Лекции по "Оценка бизнеса"

Автор: 2************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:38, курс лекций

Описание работы

Тема лекции 1. Оценочная деятельность как особая сфера экономической деятельности РК.
Тема лекции 2. Понятие оценки бизнеса: предмет, цели и задачи.
Тема лекции 3. Виды стоимости и основные принципы оценки бизнеса.

Работа содержит 1 файл

лекции по оценки.doc

— 725.50 Кб (Скачать)

    Текущая стоимость компании, деятельность которой  связана с высоким риском, будет ниже, чем текущая стоимость аналогичной компании, функционирующей в условиях меньшего риска.

    Понимание инвестором фактора риска можно  изобразить графически (рис. 4.2.). 

                  

    Рисунок 4.2. Соотношение между ожидаемым риском и ставкой дохода 

    Чем выше оценка инвестором уровня риска, тем большую ставку дохода он ожидает. В мире большинство заказов на оценку связано с анализом закрытых компаний, владельцы которых не диверсифицируют свои акции в той же мере, что и владельцы открытых компаний. Поэтому при оценке компаний закрытого типа оценщик наряду с анализом макроэкономического риска (факторы – уровень инфляции, темпы экономического развития страны,  изменение ставок процента, изменение валютного курса, уровень политической стабильности) должен учитывать факторы несистематического риска. К последним относятся отраслевые риски и риски инвестирования в конкретную компанию.

    Направления сбора и анализа отраслевой информации можно предъявить в виде схемы (рис. 4.3).

    Нормативно-правовая база. Она определяется с учетом наличия ограничений для вступления в отрасль, условий конкуренции и ценообразования.

    Основные  источники внешней информации:

  • законодательство РК (правовая база данных «ЮРИСТ», www.zakon.kz);
  • данные Агентства РК по статистике;
  • программы Правительства РК и прогнозы;
  • периодическая экономическая печать;
  • ИНТЕРНЕТ;
  • информационные отраслевые бюллетени.

    Рынки сбыта. Предложение, спрос, цена являются важными регуляторами рыночной экономики. Достижение сбалансированности между спросом и предложением определяет как общее макроэкономическое равновесие, так и особенности сбыта продукции. Для анализа выбранной предприятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, предполагающую четыре альтернативные стратегии:

  1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты.
  2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.
  3. Разработку принципиально новых товаров или модернизацию существующих.
  4. Диверсификацию производимой продукции для освоения новых рынков.

    В зависимости от стратегии сбыта  товаров составляется прогноз объемов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения с поставщиками. 

    Спрос – количество товаров и услуг, которое будет куплено по конкретной цене за определенный период. Спрос на товары в количественном выражении измеряется в обратной зависимости от цены при прочих равных условиях. Рыночная цена в конечном итоге устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Таким образом, объем спроса и цена –важные внешние ограничения при оценке текущего и будущего потенциалов предприятия.

    Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отношения с поставщиками с точки зрения юридической определенности договоров и их надежности.

    Целью сбора данной информации является определение  потенциала отечественного (если необходимо, и зарубежного) рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние 2–5 лет по оцениваемому предприятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, прогнозы по расширению рынков сбыта в Республике Казахстан и за ее пределами. 
 

    Предприятия–конкуренты, производящие

    товары–заменители

       

    Поставщики                                           Покупатели

    

      

    Ограничения для вступления в отрасль 

    Рисунок 4.3. Направления анализа отраслевой информации 

    Условия конкуренции. В рыночной экономике наиболее типичны риски несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конкурентного ценообразования имеет серьезные ограничения. Оценка конкурентоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, а следовательно, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары–заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражениях, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), о доле реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем основных казахстанских импортеров этого товара.

    Основные  источники информации:

    * данные Агентства РК по статистике;

    * данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;

    * фирмы-дилеры;

  • таможенное управление;
  • отраслевые информационные издания;
  • бизнес-план.

    Перечисленные информационные источники при анализе  отраслевой информации имеют различную степень достоверности. Поэтому на один и тот же вопрос можно получить разные ответы.

