Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:28, курсовая работа
Такой подход делает необходимым рассмотрение проблем функционирования искусства в двух взаимосвязанных аспектах:
а) определение специфических функций Арт-культуры;
б) соотнесение исполнения этих функций центрами Арт-культуры и искусства со всем спектром реально существующих общественных отношений.
Введение
1.1. Теоретические основы социализации, как процесса развития личности
1.2. Проблемы социализации молодежи на современном этапе развития
1.3. Анализ особенностей процесса социализации молодежи, как фактора развития общества
1.4. История возникновения фонда «Свободной Культуры» и его виды деятельности
1.5. Этапы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
1.6. Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Введение
1.1. Теоретические основы социализации, как процесса развития личности
1.2. Проблемы социализации молодежи на современном этапе развития
1.3. Анализ особенностей процесса социализации молодежи, как фактора развития общества
1.4. История возникновения фонда «Свободной Культуры» и его виды деятельности
1.5. Этапы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
1.6. Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Возрастающее внимание к социальным результатам деятельности «неофициального» искусства обусловлено происходящими изменениями в структуре и иерархии исторически сложившихся сфер человеческой деятельности и, в частности, в сфере свободного времени. Происходит определенное сокращение традиционных досуговых ориентации. Расширяется влияние и удельный вес форм досуга, не связанных на прямую с семьей, работой. Особую привлекательность приобретают нерегламентированные виды деятельности, дающие возможность удовлетворения синтетических потребностей, способствующие расширению сферы общения. В числе этих видов деятельности одно из первых мест занимает общение с искусством. Поэтому возрастает значимость различных форм искусства и как одного из важнейших средств включения личности в социальную среду, развитие при помощи искусства потребностей и навыков социально значимого самовыражения, творческих потенций личности. Как следствие этого, на современном этапе функционирования художественно-творческих коллективов возрастает внимание не столько к самому факту их существования, численности, развитию и экономическим характеристикам их деятельности, сколько к социальной эффективности, успешности осуществления той специфической роли, которую эти коллективы играют. На современном этапе начинают пользоваться популярностью «неформальные» виды искусства, которые были запрещены в советское время, и сейчас активно начали развиваться. Происходит рост влияния «неофициального» искусства и Арт-культуры на осуществлении общественного прогресса, в расширенном воспроизводстве общественных отношений.
С другой стороны сама потребность личности в искусстве и ее характер тесно связаны с эффективностью иных форм ее социальной деятельности, активностью в преобразовании и развитии сложившихся форм общественной практики. Соответственно увеличивается внимание к изучению «неофициального» искусства, как исторического феномена, рассматриваемого в контексте становления подлинно гуманистического общественного идеала.
Такой подход делает необходимым рассмотрение проблем функционирования искусства в двух взаимосвязанных аспектах:
а) определение специфических функций Арт-культуры;
б) соотнесение исполнения этих функций центрами Арт-культуры и искусства со всем спектром реально существующих общественных отношений.
Взаимосвязь между этими аспектами должна быть прослежена на каждом микроэтапе, отдельной конкретной проблеме изучения.
В конечном счете, необходимость повышения социальной эффективности функционирования Арт-Центров актуализирует и разработку соответствующих аспектов управления. Оптимальное управление процессом культурного воспитания настоятельно требует применения системно-функционального подхода, органично сочетающего сбор информации и принятие решений и предусматривающего сознательный учет и использование взаимосвязи всех сфер и методов воспитательного процесса.
Действенность стратегии управления Арт-Центрами, в частности, будет пропорциональна степени координации управленческих решении в области культуры, как с внутренней динамикой самого искусства, так и с динамикой всей структуры общественных связей. Критерием социальной эффективности «неофициального» искусства может служить степень его воздействия на структуру потребностей личности, обогащение социально значимых потребностей и активизацию реализующих механизмов, то есть, в конечном счете, на всестороннее и гармоническое развитие личности. Внешнее проявление эти процессы должны найти в обогащении социально значимых видов деятельности личности, группы, общества.
Применительно к молодежи, есть смысл говорить, как о полноценности включения ее во все богатство социальных связей, так и об активности в создании их новых форм. Поэтому представляется актуальным изучение влияния «неофициального» искусства в целом и отдельных его видов на процесс социализации молодежи. Такой угол зрения позволяет, рассматривая поведение в художественной сфере, проследить на примере искусства, как "высшего вида духовного производства" некоторые характеристики, свидетельствующие о степени включенности личности в протекающие социальные процессы. С другой стороны, он дает возможность прогнозировать пути социального становления молодежи и, наконец, помогает определить место, которое искусство на данном конкретно-историческом этапе занимает в жизни общества, ту специфическую роль, которую оно сегодня играет в рамках стратегических целей культурного воспитания, а также перспективы изменения и расширения этой роли.
Этот спектр возможностей обусловлен тем, что художественное поведение личности, как было указано выше, с одной стороны опирается на существующую структуру социальных связей, механизм социализации в частности, а с другой стороны активно участвует в их трансформации, формировании.
