Автор: 2************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:38, курс лекций
Тема лекции 1. Оценочная деятельность как особая сфера экономической деятельности РК.
Тема лекции 2. Понятие оценки бизнеса: предмет, цели и задачи.
Тема лекции 3. Виды стоимости и основные принципы оценки бизнеса.
Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высоким риском, будет ниже, чем текущая стоимость аналогичной компании, функционирующей в условиях меньшего риска.
Понимание
инвестором фактора риска можно
изобразить графически (рис. 4.2.).
Рисунок
4.2. Соотношение между ожидаемым риском
и ставкой дохода
Чем выше оценка инвестором уровня риска, тем большую ставку дохода он ожидает. В мире большинство заказов на оценку связано с анализом закрытых компаний, владельцы которых не диверсифицируют свои акции в той же мере, что и владельцы открытых компаний. Поэтому при оценке компаний закрытого типа оценщик наряду с анализом макроэкономического риска (факторы – уровень инфляции, темпы экономического развития страны, изменение ставок процента, изменение валютного курса, уровень политической стабильности) должен учитывать факторы несистематического риска. К последним относятся отраслевые риски и риски инвестирования в конкретную компанию.
Направления сбора и анализа отраслевой информации можно предъявить в виде схемы (рис. 4.3).
Нормативно-правовая база. Она определяется с учетом наличия ограничений для вступления в отрасль, условий конкуренции и ценообразования.
Основные источники внешней информации:
Рынки сбыта. Предложение, спрос, цена являются важными регуляторами рыночной экономики. Достижение сбалансированности между спросом и предложением определяет как общее макроэкономическое равновесие, так и особенности сбыта продукции. Для анализа выбранной предприятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, предполагающую четыре альтернативные стратегии:
В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объемов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения с поставщиками.
Спрос – количество товаров и услуг, которое будет куплено по конкретной цене за определенный период. Спрос на товары в количественном выражении измеряется в обратной зависимости от цены при прочих равных условиях. Рыночная цена в конечном итоге устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Таким образом, объем спроса и цена –важные внешние ограничения при оценке текущего и будущего потенциалов предприятия.
Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отношения с поставщиками с точки зрения юридической определенности договоров и их надежности.
Целью
сбора данной информации является определение
потенциала отечественного (если необходимо,
и зарубежного) рынка сбыта товара: объем
продаж в текущих ценах, ретроспектива
за последние 2–5 лет по оцениваемому предприятию,
объем продаж в текущих ценах по конкурентам,
прогнозы по расширению рынков сбыта в
Республике Казахстан и за ее пределами.
Предприятия–конкуренты, производящие
товары–заменители
Поставщики
Ограничения
для вступления в отрасль
Рисунок
4.3. Направления анализа отраслевой информации
Условия конкуренции. В рыночной экономике наиболее типичны риски несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конкурентного ценообразования имеет серьезные ограничения. Оценка конкурентоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, а следовательно, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары–заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражениях, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), о доле реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем основных казахстанских импортеров этого товара.
Основные источники информации:
* данные Агентства РК по статистике;
* данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;
* фирмы-дилеры;
Перечисленные информационные источники при анализе отраслевой информации имеют различную степень достоверности. Поэтому на один и тот же вопрос можно получить разные ответы.
Внутренняя информация. Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. Если читатель отчета не знаком с предприятием, он должен получить максимально полную и точную информацию, чтобы понять особенности оцениваемого предприятия. Информационный блок обычно включает:
Если на предприятии разработан бизнес–план, то в разделе, посвященном описанию предприятия, приводятся основные сведения о предприятии: виды деятельности, характеристика отрасли, факторы, влияющие на деятельность предприятия, основные показатели текущего финансового состояния предприятия и т.д. Кроме того, в бизнес–плане должны быть следующие данные: организационно–правовая форма; размер уставного капитала; сведения о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций; принадлежность предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам.
История компании. В отчете описывается процесс производства продукции, и начинается описание истории компании.
Маркетинговая стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия предприятия определяется внешними факторами, а также периодом жизненного цикла производимых товаров и наличием производственных мощностей.
Анализируя
маркетинговую стратегию
– объем продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогнозируемый периоды;
–
себестоимость реализованной
– цены товаров и услуг, их динамику;
– прогнозируемое изменения объема спроса;
– производственные мощности.
Объем продаж
Объем продаж
Прибыль
(чистый доход)
Ι
ΙΙ
ΙΙΙ
ΙV
V
Период
Рисунок
4.4. Периоды жизненного цикла товара.
Ι – ΙΙ периоды – разработка и внедрение товара.
ΙΙΙ период – рост объема продажи товара. Увеличение объема сбыта продукции обеспечивает преодоление предприятием так называемой точки безубыточности. Условно–постоянные издержки фиксированы, и выручка покрывает растущие переменные затраты.
ΙV период – период насыщение рынка производимой продукцией, предельная отдача снижается.
V период – сокращение объемов
реализации, необходимость выработки
дальнейшей стратегии:
Производственные мощности. Объем выпускаемой продукции определяется с одной стороны, спросом на неё, с другой – наличием производственных мощностей для её производства. Поэтому оценщик особенно при составлении прогнозов , учитывает данные о наличие производственных мощностей на предприятии и с учетом будущих капиталовложений.
Рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства оказывает значительное влияние на величину стоимости предприятия. В некоторых компаниях работники предприятия могут рассматриваться как совладельцы предприятия, владеющие определенным пакетом акций.
Управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт должен быть учтен в процессе оценки, например при расчете ставок дисконта, так, как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться.
Основные источники информации:
– бизнес-план;
– интервью с руководителем предприятия;
– данные отдела маркетинга;
– ретроспективная финансовая отчетность.
Внутренняя финансовая отчетность. Целью анализа текущей и ретроспективной финансовой отчетности является определение реального финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистого дохода, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.
В зависимости от целей оценки направления анализа финансового состояния предприятия меняются. Например, если оценивается стоимость миноритарного пакета акций предприятия, то потенциального инвестора в большой степени будут интересовать прогнозная оценка рентабельности предприятия, его способность выплачивать дивиденды.
Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки:
– бухгалтерский баланс;
– отчет о финансовых результатах;
– отчет о движении денежных средств.
Кроме
того, могут использоваться и другие
официальные формы
В любой компании оценщик может почерпнуть информацию из набора важных документов, а также непосредственной от руководителя предприятия.
Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются:
Вопросы для самоконтроля:
1) Каковы требования к информации. Каков порядок к организации информации?
2) Какие существуют риски при проведения инвестирования в конкретную компанию?.