Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:28, курсовая работа
Такой подход делает необходимым рассмотрение проблем функционирования искусства в двух взаимосвязанных аспектах:
а) определение специфических функций Арт-культуры;
б) соотнесение исполнения этих функций центрами Арт-культуры и искусства со всем спектром реально существующих общественных отношений.
Введение
1.1. Теоретические основы социализации, как процесса развития личности
1.2. Проблемы социализации молодежи на современном этапе развития
1.3. Анализ особенностей процесса социализации молодежи, как фактора развития общества
1.4. История возникновения фонда «Свободной Культуры» и его виды деятельности
1.5. Этапы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
1.6. Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В конце 1980-х годов бесхозяйственность городских властей достигла своего предела. Многие дома в центре города, поставленные по плану на капитальный ремонт и уже полуразрушенные, оказались брошенными на произвол судьбы. Некоторые из них стали занимать художники, у которых не было мастерских.
Одним из таких домов был и дом номер 10 по Пушкинской улице. Можно сказать, что сама судьба предопределила ему стать Арт-Центром.
С 1874 по 1880 год улица, на которой воздвигли интересующее нас здание, называлась то Новая, то Новый проспект, то Малый Невский, то Александровская, то Кампанейская, и только 22 мая 1880 года за ней закрепили имя Пушкина.
Номер 10 окончательно был закреплен за домом в 1890 году. Первоначально дом планировалось использовать для размещения там художественно – прикладного училища. После того как первые владельцы, супруги Мальцевы, продали его графу П. Шувалову, дом существовал как доходный: квартиры сдавались внаем, а кроме того, в нем располагалось множество разнообразных учреждений: от винной лавки до училища им. святых Кирилла и Мефодия и издательств «Алконост» и «Сирин».
От дома 20, где был отель Пале-Ройяль и типография Ю. Штоутера, до дома 10 по Пушкинской улице нередко прогуливались знаменитости: А. Блок, А. Ремизов, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Андрей Белый, 3. Гиппиус. В самом доме жила знаменитая актриса П. Стрепетова.
Концепция независимого Арт-Центра разрабатывалась «неофициальными» художниками ТЭИИ с 1987 года, когда отшумели последние квартирные выставки 1986 года, именуемые ими «Днями открытых дверей».
Предполагаемое место реализации этой концепции менялось (Апраксин двор, Новая Голландия, Константиновский дворец в Стрельне), а в соответствии с этим видоизменялась и сама концепция: то это был «Город мастеров», то «Центр современной русской культуры», то «Кооперативные мастерские».
В Ленинграде первые законы, высвобождающие частную инициативу граждан и придающие ей легальный статус, появились в 1988 году (Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-41 «О кооперации в СССР»).
Первую попытку официально создать организацию, помогающую «неофициальным» художникам, предпринял Юлий Рыбаков в 1987-1988 годах. Кооперативную галерею планировалось создать при Ленинградском отделении Советского фонда культуры на средства Джорджа Сороса. Но это начинание потерпело неудачу, так как положительные рекомендации эмигрантских кругов не были поддержаны правлением Советского фонда культуры, который еще существовал в 1988 году.
В 1970-е годы, отвергнутые своим государством художники, думали в основном о том, где найти себе мастерские для творческой работы. Всякими правдами и неправдами находили, их выгоняли, они опять находили. Они хотели продавать свои работы, чтобы жить на свой труд. Делать выставки, чтобы показывать свое искусство тем, кому это интересно. Устраивались квартирные выставки, власти их закрывали, а выставки опять открывались на других квартирах и работы понемногу продавались.
Но через некоторое время появились первые серьезные жертвы: сгорел в своей мастерской Е.Рухин, физически пострадал Ю.Жарких, под колесами автомобиля погибла Кари Унксова, отсидели в тюрьме Ю.Рыбаков, О. Волков, Г.Михайлов, А.Аветисян, выдворены из страны и лишены гражданства В.Филимонов, Тиль Валентин-Мария Самарин, А.Леонов, И. Баскина.
Поджигались двери первого в Ленинграде Музея современного искусства на квартире писателя В.Нечаева. Это был как бы санкционированный «сверху» намек на то, чтобы он сам уехал, и ему пришлось уехать из СССР, как и нескольким десяткам «неофициальных» художников и поэтов.
Это была самая большая жертва в борьбе за права творческой личности – эмиграция «неофициальных» деятелей искусства во второй половине XX века.
И это уже нельзя было назвать игрой. Тем более, что в самом начале 80-х, оставшиеся «нонконформисты» стали проводить более осмысленную политику сопротивления тоталитарной идеологии. Это уже была «война». Она приобрела более изощренные формы, как с одной, так и с другой стороны.
