Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Такой подход делает необходимым рассмотрение проблем функционирования искусства в двух взаимосвязанных аспектах:
а) определение специфических функций Арт-культуры;
б) соотнесение исполнения этих функций центрами Арт-культуры и искусства со всем спектром реально существующих общественных отношений.

Содержание

Введение
1.1. Теоретические основы социализации, как процесса развития личности
1.2. Проблемы социализации молодежи на современном этапе развития
1.3. Анализ особенностей процесса социализации молодежи, как фактора развития общества
1.4. История возникновения фонда «Свободной Культуры» и его виды деятельности
1.5. Этапы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
1.6. Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Арт-Центр.курсовая.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Центр существует на членские взносы и пожертвования от коллективных членов и друзей. Очевидно, надо было прожить 18 лет на Пушкинской ,10 и стать известным во всем мире, а главное – в своем городе – Арт-Центром, чтобы власть обратила свое внимание, как на полезную часть общества, и стала оказывать ему поддержку. На девятнадцатом году, Губернатор СПб Матвиенко В.И. лично распорядилась оказывать «Пушкинской-10» ежегодную финансовую поддержку. Но что будет, когда придет другой Губернатор?

Вопрос о поддержке негосударственного сектора в культуре и искусстве должен решаться на государственном уровне: нужна ли государству частная инициатива или все опять заказное?[37]

Здание на Пушкинской, 10 само по себе превращалось в культурный центр. Название для него – «Ковчег XXI век» – предложил Юлий Рыбаков, который к тому времени стал депутатом Ленсовета. Именно благодаря его поддержке концепция арт-центра была представлена на обсуждение заседания Ленсовета и 19 марта 1990 года получила одобрение за подписью председателя Ленсовета А. А. Собчака.

Сама процедура внесения в повестку заседания заняла около полугода. Идея была поддержана многими депутатами Ленсовета, являвшиеся председателями разных комиссий. Это были Алексей Ковалев, Николай Журавский, Александр Беляев. Решительным выступлением на том заседании, где решался наш вопрос, помог Сергей Егоров. Нашей организации предложили разработать конкретные предложения по ремонту и подготовке помещений дома 10 по Пушкинской улице для нужд культурного центра.

В 1991 году был заключен договор Товарищества с городом на 15 лет о пользовании домом с целью создания в нем культурного центра.

Самостоятельный статус организации, необходимость развития инфраструктуры ощущались всеми. Существовавшая к этому времени единственная галерея «Пушкинской-10» уже не могла удовлетворить всех запросов, хотя за первые два года существования ей удалось задать определенное направление деятельности и обеспечить высокий уровень выставок.   Именно в этой галерее состоялись первые в России официальные персональные выставки А. Арефьева и Е. Рухина – двух из немногих основоположников нонконформистского искусства Ленинграда-Петербурга. Впервые на негосударственном уровне был осуществлен обмен выставками с американскими художниками. Галерея «Пушкинской-10» просуществовала до 1995 года.

В культурном центре «Ковчег XXI век» на Пушкинской начали работать: частная галерея Кирилла Миллера им. Сальвадора Дали (с 1991 г.), театры «ДаНет» Бориса Понизовского и «ОF» Алексея Меркушева, перфоманс-группы «АХЕ» (позже Русский Инженерный Театр), «СВОИ» и «Лаборатория Движения» (с 1989 г.). Репетировали и записывали пластинки музыканты из группы «ДДТ», «Аквариум», «Два самолета», «Колибри», «Препинаки», «ЗГА». Нашлось место для издательств «Новый Геликон» Александра Житинского, «ДЕАН» (по инициативе Игоря Адамацкого и Евгения Кузьминского), редакций периодических изданий альманаха «Петрополь» (Николая Якимчук), детских журналов «Топ-шлёп» (Савелия Низовского) и «Баламут» (Игоря Адамацкого).

Академия Новейших искусств выпускала журнал  «Кабинет» (под редакцией Тимура Новикова, Виктора Мазина, Олеси Туркиной, Ирэны Куксинайте, Сергея Бугаева). В 1990 году по инициативе Николая Васина открывается офис Общественного комитета содействия сооружению Храма любви, мира и музыки именем Джона Леннона. На «Пушкинской-10» была открыта первая в России общественная организация помощи бездомным: фонд «Ночлежка» (Валерий Соколов, Ксения Астафьева).

В 1991 году нашему городу, по инициативе мэра Анатолия Собчака, было возвращено его подлинное имя: Санкт-Петербург.

Дом 10 на Пушкинской улице стал местом пересечения интересов людей, принадлежащих к разным слоям общества, группировкам, организациям, профессиональным цехам и даже идеологиям.

Казалось бы, что утопическая идея об их воссоединении во имя создания острова независимой культуры в бушующем море «перестроечной» России была обречена на провал.

В 1992 году Ленинградское отделение Гуманитарного фонда им. А. С. Пушкина отделилось от Московского центра и зарегистрировалось в Петербурге как самостоятельная негосударственная общественная некоммерческая организация Фонд «Свободная Культура» (в последствие Товарищество «Свободная культура»).

