Лекции по "Оценка бизнеса"

Автор: 2************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:38, курс лекций

Описание работы

Тема лекции 1. Оценочная деятельность как особая сфера экономической деятельности РК.
Тема лекции 2. Понятие оценки бизнеса: предмет, цели и задачи.
Тема лекции 3. Виды стоимости и основные принципы оценки бизнеса.

Работа содержит 1 файл

лекции по оценки.doc

— 725.50 Кб (Скачать)

    Субъектом оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками. Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные виды активов, как материальных, так и нематериальных.

    Особенностью  процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или  приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро– и микроэкономическую среду обитания.

    Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом. Фактор времени, пожалуй, важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, на цену, на стоимость, на принятие решений.

    Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принципов оценки.

    Собственность в обыденном понимании представлена своим внешним признаком –  властью человека над вещью. Владеть  вещью может только субъект: физическое или юридическое лицо, в том числе государство, делегирующее свое право собственности представителям администрации.

    Субъект собственности – это экономически обособленное юридическое или физическое лицо, обладающее конкретным объектом (капиталом, землей и соответствующими экономическими интересами). Реализуя экономические интересы, субъекты вступают в экономические отношения, в частности по поводу владения, распоряжения и использования принадлежащих им объектов. Таким образом, собственность – это отношения между субъектами, Нет, и не может быть отношений между субъектом и материальным (духовным) благом. Может быть, только отношение между определенными субъектами по поводу владения, распоряжения и использования конкретного блага. Такое понимание собственности заложено в основу всех экономических, юридических, организационно–управленческих процессов, в том числе в основу определения ее стоимости, в основу оценки. Рыночная оценка должна учитывать не только ценность составных элементов определенного объекта – совокупность факторов производства, но и экономических отношений, реализующих право собственности на него.

    Бизнес  – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли. Таким образом, капитал является основой, внутренним содержанием любого процесса создания продукта или услуги, осуществляемого с целью получения дохода. Получение дохода – это цель и конечный результат деятельности во многих сферах, отраслях экономики, т.е. цель и результат бизнеса. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Предприятие, стремясь занять свою собственную рыночную нишу, выделиться из среды подобных, закрепить свои специфические особенности, создает и регистрирует свои отличия в виде фирменного названия и атрибутов. Фирма – это вывеска, знак, имя конкретного предприятия, являющегося в данной сфере экономико-организационной формой бизнеса, имеющего в своей основе капитал.

    Оценку  бизнеса по ее предмету с самого начала нельзя смешивать с анализом финансово–хозяйственной деятельности фирмы. Оценка бизнеса всегда отвечает на прямой вопрос: «Сколько стоит или сколько может стоить бизнес?»

    Более конкретно предмет оценки бизнеса  в разных ситуациях может подразумевать  определение:

  • гипотетической стоимости закрытой компании (акционерного общества, в том числе такого, которое лишь формально называется открытым акционерным обществом (ОАО), чьи акции не размещены на фондовом рынке, либо фирмы, вообще не представляющей собой акционерного общества;
  • контрольных цифр максимально приемлемой (для покупателя) или максимально возможной (для продавца) цены за закрытую компанию либо за долю в ней при подготовке сделок по купле-продаже фирмы, а также долевых участий в ней;
  • стоимости закрытой компании, какой она сложится через некоторое заданное время в будущем, когда, например, планируется трансформировать ее в открытую компанию (т.е. разместить акции владельцев либо вновь выпускаемые акции на фондовом рынке) или предложить к продаже (возможно, только долю в компании);
  • некоторой «действительной» стоимости открытой компании (чьи акции размещены и обращаются на фондовом рынке), более объективной по сравнению с той, на которую указывает фондовый рынок, в случае, если на рынке фирму недооценивают или переоценивают из-за того, что участники фондового рынка пользуются неполной либо недостоверной информацией о компании;
  • «действительной» стоимости компании, которая только отчасти является открытой, т.е. такой, чьи акции размещены на фондовом рынке, котируются, но не торгуются, по ним отсутствуют фактически совершаемые сделки купли–продажи, подтверждающие или не подтверждающие имеющиеся котировки цены;
  • стоимости имущественного комплекса предприятия по выпуску некоторого типа продукции (продуктовой группы), который состоит из совокупности материальных и нематериальных активов, заключенных контрактов, а также прав собственности, позволяющих выпускать и продавать продукцию данного типа;
  • стоимости имущественного комплекса многономенклатурной фирмы по выпуску и продаже нескольких типов продукции;
  • стоимости бизнес–линии по выпуску и продажам той или иной продукции (товара, услуги), включая, в отличие от оценки имущественного комплекса, и обязательства (долги), которые возникли либо могут возникнуть в связи с данной бизнес–линией;
  • ценности имущественного интереса в некотором льготном и/или обусловленном конкурентными преимуществами контракте (аналогично оценке такого контракта как нематериального актива).

