Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Такой подход делает необходимым рассмотрение проблем функционирования искусства в двух взаимосвязанных аспектах:
а) определение специфических функций Арт-культуры;
б) соотнесение исполнения этих функций центрами Арт-культуры и искусства со всем спектром реально существующих общественных отношений.

Содержание

Введение
1.1. Теоретические основы социализации, как процесса развития личности
1.2. Проблемы социализации молодежи на современном этапе развития
1.3. Анализ особенностей процесса социализации молодежи, как фактора развития общества
1.4. История возникновения фонда «Свободной Культуры» и его виды деятельности
1.5. Этапы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
1.6. Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Арт-Центр.курсовая.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

Поэтому практически в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм.

Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам отклоняющегося поведения».[10]

В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой.

Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя или целого института - религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.[11] В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики.

Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той группы, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуально-гуманитарного слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального развития.[12]

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

 


1.2. Проблемы социализации молодежи на современном этапе развития

 

В условиях глобальных изменений, охвативших все мировое сообщество, большое значение приобретают проблемы адаптации личности к новым условиям. Глобальные проблемы современности (экологические, социальные, национальные, политические, нравственные) оказывают влияние на развитие общества, цивилизации, культуры, при этом важным специфическим объектом воздействия указанных проблем оказывается молодое поколение. Молодежь – это будущее общества, и от того, какой она будет, зависит его развитие.

Молодежь – это большая открытая, возрастная, необходимая для нормального функционирования социума группа, поэтому молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Система взаимоотношений «общество – молодежь» представляет собой диалектическое взаимодействие целого и части: общество формирует соответствующий тип молодежи, в то время как последняя во многом определяет тенденцию развития социума, его будущее.

Заинтересованность общества проблемами молодежи означает создание условий для развития потенциала молодого человека (его интеллекта, духовности, образованности, национального менталитета, патриотизма), а также проведение продуманной гуманистической (человеколюбивой) молодежной политики.

В условиях переходного состояния современного общества (от индустриального к постиндустриальному) возрастает роль свободной активной творческой личности, способной к принятию самостоятельных решений, усвоению прогрессивных идей, ценностей, образовательных и социальных технологий.

В связи с этим, особую актуальность приобретают проблемы осмысления социализации молодежи в изменяющихся условиях переходного общества. Современная модель жизнедеятельности, базирующаяся на потребительском отношении к природе, абсолютизации коммерческого успеха, достижениях массовой культуры, тенденции узкой специализации образования, мало соответствует современным требованиям общества и тенденциям его развития.

Все более очевидной становится потребность критического анализа ориентиров социального развития, а также перехода к нравственно рефлексивной модели жизнедеятельности человека, базирующейся на таких понятиях, как: самооценка, ответственность, терпимость, самоактуализация, самоотчет, прогнозирование результатов деятельности и т.п. Одним из условий развития общества является жизнеспособность молодежи в настоящем и будущем[13]. От того, каковы позиции молодого поколения, его облик, мировоззрение, здоровье, настроенность на продуктивное существование зависит развитие общества в целом.

Рассмотрение вышеобозначенных проблем позволит оптимизировать модели социализации молодежи в условиях демократического обновления общества как полноправного и полноценного его субъекта. Интерес современной науки к проблемам социализации молодежи объясняется тем, что молодежь – «необходимая для нормального функционирования социальная группа»[14]. Молодое поколение, включаясь в систему общественных отношений, призвано, с одной стороны, усвоить, воспроизвести материальные условия жизни и опыт, накопленный предыдущими поколениями, а с другой – накопить потенциал для его преобразования и обновления. В этом смысле представляется актуальным дать социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества. Процесс социализации молодежи является предметом исследования различных областей социального знания: педагогики, философии образования, социологии молодежи, социологии личности, психологии, социальной философии и т.д. В последние годы усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи к условиям переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества.

В научной литературе высказывается много различных точек зрения о роли социализации молодежи в развитии общества. Это характеризуется тем, что указанный феномен чрезвычайно сложен, многообразен, противоречив и рассматривается в различных смысловых плоскостях и с точки зрения различных подходов.

Социально - философский подход к проблеме взаимоотношения молодежи и общества (социализации молодежи) является комплексом методов познания социальной реальности, предполагающих следующие теоретические интенции: нацеленность на смысловое постижение указанных феноменов; рассмотрение их развития в единстве, целостности и взаимосвязи; исследование состояния их взаимоотношений в социокультурном контексте, историческом горизонте: необходимость анализа тенденций их изменений в ближайшей и отделенной перспективе; построение модели жизнеспособного, доминирующего молодежного типа личности с точки зрения критерия успешности решения социальных и личностных задач.

Молодежь – это большая открытая, необходимая для нормального функционирования социума группа, объединенная не только возрастными параметрами, которые подвижны для различных социумов в разные периоды их развития. Конституирующим признаком данной общности является фактор активной социализации в различных сферах жизнедеятельности общества, в процессе которой происходит освоение социальных ролей, становление социально-профессиональных, гражданских и духовных качеств личности. Смысловыми составляющими выделения молодежи как социального субъекта являются: юридическая дееспособность (уголовная ответственность), гражданско-политическая дееспособность, активное формирование и достижение относительной сформированности смысложизненных целей и духовных ценностей, профессиональное самоопределение и достижение соответствующего социально-профессионального статуса. Социализации молодежи представляет собой вхождение молодого человека в жизнь общества, суть которого составляет триединство процессов: социальной адаптации – социальной идентификации – индивидуализации.

