Автор: 2************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:38, курс лекций
Тема лекции 1. Оценочная деятельность как особая сфера экономической деятельности РК.
Тема лекции 2. Понятие оценки бизнеса: предмет, цели и задачи.
Тема лекции 3. Виды стоимости и основные принципы оценки бизнеса.
Субъектом оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками. Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные виды активов, как материальных, так и нематериальных.
Особенностью процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро– и микроэкономическую среду обитания.
Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом. Фактор времени, пожалуй, важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, на цену, на стоимость, на принятие решений.
Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.
Собственность
в обыденном понимании
Субъект
собственности – это
Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли. Таким образом, капитал является основой, внутренним содержанием любого процесса создания продукта или услуги, осуществляемого с целью получения дохода. Получение дохода – это цель и конечный результат деятельности во многих сферах, отраслях экономики, т.е. цель и результат бизнеса. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Предприятие, стремясь занять свою собственную рыночную нишу, выделиться из среды подобных, закрепить свои специфические особенности, создает и регистрирует свои отличия в виде фирменного названия и атрибутов. Фирма – это вывеска, знак, имя конкретного предприятия, являющегося в данной сфере экономико-организационной формой бизнеса, имеющего в своей основе капитал.
Оценку бизнеса по ее предмету с самого начала нельзя смешивать с анализом финансово–хозяйственной деятельности фирмы. Оценка бизнеса всегда отвечает на прямой вопрос: «Сколько стоит или сколько может стоить бизнес?»
Более конкретно предмет оценки бизнеса в разных ситуациях может подразумевать определение:
Предмет оценки бизнеса пограничен с предметами оценки недвижимости и объектов интеллектуальной собственности. Распространена точка зрения, согласно которой оценка бизнеса считается шире оценки недвижимости и оценки объектов интеллектуальной собственности и включает их в себя.
Оценка бизнес-линий может преследовать пять основных целей:
Оценка фирм (предприятий) и долей в них может отталкиваться от оценки бизнес-линий, осуществляемых фирмой (предприятием). Однако она может производиться и на основе имущества фирмы. Оба подхода естественны для фирмы как предмета оценки, так как фирма (предприятие), будучи отдельным юридическим лицом, имеет и собственное имущество, и собственный счет, на который поступают доходы от ведения ею хозяйственной деятельности.
Основные цели и задачи оценки бизнеса:
Особенности практической оценки бизнеса как оценки имущественных комплексов.
Главными практическими применениями оценки бизнеса в случае, когда предмет оценки – имущественный комплекс компании, являются следующие.
1) Как это напрямую предусмотрено законодательством, оценку имущественного комплекса в интересах кредиторов фирмы, на которой введена процедура внешнего управления, требуется проводить, когда выручка от продажи имущественного комплекса компании-банкрота используется в качестве средства:
В любом случае процедура банкротства не доводится до конкурсного производства, когда будут распродаваться отдельные элементы имущественного комплекса и сумма выручки их распродажи может не превысить 10 % общей величины просроченной кредиторской задолженности.
При продаже имущественного комплекса фирмы–банкрота ее акции от их бывших владельцев не отчуждаются. Оценка имущественного комплекса фирмы–банкрота проводится с практической целью:
Обе эти цели предполагают не ликвидацию имущественного комплекса, а его продажу, как действующего при наличии достаточного срока экспозиции на рынке. Продажа имущественного комплекса новым владельцам предполагает, что это будет функционировать.
Результаты оценки не только служат руководством к действию внешнего управляющего, но и должны быть представлены собранию кредиторов, чтобы на основе их анализа можно принять обоснованное и отвечающее интересам кредиторов решение об утверждении или неутверждении составленного внешним управляющим бизнес–плана финансового оздоровления. Последний может быть ориентирован на достижение контрольных цифр, используемых при оценке прогнозной, на момент завершения срока внешнего управления, оценочной стоимости имущественного комплекса.
2.
Если фирма как имущественный
комплекс состоит из
Вопросы для самоконтроля:
Рекомендуемая
литература: Осн.: 1,6; доп.: 3,4.
Тема лекции 3. Виды стоимости и основные принципы оценки бизнеса.
Цель лекции: Изучение видов стоимости. Знакомство с основными принципами оценки бизнеса.
Ключевые слова: Стоимость. Цена. Принципы оценки бизнеса.
Краткое содержание основных положений.
В зависимости от цели проводимой оценки, количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает различные виды стоимости.
Стоимость – это денежный эквивалент, который покупатель готов обменять на какой–либо предмет или объект. Стоимость отличается от цены и затрат.
По степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно рассчитываемую стоимость.
Под рыночной стоимостью в Международных стандартах оценки понимается расчетная величина, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что каждая сторона действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.
В некоторых случаях рыночная стоимость может выражаться отрицательной величиной. Например, это может быть в случае оценки устаревших объектов недвижимости, сумма затрат на снос которых превышает стоимость земельного участка, или в случае оценки экологически благоприятных объектов.
Нормативно рассчитываемая стоимость – это стоимость объекта собственности, рассчитываемая на основе методик и нормативов, утвержденных соответствующими органами (Госкомимуществом, Госкомстатом). При этом применяются единые шкалы нормативов. Как правило, нормативно рассчитываемая стоимость не совпадает с величиной рыночной стоимости, однако нормативы периодически обновляются в соответствии с базой рыночной стоимости.