Нонконформисты, не скрываясь, объявили на высшем государственном уровне о создании ТЭИИ и вынудили официальные инстанции противника на протяжении десятка лет вести переговоры и переписку с представителями несуществующей организации.
ТЭИИ добилось еще в советское время регулярных официальных выставок. Были получены масса отзывов в отечественной прессе («негативных» в официальной и «конструктивных» в неофициальной) и за рубежом (более или менее объективных).
ТЭИИ уже тогда было как виртуальный Ноев Ковчег, где спасаются независимые художники из многих городов страны, работающие в самых разных стилях и направлениях. В результате на 2 года позже начала «перестройки» и на двадцать лет позже того времени, когда в студенческой среде европейских стран прозвучал лозунг: «Запрещается запрещать!», де факто в Ленинграде цензура на выставках была упразднена.
Так была одержана первая победа в справедливой борьбе.
Сейчас в XXI веке представляется, что именно это поколение художников- нонконформистов 80х, оставшихся на Родине, выиграло борьбу с советской идеологией за свободу самовыражения в искусстве.
Нонконформисты стремились обрести свое законное место на Родине. Когда художники доволокли «Ковчег» до берега древнего Литоринового моря и в 1989 году установили его в доме 10 на Пушкинской улице, оказалось, что война продолжается. [34]
Выжить и победить предстояло тем, кто талантлив, честен с самим собой и верит в победу искусства над бытовой косностью не понимающих искусство людей. Художники пережили лобовые атаки противников и тайные сговоры против них. Так выживая в четырехлетнюю «блокаду» Арт-Центра, работая в нем без тепла, света и воды создавались и демонстрировались миру произведения искусства.
Так был создали «Параллелошар», абсолютно иррациональный по своей сути объект, который не приносит материальной выгоды и пользы. Но он стал символом культурного центра «Ковчег XXI век» «П-10».
Параллелошар Арт-Центра «Пушкинская-10» является коллективным произведением искусства, самовоспроизводящимся и саморазвивающимся кинетическим объектом современной культуры.
Параллелошар Арт-центра «Пушкинская-10» – это культурная среда, способствующая формированию в людях собственного взгляда на мир и развивающая способность отстаивать свои взгляды не только в художественных, но и в социальных формах.
Культурная политика Товарищества «Свободная культура» в целом направлена на то, чтобы дать возможность молодому поколению быть не только разрушителями культурных традиций прошлого, но и стать создателями новых.
Арт-центр «Пушкинская-10» создавался по одному из основных принципов анархизма: полная свобода волеизъявления личности. Принимались любые предложения независимых деятелей современной культуры, но лишь в том случае, когда они могли сами их реализовать.
20-летнюю историю «Пушкинская -10» можно условно разделить на три отрезка времени, в которые происходило следующее:
1 этап:- 1989-1998 гг. (до окончания капитального ремонта здания);
Основание первой кооперативной «Галереи 10-10» в Ленинграде в доме на Пушкинской10.,
Создание ГФ«СК» (впоследствии Т«СК») и заселение художниками ТЭИИ полупустого дома 10 по улице Пушкинская.
Организация занятого пространства для работы в режиме «сквота» (по-русски «капиталка») в открытом современном обществе.
Разработка концепции культурного центра «Ковчег XXI век». Борьба с властью за право ее реализации.
Подписание с городом договора на 15 лет права пользования всем домом 10 по Пушкинской улице для создания культурного центра «Ковчег XXI век». (В XXI веке переименованного в Арт-Центр «Пушкинская-10»).
Объявление на волнах радиостанции BBC в передаче «Севооборот» Севы Новгородцева суверинитета территории сквота «Пушкинской-10».
Начало программы культурного обмена «Интерспираль-2003» с негосударственными культурными центрами стран Европы, Скандинавии и Америки.
Подготовка к капитальному ремонту здания под руководством архитектурного бюро «Литейная часть 91». Ремонт.
IIэтап:- 1998-2004 гг. (после окончания ремонта здания)
Переезд художников в отремонтированную часть здания. Подписание договора с городом на 49 лет о передаче «Свободной Культуре » части здания на Пушкинской, 10 для организации культурного центра.
Работа по совершенствованию новой для России инфраструктуры негосударственного, некоммерческого Арт-Центра.
Реализация проекта создания Музея Нонконформистского Искусства (МНИ) на основе собранных художниками ТЭИИ произведений изобразительного искусства и архива второй половины XX века.
Работа по возвращению художественных ценностей в Санкт-Петербург.
Проведение фестиваля независимого искусства «Из падения в полет» в ЦВЗ Манеж с участием художников – эмигрантов 70-х годов, изгнанных из СССР.