Казалось, что положение Арт-Центра упрочилось. Фонд переходит на полное самообеспечение и берет на себя организацию и финансирование коммунально-хозяйственной части здания. Занимается поиском инвестора и строительной компании для ремонта здания. По заказу фонда эскиз-проект Арт-Центра, предусматривающий, с учетом его будущих потребностей, освоение всей площади здания, осуществляет частное архитектурное бюро «Литейная часть 91» (под руководством Елены Скрылевой и Рафаэля Даянова).

Проект Культурного Центра на Пушкинской-10 согласовывается с соответствующими городскими инстанциями. Независимую экспертизу проекта провел представитель американской архитектурной кампании, что стало возможным благодаря рекомендации члена Товарищества Барбары Хазард и помощи американского благотворительного фонда «Tides».

В дальнейшем фонд «Tides» проявил интерес к самостоятельной культурной политике «Свободной Культуры» и более пятнадцати  лет оказывал скромную, но регулярную финансовую поддержку Арт-Центру «Пушкинская-10», не вмешиваясь в его деятельность. Это – редкий пример доверия и деликатного отношения западного мецената к российскому художнику. В остальных случаях мы сталкивались с непониманием роли художника в российском обществе.

Крылатую фразу «Поэт в России больше, чем поэт» следовало бы обобщить, поменяв слово «поэт» на слово «Художник» с большой буквы. Западный арт-рынок в XX веке принизил роль Художника. Произведения искусства стали товаром, который должен соответствовать стандартам которые объявлены торговцами или, в лучшем случае – выявлены рыночным спросом. Российский художник не может и не должен вписываться в подобные отношения. Именно поэтому, для сохранения отечественной культуры, «Свободная Культура» ставила одной из главных своих целей привлечь внимание государственных структур к пониманию того, что мало заниматься возвращением или реставрацией произведений искусства.

Стратегически верной позицией государства должна стать непосредственная забота не только об условиях для свободного творчества, но и о создателях культурных ценностей, пока они живы.

С отечественным бизнесом отношения «Свободной Культуры» складывались вяло. Любой потенциальный инвестор хотел возвращения вложенных денег сразу и с большим процентом. И это было понятно, так как фирмы и банки появлялись и исчезали, как мыльные пузыри. Можно с уверенностью сказать, что государства как гаранта экономической стабильности тогда не существовало. Впрочем, не существовало его и как гаранта и выразителя полноценной культурной политики. Государство полностью игнорировало факт существования негосударственных некоммерческих организаций культуры и не обращало внимания на их активную деятельность.

В это время неожиданно для нас власти города решили передать дом на Пушкинской-10 петербургскому телевидению для создания там культурного центра под их эгидой.

Распоряжение от 25 января 1994 года об этом было подпи­сано мэром города, т. е. всё тем же А. Собчаком, который за четыре года до этого отдал здание художникам. Получились два указа одного и того же начальника, противоречащих друг другу.

Но к этому времени у товарищества «Свободная Культура» уже был договор аренды всего здания, и поэтому акционерному обществу совместно с ТВ пришлось передать дело в суд.

Художники обратились к петербургской общественности. 30 января 1994 года на «Пушкинской-10» состоялась пресс-конференция, в которой участвовали корреспонденты газет, журналов и радиостанций Петербурга, Москвы, некоторых западных стран, депутаты горсовета, представители общественных объединений, искусствоведы и сотрудники Русского музея, Эрмитажа, Музея истории города, рядовые горожане и видные деятели культуры. С пламенными речами в защиту культурного центра выступили поэт Виктор Кривулин, искусствовед Русского музея Михаил Герман, представитель ассоциации «Гражданская инициатива» Борис Пустынцев. Оказалось, что Арт-Центр «Пушкинская-10» знают и ценят многие.

Две недели на радиостанции «Свобода» поэт Юлия Вознесенская при участии Юлия Рыбакова и Сергея Ковальского рассказывала о положении Арт-Центра. Часовую передачу «Севооборота» на Би-Би-Си с участием Сергея Курёхина и Сергея Ковальского посвятил ему ведущий программы Сева Новгородцев. 21 марта 1991 года на волнах радиостанции BBC был провозглашен суверенитет арт-центра «П-10» как  свободной территории России. Это было знаковое событие. Затем по московскому телевидению был показан фильм «Тело авангарда», снимавшийся на «Пушкинская-10».

Трагическая видеометафора в первых кадрах фильма, когда человеческое тело – кукла выпадала из окна шестого этажа здания «Пушкинская-10» во двор и разбивалась, смотрелась зловеще.

Письма в поддержку Арт-Центра были получены мэром и председателем Городского собрания от министра культуры РФ Е. Сидорова и лидера партии «Демократический выбор России» Е. Гайдара. Запросы о судьбе Арт-Центра в Комитет по культуре и мэру поступали от различных культурных центров Европы и Америки.