    Предмет оценки бизнеса пограничен с предметами оценки недвижимости и объектов интеллектуальной собственности. Распространена точка зрения, согласно которой оценка бизнеса считается шире оценки недвижимости и оценки объектов интеллектуальной собственности и включает их в себя.

    Оценка  бизнес-линий может преследовать пять основных целей:

  1. оценить все бизнес–линии фирмы, чтобы суммой их стоимости (плюс рыночная стоимость указанных выше нефункционирующих или избыточных активов) охарактеризовать подлинную рыночную стоимость данной фирмы как действующего предприятия;
  2. определить ориентировочную обоснованную максимальную (способную служить в соответствующих торгах для продавца стартовой) цену;
  3. оценить целиком однопродуктовое предприятие (фирму), цена которого совпадает (без учета нефункционирующих активов) с оценкой его единственной бизнес–линии;
  4. оценить рыночную ценность инвестиционного проекта, совпадающего с рассматриваемой бизнес–линией (может быть использовано в целях отбора инвестиционных проектов для финансирования);
  5. установить ориентировочную обоснованную рыночную стоимость уставного (собственного) капитала предприятия, учрежденного для реализации планируемого инвестиционного проекта и имеющего для этого решающие конкурентные преимущества, но еще не приступившего к реализации оцениваемого проекта.

    Оценка  фирм (предприятий) и долей в них может отталкиваться от оценки бизнес-линий, осуществляемых фирмой (предприятием). Однако она может производиться и на основе имущества фирмы. Оба подхода естественны для фирмы как предмета оценки, так как фирма (предприятие), будучи отдельным юридическим лицом, имеет и собственное имущество, и собственный счет, на который поступают доходы от ведения ею хозяйственной деятельности.

    Основные  цели и задачи оценки бизнеса:

  1. проверить, насколько объективны (не зависимы от случайных и временно действующих факторов) текущая рыночная котировка акций той или иной открытой компании с достаточно ликвидными акциями, а также текущий наблюдаемый на рынке тренд в ее изменении: мелким и портфельным инвесторам это позволяет определиться в ожидаемом продолжении или изменении данного тренда, стратегическим инвесторам принять более обоснованное решение о приобретении или продаже контрольных пакетов такой компании, не опираясь только на данные фондового рынка;
  2. следить за рыночной стоимостью компаний и предприятий с недостаточно ликвидными акциями, по которым иной способ получить надежную информацию об их рыночной стоимости в принципе не доступен;
  3. готовить предложения по цене купли–продажи закрытых компаний или предприятий с недостаточно ликвидными акциями;
  4. использовать при составлении и аудите финансового отчета компаний всех типов для предоставления их владельцам (по открытым компаниям – всем участникам рынка) полной информации об истинном финансовом положении и перспективах предприятия.

    Особенности практической оценки бизнеса как оценки имущественных комплексов.

    Главными  практическими применениями оценки бизнеса в случае, когда предмет  оценки – имущественный комплекс компании, являются следующие.

