Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Такой подход делает необходимым рассмотрение проблем функционирования искусства в двух взаимосвязанных аспектах:
а) определение специфических функций Арт-культуры;
б) соотнесение исполнения этих функций центрами Арт-культуры и искусства со всем спектром реально существующих общественных отношений.

Содержание

Введение
1.1. Теоретические основы социализации, как процесса развития личности
1.2. Проблемы социализации молодежи на современном этапе развития
1.3. Анализ особенностей процесса социализации молодежи, как фактора развития общества
1.4. История возникновения фонда «Свободной Культуры» и его виды деятельности
1.5. Этапы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
1.6. Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Арт-Центр.курсовая.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Социальные требования к человеку возрастают с каждым десятилетием, налицо и усложнение самой социальной структуры, и появление конкурирующих и конфликтующих социальных воздействий на человека. В социальной философии понятие социализация характеризует жизнь человека в обществе с момента его рождения. Будучи процессом включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений, социализация преследует цель формирования социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами.

Таким образом, данный процесс «обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями».[22] В каждом историческом типе общества по-разному и в различных формах происходит приобщение новых поколений к основным социальным ценностям. По мере развития и усложнения социальности видоизменяются и механизмы социализации личности, поскольку прежде чем что-то передавать новым поколениям, «самой социальности надо было сначала состояться».[23]

Основными факторами социализации является государство, состояние экономики, социальной сферы, духовности в обществе, наличие или отсутствие социальных и военных конфликтов. Успех социализации зависит от целенаправленности, методичности влияния социальных и государственных институтов и их структурных элементов, которое может быть постоянным и сильным, а также слабым и маловыраженным, как следствие кризисных состояний общества.

В таких ситуациях общественной жизни стихийные каналы социализации могут доминировать над традиционными и гражданскими и привести к формированию личности, не усвоивший норм поведения общества, не усвоившей его социокультурных ценностей.

Другим результатом недостаточной социализации индивида в обществе являются социальный конформизм, как некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, мнениям, идеологии, что приводит в результате к формированию безликой личности, утратившей свою индивидуальность, неповторимость, автономность. Характерными чертами такой личности являются:

1.              некритическое мышление,

2.              манипулируемость,

3.              фанатичная вера в непогрешимость единственной веры,

4.              стандартизированное поведение.

Мы полагаем, что в качестве критериев продуктивной социализации личности правомерно выделение следующих: сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; достигнутый уровень образованности, сформированность интегральной картины мира; социальная адаптированность личности; устоявшийся рационально-мотивированный «образ жизни»; обретение социальной идентичности; гражданская активность личности: ее независимость в суждениях и поведении, уверенность, инициативность; духовность как нравственное измерение мыслей, поступков.

Становление человека представляет собой диалектический процесс, где во взаимодействии его с обществом непрерывно сталкиваются личные и общественные интересы. Социализация является процессом, в результате которого устанавливается тот или иной тип взаимоотношений между молодым человеком и обществом. В различные исторические эпохи это выступает как соотношение социального и индивидуального в личности, как ее ориентация на приоритет личных или общественных интересов, формируемых в процессе социализации личности. Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными в данном сообществе. То есть сформировать такой механизм социальной адаптации молодежи, который превращал бы новое поколение в органическую часть и подобие уже существующего социума.

Иначе говоря, целью и назначением социализации является формирование индивида, подобного себе, живущего и действующего как элемент именно данного сообщества, несущего его признаки и обладающего его опытом, ответственного и обеспечивающего сохранение и выживание себя как члена этого общества и самого общества как своего второго, коллективного я. Мера социализированности, с одной стороны, зависит от умения принятия и следования нравственному идеалу, как организующему каналу, а с другой стороны, от степени критичности в отношении к общепринятым образцам, нормам и правилам поведения.

