Лекции по "Оценка бизнеса"

Автор: 2************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:38, курс лекций

Описание работы

Тема лекции 1. Оценочная деятельность как особая сфера экономической деятельности РК.
Тема лекции 2. Понятие оценки бизнеса: предмет, цели и задачи.
Тема лекции 3. Виды стоимости и основные принципы оценки бизнеса.

Работа содержит 1 файл

лекции по оценки.doc

— 725.50 Кб (Скачать)

    С точки зрения оценки различают рыночную, инвестиционную, страховую, налогооблагаемую, утилизационную стоимости.

    Инвестиционная  стоимость – стоимость собственности для конкретного инвестора при определенных целях инвестирования. В отличие от рыночной стоимости, определяемой мотивами поведения типичного покупателя и продавца, инвестиционная стоимость зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором.

    Страховая стоимость – стоимость собственности, определяемая положениями страхового контракта или полиса.

    Налогооблагаемая  стоимость – стоимость, рассчитываемая на базе определений, содержащихся в соответствующих нормативных документах, относящихся к налогообложению собственности.

    Утилизационная (скраповая) стоимость – стоимость объекта собственности (за исключением земельного участка), рассматриваемая как совокупная стоимость материалов, содержащихся в нем, без дополнительного ремонта.

    В зависимости от характера аналога  различают стоимость воспроизводства  и стоимость замещения.

    Стоимость воспроизводства – это стоимость объекта собственности, создаваемой по той же планировке и из тех же материалов, что и оцениваемая, но по ныне действующим ценам.

    Стоимость замещения – это стоимость близкого аналога оцениваемого объекта.

    Стоимость воспроизводства и стоимость  замещения широко используют в сфере страхования.

    В бухгалтерском учете различают  балансовую стоимость и остаточную стоимость.

    Балансовая  стоимость – затраты на строительство или приобретение объекта собственности. Балансовая стоимость бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию.

    Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях; определяется в процессе переоценки основных фондов.

    В зависимости от перспектив развития предприятия различают стоимость  действующего предприятия и ликвидационную стоимость.

    Стоимость действующего предприятия – это стоимость сформировавшегося предприятия как единого целого, а не какой–либо его составной части. Стоимость отдельных активов или компонентов действующего предприятия определяется на основе их вклада в данный бизнес и рассматривается как их потребительная стоимость для конкретного предприятия и его владельца. Если некоторый объект собственности как часть действующего предприятия не вносит вклад в общую прибыльность фирмы, то данный объект следует рассматривать в качестве избыточного актива относительно потребностей, связанных с функционированием предприятия, и применимое в этом случае понятие стоимости должно учитывать возможные альтернативные варианты его использования, включая потенциальную утилизационную стоимость.

    Оценка  действующего предприятия предполагает, что бизнес имеет благоприятные  перспективы развития, поэтому можно  ожидать сохранения предприятия как системы, а ценность целого обычно всегда больше, чем простая сумма стоимостей отдельных элементов.

    Если  же предполагаются закрытие предприятия  и реализация активов бизнеса  по отдельности, то важно определить его ликвидационную стоимость.

    Ликвидационная  стоимость, или стоимость вынужденной продажи, денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в срок, слишком короткий для проведения адекватного маркетинга. При ее определении необходимо учитывать все расходы, связанные с ликвидацией предприятия, такие, как комиссионные, административные издержки по поддержанию работы предприятия до его ликвидации, расходы на юридические и бухгалтерские услуги. Разность между выручкой, которую можно получить от продажи активов предприятия на рынке, и издержками на ликвидацию дает ликвидационную стоимость предприятия.

    При оценке стоимости предприятия выделяют также и такое понятие, как  эффективная стоимость. Эффективная стоимость – стоимость активов, равная большей из двух величин – потребительной стоимости активов для данного владельца и стоимости их реализации.

    Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком, является не историческим фактом, а  оценкой конкретного объекта  собственности в данный момент в  соответствии с выбранной целью.

    Можно выделить три группы взаимосвязанных  принципов оценки:

  • основанные на представлениях собственника;
  • связанные с эксплуатацией собственности;
  • обусловленные действием рыночной среды.

