Семья и школа: пути взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:17, реферат

Описание работы

Цель: способствовать сотрудничеству семьи и школы.
Задачи:
- дать представление о формах
сотрудничества семьи и школы.
- осветить идеи взаимодействия
семьи и школы.

Работа содержит 1 файл

Семья и школа.docx

— 126.98 Кб (Скачать)

«Семья  и школа: пути взаимодействия».

 
Для учителей начальных классов  Исилькульского района.  
Учитель начальных классов Королева Раиса Васильевна.  
Цель: способствовать сотрудничеству семьи и школы.  
Задачи:  
- дать представление о формах  
сотрудничества семьи и школы.

- осветить идеи взаимодействия  
семьи и школы.

- рассмотреть возможность  новых  
подходов к активному вовлечению  
родителей в процесс воспитания  
детей.

Проблема взаимодействия семьи и школы.

Общие задачи (раскрытие  сущностных сил человека, развитие задатков, интересов, активности: ребенка, его инициативы и творчества) должны объединить два образовательно-воспитательных института - семью и школу, которые  создают воспитывающую среду.  
Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.  
Такая позиция школы тесно связана с определением и точным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ученика как субъекта семейных воспитательных отношений. От этого зависит также понимание ученика как индивидуальности и личности, что позволяет выбрать адекватно его особенностям пути и средства воспитания.


В семье ребенок приобретает  первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других.  
В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.  
Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.  
Отсюда следует необходимость изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед за репродуктивной.  
Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.  
Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно-воспитательном процессе в интересах детей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Взаимодействие семьи и школы  должно строиться на следующих идеях:  
1. Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями.  
2. Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе.  
3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.  
4. Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.  
5. Главное направление в сотрудничестве - развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.  
6. Учитель должен владеть диагностикой воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально-личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Сотрудничество школы  и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного  воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи  позволяет педагогу ближе познакомиться  с учеником, понять стиль жизни  семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее  от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с  помощью комплексных методов  психолого-педагогической диагностики  таких как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы  детского творчества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание работы школы с семьей включает четыре основных блока: ознакомление родителей с содержанием и  методикой учебно-познавательного  процесса, обогащение родителей психолого-педагогическими  знаниями, вовлечение родителей в  учебно-воспитательный процесс, участие  родителей в управлении школой.  
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями для обогащения их психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы.  
 
Университет педагогических знаний - это давно известная форма психолого-педагогического просвещения. Она обогащает родителей основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом интересов и запросов родителей. Университет педагогических знаний для родителей планируется на целый год. Он организуется на основе дифференцированного подхода, чаще всего с. учетом возраста детей. К его проведению могут быть привлечены психологи, медики, ученые, работники органов внутренних дел, а также педагоги. Тематика занятий в университете может быть, посвящена решению одной проблемы в течение учебного года.  
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - научно-педагогический анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлении, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Одно из необходимых условий лекций – опора на опыт семейного воспитания. Лекция предполагает включение родителей в обсуждение проблемы. Она может быть проведена не только педагогом, но и другими специалистами. Тематику лекций следует делать проблемной, например: «Как помочь ребенку преодолеть конфликты в общении с одноклассниками (родителями, учителями ...)?»  
Конференция - форма психолого-педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции отцов, конференции матерей.  
Прaтикум-тренинг - это форма отработки педагогических умений родителей, эффективного решения возникающих ситуаций.  
Родители сообща анализируют и ищут выход из сложившейся ситуации, объясняют свою позицию. На практикуме родителям можно предложить тесты, а затем совместно проанализировать его результаты, задать волнующие вопросы и поискать на них ответы. Тренинг позволяет более глубоко проникнуть в решаемую проблему, понять ее «изнутри».  
Педагогическая дискуссия или диспут - это форма совместного обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания ребенка. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы. Дискуссия требует подготовки, знакомства с основными вопросами, литературой. От педагога требуется владение технологией организации и проведение дискуссии.  
Темой дискуссии может быть любая спорная проблема. В ней могут принимать участие дети.  
Например, «выбор профессии - чье это дело?», « Мы и родители» и др.  
Ролевые игры - это форма коллективной творческой деятельности родителей, позволяющая изучить уровень сформированности их педагогических умений. Например, темы ролевых игр: «Ребенок получил двойку...» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей, обсуждение участников.  
 
