Страхи у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Страх... Что же это такое? На первичном, биологическом уровне страх характеризуется выделением в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На вторичном, психологическом уровне -- это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
Страх - это обыденное, на первый взгляд, чувство, которое мы испытываем по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать постоянно в похожих ситуациях.

Содержание

План:
Введение
Основная часть
Классификации страхов.
Причины возникновения детских страхов.
Особенности проявления страхов у дошкольников.
Способы преодоления страхов в детском возрасте.
Подростковые страхи.
Подростковый возраст.
Виды страхов.
Советы для родителей, соблюдение которых поможет избежать
развития страхов у детей - подростков.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 51.90 Кб (Скачать)

ОГУ СПО  «Смоленский педагогический колледж» 
 
 
 

Реферат «По основам психодиагностики» на тему: Страхи у детей и подростков 
 
 
 
 

                                                                             Выполнила:

                                                                             Студентка группы 

                                                                              3.46.1

                                                                              Иванова Яна 
 
 
 
 

Смоленск 2011 

План:

  1. Введение
  2. Основная часть
    1. Классификации страхов.
    1. Причины возникновения детских страхов.
    2. Особенности проявления страхов у дошкольников.
    3. Способы преодоления страхов в детском возрасте.
    4. Подростковые страхи.
      1. Подростковый возраст.
      1. Виды страхов.
    1. Советы для родителей, соблюдение которых поможет избежать

      развития  страхов у детей - подростков.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Страх... Что же это такое? На первичном, биологическом  уровне страх характеризуется выделением в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На вторичном, психологическом  уровне -- это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страх - это обыденное, на первый взгляд, чувство, которое мы испытываем по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать постоянно в похожих ситуациях.

Любой учитель  и классный руководитель может вспомнить  и рассказать об учениках, поселивших в портфеле любимую игрушку, боящихся плавать, возбуждающихся при проведении прививок, вздрагивающих от неожиданного звука. Ребенок часто загоняет страх  внутрь себя, чтобы угодить родителям  и учителям или не пугать их своими переживаниями, и в итоге мы получаем личность, глубоко пораженную неврозом.

Как известно, новорожденный  младенец ничего не боится, он смело  подползает к краю кроватки, норовит  схватить острую вилку или удариться  о край кроватки. Но вот он растет, начинает познавать окружающий мир, а направляем в этом его мы, взрослые, и от того, насколько грамотны будут  наши слова и поведение, зависит  не только его физическое состояние, но и психическое здоровье. Не пережитые  страхи накапливаются, как снежный  ком, разрастаются и переходят из осознанного в бессознательное, действуя на уровне рефлекса.

Нелегко найти  человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.

Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением  естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан  на инстинкте самосохранения, имеет  защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях  артериального давления, выделении  желудочного сока. В самом общем  виде эмоция страха возникает в ответ  на действие угрожающего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный  и одновременно фатальный в своём  исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности

Гораздо более  распространены внушённые детские  страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели  детских учреждений), которые непроизвольно  заражают ребёнка страхом, тем, что  излишне настойчиво, подчеркнуто  эмоционально указывают на наличие опасности.

В результате ребёнок  воспринимает только вторую часть фраз типа : «Не ходи - упадёшь», «Не бери - обожжёшься», «Не гладь - укусит». Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации.

К числу внешних  можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне  тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда - то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

В свою очередь, страх можно рассматривать как  выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства  не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию. 

  1. Классификации страхов

В психологических  теориях существует несколько классификаций страхов.

Известный психиатр А. Карвасарский делил страхи на группы исходя из того, чего боится человек, - это так называемая классификация по фабуле страха. Этот исследователь различал 8 основных фабул страха. К первой он относил боязнь пространства, проявляющуюся в различных формах. Сюда относятся: клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства, агорафобия - боязнь открытого пространства, страх глубины и страх высоты. Ко второй группе фобий относятся так называемыесоциофобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей), страх публичных выступлений, страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних. К третьей группе, по классификации Карвасарского, относятся нозофобии - страхи заболеть каким-либо заболеванием. К четвертой группе относится танатофобия - страх смерти, к пятой - различные сексуальные страхи, к шестой - страхи нанести вред себе или близким. В седьмую группу входят "контрастные" страхи (громко произнести слово, совершить что-то непристойное). И восьмая группа страхов - фобофобии, страх бояться чего-либо.

