Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:28, курсовая работа
Такой подход делает необходимым рассмотрение проблем функционирования искусства в двух взаимосвязанных аспектах:
а) определение специфических функций Арт-культуры;
б) соотнесение исполнения этих функций центрами Арт-культуры и искусства со всем спектром реально существующих общественных отношений.
Введение
1.1. Теоретические основы социализации, как процесса развития личности
1.2. Проблемы социализации молодежи на современном этапе развития
1.3. Анализ особенностей процесса социализации молодежи, как фактора развития общества
1.4. История возникновения фонда «Свободной Культуры» и его виды деятельности
1.5. Этапы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
1.6. Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В октябре того же года на конгрессе трансъевропейской организации негосударственных культурных центров в Любляне арт-центр «Ковчег XXI век» был признан одним из самых крупных и интересных в Европе и принят в сеть «ТгаnceEuropeHallsе». В ноябре 1995 года в Гамбурге открылась выставка художников товарищества «Свободная культура» в поддержку Арт-Центра «Ковчег XXI век», организованная благотворительной организацией «Fо’ко» и британо-американской табачной кампанией «В.А.Т.»
12 января 1996 года художники обратились в Смольный.
По приглашению мэра в стенах мэрии открывается выставка произведений изобразительного искусства художников Арт-Центра «Пушкинская-10».
5 апреля 1996 года было подписано компромиссное соглашение между городом, телевидением, «Строительным трестом» и товариществом «Свободная культура» о ремонте и разделе здания по «Пушкинской-10».
В результате товарищество «Свободная культура» должно получить в пользование от города для нужд Арт-Центра не меньше 4200 кв. м. отремонтированных за счет «Строительного треста» площадей. 29 июня 1996 года депутат Госдумы Ю. Рыбаков получает резолюцию губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, разрешающую начало ремонтных работ в доме 10 по Пушкинской улице.
С 1995 по 2000 год товарищество «Свободная культура» представляло питерское искусство в следующих городах и странах:
Вена, Линц, Инсбрук, Зальцбург (Австрия, 1995);
Любляна (Словения, 1995);
Хельсинки (Финляндия, 1996);
Копенгаген (Дания; в рамках проекта «Копенгаген-1996 – культурная столица»);
Дрезден и Берлин (Германия, 1996);
Мецаго (Италия, 1996);
Хельсинки (в рамках проекта «Хельсинки-2000 – культурная столица»);
Эсбьерг (Дания, 2000).
Кроме того, по приглашению городского Комитета по культуре «СК» участвовала в фестивалях Петербурга в Нью-Йорке (1996) и Варшаве (1997).
В тот же период в состоянии ремонтной разрухи наш культурный центр, живой и гостеприимный, встречал у себя художников из арт-центров «Cinema Rex» (Белград), «Замок Уяздовски» (Варшава), «Multihus Tobaksfabrikken» (Эсбьерг), «Cable Factory» (Хельсинки), «Metelkovo Mesto» (Любляна), «Брюссель Арток Тур».
Саморазвитие Арт-Центра продолжалось. Все инициативы по организации или изменению деятельности творческих отделений исходили от самих художников. Каждый приходящий на работу в Арт-Центр неминуемо становился в той или иной мере художником. Тем не менее, Центр находился не в безвоздушном пространстве: его существование так же сильно зависело от перемен в жизни города и государства, как и работа всего негосударственного некоммерческого сектора.
В 1999 году «СК» было приглашено на конференцию Евросоюза по вопросам культуры проходившую в Веймаре, причем «СК» стала единственной российской организацией, представляющей негосударственный некоммерческий сектор.
В докладе «Конфликт и культура», который организаторы фонда «Свободная культура» представили там (1999), были сформулированы факторы, мешавшие развитию культуры и искусства в России в начале 1990-х годов:
- финансирование культуры по «остаточному принципу»;
- отсутствие финансовой и правовой поддержки негосударственного некоммерческого сектора;
- несоответствие законодательной базы потребностям общества;
- отсутствие или неэффективность налоговых льгот в случае спонсирования культурных проектов;
- отсутствие отечественного арт-рынка в силу массового обнищания населения (и отсутствие понятия арт-рынка как такового);
- индифферентное отношение граждан России к возможности влияния на политическую и социально-культурную сферы деятельности государства;
- необоснованно завышенные таможенные сборы в случае обменных или зарубежных некоммерческих выставок, которые становятся большим препятствием для международного культурного обмена и интеграции России в евро-американское культурное пространство.