Проигрываться может несколько вариантов, важно путем совместного обсуждения выбрать оптимальный.  
Консультации - форма взаимодействия педагога и родителей, предполагающая обмен информацией и поиск оптимального решения в сложившейся ситуации, взаимного согласия. Принципы успешного консультирования, доверительные отношения, взаимоуважение, компетентность, их включенность в обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Педагог может дать совет побывать у психолога с целью дальнейшего решения проблемы.  
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, новыми технологиями обучения, требованиями учителя и др. Присутствие родителей на открытых уроках позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе. Во многих школах родители – гости и участники внеклассных дел и праздников. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть неизвестные стороны их интересов, увлечений, способностей.  
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Возможно извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.  
Посещение семьи - форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.  
 
 
 
 
 
 
 
Родительское собрание - бывают школьные, которые проводятся 2 раза в год, и классные, которые проводятся не менее 5-6 раз в год. На школьных родительских собраниях родителей знакомят с документами о школе, основными направлениями, задачами и итогами ее работы. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирования, пути сотрудничества, подводятся итоги работы.  
По виду родительские собрания бывают информационными, инструментальными, аналитическими, консультативными, дискуссионными, на собраниях может состояться творческий отчет детей.  
Тематика родительских собраний обсуждается с родителями.  
 
 
 
 
 
 
 
Главными показателями эффективности родительского собрания является активное участие в них родителей. Любая форма обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями предполагает получение от родителей обратной связи, то есть изучение мнений родителей о личностной значимости обсуждаемого вопроса, учет их пожеланий, советов.  
Сотрудничество школы и родителей заключается также в вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию кружков, секций, участие в заседаниях клуба.  
Родители - своего рода социальные заказчики школы, поэтому они вправе влиять на ее деятельность, участвовать в организации школьной жизни. Родители юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они заинтересованы в успешной деятельности  
 
 
 
 
 
 
 
школы. Образуя ассоциации, родители вправе создать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы школьной жизни самостоятельно. Этим целям могут служить школьные собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет. Одной из форм сотрудничества родителей и школы является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем на основе положения о родительском комитете школы готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию родителей, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, оценивает и проводит итоги сотрудничества школы и семьи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
Таким образом, в условиях сложившейся социально-экономической ситуации в стране, в условиях отсутствия единой государственной семейной политики, разрушения прежних взаимосвязей учреждений и общественных организаций школа остается наиглавнейшим помощником и советчиком родителей в воспитании детей. Современная российская школа конца 20 века находится в поиске новых подходов к активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей.

«Семья  и школа: пути взаимодействия».

 

Проблема взаимодействия семьи и школы.

Общие задачи (раскрытие  сущностных сил человека, развитие задатков, интересов, активности: ребенка, его инициативы и творчества) должны объединить два образовательно-воспитательных института - семью и школу, которые  создают воспитывающую среду.  
Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.  
Такая позиция школы тесно связана с определением и точным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ученика как субъекта семейных воспитательных отношений. От этого зависит также понимание ученика как индивидуальности и личности, что позволяет выбрать адекватно его особенностям пути и средства воспитания.


В семье ребенок приобретает  первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других.  
В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.  
Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.  
Отсюда следует необходимость изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед за репродуктивной.  
Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни.  
Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно-воспитательном процессе в интересах детей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Взаимодействие семьи и школы  должно строиться на следующих идеях:  
1. Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями.  
2. Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе.  
3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности.  
4. Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.  
5. Главное направление в сотрудничестве - развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.  
6. Учитель должен владеть диагностикой воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально-личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Сотрудничество школы  и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного  воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи  позволяет педагогу ближе познакомиться  с учеником, понять стиль жизни  семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее  от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с  помощью комплексных методов  психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание работы школы с семьей включает четыре основных блока: ознакомление родителей с содержанием и  методикой учебно-познавательного  процесса, обогащение родителей психолого-педагогическими  знаниями, вовлечение родителей в  учебно-воспитательный процесс, участие  родителей в управлении школой.  
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями для обогащения их психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы.  
 