    1) Как это напрямую предусмотрено законодательством, оценку имущественного комплекса в интересах кредиторов фирмы, на которой введена процедура внешнего управления, требуется проводить, когда выручка от продажи имущественного комплекса компании-банкрота используется в качестве средства:

  • обеспечения финансирования для бизнес–плана финансового оздоровления предприятия;
  • покрытия просроченной кредиторской задолженности кредиторам после финансового оздоровления предприятия, соответствующего повышению рыночной стоимости имущественного комплекса.

    В любом случае процедура банкротства  не доводится до конкурсного производства, когда будут распродаваться отдельные элементы имущественного комплекса и сумма выручки их распродажи может не превысить 10 % общей величины просроченной кредиторской задолженности.

    При продаже имущественного комплекса  фирмы–банкрота ее акции от их бывших владельцев не отчуждаются. Оценка имущественного комплекса фирмы–банкрота проводится с практической целью:

  1. определить рыночную стоимость имущественного комплекса для кредиторов от возможной его продажи (выручка);
  2. возложенная выручка от продажи имущественного комплекса должна, с одной стороны, погасить долги перед кредиторами, с другой – выступить источником финансирования оздоровления предприятия.

    Обе эти цели предполагают не ликвидацию имущественного комплекса, а его  продажу, как действующего при наличии достаточного срока экспозиции на рынке. Продажа имущественного комплекса новым владельцам предполагает, что это будет функционировать.

    Результаты  оценки не только служат руководством к действию внешнего управляющего, но и должны быть представлены собранию кредиторов, чтобы на основе их анализа можно принять обоснованное и отвечающее интересам кредиторов решение об утверждении или неутверждении составленного внешним управляющим бизнес–плана финансового оздоровления. Последний может быть ориентирован на достижение контрольных цифр, используемых при оценке прогнозной, на момент завершения срока внешнего управления, оценочной стоимости имущественного комплекса.

    2. Если фирма как имущественный  комплекс состоит из нескольких  бизнесов, то в случае необходимости владельцы могут принять решение о продаже одного из его бизнесов, например, для финансирования остальных. Данный вариант возможен в случае, если бизнесы достаточно независимы друг от друга.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какими свойствами обладает собственность, приносящая доход?
  2. В каких целях осуществляется оценка бизнеса?
  3. Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса?
  4. Какие задачи стоят при оценке бизнеса?
  5. Перечислите цели оценки бизнеса.

Рекомендуемая литература: Осн.: 1,6; доп.: 3,4. 

    Тема  лекции 3. Виды стоимости и основные принципы оценки бизнеса.

    Цель  лекции: Изучение видов стоимости. Знакомство с основными принципами оценки бизнеса.

    Ключевые  слова: Стоимость. Цена. Принципы оценки бизнеса.

    Краткое содержание основных положений.

    В зависимости от цели проводимой оценки, количества и подбора учитываемых  факторов оценщик рассчитывает различные виды стоимости.

    Стоимость – это денежный эквивалент, который покупатель готов обменять на какой–либо предмет или объект. Стоимость отличается от цены и затрат.

    По  степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно рассчитываемую стоимость.

    Под рыночной стоимостью в Международных стандартах оценки понимается расчетная величина, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что каждая сторона действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.

    В некоторых случаях рыночная стоимость  может выражаться отрицательной  величиной. Например, это может быть в случае оценки устаревших объектов недвижимости, сумма затрат на снос которых превышает стоимость земельного участка, или в случае оценки экологически благоприятных объектов.

    Нормативно  рассчитываемая стоимость – это стоимость объекта собственности, рассчитываемая на основе методик и нормативов, утвержденных соответствующими органами (Госкомимуществом, Госкомстатом). При этом применяются единые шкалы нормативов. Как правило, нормативно рассчитываемая стоимость не совпадает с величиной рыночной стоимости, однако нормативы периодически обновляются в соответствии с базой рыночной стоимости.

Информация о работе Лекции по "Оценка бизнеса"