Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:28, курсовая работа
Такой подход делает необходимым рассмотрение проблем функционирования искусства в двух взаимосвязанных аспектах:
а) определение специфических функций Арт-культуры;
б) соотнесение исполнения этих функций центрами Арт-культуры и искусства со всем спектром реально существующих общественных отношений.
Введение
1.1. Теоретические основы социализации, как процесса развития личности
1.2. Проблемы социализации молодежи на современном этапе развития
1.3. Анализ особенностей процесса социализации молодежи, как фактора развития общества
1.4. История возникновения фонда «Свободной Культуры» и его виды деятельности
1.5. Этапы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
1.6. Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В зависимости от конкретно-исторических условий, общество в явном или неявном виде формирует идеал и модель культурного человека, на основе которой организуется система воспитания в семье, школе и других социальных институтах[29]. Чем больше соответствует человек этой модели, тем больше вероятность того, что он может в будущем иметь высокий социальный статус в обществе.
Отношение общества к становлению молодого поколения выражено в следующей закономерности: чем более идеологизировано общество, тем меньше свобод и условий оно предоставляет для развития личности, тем меньше оно нуждается в формировании индивидуальных различий граждан. Такого рода ситуация обычно складывается в теократически ориентированном обществе, а также в тоталитарном государстве с четко выраженной идеологической доктриной и ее реализацией в социально-политическом и экономическом устройстве данного государства. Система требований к личности определяется социально-экономическим укладом хозяйственной деятельности и политической формой организации общества.
Система требований к социализации молодежи, явно или неявно задаваемая обществом, основывается на том, чтобы молодое поколение смогло эффективно адаптироваться в данных социальных условиях, принять и поддержать систему ценностей этого общества, способствовать его дальнейшему развитию на основе сформировавшихся ценностных установок[30].
Модель создает культурно-мировоззренческий и социально-психологический портрет молодого человека данной эпохи, причем в историческом контексте она может иметь большие различия между разными социальными группами и слоями общества.
Поскольку систематическое образование получали преимущественно молодые люди высших слоев общества, поэтому, рассматривая модели культурного (образованного) человека той или иной эпохи, можно говорить о модели человека привилегированного сословия, обеспечивающего человеку определенные стартовые возможности социально-профессиональной мобильности и достижение высокого статуса в данном социуме.
Современная социокультурная ситуация в мире и особые условия российской действительности выдвигают требования к формированию человека нового социокультурного типа. Демократизация современного российского общества предполагает усложнение общественной жизни, ускорение динамики ее развития, а это вызывает необходимость для молодого человека ориентироваться в поле неопределенности. Ему нужно быть готовым действовать не по традиционным схемам и алгоритмам поведения, а исходя из сложившейся ситуации, жизненного и профессионального опыта.
Комфортность своего собственного существования помимо материальной составляющей жизненного успеха современный человек связывает со свободой, независимостью, профессиональной творческой деятельностью и реализованностью. В связи с этим, в системе воспитания необходимо формировать такие личностные и гражданские качества, которые прежде не были востребованы и не могли быть сформированы в рамках традиционной модели личности.
Диалектика взаимодействия общества и личности на данном этапе развития человечества требует становления такого социокультурного типа личности, который бы обеспечивал свои личностные интересы, и тем самым обеспечивал бы устойчивость развития общества.
Данному этапу должна соответствовать и модель социокультурного типа личности, обеспечивающая ее жизнеспособность, развитие личностных задатков и способностей, возвышение социального статуса в обществе. Учитывая специфику современной российской социокультурной реальности, в основании новой модели должны быть положены принцип вариативности и вероятностный подход.
Концепция воспитания жизнеспособных поколений, разработанная И.М. Ильинским и П.И. Бабочкиным, определяет целевые установки воспитания молодежи в соответствии с теми изменениями, которые происходят в обществе с ориентацией в будущее. Исходя из современной социально-политической ситуации в России, ориентированной на осуществление демократических принципов и построение гражданского общества, в качестве модели личности, предлагается формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой.
Предложенная концепция, удовлетворяет задачам воспитания личности, учитывая потребности общества по отношению к становлению молодежи, способной к жизнедеятельности в новых социально-политических и экономических условиях; что позволяет представить модель доминирующего, жизнеспособного типа молодого человека как приемлемую для различных социальных слоев и групп российской молодежи, способную выступать в качестве основы создания единого воспитательного пространства для всех институтов социализации молодежи в России. [31]
Социальные процессы оказывают существенное влияние на все категории населения. Особую значимость представляет в настоящее время проблема социальной адаптации молодежи как наиболее образованного, мобильного восприимчивого к общественным переменам сегмента российского общества. Исследование содержания, форм проявления и механизмов осуществления адаптационных процессов в молодежной среде позволяет полнее и конкретнее представить приоритетные направления социально-экономического и социокультурного развития нового поколения молодых россиян в переходный период развития нашего общества.
Особую значимость представляет в настоящее время проблема социальной адаптации студенческой молодежи как наиболее образованной, мобильной восприимчивой к общественным переменам части молодежи. При этом следует отметить многовариантность включения и в целом слабую подготовленность молодежи к происходящим изменениям в социальной системе. Характер адаптации молодежи к этим изменениям в значительной мере определяет особенности содержания и форм ее участия в происходящих переменах.
Под социальной адаптацией можно понимать сложный социально-психологический механизм, основными составляющими которого являются: комплекс личностно-деловых качеств, ценностные ориентации, установки, функционирующие в условиях некоторого изменяющегося континуума социетальных (на уровне общества в целом), социальных (на уровне социальных общностей, где живет и действует индивид, на уровне его ближайшего социального окружения), социально-психологических (на уровне личности индивида) стимуляторов и ограничителей адаптации.[32]
Социальная адаптация включает в себя также мотивационную сферу, потребности, интересы, освоение новых социальных ролей, представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей. Анализу процесса социальной адаптации россиян в условиях меняющейся России сегодня уделяется значительное внимание в отечественной социологической науке.
