Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:19, реферат
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ
И ШКОЛЫ
МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Городиская О. А.,
руководитель МО
классных руководителей
начальной школы,
МОУ СОШ №6, г. Ноябрьск,
Тюменской обл.
В условиях
кардинальных изменений в
Цели и задачи
работы с родителями:
Изучение воспитательных возможностей семей.
Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
Оказание помощи
родителям в организации
Семья, как
и школа, - это своего рода посредник
между формирующейся личностью
ребенка и обществом. Значит, родители
должны иметь представление о
целях и задачах, конечном
Основное назначение собраний – повысить уровень психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.
Значительное место в системе работы школы с родителями относится к их психолого – педагогическому просвещению. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.
Планируя психолого – педагогическое просвещение родителей. Нужно исходить из следующих задач:
сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
обеспечить полное
взаимопонимание и
нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
компенсировать проблемы
семейного воспитания: выявлять, поддерживать
и развивать воспитательный потенциал
семьи.
Принципы проектирования
родительского всеобуча:
учет личностных
интересов, склонностей и
включение родителей
в учебно – воспитательные ситуации
через интегрированные широкие творческие
задачи, образующие целесмысловое поле;
постоянная актуализация
самоопределения родителей в
целях и смыслах их деятельности;
культивирование конструктивного
взаимодействия и общения родителей;
увязывание содержания
всеобуча и социальной поддержки
педагогов.
Можно выделять
некоторые основные
психолого – педагогическое
образование родителей;
проведение семинаров,
конференций, родительских собраний;
планирование,
реализация, рефлексия мероприятий
как крупномасштабной продуктивной
задачи всего коллектива;
разработка проектов
стратегического или
совместное оформление
и описание опыта воспитательной
деятельности.
Формы работы
с родителями
1. Научно – практическая
родительская конференция –
Конференции проводятся
1 – 2 раза в год, так как
требуют тщательной подготовки.
Ход конференции обсуждается
на родительском комитете: продумывается
план, выявляются семьи, чей опыт
воспитания достоин
Успех конференций
зависит от самостоятельной работы
родителей по анализу литературы,
осмыслению и обобщению своего опыта,
умения на основе критических знаний
оценивать воспитательный процесс,
увидеть возможность
Условиями успешного
проведения родительских конференций
являются следующие:
актуальность, значимость
и доступность предложенной темы;
тщательная предварительная
подготовка (тема и план представляются
родителям за 2 – 3 недели до проведения,
указывается рекомендованная
организация консультаций
в период подготовки по отбору материала,
его систематизации, анализу, подготовке
выступлений;
создание благоприятного
эмоционального климата во время
проведения конференции, характеризующегося
общей заинтересованностью, откровенностью
разговора.
Порядок работы конференции
может быть определен следующим
образом:
Вступительное слово
педагога (классного руководителя,
директора, замдиректора) о значимости
и сущности проблемы и позитивном
опыте семей.
Выступления родителей
(обмен опытом, анализ воспитательного
процесса в семье).
Заключение ведущего
конференции, содержащее оценку выступлений,
опыта семейного воспитания. Проблем,
которые предстоит решить.
Эффективность родительской
конференции возрастает, если в ее
проведение включается библиотека, работники,
которой готовят книжные
Примерные темы
для совместного обсуждения на
конференции:
«Основы построения
общения с ребенком»
«Права и обязанности
ребенка в семье»
«Стили и методы
воспитания ребенка в семье»
«Психология ребенка»
«Особенности адаптации
ребенка в школе»
«Предупреждение правонарушений
несовершеннолетних» и др.
2. Наиболее распространенной
формой работы с родителями
является классное
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
Организационные
собрания (выбор классного
Аналитические собрания
(ориентированные на разрешение возникающих
проблем педагогического
Итоговые собрания
(направленные на подведение
Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
На организационных
собраниях утверждаются планы работы,
избирается родительский комитет, разрабатывается
план мероприятий, распределяются общественные
поручения и создаются инициативные
группы родителей по различным направлениям
работы, разрабатываются планы
проведения общешкольных мероприятий
с участием родителей.
Первое родительское
собрание является, как правило, организационным
и проводится в начале сентября.
Последующие собрания проводятся один
раз в четверть. На первом родительском
собрании классный руководитель раскрывает
перед родителями необходимость
и задачи взаимодействия. Общим решением,
определяя основные направления
работы, на этом же собрании выбирается
родительский комитет. Собираются материалы
о возможности организации
Эти предложения
могут быть такими:
поручения, предполагающие
проявление родителями активной воспитательной
позиции, непосредственную работу с
детьми, проявление творчества, инициативы.
Организаторских способностей: руководство
кружком по своей специальности,
руководство спортивной секции, руководство
клубом, руководство турнирами, олимпиадами,
руководство экскурсиями. Составление
сценариев классно – семейных
праздников, организация и подготовка
совместных с детьми выступлений. Творческих
отчетов;
поручения, предполагающие
содействие в проведении воспитательной
работы, оказание организационной помощи:
содействие в проведении экскурсий4
содействие в проведении классно – семейных
праздников и общешкольных мероприятий;
содействие в организации встреч с
интересными людьми; содействие в создании
материально – технической базы класса;
поручения, предполагающие
непосредственное участие в развитии
и укреплении материально – технической
базы ОУ: трудовое участие в оборудовании
кабинетов; изготовление оборудования,
приборов, наглядных пособий; помощь
в ремонтных работах, благоустройстве
школы; спонсорская помощь школе.
Родительское собрание
включает в себя шесть обязательных
компонентов:
Анализ учебных
достижений учащихся класса. В этой
части собрания классный руководитель
знакомит родителей с результатами
учебной деятельности класса. С рекомендациями
педагогов – предметников.
Знакомство родителей
с состоянием эмоционального климата
в классе. Темой для разговора
здесь могут быть взаимоотношения
учащихся, внешний вид и другие
вопросы.
Психолого- педагогическое
просвещение. Этот компонент можно выделить
в отдельный пункт собрания, но можно
естественным образом включить в структуру
других составляющих.
Обсуждение организационных
вопросов (экскурсии, классные вечера,
приобретение учебной литературы и
пр.).
Рефлексия. В конце
родительского собрания родители оценивают
его значимость, актуальность, полезность.
Личные беседы с
родителями.
Организуя родительские
собрания, можно придерживаться следующих
принципов:
родительское собрание
должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна
учитывать возрастные особенности
детей;