Доклад «Свободной культуры» вызвал большой интерес в профессиональных кругах. Фонд «Свободная культура» принял участие в двух российских научно-общественных форумах «Формирование гражданского общества в России», которые прошли в Петербурге и Москве в 2002 году; на петербургском форуме в Институте социологии Российской Академии наук были представлены основные положения доклада «Конфликт и культура». В 2002 году фонд «Свободная культура» приняло участие в 3-м Российско-финском культурном форуме в Лапперанте, где обсуждались технические вопросы состояния культурных обменов.
В 2003 году, юбилейном для Санкт-Петербурга, фонд «Свободная культура» представило выставку художников «Пушкинская-10» в музеях ряда американских университетов (в Ричмонде, Мичигане и Майами). В самом Арт-Центре с 20 апреля по 13 июня прошел фестиваль современного искусства «Интерспираль-2003» с участием художников из культурных центров Австрии, Германии, Швеции, Дании, США.
В Музее нонконформистского искусства были представлены две выставки: «Коллекция нонконформистского искусства второй половины XX века» и «Современное изобразительное искусство художников-нонконформистов».
На наш взгляд, единственная транснациональная человеческая идея – поддержка и развитие культуры. Если бы Россия провозгласила приоритет культуры во всех направлениях деятельности государства, поставив это первым пунктом Конституции и реализуя его на деле, выздоровление общества в целом стало бы неминуемым.
За последние двадцать лет негосударственные некоммерческие организации культуры не только на всех уровнях представляют современное искусство России, но и ведут большую просветительскую деятельность, не получая при этом регулярной финансовой поддержки от государства. Именно они осуществляют связь времен между русской культурой начала и конца XX века. Они впервые рассказали и показали нашей публике, что такое новые технологии в искусстве XXI века. И главное: именно некоммерческие организации, в силу своей специфики, объединяют творческих людей из разных маргинальных групп, способствуют проявлению их талантов и гражданского самосознания, учат терпимости к людям других взглядов и других культур.
Так творческие личности проходят путь от самовыражения до самореализации.
14 октября 1999 года Товарищество «Свободная культура» учредило музей нонконформистского искусства (МНИ). Музей должен дать возможность современному искусствоведению проанализировать и выявить связь времен в русском искусстве, разъединенных вторжением советской идеологии: времени расцвета русского авангарда (1910-20-е годы) и эпохи художников-нонконформистов (вторая половина XX века).
Музей существует как выставочный, научный и архивный центр. Вся деятельность музея идет под неусыпным и чутким руководством Евгения Орлова и Сергея Ковальского. Материалом для начала работы музея послужила коллекция произведений нонконформистского искусства Ленинграда-Петербурга второй половины XX века, которая была собрана неофициальными художниками в 1980-90-е годы.
В 1999 году, согласно закону РФ о перерегистрации общественных организаций, фонд «Свободная культура» подтверждает свой статус, но меняет название на Товарищество «Свободная культура».
Смена названия объясняется следующими причинами:
1) идея организации как фонда, получающего деньги на культурные программы и распределяющего их по конкретным направлениям, не оправдала себя;
2) следуя логике исторического развития, необходимо было документально подтвердить преемственность поколений нонконформистов: в 1970-е – Товарищество экспериментальных выставок, в 1980-е – Товарищество экспериментального изобразительного искусства, в XXI веке – Товарищество «Свободная культура».
В 1999 году Товарищество «Свободная культура» заняло отремонтированную часть здания и переоформила договор с городской администрацией города на использование его как арт-центра сроком на 49 лет. Привычное название «Пушкинская-10», утвердившееся за уже знаменитым Арт-Центром, не ушло из обихода, поскольку часть дома на Пушкинской всё же осталась за художниками. Имя великого русского поэта давно стало частью народного фольклора, и это сыграло свою роль.
Финансовое обеспечение жизнедеятельности Арт-Центра было полностью возложено на Товарищество «Свободная культура».
Исключение составила личная инициатива председателя Комиссии по культуре городского Законодательного собрания Леонида Романкова, который сумел провести в бюджет Законодательного собрания пункт об оказании небольшой финансовой поддержки Арт-Центру с 2000 по 2003 год.
Самообеспечение было и остается главной проблемой негосударственных объединений и организаций.