В юношеском возрасте (18-23 года), можно выявить следующие особенности, которые негативно влияют на процесс социализации, такие как:
пьянство
наркомания
проституция
нищета
безработица
стрессы
вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество
разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом
служба в армии;
невозможность продолжить образование.
Современная молодежь сформировалась в постсоциалистических странах в условиях радикальных трансформаций в экономической, общественно-политической, духовно-нравственной сферах жизни общества. Наблюдается постоянное сокращение численности молодежи, которая ставит перед российскими институтами власти другие проблемы связанные с замещением существующих рабочих мест необходимыми работниками, в связи, с чем на ближайшие три десятилетия будет ускоренными темпами осуществляться миграция в Россию, со всеми связанными социально-культурными проблемами, в том числе и с социокультурной адаптацией иммигрантов в условиях обостряющихся этнонациональных отношений российской молодежи к иммигрантам. В настоящее время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования.
Среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. Важнейшее значение в транзитивном обществе приобретает массовое сознание как специфический социокультурный феномен. Основу жизненных миров составляют стереотипы сознания и социальные представления, полученные в процессе первичной и вторичной социализации. На передовых и ответственных участках трансформации транзитивного общества должна находиться молодежь, которая через каналы социализации включена в инновационные процессы, ее деятельность направляют, формируют и организовывают старшие поколения, органически сочетая активность молодежи и ее стремление к новому с существующими культурными традициями общества. Отметим, что «проблема социальной адаптации исследовалась известными зарубежными и отечественными учеными достаточно глубоко именно применительно к стабильному обществу.
Самооценка молодежью изменений, произошедших в их жизни, с одной стороны, отражает характер социальных перемен (их позитивную или негативную направленность, состояние социума в целом) статичное, динамичное, кризисное, с другой стороны, показывает, как происходит процесс социальной адаптации молодых людей к этим переменам».
Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная адаптация человека в обществе, а с другой - способность в какой-то мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.[33]
В 1932 году постановлением ЦК ВКП (б) в Советской России были упразднены все творческие объединения и созданы единые Союзы художников, литераторов, музыкантов, композиторов, театральных деятелей с главенствующим партийным принципом социалистического реализма в искусстве. (Следует заметить, что на практике уничтожение авангардных форм искусства началось уже в начале 1920-х годов).
С этого времени во внутренней политике государства прочно утвердились запрет на свободу самовыражения художника и уничтожение свободы слова в культурной, социальной и политической жизни страны. На долгие годы отечественная культура была разделена на «официальную» (советскую) и «неофициальную», продолжавшую художественные традиции «Серебряного века» и русского авангарда.
Долгие годы общество стремилось к переменам. На первых порах во времена «оттепели» в 60-х годах это выражалось в интересе ко всему запрещенному. Несмотря на последующее подпольное существование, искусство нонконформистов проникало в свободомыслящую среду творческой и научной интеллигенции и имело оглушительный успех.
На квартирные выставки, которые начались с 1964 года, приходили тысячи людей, подвергая риску свою карьеру, благополучие семьи, а иногда жизнь.
Квартирная выставка давала возможность продемонстрировать произведения искусства широкому кругу зрителей, минуя государственную цензуру.
Первые официальные выставки нонконформистов в Ленинграде, разрешенные властями в порядке эксперимента в 1974-1975 годах, ознаменовались невиданным по тем временам стечением народа. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть новое для них свободное искусство.
Этот период впоследствии был назван «газаневщиной» – по названию домов культуры им. Газы и «Невский», где проходили эти выставки.
В период «газаневщины» художники-нонконформисты самоорганизовались в Товарищество экспериментальных выставок (ТЭВ). Но, уже к концу 1970-х гг. десятки из них сознательно эмигрировали.
Некоторые были изгнаны из страны советской властью насильно и ТЭВ прекратило свое существование. В 1981 году, с появлением нового поколения художников-нонконформистов, было создано Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ). Нонконформисты 80-х гг. продолжали отстаивать право демонстрировать свое искусство публике.
Успехи художников-нонконформистов стали возможными благодаря тому, что в 1980-е годы культурное пространство Ленинграда, независимо от государственно-политической идеологии, формировалось под влиянием частной инициативы и деятельности организаций, представлявших широкий культурный диапазон. Существовали на разных (официальных или полуофициальных) основаниях, – такие объединения как, постоянно действующие квартирные выставки, литературные объединения.
Деятельность этих организаций в значительной степени готовила общественное сознание к приближающимся политическим переменам периода «перестройки» 1985 года. Несмотря на то, что инициаторы и активисты этих организаций находились под пристальным наблюдением отдела КГБ по борьбе с идеологическими диверсиями, они по духу и роду своей деятельности не причисляли себя к политическим диссидентам, а их требования не выходили за рамки «Декларации прав человека» и соответствующих статей «Международных пактов о правах человека». Уже в то время «неофициальные» художники «самоопределили» себя как необходимую для здоровья общества культурную оппозицию в сфере культуры. К числу отстаиваемых ими требований относилось, например, право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который свободно выбираем каждым человеком; или право каждого человека на участие в культурной жизни и на защиту моральных и материальных интересов, возникающих в связи со своим трудом; или право придерживаться своего мнения и свободно выражать его, а также искать и распространять, независимо от государственных границ, всякого рода информацию и идеи – в любой форме, тем более художественной.
Информация о работе Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»