Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 22:54, реферат
Важно сознавать и то, что лекционно-просветительская работа без активного включения родителей в живую, непосредственную школьную деятельность не дает требуемого результата. Когда учитель надрывно рассказывает о профессиях, о которых он знает понаслышке, а родители являются носителями этой профессии, когда среди родителей есть музыканты, спортсмены-любители, компьютерщики, пекари, коллекционеры, портные, врачи, то не использовать всё это богатство просто нельзя.
Пояснительная
записка.
«Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания».
А.С.Макаренко.
Семья выполняет роль не второстепенного помощника государства и общества. Особую проблему составляет создание модели благополучной молодой семьи. Для нашей школы она особенно актуальна, поскольку большинство семей наших учащихся – это именно молодые семьи.
Воспитание
учащихся в школе и воспитание
в семье – это единый
Сегодня школа совместно с родителями изучает и определяет запросы и интересы каждого ребёнка, использует реально имеющийся ресурс в соответствии с совместно намеченными целями. Поэтому как никогда важен процесс взаимного участия школы и родителей в выстраивании образовательной траектории каждого школьника, сообразно его желаниям и возможностям.
Особенности домашнего воспитания:
- родители отдают много времени работе;
- часто накапливается много бытовых проблем;
- воспитание оказывается для многих довольно трудным делом;
- необходимы профессиональные психолого-педагогические
знания,
- требуется большое терпение и внимание к делам ребёнка.
Довольно часто обычная человеческая лень и собственный эгоизм, о чём в анкетах говорят сами родители, приводят к тому, что они лучше проведут время с друзьями, чем потратят его на совместную со школой деятельность по поддержке собственного ребёнка. Чаще всего это происходит при постоянном декларировании своей любви к детям. Школе же необходимо без нотаций, упрёков, назиданий, просто, доходчиво и терпеливо разъяснять родителям, чем деятельная любовь к детям отличается от абстрактно-вербальной любви.
Важно сознавать и то, что лекционно-просветительская работа без активного включения родителей в живую, непосредственную школьную деятельность не дает требуемого результата. Когда учитель надрывно рассказывает о профессиях, о которых он знает понаслышке, а родители являются носителями этой профессии, когда среди родителей есть музыканты, спортсмены-любители, компьютерщики, пекари, коллекционеры, портные, врачи, то не использовать всё это богатство просто нельзя.
В психологическом плане серьёзным противоречием является то обстоятельство, что родители имеют свою работу, и они разумно считают: отдав достаточно сил собственной работе и заплатив налоги, они вправе рассчитывать, что специально нанятые люди – учителя – будут выполнять свою работу по воспитанию их детей.
На самом деле не школа, а семья является самым близким и самым значимым для ребёнка институтом. Именно здесь он находится в течение 9-и месяцев 75% всего времени, а в оставшиеся 3 месяца (каникулы) около 100% . Но школа обладает знаниями и специальными возможностями, которые теоретически могли бы быть реализованы. Найдётся немало родителей, которые при разумном педагогическом подходе захотят быть нужными своим детям. Ломать сложившиеся представления придется терпеливо, аккуратно, настойчиво и убеждённо.
Таким образом, для школы на данном этапе её развития возникла острая необходимость вовлечения семьи во взаимодействие с ней для достижения целей качественного образования и воспитания.
Основную
проблему мы видим
в недостаточном
взаимодействии
семьи и школы
в ходе реализации
образовательных,
воспитательных и
инновационных программ,
внедряемых школой
для повышения
качества образования
и роста воспитательного
потенциала нашего учреждения.
Родителей
надо не только просвещать, но
и обучать способам
Чтобы в результате обучения взрослые смогли установить со своими детьми глубокое взаимопонимание. Курсы должны удовлетворить огромную накопившуюся потребность в практических психологических знаниях. Тренинги для родителей очень важны, постепенно родители станут обнаруживать чудесные перемены в ситуациях с ребёнком, даже если вначале она казалась безнадёжной. Для этого необходимо создать все условия, располагающие к доверительной беседе: отдельно оборудованную «Комнату Доверия», в которой бы царил домашний уют и доброжелательная атмосфера, с телефоном доверия, по которому могли позвонить как родители, так и их дети.
Оказалось, что большинство
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей. Тренинговые занятия родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого в отдельности. Тренинги проводит только специалист – психолог, имеющий соответствующее образование.
Необходимо держать тесный контакт с родителями. Привлекать их к обсуждению актуальных жизненных проблем.
Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён полноценного общения со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Ребёнок плохо развивается не только психически, но и физически он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Плохая пища – отравляет организм, а неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в последствии, конечно, и его судьбу.
Из всего выше сказанного, мы планируем создать на базе школы «Клуб молодой семьи».
С
целью гармоничного развития взаимоотношений
взрослых между собой и ребёнком.
Забота друг о друге, гармоничные отношения между родителями – это уже большой шаг к созданию благополучной среды для развития личности ребёнка.
Отсюда иная модель взаимодействия в системе:
личность – семья – общество.
Особую проблему
составляет создание модели
Семья,
какой бы она не была, - это
единственный дом ребёнка, в котором
он получает первый опыт частной жизни,
где он защищён от «вторжения» внешнего
мира. Школа не может вторгаться в семейные
дела своих учеников, она выступает в качестве
партнёра, обладающего определёнными
возможностями для поддержки семей.
Основными
направлениями взаимодействия
школы в работе с семьёй
могут стать:
- индивидуализация
учебного процесса с учётом
образовательных потребностей
- адаптационная
поддержка семьи при
- предоставление
дополнительных
- диагностика
психологических и
- просвещение
родителей по вопросам
- обмен опытом по использованию эффективных методов воспитания ребёнка в семье;
- диагностика
и коррекция отклоняющегося
- диагностика
и коррекция неэффективных
- привлечение
органов социальной защиты к
проблемам семьи;
- проведение различных совместных школьно-семейных мероприятий.
В качестве критериев
организации оптимальной
Цели
и задачи:
Развитие и укрепление семейных традиций.