Университет педагогических знаний - это давно известная форма психолого-педагогического просвещения. Она обогащает родителей основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом интересов и запросов родителей. Университет педагогических знаний для родителей планируется на целый год. Он организуется на основе дифференцированного подхода, чаще всего с. учетом возраста детей. К его проведению могут быть привлечены психологи, медики, ученые, работники органов внутренних дел, а также педагоги. Тематика занятий в университете может быть, посвящена решению одной проблемы в течение учебного года.  
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - научно-педагогический анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлении, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Одно из необходимых условий лекций – опора на опыт семейного воспитания. Лекция предполагает включение родителей в обсуждение проблемы. Она может быть проведена не только педагогом, но и другими специалистами. Тематику лекций следует делать проблемной, например: «Как помочь ребенку преодолеть конфликты в общении с одноклассниками (родителями, учителями ...)?»  
Конференция - форма психолого-педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции отцов, конференции матерей.  
Прaтикум-тренинг - это форма отработки педагогических умений родителей, эффективного решения возникающих ситуаций.  
Родители сообща анализируют и ищут выход из сложившейся ситуации, объясняют свою позицию. На практикуме родителям можно предложить тесты, а затем совместно проанализировать его результаты, задать волнующие вопросы и поискать на них ответы. Тренинг позволяет более глубоко проникнуть в решаемую проблему, понять ее «изнутри».  
Педагогическая дискуссия или диспут - это форма совместного обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания ребенка. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы. Дискуссия требует подготовки, знакомства с основными вопросами, литературой. От педагога требуется владение технологией организации и проведение дискуссии.  
Темой дискуссии может быть любая спорная проблема. В ней могут принимать участие дети.  
Например, «выбор профессии - чье это дело?», « Мы и родители» и др.  
Ролевые игры - это форма коллективной творческой деятельности родителей, позволяющая изучить уровень сформированности их педагогических умений. Например, темы ролевых игр: «Ребенок получил двойку...» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей, обсуждение участников.  
 
Проигрываться может несколько вариантов, важно путем совместного обсуждения выбрать оптимальный.  
Консультации - форма взаимодействия педагога и родителей, предполагающая обмен информацией и поиск оптимального решения в сложившейся ситуации, взаимного согласия. Принципы успешного консультирования, доверительные отношения, взаимоуважение, компетентность, их включенность в обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Педагог может дать совет побывать у психолога с целью дальнейшего решения проблемы.  
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, новыми технологиями обучения, требованиями учителя и др. Присутствие родителей на открытых уроках позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе. Во многих школах родители – гости и участники внеклассных дел и праздников. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть неизвестные стороны их интересов, увлечений, способностей.  
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Возможно извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.  
Посещение семьи - форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий.  
 
 
 
 
 
 
 
Родительское собрание - бывают школьные, которые проводятся 2 раза в год, и классные, которые проводятся не менее 5-6 раз в год. На школьных родительских собраниях родителей знакомят с документами о школе, основными направлениями, задачами и итогами ее работы. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирования, пути сотрудничества, подводятся итоги работы.  
По виду родительские собрания бывают информационными, инструментальными, аналитическими, консультативными, дискуссионными, на собраниях может состояться творческий отчет детей.  
Тематика родительских собраний обсуждается с родителями.  
 
 
 
 
 
 
 
Главными показателями эффективности родительского собрания является активное участие в них родителей. Любая форма обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями предполагает получение от родителей обратной связи, то есть изучение мнений родителей о личностной значимости обсуждаемого вопроса, учет их пожеланий, советов.  
Сотрудничество школы и родителей заключается также в вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию кружков, секций, участие в заседаниях клуба.  
Родители - своего рода социальные заказчики школы, поэтому они вправе влиять на ее деятельность, участвовать в организации школьной жизни. Родители юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они заинтересованы в успешной деятельности  
 
 
 
 
 
 
 
школы. Образуя ассоциации, родители вправе создать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы школьной жизни самостоятельно. Этим целям могут служить школьные собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет. Одной из форм сотрудничества родителей и школы является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем на основе положения о родительском комитете школы готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию родителей, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, оценивает и проводит итоги сотрудничества школы и семьи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
Таким образом, в условиях сложившейся социально-экономической ситуации в стране, в условиях отсутствия единой государственной семейной политики, разрушения прежних взаимосвязей учреждений и общественных организаций школа остается наиглавнейшим помощником и советчиком родителей в воспитании детей. Современная российская школа конца 20 века находится в поиске новых подходов к активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей.


Информация о работе Семья и школа: пути взаимодействия