    К первой группе принципов относятся:

    1. принцип полезности заключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.
    2. принцип замещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.
    3. принцип ожидания или предвидения. Конечно, прошлое и настоящее бизнеса важны, однако его экономическую оценку определяет его будущее. Прошлое и настоящее бизнеса являются лишь исходной основой, ключом к пониманию будущего. Полезность любого бизнеса, предприятия определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственно сказываются представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от его перепродажи. При этом очень важны величина, качество и продолжительность ожидаемого будущего дохода. Однако ожидания относительно дохода могут меняться. Принцип ожидания заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.

    Вторая  группа принципов оценки обусловлена  эксплуатацией собственности и  связана с представлением производителей.

  1. принцип вклада – включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива. Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима, факторы рабочей силы, капитала и управления должны быть привлечены к ней. Сначала должна быть произведена компенсация за эти факторы, а оставшаяся сумма денег идет в оплату пользования земельным участком ее собственнику.
  2. принцип остаточной продуктивности – остаточная продуктивность может быть результатом того, что земля дает возможность пользователю извлекать максимальные доходы или до предела уменьшать затраты.
  3. принципом предельной производительности – по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.
  4. принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

    Третья  группа принципов напрямую обусловлена действием рыночной среды.

  1. принцип соответствия, согласно которому предприятия, не соответствующие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., скорее всего, будут оценены ниже среднего.
  2. принципы регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такого предприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия имеет место, когда в результате функционирования соседних объектов, например объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия, скорее всего, окажется выше его стоимости.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие виды стоимости, в каких случаях определяет оценщик?
  2. Почему все подходы к оценке бизнеса можно назвать рыночными?
  3. Какие принципы относятся к первой группе принципов?
  4. Какие принципы относятся ко второй группе принципов?
  5. Какие принципы относятся к третьей группе принципов?

Рекомендуемая литература: Осн.: 1,2, доп.: 3. 

    Тема  лекции 4. Формирование информационной базы для определения оценки бизнеса.

    Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям:

    • достоверности;
    • точности;
    • комплексности.

    Информация  должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, точно соответствовать целям оценки и учитывать в комплексе внешние условия функционирования оцениваемого предприятия. Существуют различные порядки организации информации: хронологический, журналистский, логический.

    Хронологический порядок предусматривает последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому). Например, в отчете об оценке описание процесса производства начинается с истории компании.

    При журналистском порядке материал располагается от более важного к менее важному. Так, при анализе финансовой информации, как правило, не имеет смысла описывать всю ретроспективную информацию, внимание акцентируется на наиболее важных пропорциях или коэффициентах.

    При логическом порядке информация распределяется от общего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющий определить инвестиционный климат в стране.

    Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом:

  • внешняя информация характеризует условия функционирования  предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом;
  • внутренняя информация отражает деятельность оцениваемого предприятия.

    В основе анализа информационных блоков  лежит следующая последовательность информационного анализа 

    МАКРОЭКОНОМИКА

      

    ОТРАСЛЬ

      

    ПРЕДПРИЯТИЕ 

    Рисунок 4.1. Схема анализа информационных материалов 

    Внешняя информация

    Блок  внешней информации, охватывает условия  функционирования предприятия в отрасли и экономике.

    Объем и характер внешней информации различаются  в зависимости от целей оценки. При составлении отчета надо показать, что информационная база, собранная  и изученная оценщиком, является необходимой и достаточной для  итогового заключения о стоимости предприятия. Если обзор информации «растянут», не ориентирован на оцениваемый объект, его следует признать неуместным.

    Макроэкономические  показатели содержат информацию о том, как отражается или отразится  на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. В зависимости от целей оценки макроэкономический обзор может выделяться как отдельный раздел отчета об оценке или рассматриваться общем контексте отчета.

    Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, который возникает из внешних событий, влияющих на рыночную экономику. И не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики.

    Диверсификация – сокращение риска с помощью портфельных инвестиций (приобретение широкого спектра ценных бумаг).

    Риск – степень определенности, характеризующая достижимость в будущем ожидаемых результатов.

    В большинстве случаев риск воспринимается как возможность потери, хотя (по определению) любое возможное отклонение (+ или –) от прогнозируемой величины есть отражение риска. Анализ фактора риска субъективен: оценщики, уверенные в будущем росте компании, определят ее текущую стоимость выше по сравнению с аналитиком, составляющим пессимистичный прогноз. Другими словами, чем шире разброс ожидаемых будущих доходов вокруг «наилучшей» оценки, тем рискованнее инвестиции.

    Различие  в оценке рисков ведут к разным заключениям о стоимости предприятия.

Информация о работе Лекции по "Оценка бизнеса"