Крупнейшим событием в культурной жизни Санкт-Петербург стал Фестиваль независимого искусства «Из падения в полет» в 2004г. Так Арт-Центр «Пушкинская-10» отмечал свой пятнадцатилетний юбилей в ЦВЗ «Манеж». По счастливой случайности эта дата совпала с другим юбилеем, весьма значимым в истории развития «неофициального» искусства Ленинграда-Санкт-Петербурга во второй половине XX в.: 30-летие первой официальной выставки «неофициальных» художников в ДК им. Газа.
Фестиваль был организован силами Товарищества «Свободная культура», главой издательского проекта «Авангард на Неве» Исааком Кушниром при содействии Государственного Университета Культуры и администрации Санкт-Петербурга.
Благодаря такому сотрудничеству удалось пригласить 17 художников-эмигрантов из Франции, Германии, Италии, Великобритании, Израиля, Украины, США. Многие из них впервые за тридцать лет приехали в Россию со своими работами. В 70-е годы они уезжали гонимые властями из Ленинграда – приехали в Санкт-Петербург как дорогие гости. Состоялись потрясающе эмоциональные встречи художников поколения «газаневщины». Между теми, кто уехал и кто оставался все это время в России. Кроме этого произошла встреча старшего поколения нонконформистов и последующего, которое завоевало свое место на Родине и не только для себя, но и для всего «неофициального» искусства второй половины XX века в целом.
По инициативе Товарищества «Свободная культура» и с помощью администрации города удалось вернуть Российское гражданство тем изгнанным ранее художникам, которые этого пожелали.
Были приглашены к сотрудничеству с музеем Арт-Центра частные «неофициальные» коллекционеры. Коллекции, соединенные одной концепцией фестиваля в одну экспозицию убедительно продемонстрировали значимость и значение нонконформистского искусства в общей истории изобразительного искусства.
Арт-центр «Пушкинская -10» представил и другие направления современного искусства: литературу, кино, картун, перфоманс, музыку, медийные проекты. Каждый день в зале Манежа происходило что-то новое. Проводились беседы за «круглым» столом о значении «газаневщины» в нонконформистском движении и в современном искусстве о взаимоотношениях современной культуры и государства.
Давно в Манеже не было столько посетителей. Его лихорадило и трясло. Телевидение, радио и пресса поддерживали пристальное зрительское внимание.
Необходимо отметить, что Фестиваль явился для Арт-Центра неким «водоразделом», перевалив через который, движение нонконформистского искусства, узко направленное вертикально, стало распространяться по горизонтали. Обозначились оси системы культурных координат. Стало легче разобраться в направлениях, проследить этапы их развития, легче найти ключевые произведения искусства и, наконец-то, вывести на белый свет самих художников, которые создавали культурные ценности, находясь в андеграунде более 50-ти лет.
На «Пушкинскую-10» приходит в несколько раз больше ценителей современного искусства разного возраста. Педагоги многих гуманитарных институтов проводят экскурсии, и лекции на базе коллекции МНИ.
На протяжении многих лет искусство являлось одним из приоритетных направлений в воспитании молодого поколения. Имея возможность при помощи ярких образов, влиять на подсознание молодых людей искусство помогало развить у подростков стремление к прекрасному, к гармонии, что благотворно сказывалось на духовном воспитании и самореализации молодых людей.
Свобода выбора сегодня позволяет молодежи попробовать себя в различных сферах искусства, одной из таких сфер является нонконформистское искусство, оно позволяет быть не таким как все, выделится из толпы. Поэтому организации подобные «Свободной Культуре»,организованной на базе Арт-Центра «Пушкинская -10» пользуются успехом у молодежи.
Арт-Центр является не только местом для отдыха, он позволяет подросткам применить на практике свои таланты и умения, способствует общению со сверстниками, обмену мнениями, встречам с интересными творческими людьми. Все это способствует успешной социализации подростка в современном обществе.
В курсовой работе проведено изучение понятия социализация. Проанализированы особенности социализации молодежи на современном этапе. Изучены этапы становления Арт-Центра «Пушкинский-10» как института социализации молодежи. Рассмотрены перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
Объектом изучения является молодое поколение, так как от его развития зависит будущее российского общества. Поэтому проблемы социализации молодежи на сегодняшний день стоят наиболее остро.
Проведенное исследование показало, что Арт-Центр «Пушкинская-10» является одним из не многих центров культуры, которые привлекают молодое поколение, и помогают ему найти свое место в обществе через искусство, творчество, идеалы.
Организациям, подобным Арт-Центру «Пушкинская-10» не хватает инвестиционной поддержки государства, для более полного участия в жизни молодежи, для развития новых творческих проектов.
Информация о работе Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»