    Внутренняя  информация. Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. Если читатель отчета не знаком с предприятием, он должен получить максимально полную и точную информацию, чтобы понять особенности оцениваемого предприятия. Информационный блок обычно включает:

  • ретроспективные данные об истории компании;
  • описание маркетинговой стратегии предприятия (условия конкуренции);
  • производственные мощности;
  • сведения о рабочем и управленческом персонале;
  • внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчет о финансовых результатах и движении денежных средств за 3-5 лет);
  • бизнес-план.
  • прочую информацию.

    Если  на предприятии разработан бизнес–план, то в разделе, посвященном описанию предприятия, приводятся основные сведения о предприятии: виды деятельности, характеристика отрасли, факторы, влияющие на деятельность предприятия, основные показатели текущего финансового состояния предприятия и т.д. Кроме того, в бизнес–плане должны быть следующие данные: организационно–правовая форма; размер уставного капитала; сведения о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций; принадлежность предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам.

    История компании. В отчете описывается процесс производства продукции, и начинается описание истории компании.

    Маркетинговая стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия предприятия определяется внешними факторами, а также периодом жизненного цикла  производимых товаров  и наличием производственных мощностей.

    Анализируя  маркетинговую стратегию предприятия, оценщик  должен сопоставить  следующую информацию:

    – объем продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогнозируемый периоды;

    – себестоимость реализованной продукции;

    – цены товаров и услуг, их динамику;

    – прогнозируемое изменения объема спроса;

    – производственные мощности.

    Объем продаж

      
 

          Объем продаж 
 

       Прибыль

          (чистый доход) 
 
 
 

                                   Ι               ΙΙ               ΙΙΙ             ΙV               V                   Период 
 

    Рисунок 4.4.  Периоды жизненного цикла товара. 

    Ι – ΙΙ периоды – разработка и внедрение товара.

    ΙΙΙ период – рост объема продажи товара. Увеличение объема сбыта продукции  обеспечивает преодоление предприятием  так называемой точки безубыточности. Условно–постоянные издержки фиксированы, и выручка покрывает растущие переменные затраты.

    ΙV период – период насыщение рынка  производимой продукцией, предельная отдача снижается.

     V период – сокращение объемов  реализации, необходимость выработки  дальнейшей стратегии: модернизация  выпускаемой продукции или освоение  новой.

    Производственные  мощности. Объем выпускаемой продукции определяется с одной стороны, спросом на неё, с другой  – наличием производственных мощностей для её производства. Поэтому оценщик особенно при составлении прогнозов , учитывает данные  о наличие производственных мощностей на предприятии и с учетом будущих капиталовложений.

    Рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства оказывает значительное влияние на величину стоимости предприятия. В некоторых компаниях работники предприятия могут рассматриваться как совладельцы предприятия, владеющие определенным пакетом акций.

    Управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт должен быть учтен в процессе оценки, например при расчете ставок дисконта, так, как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться.

    Основные  источники информации:

    – бизнес-план;

    – интервью с руководителем предприятия;

    – данные отдела маркетинга;

    – ретроспективная финансовая отчетность.

    Внутренняя  финансовая отчетность. Целью анализа текущей и ретроспективной финансовой отчетности является определение реального финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистого дохода, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.

    В зависимости от целей оценки направления  анализа финансового состояния  предприятия меняются. Например, если оценивается стоимость миноритарного пакета акций  предприятия,  то потенциального инвестора в большой степени  будут интересовать  прогнозная оценка рентабельности предприятия, его способность выплачивать дивиденды.

    Основные  документы финансовой отчетности, анализируемые  в процессе оценки:

    – бухгалтерский баланс;

    – отчет о финансовых результатах;

    – отчет о движении денежных средств.

    Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бухгалтерской  отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия.

    В любой компании оценщик может  почерпнуть информацию  из набора  важных документов, а также непосредственной от руководителя предприятия.

    Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются:

  • анализ истории компании;
  • сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков , прибыли (чистого дохода);
  • учет факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса;
  • анализ финансовой документации;
  • интервью с руководителем и сбор дополнительной информации, позволяющей сделать оценку более реалистичной.

Вопросы для самоконтроля:

1)  Каковы требования к информации. Каков порядок к организации информации?

2)  Какие существуют риски при проведения инвестирования в конкретную компанию?.

Информация о работе Лекции по "Оценка бизнеса"