Содержательное многообразие и диапазон процесса социализации молодежи конкретизированы разработкой критериев продуктивной социализации:

             сформированность гуманистических ценностей, установок, стереотипов; достигнутый уровень образованности: сформированность интегральной картины мира;

             социальная адаптированность личности: устоявшийся рационально-мотивированный «образ жизни»;

             обретение социальной идентичности: сформированность личности как социального субъекта с точки зрения ее принадлежности к определенной общности, группе, национальности и т.п., а также обретение устойчивости и целостности, в границах которых функционирует данная личность;

             гражданская активность личности: самостоятельность и независимость в суждениях, поведении, уверенность, инициативность; духовность как нравственное измерение мыслей, поступков, образа жизни. [15]

Указанный феномен также конкретизируется анализом последствий дефицита социализации, который приводит: к социальному конформизму; отсутствию критицизма и ответственности; выработке стандартизированного поведения; утрате индивидуальности и т.п. Модель жизнеспособного, доминирующего типа личности изображает культурно-исторический и социально-психологический собирательный портрет молодого человека данной эпохи (в социокультурном контексте имеющий значительные различия между разными социальными группами и слоями общества), одновременно являясь идеальным проектом.

Содержательными составляющими данной модели как способа операционализации общественного идеала являются: успешность в решении социальных и личностных задач;  вариативность мышления;  способность к адаптации в новых социально-экономических условиях;  способность понимания стратегических ориентиров развития общества (ориентация в будущее);  социальная мобильность: готовность к освоению смежных и новых специальностей; духовность: осознание ценностей и смысла жизни;  готовность к выполнению различных социальных ролей: семейных, профессиональных, гражданских и др.; национальная идентичность (национальное самосознание). Осмысленность бытия молодым человеком в условиях переходного общества означает не только участие в различных социальных процессах, но и готовность конструировать и реформировать социальную реальность.

Источниками в постановке проблем молодежи и теоретическими основаниями являются дискуссии о роли объективного и субъективного факторов в развитии личности, влиянии культуры на личность, разработанные подходы к анализу социальной структуры общества, ставящие проблему поколений. Актуализация теоретических исследований молодежи, создание самостоятельных концепций данного возраста пришлись на начало XX в., и получило дальнейшее развитие в социологических теориях молодежи (В.Т. Лисовский, В.Н. Боряз, С.П. Иваненкова, С.Н.Иконникова, И.Р.Кон и др.). В процессе дискуссии сформировалось понятие о молодежи как самостоятельной социально-демографической группе. В начале 90-х годов ХХ века утверждается понятие «российская молодежь» в возрастных границах от 15 до 30 лет.[16] Считается, что к этому времени у молодых людей сформировывается мотивационный потенциал и адекватное общественной системе поведение. Однако ряд ученых считают, что сегодня границы между молодежью и взрослым населением в определенной степени становятся все более размытыми. Ученые делают справедливый вывод, что нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят, прежде всего, от уровня социально-экономического развития той или иной страны, а также от политических обстоятельств, этнических особенностей, национальных традиций конкретной страны, исторического типа общества.[17] Существуют различные методологические подходы, которые используются различными науками при исследовании феномена «молодежь».

В их число входят:

o                психофизиологический,

o                социально-психологический,

o                ролевой,

o                субкультурный,

o                конфликтологический,

o                стратификационный,

o                субъективный,

o                социализационный,

o                интеракционистский и другие подходы.[18] 

С позиций социальной философии более релевантным может быть интегративный подход к определению содержания понятия «молодежь». Он учитывает такие аспекты, как возрастные границы и социально-психологические особенности молодежи; специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения; процесс социализации понимается как единство социальной адаптации и индивидуализации; специфику самоопределения и самоидентификации молодежи как социально-демографической группы. В качестве основного конституирующего признака молодежи принимается фактор социализации. Важнейшей стороной социализации является становление молодого человека как профессионала и гражданина. Чем сложнее сфера профессиональной деятельности, тем больше длительность фазы «молодости», и чем выше статус социальной группы, тем продолжительнее данная фаза[19]. В 90-х годах в научной литературе возрождается дискуссия о методологии исследования молодежи. Так, А.Ж. Кусжанова и С.П. Иваненков утверждают, что молодежь необходимо рассматривать как будущее и через представления о будущем[20].

Связывая время с молодежью, мы констатируем, что будущее общество можно увидеть в том новом поколении, которое уже актуально существует в настоящем в виде детского и молодежного сообщества; а также обнаруживаем, что актуально существующая молодежь есть потенциальное «взрослое» общество, которое можно формировать и на которое можно воздействовать.

Таким образом, молодежь – это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом общественного воздействия или субъектом общественных действий. В социальной философии, психологии, социологии накоплен значительный теоретический материал, позволяющий сделать вывод о том, что в настоящее время преобладает плюралистический подход к толкованию социализации. Социализация понимается как процесс становления личности, усвоения социального опыта, в ходе которого формируются наиболее общие, устойчивые черты личности.[21] Осмысление проблемы социализации на современном этапе возможно лишь с учетом отечественного и зарубежного опытов.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития Арт-Центра «Пушкинская-10»