Лекции по "Оценка бизнеса"

Автор: 2************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:38, курс лекций

Описание работы

Тема лекции 1. Оценочная деятельность как особая сфера экономической деятельности РК.
Тема лекции 2. Понятие оценки бизнеса: предмет, цели и задачи.
Тема лекции 3. Виды стоимости и основные принципы оценки бизнеса.

Работа содержит 1 файл

лекции по оценки.doc

— 725.50 Кб (Скачать)

    Итоговая  величина стоимости представляет собой  суждение, вынесенное оценщиком на основе анализа всей доступной информации. В последнее время в практике оценки при наличии достаточного количества данных начинают использовать методы регрессионного анализа. При его применении допустимо представлять итоговую оценку в диапазоне значений.

Вопросы для самоконтроля:

1) Сущность метода сравнительного анализа продаж.

2) Алгоритм метода САП.

3) Корректировка стоимости сопоставляемых объектов.

Рекомендуемая литература: Осн.:1,4; доп.:1. 

    Тема  лекции 12. Оценка машин, оборудования и транспортных средств при оценке бизнеса.

    Цель  лекции: Изучение типов машин оболрудования, а также методов оценки движимого имущества.

    Ключевые  слова: Движимое имущества. Оценка машин, оборудования и транспортных средств.

    Краткое содержание основных положений.

    Приняты следующие способы классификации  машин и оборудования как объектов оценки:

    а) по виду основных средств — на производственные или непроизводственные в зависимости от их вхождения в состав соответствующих подразделений предприятия. Этот способ классификации актуален при проведении оценки отдельных служб или подразделений предприятия;

    б) по этапу жизненного цикла объектов:

        • недавно поступившие и подготавливающиеся к эксплуатации, монтирующиеся, отлаживающиеся, проходящие пробную эксплуатацию;

        • находящиеся в эксплуатации;

        •  временно не эксплуатируемые и находящиеся в капитальном ремонте, на реконструкции, модернизации, переоснащении и т. д.;

        • находящиеся на консервации или в запасе (в том числе мобилизационном);

        • подготавливаемые к выбытию для продажи или передачи;

        • выбывшие из эксплуатации, подлежащие разборке и утилизации;

    в) по праву собственности, где выделяются:

    • относящиеся к собственным средствам предприятия;

  • безвозмездно полученные во временное пользование;
  • арендуемые у другого владельца;
  • собственные, сданные в аренду;

    г) по способу приобретения и происхождения выделяются машины и оборудование:

  • отечественные, приобретенные новыми;
  • импортные, приобретенные новыми;
  • отечественные, приобретенные подержанными;
  • импортные, приобретенные подержанными;
  • изготовленные собственными силами;

    д) по степени универсальности выделяют машины и оборудование:

  • универсальные;
  • специализированные;
  • специальные;

    е) по функциональному назначению в  соответствии с функциональной и отраслевой классификацией, где существуют классификаторы:

  • основных фондов;
  • товарной номенклатуры для внешнеэкономической деятельности;
  • отраслевые.

    Для многих видов техники элементы классификации  содержатся в их марках (моделях). Рассмотрим расшифровку моделей двух наиболее распространенных автотранспортных средств и технологического оборудования.

    В общем случае индексация автомобиля имеет вид (см. табл. 3.1):

    33

                                                                              Таблица 3.1. - Индексация автомобилей       

    ХХ     Х     Х     Х
    Характеристика

    автомобиля

    Порядковый  номер     Модификация     Импортное

    исполнение

    Для грузовых автомобилей 
    Х     Х     ХХ     Х
    Класс     Вид     Номер модели     Модификация
 

    Для всех грузовых автомобилей класс  соответствует полной массе в  тоннах: 1 класс- менее 1,2; 2 класс - 1,2 – 2; 3 класс - 2 – 8; 4 класс - 8 – 14; 5 класс - 14 – 20; 6 класс - 20 – 40; 7 класс - более 40.

    Обозначение вида соответствует конструктивному исполнению машины: 3 — бортовая; 4 — тягач; 5 — самосвал; 6 — цистерна; 7 — фургон. Например, обозначение ЗИЛ – 4431 расшифровывается как грузовой ботовой автомобиль с полной массой  8 – 14 т Автозавода им. Лихачева.

          Для легковых автомобилей  индекс модели имеет вид: 

    Х     Х     ХХ     Х     Х
Класс Вид Номер Модификация Экспортное  исполнение
 

    Для всех легковых автомобилей класс  соответствует рабочему объему двигателя: 1 класс - менее 1,2 л,   особо малый; 2 класс – 1,2 – 2,0 л,   малый;  3 класс – 2 – 4 л,      средний; 4 класс - более  4 л,  большой.