Содействие возвращению российского гражданства этим художникам.
IIIэтап:- 2005-2009 гг. (после фестиваля независимого искусства)
Выстраивание паритетных отношений с государственными культурными институциями. Участие в общей работе негосударственного некоммерческого сектора.
Разработка концепции Арт-центра как «Параллелошара»: жизнеспособного, параллельного государственному, пространства культурной утопии, то есть Синтопии (Утопии осуществленной) как малой модели земной ноосферы в пределах Санкт-Петербурга.
Расширение и кристаллизация внутреннего пространства Параллелошара Арт-Центра «Пушкинская -10» до того момента, когда внешняя его граница совпадет с внутренней границей земной ноосферы, вытеснив и утилизировав все то, что находилось между этими двумя границами и мешало развитию духовной жизни человечества.
В российской культурной практике появление Арт-Центра «Пушкинская-10» на рубеже XX-XXI веков – это уникальный случай, когда гражданская инициатива творческих людей, представлявших в советское время «неофициальное» искусство и последовательно развивавших идею «своего места на Родине» привела к успеху.
Понятие «неофициальное», или «нонконформистское», искусство появилось в результате борьбы советской империи с инакомыслящими. Неофициальное искусство – искусство, независимое от какого-либо диктата, неангажированное государством и неподвластное цензуре.
Нонконформизм – это отказ следовать господствующему мнению и отстаивание своего взгляда на мир и утверждение абсолютных ценностей человеческой личности.[35]
«Оно (человечество) есть такое целое, развитие которого состоит в развитии составляющих его миллионов; и если мы уже непременно хотим делать сравнение, то материал для таких сравнений надо брать скорее из законов развития живых существ, чем из законов движения неживых тел. В действительности каждый шаг в развитии общества представляет собою равнодействующую умственных деятельностей всех составляющих его единиц, и он носит на себе отпечаток воли каждого из них» Означает ли это, что художники Параллелошара анархисты? Конечно, нет. Искусствоведы и политики могут клеить на них ярлыки, но на самом деле художники вне любой терминологии. Художники – это миссионеры, чье призвание напоминать человечеству о том, что искусство вышло из храма природы.
Виртуальный Параллелошар отягощен материальной недвижимой составляющей Арт-Центра Пушкинской -10 – огромным зданием, которое находится под надзором Власти и управляемо Законом. Но, очевидно, что если с помощью своих законов, хорошо ли – плохо, власти удается управлять обществом потребителей, то совершенно невозможно управлять Параллелошаром Арт-Центра Пушкинская -10, как и культурой в целом.
Для того, чтобы оно оставалось приютом для людей, производящих культурные ценности материального порядка: картины, скульптуры, книги, аудио и видео продукцию, необходим контактирующий с властью и законом орган.
Чтобы не нарушать принципы равноправного сосуществования творческих индивидов внутри Параллелошара Арт-Центра Пушкинская-10, был создан впервые профессиональный творческий союз: Товарищество «Свободная культура». Оно продолжает, как и предыдущее Товарищество копировать структуры управления обществом, выстроенные властью, но в целях самосохранения психики видоизменяя, а иногда пародируя их.
Вся Европа покрывается добровольными союзами с целью изучения, обучения промышленности, торговли, науки, искусства и литературы, с целями эксплуатации и ограждения от эксплуатации, с целью развлечения и серьезной работы, наслаждения и самопожертвования, – одним словом, для всего того, что составляет жизнь деятельного и мыслящего существа. Можно найти эти постоянно возникающие общества во всех уголках политической, экономической, художественной и умственной жизни Америки и Европы. Одни из них быстро исчезают, другие уже живут десятки лет, и все они стремятся, сохраняя независимость каждой группы, кружка, отделения или ветви друг от друга, сплотиться и охватить все существование цивилизованного человека сетью перекрещивающихся и переплетающихся нитей» [36]
«Повсюду эти общества захватывают то, что прежде считалось обязанностью государства и стремятся заменить деятельность его объединенной, чиновничьей власти, деятельностью добровольною». Таким образом, «Свободная Культура » (называя себя официально Региональной общественной организацией) является контактирующим звеном между Параллелошаром независимых созидателей культурных ценностей и Параллелошаром общества потребителей, зависимых от власти и вакона, и выглядит в их глазах как орган управления Арт-Центром Пушкинская-10.
Как негосударственную организацию «Пушкинскую 10» никто в своей стране с самого начала регулярно не финансировал.
В России государство не заботится о тех, кто творит искусство в своей стране. Гранты от зарубежных благотворительных и культурных фондов Арт-Центр получает все реже и теперь их практически нет.
Информация о работе Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»