Мерой социализированности определяется уровень социальной компетентности и реализованности личности, ее основные характеристики социального мышления и ценностные параметры сознания. Идею о разнообразии способов приспособления людей к целям, нормам в процессе социализации выдвинул Р. Мертон. Приспособление молодежи к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности является процессом социальной адаптации. Адаптивному поведению присущи успешное принятие решений, инициатива, определение собственного будущего.[24]

Адаптированность личности в группе можно рассматривать как такое ее состояние, которое позволяет ей проявлять свои способности, убеждаться в собственной значимости, достигать поставленных целей, поддерживать других в трудный момент. В некоторых типах групп, например в преступных сообществах, главным условием успешной адаптации является отказ от общечеловеческих ценностей, в то же время члены этих групп вынуждены придерживаться определенных; специфических норм.

Вышеобозначенное обстоятельство является специфической особенностью процессов социализации молодежи в современном российском обществе, которое проявляется в том, что для молодого поколения значимыми оказываются:

o                «индивидуализм»  (на смену коллективизму), 

o                сверхмобильность и риск (на смену стабильности),

o                стремление к получению разнообразного трудового опыта (на смену стажа на одном рабочем месте); 

o                престиж работы в негосударственных, коммерческих и общественных структурах (на смену государственным гарантиям бюджетной сферы); 

o                рыночный карьеризм (на смену партийно-бюрократическому)»[25].

 

Вместе с тем современный человек сталкивается с рядом трудностей: все возрастающая скорость жизненных ритмов и многообразие социальных связей, которые усложняют возможность целостного понимания окружающего мира; духовные жизненные цели подменяются «средствами жизни», борьбой за материальные блага и социальный статус, меркантилизацией содержания жизни, стремлением к получению удовольствий; счастьем оказывается не жизнь в ее полноте, а некий фрагментарный набор ее свойств и качеств.

В настоящее время учеными активно разрабатывается модель культуроцентристской ориентации системы социализации личности. Современные преобразования российского общества направлены на ускорение его развития за счет предоставления демократических свобод и прав гражданам во всех проявлениях их социальной активности, особенно в сфере экономики и общественно-политической деятельности.

Демократизация общественной жизни и либерализация российской экономики позволяет проявлять социальную активность в политической и экономической сферах жизни общества. Однако не все слои населения России оказались способны к реализации своих прав, к проявлению социальной активности. Это относится не только и не столько к старшим поколениям, но в большей степени к новым поколениям молодежи, о чем свидетельствуют данные социологических опросов.

Для системы социализации молодежи в современном российском обществе наиболее приемлема культуроцентристская ориентация социализации молодежи, направленная на социокультурное становление молодого поколения, исходя из его особенностей, интересов и смысложизненных целей, а так же с учетом освоения традиций, ценностей и норм, присущих российской ментальности.

Социализация молодежи - это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. В обществе существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряда других.

Факторы семейной социализации (ответственность родителей, отношения между членами семьи, уровень общей культуры родителей, воспитание родительским примером и т.п.) в немалой степени зависят от материально-бытовых и нравственно-психологических условий жизни семьи, связывающих воедино отмеченные нами аспекты социализирующего потенциала семьи. Именно, находясь в семье, включаясь в родственные связи, внутрисемейные отношения, человек ощущает свою близость с представителями определенной национальности, социальной группы, религиозной конфессии.[26]

Процесс социализации личности в семье направлен на формирование у молодого человека национального сознания российского гражданина, а также системы ценностей, морально-правовых норм, мировоззренческих ориентаций, соответствующих гражданских качеств и социально-психологических установок, учитывающих особенности этнической общности.

Особенности культурно - цивилизационного характера в развитии современного гражданского общества решающим образом сказываются на существовании семьи. Рост индивидуализма, распад семей, увеличение числа одиночек, брошенных детей и т.п. — это общемировые проблемы, касающиеся также и России. Распространенная в индустриальном обществе нуклеарная семья, сложившаяся в результате отделения трудовой жизни от семейной, теперь не является средством спасения от индивидуализма, одной из причин которого является ослабление связей между поколениями. Ритуальный способ организации семейной жизни, присущий доиндустриальному обществу, значительно ослабевающий в последующий период, почти совсем исчезает и заменяется импровизацией в постиндустриальном социуме. Футурология, рассматривающая будущее как стремительно приближающееся и буквально входящее в настоящее, рисует картину скорого неминуемого одиночества наших детей при сохранении существующей динамики рождаемости.[27]