    Обозначение  ВАЗ - 2108 расшифровывается  как легковой автомобиль  малого класса  Волжского  автомобильного завода

    Для автобусов индекс модели имеет вид: 

    Х     Х     ХХ
    Класс     Вид     Номер
 

    Для всех автобусов класс зависит  от длины автобуса (в метрах): 2 класс -  до 5; 3 класс - 6 – 7,5;  4 класс - 8 – 9,5; 5 класс - 10,5 – 12; 6 класс - 16,5 – 24.

    Обозначение   ЛиАЗ-5256   расшифровывается   как   автобус длиной 10,5-12 м Ликинского автобусного завода.

    Индекс  модели универсального металлорежущего  оборудования включает четыре цифры и несколько букв. Первые две цифры обозначают соответственно группу (вид обработки) и тип (конструктивное исполнение) станка. Буквенные обозначения между 1-й и 2-й или 2-й и 3-й цифрами означают модификации базовой модели, буквы в конце индекса модели — класс точности станка: П — повышенная точность; В — высокая точность; А — особо высокая точность.

    Наличие системы программного управления отмечается буквой "Ф" с соответствующими цифрами, магазин с инструментами — "М". Остальные цифры в индексе модели означают максимальный размер обрабатываемой заготовки или другой основной размерный параметр станка.

    При проведении идентификации следует дать описание (листинг) оцениваемого объекта, которое имеет следующую структуру:

    а) наименование, модель (марка) объекта;

    б) назначение и принцип действия;

    в) масса и габариты;

    г) основные технические характеристики, позволяющие определить потребительские свойства объекта;

    д) характеристика системы управления;

    е) комплектация, включая приспособления, управляющие программы и инструмент;

    ж) год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;

    з) сведения об установке на фундамент и подключении к энергетическим и информационным сетям;

    и) сведения о ремонте и техническом  обслуживании объекта, замене его отдельных узлов и агрегатов;

    к) наименование и реквизиты изготовителя.

    Идентификация объекта проводится в два этапа. На первом этапе анализируется инвентарная опись оцениваемого оборудования, уточняются его технико-экономические характеристики. Этот этап проводится оценщиком на своем рабочем месте и предусматривает наличие определенной информации по оцениваемому объекту. По завершении этого этапа оценщик должен сделать для себя вывод — может ли он взяться за предлагаемую работу и уяснить для себя особенности оцениваемых машин и оборудования. Второй этап проводится на месте установки объекта и предполагает изучение имеющихся документов на объект, его комплектности, работоспособности и фактического состояния.

    Рыночный  подход оценки машин и оборудования.

    Рыночный  подход наиболее применим для тех  видов машин и оборудования, которые имеют развитой вторичный рынок: автомобили, многие виды станков, суда, самолеты и другое стандартное серийное оборудование. Метод основан на определении рыночных цен, адекватно отражающих "ценность" единицы оборудования в ее текущем состоянии. Основной используемый принцип — сопоставление, которое должно проводиться:

- с точным  аналогом, продающимся на вторичном рынке;

- с приблизительным  аналогом, продающимся на вторичном  рынке, с внесением корректирующих поправок при отсутствии точного аналога;

- с новым  аналогичным оборудованием с  внесением поправок на износ при отсутствии вторичного рынка.

    Очевидно, что такой подход требует существенных объемов рыночной информации и применения адекватных методов сопоставления объектов. В такой библиотеке должна быть собрана следующая информация:

  • реальные цены известных сделок купли-продажи нового и подержанного оборудования;
  • цены прейскурантов производителей (обычно новое оборудование) и (или) дилеров;
  • цены предложений (оферт), полученные в результате письменных или устных запросов;
  • индексы цен.

    Поскольку полученная таким образом информация имеет различную ценность и доступность, имеет смысл сравнить пути ее получения по этим критериям.

    Цены  реальных сделок: наиболее точно отражают уровень цен на конкретный момент и дают возможность получения информации о деталях сделки и копии контракта. Источники: личные связи, пресса и специализированные издания.

    Цены  прейскурантов и  каталогов: точно отражают тип объекта, комплектацию и другие технические условия; это лишь номинальные, или базовые, цены, в них не отражены возможные многочисленные скидки, которые получает покупатель в зависимости от реальных условий сделок. Источники: легко доступны по запросам.

    Цены  оферт (предложений о продаже или покупке): точно отражают тип объекта, комплектацию и другие технические условия; содержат некоторое завышение или занижение (уторгование). Источники: доступны по запросам, однако необходимы личные связи, а также определенная тактика для надежного получения информации.

    Индексы цен:  вспомогательная информация, сами по себе не могут быть 
использованы. Источники: общеэкономические и отраслевые издания.

    Информационные  базы данных (местные и международные): доступны, в частности через Internet; содержат прейскуранты, индексы цен, сведения об отдельных сделках, информацию о фирмах-производителях.

    Целесообразна следующая очередность внесения поправок:

Информация о работе Лекции по "Оценка бизнеса"