Если в советское время голос общественности был продиктован властью, то теперь он имел собственное звучание и значение, которые могли повлиять на распределение голосов на выборах в органы как законодательной, так и исполнительной власти. Лица, участвовавшие в предвыборных баталиях, не могли этого не учитывать.

Под новый 1995 год, в жесточайшие морозы, по ветхости коммуникации здания и недосмотра пьяных сантехников остановилось отопление дома.

Сначала замерзла неслитая вовремя горячая вода в батареях, потом холодная в кранах и туалетах и все трубы полопались, распираемые льдом изнутри. От перегрузки на старые провода сгорели электрические предохранители и культурный центр остался без тепла, воды и света на 4 года.

Это походило на Ленинградскую блокаду. Многие художники продолжали жить в доме, топили печки буржуйки. Работала «Ночлежка» и по утрам вдоль здания по Пушкинской улице выстраивалась очередь замерзающих, голодных людей, не имеющих места проживания, за похлебкой. Кому смогли «приют для бездомных» и «Пушкинская-10» помогли, несмотря на скудость средств, собранных общественными организациями разных стран.

Вместо того, чтобы помочь в этой ситуации власти злорадно распространяли слухи, что «ЭТИ», стоящие в очереди люди – художники, которые посинели от безделья и пьянства и теперь якобы просятся на бесплатное содержание. На самом деле в поистине блокадных условиях героически работали все творческие отделения «Свободной Культуры», галереи и художники.

В середине 1995 года судебный процесс был приостановлен, а иски городских властей и ТВ отозваны за невозможностью их реализации. В это же время, при участии заместите­ля мэра Владимира Яковлева, велись переговоры с ТВ о создании акционерного общества для ремонта и реконструкции здания.

Период становления Арт-Центра «Пушкинская -10» проходил в очень трудных условиях. Он является наглядным примером того, насколько  мало наше государство в разные периоды времени помогало развиваться различным направлениям искусства, а это значит , не участвовало в духовном воспитании подрастающего поколения.

 


1.6. Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»

В мае 1995 года фонд «Свободная Культура » начал международную программу культурного обмена «Интерспираль-2003». Его начальная стадия стала возможной благодаря инициативе австрийского профессора славистики Франца Кумпля и финансовой поддержке австрийского фонда культурных обменов «КультурКонтакт».

Была выстроена программа как фестиваль «Долгие ночи Петербурга», представлявшая все виды современного искусства, которые развивались на «Пушкинская-10». В Австрию была привезена выставка живописи художников «Пушкинская-10», слайд-программа которая представляла нонконформистское искусство Ленинграда, фотовыставку, Русский инженерный театр «АХЕ» – Максима  Исаева и Павла Семченко.

Импровизационную музыку представляли художники Роланд Шаламберидзе и Бадри Ломсианидзе, поставангардный Noise исполняли Николай Судник и Александр Жилин; Ирина Актуганова вела лекции о новых технологиях, Виктор Мазин демонстрировал питерские достижения «параллельного» кино.

Товариществом «Свободная культура» была проделана работа по анализу взаимоотношений государства и негосударственных некоммерческих культурных центров в разных городах Европы.

Из ряда интервью, которые были взяты у создателей и руководителей культурных центров Австрии, Финляндии, Германии и Голландии, стало ясно, что поддержка негосударственного сектора в этих странах стала частью не только идеологической, но и экономической политики государства. Например, в Австрии культурные центры имеют финансовую поддержку от государства, области и города – небольшую, но достаточную для содержания культурного центра.

В Финляндии культурным центрам разрешено свободно распоряжаться предоставленной им площадью, часть которой может быть временно отдана центром в аренду для покрытия расходов на другую часть, используемую в культурных целях. Западным спонсорам выгодно помогать культуре, поскольку законодательство предусматривает в этом случае льготы по налогообложению. В некоторых странах ремонт и реставрация здания осуществляются на государственные деньги, а иногда на деньги Евросоюза (Польша, Голландия, Финляндия). Кроме того, негосударственный сектор помогает государству частично решать проблему занятости населения. Люди, работающие в культурных центрах, получают заработную плату, как правило, от муниципалитетов.

Для сравнения: Арт-Центр «Пушкинская-10» и его сотрудники лишены подобных возможностей ввиду отсутствия контактов между государством и негосударственным сектором.

Эхо о успехах в современном искусстве и умении его представлять докатилось до правительства Санкт-Петербурга. Когда организовывался фестиваль «Санкт-Петербург – Нью-Йорк», американцы попросили представить в программе от Питера современное искусство. Государственному Университету Культуры  пришлось обратиться к Пушкинской-10 с приглашением, но на реализацию проекта изготовления художественного CD-Romа, деньги выдал фонд Сороса. Наш Техно-арт-центр под руководством И.Актугановой и С.Бусова этот проект реализовали. Он назывался «Игра без правил». Его представляли в технологическом центре Нью-Йорка С. Бусов и С.Ковальский.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»