Другие психиатры, например Д. Б. Сэдок и Г. И. Каплан, предпочитают делить страхи на конструктивные - представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические, которые являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к психопатологиям.

Ю. Щербатых (2000) делит все страхи на три группы: 1) природные страхи, непосредственно  связанные с угрозой жизни  человеку. К числу природных явлений, внушающих людям сильнейший страх, относятся гроза, солнечные затмения, появление комет, извержения вулканов и сопровождающее их землетрясения, которые ассоциируются у человека со страхом конца мира. Особую группу природных страхов составляют страхи животных. К животным, вызывающим у людей особенно сильный страх, несомненно, относятся разнообразные змеи и пауки. 2) социальные страхи - боязнь и опасения за изменение своего социального статуса. Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который в них выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания. Следует отметить, что конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи, возраста человека, профессиональной принадлежности и типа общества. Проводились неоднократные исследования по выявлению актуальных страхов в современном обществе. В результате было установлено, что на первом месте стоит страх за здоровье своих близких, на втором - страх возможной войны, на третьем - страх перед преступностью. Затем последовательно - страх бедности, страх перед некоторыми животными, страх перед возможными неблагоприятными изменениями в личной жизни, страх перед начальством. Оказалось, что многих людей пугает кладбище, они испытывают страх пред болезнями (девятое место) и перед публичными выступлениями. 3) внутренние страхи - рожденные лишь фантазией и воображением человека и не имеющие под собой реальной основы для беспокойства. Особо хочется отметить, что к внутренним страхам исследователи относят не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками (боязнь собственных мыслей и желаний).

Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов: 1) возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. 2) невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.

Отечественный исследователь эмоции страха А.И. Захарова, разделяет страхи по следующим признакам: 1) по характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные; 2) по степени  реальности - реальные и воображаемые; 3) по степени интенсивности - острые и хронические.

Приведенные выше классификации не являются единственными  в своем роде. Следует отметить, что в современной психологии эмоций не существует универсальной  классификации страхов; страхи делят  по силе, интенсивности, биологической, психологической и социальной значимости. 

  1. Причины возникновения страха

Так в чем  же заключаются основные причины  детских неврозов страха? Многие акушеры  и психологи видят предрасположенность  к детскому неврозу страха в эмоциональном  состоянии матери во время беременности. Негативное влияние на ребенка оказывает  угроза выкидыша. Беспокойство за собственное  существование на гормональном уровне, испытанное младенцем в период внутриутробного  развития, создает предпосылки для  последующих проявлений тревожности  на психологическом уровне. Такой  ребенок в дальнейшем будет быстрее, глубже и острее ощущать страх. Также  на появление детских страхов  оказывает влияние протекание самих  родов: осложнения, невозможность родить собственными силами, асфиксия.

Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. Здесь имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей, межполушарной асимметрии головного  мозга. Например, случай когда в семье, где мать страдала навязчивым страхом загрязнений (мизофобия), постоянно мыла руки, без конца стирала белье, появилась дочь, которая несколько раз предпринимала попытки суицида в подростковом возрасте. А суицид -- тоже страх, страх перед жизнью.

Существуют внутрисемейные причины, способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка; поздний ребенок; семейные конфликты; неполные семьи.

Часто обращаются за консультацией родители, недовольные  полом ребенка. В таких случаях  у ребенка высокий уровень  тревожности: ему прививают качества, которые ему не должны быть свойственны.

Кроме этого, существует зависимость между возрастом  матери и страхами у ребенка. Если мать в момент рождения ребенка была старше 35 лет, то его тревожность неминуемо повышается.

В конфликтных  семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Подчас маленькое существо чувствует  вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной.

Информация о работе Страхи у детей и подростков