К сожалению, классическая нуклеарная семья индустриального общества утрачивает свое господствующее положение в мире, следовательно, увеличивается количество семей других типов. Безусловно, успешная социализация личности возможна при условии наличия самого института семьи. При этом семья должна обладать атрибутами полноценной, здоровой, стабильной структуры. Вместе с тем, в современных условиях существует влиятельный социальный институт, роль которого в процессе социализации молодежи за последние десятилетия существенно возрос – это система образования. В понятие социализации входит процесс приобщения субъекта к культуре, а также социальному, интеллектуальному и т.п. опыту человечества.

В этой связи образование есть форма социализации, содержанием которой является приобщение субъекта к той части человеческой культуры, элементы которой актуализированы в жизни конкретного социума как положительные социально-значимые ценности. А степень освоения субъектом социально-исторического опыта человечества оказывается одним из показателей уровня его социализированности.

Образование, как институт социализации, должен способствовать преодолению и блокировке деструктивных мыслей, намерений, убеждений, и напротив, культивировать сознание социальной ответственности. Молодой человек должен научиться понимать, что любое действие является результатом предварительного размышления, уметь предвидеть возможные последствия совершаемых поступков, и быть готовым принять ответственность за результаты совершенных действий. Общество переходного периода базируется на новом типе отношений, в основе которых лежит принцип свободной индивидуальности.

Главным социальным ресурсом становится знание, информация, интеллект, а важнейшую роль в обществе теперь играет «производитель информации». Образование становится не только процессом обретения знаний, умений, навыков, но и способом бытия человека, важнейшим фактором социальной динамики, механизмом воспроизводства общества в условиях возрастающей состязательности в различных сферах человеческого деятельности.

Вместе с тем, возрастает роль свободной, активной, творческой личности, меняется мотивационная структура деятельности. Человек во многом самостоятельно определяет производственные, профессиональные и т.п. задачи, принимает решения, руководствуясь собственной квалификацией и доступной ему информацией. В условиях увеличения роста информации стремление человека к энциклопедизму становится неактуальным. Все менее энциклопедичной становится и сама система образования в ее отношении к отдельному человеку.

Мировая практика показывает, что расширение информационного пространства ведет не к энциклопедичности образования, а ко все большей специализации и фундаментализации, определяющей масштаб видения современных проблем. Важнейшим аспектом фундаментальности образования является духовность. Возведение сознания до уровня духовного измерения предполагает формирование установки на то, что в мире существуют ценности более высокие и значительные, чем вещественные, практические и прагматические. В условиях современной модернизации образования, все более нарастает понимание того, что конечной целью образования оказывается не нацеленность на какое-то идеальное будущее, но сам человек.

Познание и образование становятся средством его существования в информационном обществе и в универсуме, стабильность которого осознается как важнейшее условие выживания человечества. Каждый человек своими личностными качествами и поведением, социальной активностью должен способствовать целостности, самосохранению и развитию общества, которое, в свою очередь, создает соответствующие условия для жизнедеятельности, развития и самореализации его граждан. Требования и ожидания могут быть зафиксированы в идеальной модели личности в форме ценностных установок, ролей, качеств, гражданской позиции. В модели определяется, «каким должен быть молодой человек с позиций успешного решения задач, возникающих в процессе развития общества», что можно принять в качестве критерия ее построения.[28]

Обоснование такой модели личности, адекватно отражающей традиционные особенности российского социума и реалии современной социокультурной ситуации, предполагает анализ таковых, сформировавшихся в различные исторические эпохи. В зависимости от идеалов и ценностей, присущих тому или иному историческому типу обществу на различных этапах его развития, оно, в большей или меньшей степени, ограничивает или способствует развитию определенных качеств, социально-психологических характеристик и способностей личности, так или иначе, учитывая при этом интересы самого человека.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»