения. Она обогащает родителей
основами педагогической культуры, знакомит
с актуальными вопросами воспитания с
учетом интересов и запросов родителей.
Университет педагогических знаний для
родителей планируется на целый год. Он
организуется на основе дифференцированного
подхода, чаще всего с. учетом возраста
детей. К его проведению могут быть привлечены
психологи, медики, ученые, работники органов
внутренних дел, а также педагоги. Тематика
занятий в университете может быть, посвящена
решению одной проблемы в течение учебного
года.
Лекция - это форма психолого-педагогического
просвещения, раскрывающая сущность той
или иной проблемы воспитания. Главное
в лекции - научно-педагогический анализ
воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому
в лекции следует вскрывать причины явлении,
условия их протекания, механизм поведения
ребенка, закономерности развития его
психики, правила семейного воспитания.
Одно из необходимых условий лекций –
опора на опыт семейного воспитания. Лекция
предполагает включение родителей в обсуждение
проблемы. Она может быть проведена не
только педагогом, но и другими специалистами.
Тематику лекций следует делать проблемной,
например: «Как помочь ребенку преодолеть
конфликты в общении с одноклассниками
(родителями, учителями ...)?»
Конференция - форма психолого-педагогического
просвещения, предусматривающая расширение,
углубление знаний о воспитании детей.
Конференции могут быть научно-практическими,
теоретическими, читательскими, по обмену
опытом, конференции отцов, конференции
матерей.
Прaтикум-тренинг - это форма отработки
педагогических умений родителей, эффективного
решения возникающих ситуаций.
Родители сообща анализируют и ищут выход
из сложившейся ситуации, объясняют свою
позицию. На практикуме родителям можно
предложить тесты, а затем совместно проанализировать
его результаты, задать волнующие вопросы
и поискать на них ответы. Тренинг позволяет
более глубоко проникнуть в решаемую проблему,
понять ее «изнутри».
Педагогическая дискуссия или диспут
- это форма совместного обсуждения наиболее
актуальных проблем воспитания ребенка.
Она позволяет вовлечь всех присутствующих
в обсуждение проблемы. Дискуссия требует
подготовки, знакомства с основными вопросами,
литературой. От педагога требуется владение
технологией организации и проведение
дискуссии.
Темой дискуссии может быть любая спорная
проблема. В ней могут принимать участие
дети.
Например, «выбор профессии - чье это дело?»,
« Мы и родители» и др.
Ролевые игры - это форма коллективной
творческой деятельности родителей, позволяющая
изучить уровень сформированности их
педагогических умений. Например, темы
ролевых игр: «Ребенок получил двойку...»
и др. Методика ролевой игры предусматривает
определение темы, состав участников,
распределение ролей, обсуждение участников.
Проигрываться может несколько вариантов,
важно путем совместного обсуждения выбрать
оптимальный.
Консультации - форма взаимодействия педагога
и родителей, предполагающая обмен информацией
и поиск оптимального решения в сложившейся
ситуации, взаимного согласия. Принципы
успешного консультирования, доверительные
отношения, взаимоуважение, компетентность,
их включенность в обсуждение поставленных
вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы,
советы и рекомендации. Педагог может
дать совет побывать у психолога с целью
дальнейшего решения проблемы.
Открытые уроки - обычно организуются
с целью ознакомления родителей с новыми
программами по предмету, новыми технологиями
обучения, требованиями учителя и др. Присутствие
родителей на открытых уроках позволит
избежать многих конфликтов, вызванных
незнанием и непониманием родителями
всей сложности и специфики учебной деятельности
в современной школе. Во многих школах
родители – гости и участники внеклассных
дел и праздников. Все это позволяет родителям
лучше узнать своих детей, открыть неизвестные
стороны их интересов, увлечений, способностей.
Переписка с родителями - письменная форма
информирования родителей об успехах
их детей. Возможно извещение родителей
о предстоящей совместной деятельности,
поздравление с праздниками, советы и
пожелания в воспитании детей. Главное
условие переписки – доброжелательный
тон, радость общения.
Посещение семьи - форма индивидуальной
работы педагога с родителями. При посещении
семьи происходит знакомство с условиями
жизни ученика. Педагог беседует с родителями
о его характере, интересах и склонностях,
об отношении к родителям, к школе, информирует
родителей об успехах ребенка, дает советы
по организации выполнения домашних заданий.
Родительское собрание - бывают школьные,
которые проводятся 2 раза в год, и классные,
которые проводятся не менее 5-6 раз в год.
На школьных родительских собраниях родителей
знакомят с документами о школе, основными
направлениями, задачами и итогами ее
работы. На классных родительских собраниях
обсуждаются задачи учебно-воспитательной
работы, ее планирования, пути сотрудничества,
подводятся итоги работы.
По виду родительские собрания бывают
информационными, инструментальными,
аналитическими, консультативными, дискуссионными,
на собраниях может состояться творческий
отчет детей.
Тематика родительских собраний обсуждается
с родителями.
Главными показателями эффективности
родительского собрания является активное
участие в них родителей. Любая форма обогащения
родителей психолого-педагогическими
знаниями предполагает получение от родителей
обратной связи, то есть изучение мнений
родителей о личностной значимости обсуждаемого
вопроса, учет их пожеланий, советов.
Сотрудничество школы и родителей заключается
также в вовлечении родителей в учебно-воспитательный
процесс, что предполагает организацию
кружков, секций, участие в заседаниях
клуба.
Родители - своего рода социальные заказчики
школы, поэтому они вправе влиять на ее
деятельность, участвовать в организации
школьной жизни. Родители юридически не
входят в школьный коллектив и вообще
коллектива не образуют, но они заинтересованы
в успешной деятельности
школы. Образуя ассоциации, родители вправе
создать свои органы самоуправления и
решать некоторые вопросы школьной жизни
самостоятельно. Этим целям могут служить
школьные собрания, конференции, родительский
комитет и его комиссии. Кроме того, родители
могут входить как равноправные члены
в школьный совет. Одной из форм сотрудничества
родителей и школы является классный родительский
комитет. Он совместно с классным руководителем
на основе положения о родительском комитете
школы готовит и проводит совместную работу
по педагогическому образованию родителей,
установлению контактов с родителями,
оказанию помощи в воспитании детей класса,
оценивает и проводит итоги сотрудничества
школы и семьи.
Таким образом, в условиях сложившейся
социально-экономической ситуации в стране,
в условиях отсутствия единой государственной
семейной политики, разрушения прежних
взаимосвязей учреждений и общественных
организаций школа остается наиглавнейшим
помощником и советчиком родителей в воспитании
детей. Современная российская школа конца
20 века находится в поиске новых подходов
к активному вовлечению родителей в процесс
воспитания детей.