Особого внимания заслуживает рассмотрение в свете этих вопросов проблемы функционирования Арт-Центра «Пушкинский-10» как социального института. Находясь в положении маргинального вида искусства, остро заинтересованного в оптимизации контактов с молодежной аудиторией, определении своей специфической, не совпадающей с другими видами искусства роли в структуре художественного потребления. Кроме того, Арт-Центр «Пушкинский-10», пропагандируя одно из наиболее синтетических видов искусства, достаточно адекватно воплощает в своих отношениях с аудиторией самые различные стороны системы "общество-искусство-молодежь", а взаимосвязь, с другими видами искусства, обусловливают его важную роль в формировании художественных потребностей молодежи. «Неофициальное» искусство в системе видов искусства обладает наиболее ярко выраженным социально-интегрирующим влиянием на личность, наиболее эффективно стимулирует протекание процесса социализации.
Комплексный системный анализ «неофициального» искусства в настоящее время только формируется. В этих условиях методологически важно определить его место в современной системе искусств, причины изменения ценностных ориентации публики на Арт-искусство. Развитие аудиовизуальных искусств накладывает отпечаток на размеры и характер общественных Арт-потребностей. Реальная практика должна непрерывно корректироваться в соответствии с развитием представлений о присущих именно «неофициальному» искусству специфических функциях в системе культурного воспитания.
Все это делает изучение отношений молодежи к искусству актуальным для определения перспектив развития как самого «неофициального» искусства, так и других видов искусства, художественной жизни общества в целом.
Избранная тема курсовой работы фиксирует внимание на том, какую роль играет «неофициальное» искусство в процессе социализации молодежи. Это позволяет преломить характеристики современной Арт-культуры через призму социального смысла деятельности Арт-Центра и приобрести достаточно определенные принципы для иерархического соотнесения различных аспектов деятельности Арт-Центра как социального института. Все это позволяет считать актуальной постановку проблемы, вынесенной в заглавие. Следует отметить, что в отечественной литературе практически не представлены исследования, непосредственно посвященные месту и роли Арт-Центров и «неофициального» искусства в процессе социализации молодежи.
Сегодня все еще сохраняется некоторая дистанция между теоретическими и конкретно-социологическими уровнями изучения социального функционирования искусства, что, с одной стороны, проявляется в определенной методологической слабости ряда конкретных социологических исследований, а с другой стороны, затрудняет сопоставление разработанных теорией положений с накопленным материалом. Некоторые причины сложившейся ситуации заключаются в прагматической ориентации конкретных исследований, сложности перевода теоретических положений в систему эмпирически фиксируемых показателей.
Определенная часть работ, в которых затрагивается смежный и пересекающийся с нашей проблемой вопрос о воспитательной роли «неофициального» искусства, носит преимущественно эмоциональный характер, их положения опираются на традицию восприятия, а не на систематизированные представления о механизмах воздействия этого искусства, его социальных функциях.
Поскольку сама проблема социализирующего воздействия искусства носит комплексный характер, закономерно сочетание подходов, разработанных различными теоретическими дисциплинами: культурологией, социальной психологией, эстетикой, психологией и социологией. Вместе с тем, в исследованиях, которые послужили основой для данной работы, они применялись и, соответственно, описываются преимущественно в рамках социологического и социально-психологического подходов.[1]
Выбор молодежи в качестве объекта исследования обусловлен прежде всего тем, что именно в этом возрасте процесс социализации с одной стороны носит наиболее интенсивный характер и, с другой стороны, протекает в непрерывно расширяющемся контакте с различными источниками социального воздействия, сопровождаясь достаточно ощутимой рефлексией относительно значимости, специфики каждого из них.
Цель курсовой работы - на основе анализа взаимосвязей между поведением молодежи в сфере культуры и другими формами ее социальной практики, выявить факторы, оптимизирующие функционирование Арт-Центра как места социализации молодежи.
Данное целеположение особенно актуализируется в условиях кризиса духовного и эстетического воспитания молодежи в современном обществе.
Для достижения указанной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
1) определение места, роли и специфики Арт-Центра как социального института в процессе социализации молодежи;
2) изучение эффективности реализации Арт-Центром его социализирующих функций в условиях крупного индустриального города;
3)Формирование и развитие личности; самовыражение, самоутверждение и саморазвитие личности через свободно выбранное творчество.
4) определение условий оптимизации социального функционирования Арт-Центра как средства социализации молодежи и возможностей повышения эффективности его деятельности как социального института.
Объектом исследования является социализация молодежи на современном этапе развития.
Предметом исследования является Арт-Центр «Пушкинская 10», как место социализации молодежи.
Методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы;
- изучение опыта деятельности Арт- Центра «Пушкинский 10», его роли в самовыражении и самореализации молодежи.
Структура работы. В первой главе исследуются теоретические основы социализации личности в современном обществе, понятие, проблемы, анализ особенностей социализации молодежи.
Во второй главе исследуется история возникновения Арт-Центра «Пушкинская 10» и виды его деятельности.
Проводится анализ эффективности реализации Арт-Центром его социализирующих функций в условиях крупного индустриального города;
Рассматривается его роль в самовыражении и самореализации молодого поколения.
Исследуются проблемы и перспективы развития Арт-Центра, как места социализации молодежи.
В основу данной работы положены результаты исследований, проведенных на примере Арт – Центра «Пушкинская-10». Работа содержит теоретический анализ поставленных проблем и выводы, основанные на результатах проведенных комплексных исследований, которые могут усовершенствовать процесс социализации молодежи на базе Арт-Центра «Пушкинская 10».
Для полного представления процесса социализации необходимо рассмотреть само понятие «социализация» и аспекты его развития на современном этапе развития общества.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.[2]
Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой - они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.[3]
Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это - один аспект социализации.
Информация о работе Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»